1. Специфические черты древнерусской литературы.
2. Проблема художественного метода древнерусской литературы.
3. Периодизация древнерусской литературы.
4. Система жанров древнерусской литературы.
5. Переводная древнерусская литература.
6. Оригинальная древнерусская литература.
7. История открытия, опубликования и изучения "Слова о полку Игореве".
8. Идейное содержание "Слова о полку Игореве".
9. Общая характеристика и периодизация русской литературы XVIII века.
10. Литература Петровской эпохи.
11. Особенности русского классицизма.
12. М.В.Ломоносов - теоретик русского классицизма.
13. Система жанров русского классицизма. Жанр оды.
14. Система жанров русского классицизма. Жанр комедии.
15. Творчество Д.И.Фонвизина. Комедия "Недоросль".
16. Сентиментализм в русской литературе. "Бедная Лиза" Н.М.Карамзина.
17. Место А.Н.Радищева в истории русской литературы.
18. Художественное своеобразие русского романтизма.
19. Романтизм в творчестве В.А.Жуковского. Баллады Жуковского.
20. Первая реалистическая комедия в русской литературе "Горе от ума".
21. Романтизм и реализм в творчестве А.С.Пушкина.
22. Основные мотивы лирики А.С.Пушкина (анализ одного из стихотворений).
23. Роман А.С.Пушкина "Евгений Онегин" в оценке В.Г.Белинского.
24. Идейные и художественные особенности лирики М.Ю.Лермонтова.
25. Романтическая поэма М.Ю.Лермонтова и ее главный герой.
26. Жанровое и тематическое своеобразие творчества Н.В.Гоголя.
27. Основная тема комедии Н.В.Гоголя "Ревизор"
28. Души "мертвые" и "живые" в произведении Н.В.Гоголя "Мертвые души".
29. Отражение эпохи в творчестве И.С.Тургенева.
30. Смысл финала романа И.С.Тургенева "Отцы и дети".
31. Тема "маленького человека" в произведениях Ф.М.Достоевского.
32. Социальные и философские истоки преступления Родиона Раскольникова в произведении Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание.
33. Основные темы и идеи лирики Ф.И.Тютчева.
34. Природа и любовь в лирике А.А.Фета.
35. Своеобразие гражданской лирики Н.А.Некрасова.
36. "Война и мир" Л.Н.Толстого и проблема эпического.
37. Роман "Воскресение" Л.Н.Толстого: социальная критика и моральная проповедь.
38. Тема духовного падения человека в рассказах А.П.Чехова.
39. Стиль чеховских рассказов: юмор и сатира, реалистическая деталь, лаконизм и другие
стилевые черты.
40. "Серебряный век" русской литературы. Содержание понятия. Основные имена.
41. Проза И.А.Бунина: новый уровень психологизма.
42. Ранние произведения М.Горького: реалистическое бытописание и "революционный
романтизм".
43. "На дне" М.Горького - социально-философская драма.
44. Особенности развития сюжета в повести М.Булгакова "Собачье сердце".
45. Мир и человек в лирике А.А.Блока.
46. В.В.Маяковский как поэтический голос эпохи, создание нового поэтического языка.
47. Основные темы и мотивы поэзии С.Есенина и их эволюция.
48. Поэма С.Есенина "Анна Снегина": история создания, проблематика, художественное своеобразие.
49. Лирика А.Ахматовой.
50. Цикл М.Цветаевой "Стихи о Москве". Особенности поэтического языка.
51. Творчество М.Шолохова: общая характеристика.
52. Народность и новаторство поэмы А.Т.Твардовского "Василий Теркин".
53. Эволюция поэтического мира Б.Л.Пастернака.
54. Антифашистская тема в творчестве Андрея Платонова.
55. Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве (А.И.Солженицын).
56. Своеобразие воплощения национального характера в рассказах Шукшина.
57. Нравственная проблематика в произведениях А.Вампилова.
58. Обзор произведений отечественной литературы последних десятилетий.
59. Современная авторская песня.
60. Поэзия на современном этапе. Основные течения и направления.
Основная литература:
1. История русской литературы XX века: Учебник / В.Д. Серафимова. - М.: НИЦ Инфра-М,
2013. - 540 с.:- http://znanium.com/bookread.php?book=346858
2. Кременцов, Л. П. Русская литература в ХХ веке. Обретения и утраты [электронный ресурс]:
учеб. пособие / Л. П. Кременцов. - 3-е изд., стер. - М.: Флинта: Наука, 2011. - 224 с. -
http://znanium.com/bookread.php?book=454328
3. Русская и зарубежная литература: Учебник / Под ред. проф. В.К. Сигова. - М.: ИНФРА-М,
2012. - 512 с - http://znanium.com/bookread.php?book=233871
4. Русская литература XVIII века: Тесты / А.В. Петров. - М.: Флинта: Наука, 2010. - 136 с. -
http://znanium.com/bookread.php?book=319703
5. Русская литература: теоретический и исторический аспекты: Учебное пособие / О.М.
Кириллина. - М.: Флинта: Наука, 2011. - 120 с. - http://znanium.com/bookread.php?book=320763
Дополнительная литература:
1. Бахтин М.М. Эпос и роман: О методологии исследования романа // Бахтин М.М. Эпос и
роман. СПб. 2000.
2. Беляева И.А. Д.С. Лихачев и теория жанровой системности. // Межвузовская
научно-практическая конференция, посвященная 100-летию со дня рождения академика
Дмитрия Сергеевича Лихачева. М., 2007.
3. Беляева И.А. Система жанров в творчестве И.С. Тургенева. М., 2005.
4. Берков П.Н. Особенности литературного процесса XVIII в. // Берков П.Н. Проблемы
исторического развития литературы. Л., 1981.
5. Бочаров С.Г. О религиозной филологии // Литературоведение как проблема. М., 2001.
6. Галкин А.Б. Литературоведение как миф / Литературоведение как проблема. М., 2001.
7. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. М., 1988. 8. Литературные архетипы и универсалии
/ Под ред. Е.М. Мелетинского. М. 2001.
9. Гинзбург Л.Я. О лирике. (Любое издание).
10. Демин А.С. О художественности древнерусской литературы. - М., 1998.
11. Динамическая поэтика. От замысла к воплощению / Под ред. З.С. Паперного и Э.А.
Полоцкой. М., 1990.
12. Дунаев М.М. Православие и русская литература. М., 2001. Ч. 1 - 2.
13. Есин А.Б. Народность как категория современного литературоведения // Филологические
науки. 1999.
14. Живов В.М. Язык и культура в России XVIII в. М., 1996.
15. Журавлева А.И. Русская драма и литературный процесс XIX века. М., 1988.
16. Захаров В.Н. Русская литература и христианство // Евангельский текст в русской
литературе XVIII - XX вв. Петрозаводск, 1994.
17. Зингерман Б.И. Театр Чехова и его мировое значение. М., 1988.
18. Клейн Иоахим. Пути культурного импорта: Труды по русской литературе XVIII века. - М.:
Языки славянской культуры, 2005. - 567 с.
19. Кожинов В.В. Происхождение романа. М., 1963.
20. Круглый стол "Религиозное литературоведение: обретения и утраты" // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 2006.
21. Ларионова М.Ч. Миф, сказка и обряд в русской литературе XIX века. Ростов-на-Дону.
2006.
22. Либан Н.И. Становление личности в русской литературе XVIII века. М., 2003. Лекции 13,
14, 15, 16, 17, 18.
23. Литературный процесс // Введение в литературоведение / Под ред. Л.В. Чернец. М., 2006.
24. Лихачев Д.С. Развитие Русской литературы X -XVII веков: Эпохи и стили. Л., 1973.
25. Лихачев Д.С. Система литературных жанров Древней Руси // Лихачев Д.С. Исследования
по древнерусской литературе. Л., 1986 (или любое другое издание).
26. Лотман Ю.М. Очерки по истории русской культуры XVIII - начала XIX в. // Из истории
русской культуры. Т. IV (XVIII - начало XIX в.). М., 2000.
27. Никольский Н.К. Ближайшие задачи изучения древнерусской книжности. - СПб.: Об-во
любителей древней письменности, 1902.? 32 с. Его же: Материалы для истории
древнерусской духовной письменности.? СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1907.? 168 с.
28. Манн Ю.В.Какой мы видим историю русской литературы? // Вопросы литературы. - 2010, -5. - C. 209-216.
29. Манн Ю.В. Русская литература XIX века: Эпоха романтизма. М., 2001.
30. Маркович В.М. Вопрос о литературных направлениях и построение истории русской
литературы XIX века // Известия РАН. Серия лит. и яз. 1993. � 3.
31. Пиккио Р. История древнерусской литературы. - М.: Кругъ, 2002.
32. Пумпянский Л.В. К истории русского классицизма // Пумпянский Л.В. Классическая
традиция. Собрание трудов по истории русской литературы. М., 2000.
33. Сквозников В.Д. Пушкинская традиция. М., 2007.
34. Сквозников В.Д. Русская лирика. Развитие реализма. М., 2002.
35. Теория литературы: В 4 т. Т. 3. Роды и жанры: Основные проблемы в историческом
освещении. М., 2003.
36. Теория литературы: В 4 т. Т.4. Литературный процесс. М., 2001.
37. Тынянов Ю.Н. О литературной эволюции // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы.
Кино. М., 1977.
38. Эсалнек А.Я. Типология романа. М., 1991.
39.Анненский Л. Локти и крылья. Литература 80-х - надежды, реальность, парадоксы. - М.,
1989.
40. Бочаров А. Человек и война. - М., 1978.
41. Газизова А.А. Обыкновенный человек в меняющемся мире: Опыт типологического анализа
советской философской прозы 60-80-х гг. - М., 1990.
42. Гачев Г. Национальные образы мира. Курс лекций. - М., 1998.
43. Голубков М.М. Русская литература после раскола. Учебное пособие. - М., 2001. 44.
Голубкова М.М. Русская литература XX в. - М., 2001.
45. Громова М. Русская современная драматургия. Учебное пособие. - М., 2002.
46. История русской литературы конца XIX начала - XX века: в 2т. - М., 2007.
47. История русской литературы XX века: в 4 т. / под ред. Л.Ф.Алексев. Русская литература
XX в. Школы и направления, методы творческой работы. - М., 2002.
48. Русская поэзия "серебряного века": Антология. - М., 1993.
Интернет-ресурсы:
Библиотека Максима Мошкова - http://lib.ru
Православие.ру - http://www.pravoslavie.ru
Профильные сайты - http://pesni.voskres.ru
Сайты о персоналиях - http://www.rubtsov.id.ru
Федеральный образовательный портал - http://www.edu.ru
Федеральный образовательный портал - http://center.fio.ru/som
Фундаментальная электронная библиотека (ИМЛИ РАН) - http://www.feb-web.ru
Чехов А.П. - http://www.antonchehov.ru/
Словарь
Антите́за, антите́зис (от др.-греч. ἀντίθεσις «противопоставление») – риторическое противопоставление, стилистическая фигура контраста в художественной или ораторской речи, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом.
Гроте́ск (фр. grotesque, буквально – «причудливый», «комичный»; итал. grottesco – «причудливый», итал. grotta – «грот», «пещера»[1]) – вид художественной о́бразности, комически или трагикомически обобщающий и заостряющий жизненные отношения посредством причудливого и контрастного сочетания реального и фантастического, правдоподобия и карикатуры, гиперболы и алогизма.
Иди́ллия (лат. idyllium от др.-греч. εἰδύλλιον – «небольшое изображение», «картинка», уменьшительное от είδος – «вид», «картина») – первоначально (в Древнем Риме) небольшое стихотворение на тему сельской жизни.
Классицизм – художественное направление, сложившееся в европейской литературе 17 века, в основе которого – признание античного искусства высшим образцом, идеалом, а произведений античности – художественной нормой.
Коме́дия (др.-греч. κωμ-ῳδία, от κῶμος – «праздник в честь Диониса» + ἀοιδή/ᾠδή, ᾠδά – «песня») – жанр художественного произведения, характеризующийся юмористическим или сатирическим подходом, и также вид драмы, в котором специфически разрешается момент действенного конфликта или борьбы.
Ли́рика, лири́ческая поэ́зия (от греч. λυρικός – «исполняемый под звуки лиры, чувствительный, лирный») – род литературы, воспроизводящий субъективное личное чувство (отношение к чему-либо) или настроение автора (ЭСБЕ). По словарю Ожегова, лиризм означает чувствительность в переживаниях, в настроениях, мягкость и тонкость эмоционального начала; словарь Ефремовой отмечает характеризующие его эмоциональность, поэтическую взволнованность, задушевность.
О́да – жанр лирики, представляющий собой торжественное стихотворение, посвящённое какому-либо событию, герою, или отдельное произведение такого жанра.
Поэтика ( в узком смысле этого слова) – «литературность», «превращение речи в поэтическое произведение и систему приемов, благодаря которым это превращение совершается»; широкое понимание «предполагает изучение не только речевых, но и других структурных моментов художественного текста».
Реализм – 1. Направление в литературе и искусстве, ставящее целью дать правдивое воспроизведение действительности в ее типических чертах.
2. Метод правдивого изображения действительности в литературе и искусстве.
Романтизм – литературное направление конца 18 – начала 19 века, противопоставлявшее себя классицизму как поиск более соответствовавших современной действительности форм отражения ее.
Романтизм – 1. Направление в литературе и искусстве, возникшее в начале XIX в., боровшееся с канонами классицизма, выдвигавшее на первый план личность и чувства и использовавшее в своем творчестве исторические и народно-поэтические темы.
2. Направление в литературе и искусстве, проникнутое оптимизмом и стремлением в ярких образах показать высокое назначение человека.
Секуляриза́ция (позднелат. saecularis — мирской, светский): Секуляризация (история) – в исторической науке изъятие чего-либо из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому ведению.
Сентиментализм – художественное направление (в России - в конце 18 и нач. 19 в.), характеризующееся вниманием к душевной жизни человека, чувствительносью и идеализированным изображением людей, жизненных ситуаций, природы
Элегия – лирический жанр, содержащий в стихотворной форме какую-либо жалобу, выражение печали или эмоциональный результат философского раздумья над сложными проблемами жизни.
Эпигра́мма (др.-греч. ἐπίγραμμα «надпись») – небольшое сатирическое стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо или общественное явление.
Ямб (др.-греч. ἴαμβος, предположительно от ἴαμβύκη, названия музыкального инструмента): 1) в античной метрике, простая стопа, двусложная, трехмерная, короткий слог + долгий слог (U –); в силлабо-тоническом стихосложении (например, русском) – безударный слог + ударный слог; 2) то же, что стих, состоящий из ямбических метров.