Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


II. „тение отрывков из рассказов и их анализ.




»з рассказа Ђ—видание с птицейї: ЂЌизко над садом, колыхнув вершины темных древесных холмов, проноситс€ судорожный, печальный вздох: это умер деньї; Ђколесики лимона Ч будто разломали маленький желтый велосипедї; о каше Ч Ђтающий остров масла плавает в липком —аргассовом море. ”ходи под воду, масл€на€ јтлантида. Ќикто не спасетс€. Ѕелые дворцы с изумрудными чешуйчатыми крышами, ступенчатые храмы с высокими дверными проемами, прикрытыми стру€щимис€ занавесами из павлиньих перьев, золотые огромные статуи, мраморные лестницы...ї. ƒалее сказочный мир, в который погружаетс€ ѕет€ (началось все просто с каши!), все углубл€етс€, расшир€етс€, обрастает волшебным и реальными подробност€ми до тех пор, пока не вмешиваютс€ взрослые.

»з рассказа Ђ‘акирї: Ђ“емный чай курилс€ в чашках, вилс€ сладкий сигаретный дымок, пахло розами, а за окном тихо визжало под колесами —адовое кольцо, налил веселый народ, город си€л в€занками золотых фонарей, радужным и морозными кольцами, разноцветным скрипучим снегом, а столичное небо се€ло новый прелестный снежок, свежий, только что изготовленныйї.

“олста€ одухотвор€ет не только мир вещей, но и абстрактный мир, чудесным образом преображает реальность, творит новую, сказочно прекрасную, в которую хочетс€ погрузитьс€, да там и остатьс€. ћетафоры и сравнени€ не кажутс€ надуманными, они выгл€д€т свежими и естественными: Ђћир, оказываетс€, весь пропитан таинственным, грустным, волшебным, шум€щим в ветв€х, колеблющимс€ в темной водеї.

Ч  ак принцип сказочности реализуетс€ в рассказе Ђ‘акирї?  акие значени€ вы видите в фамилии ‘илин?

(‘илин сказочно свободен Ч он оборотень. —лово Ђ‘илинї можно пон€ть дво€ко: и как фамилию; и как название птицы. ¬ конце рассказа √ал€, расстава€сь с Ђрозовым дворцомї факира, со своей мечтой, думает: ЂЋети на все четыре стороны, ‘илин!ї)

Ч  акие произведени€ Ђновой литературыї вы знаете, где главным персонажем €вл€етс€ писатель, автор?

Ч ѕро€влена ли авторска€ позици€ в рассказе “. “олстой?  акова она?

ѕроанализируйте те фрагменты произведени€, где звучит пр€мой авторский голос.

 

III. «аключительно слово учител€

—ознание автора оказываетс€ родственным сознанию героев. ћир в прозе “олстой предстает как бесконечное множество сказок о мире, фантастических и поэтичных. —казка всегда имеет установку на вымысел. —казки “олстой тоже.  ритик јлександр √енис приходит к выводу: Ђ¬ выигрыше у “олстой остаютс€ только безумцы, умеющие обменивать вымышленную жизнь на насто€щуюї. ¬ымысел предполагает свободу фантазии, свободу мысли, раскрепощенность духа, что и делает прозу “олстой прит€гательной и одушевленной.

 

ƒомашнее задание

1. јнализ рассказа “. “олстой (по выбору).

2. ѕеречитать повесть ¬. ѕелевина Ђќмон –аї.

 

”рок 65 (126). ‘антомность реальности

в повести ¬. ѕелевина (1962) Ђќмон –аї

÷ель урока: дать краткий обзор творчества ¬. ѕелевина.

ћетодические приемы: лекци€ учител€; аналитическа€ беседа.

 

’од урока

I. —лово учител€

¬иктор ѕелевин Ч один из наиболее интересных и спорных авторов нового поколени€. ќн начинал свой литературный путь как фантаст (сборник рассказов Ђ—иний фонарьї). ќднако публикаци€ повести Ђќмон –аї (журнал Ђ«нам€ї, 1992) показала, что его творчество не ограничиваетс€ рамками фантастики. ¬скоре вышли романы Ђ∆изнь насекомыхї (1993), Ђ„апаев и ѕустотаї (1996) и ЂGeneration ѕї (1999). »нтерес к творчеству ѕелевина вышел за пределы нашей страны: почти все его произведени€ переведены на европейские €зыки и высоко оценены западной прессой.

Ќ. Ћ. Ћейдерман отмечает, что, начина€ с ранних рассказов и повестей, ѕелевин четко обозначил свою центральную тему: что есть реальность? ≈сли постмодернизм до ѕелевина вскрывал искусственность, Ђсимул€циюї реальности, то дл€ героев этого автора сознание иллюзорности происход€щего очевидно.

“ворческими принципами писател€ €вл€ютс€ виртуальность (не различение насто€щей и выдуманной реальности, множественность миров, среди которых нет истинного) и интерактивность (свобода читател€ в выборе ракурса, в способе прочтени€ текста). ¬ критической статье о повести ѕелевина Ђ∆изнь насекомыхї јлександр √енис пишет: Ђ¬ геро€х ѕелевина больше и от насекомых, и от людей. —обственно, между ними вообще нет разницы: насекомые и люди суть одно и то же.  ем их считать в каждом отдельном эпизоде, решает не автор, а читатель. Ёто напоминает известные оптические иллюзии, когда при помощи перспективы на одном рисунке изображаютс€ сразу две фигуры, но увидеть мы можем только одну, на которой сфокусировали свое внимание “ак же двойственно впечатление от романа Ђ„апаев и ѕустотаї: его можно прочитать и как анекдот из Ђчапаевскогої цикла, и как дзен-буддийскую притчу.

ј. √енис назвал ѕелевина Ђпоэтом, философом и бытописателем пограничной зоныї. √раница проходит не только между реальным миром и миром, созданным фантазией писател€. √раница обусловлена и исторической ситуацией, ситуацией переходного периода от советского к постсоветскому пространству. ѕисатель исследует феномен советского и постсоветского человека. ѕелевина интересуют те, чье сознание было сформировано в одной (советской) системе ценностей, а жить приходитс€ в другой (постсоветской).

Ћюба€ проблема, по ѕелевину, Ч это проблема нашего сознани€, которое порождает миражи, мифические представлени€ о мире. ѕуть к истине, к просветлению сознани€ лежит через преодоление власти духовных авторитетов, через самопознание. ѕоэтому писатель обращаетс€ к попул€рному у постмодернистов дзен-буддизму, парадоксальному учению, в основе которого лежит установка на пр€мой контакт человека со своей духовной сущностью Ч вне св€тынь и авторитетов: Ђ¬елика€ истина дзен живет в каждом. «агл€ните внутрь и ищите ее там, не прибега€ к чьей-либо помощи. ¬аш собственный разум выше вс€ких форм. ќн свободен, покоен и блажен. ќн вечно про€вл€етс€ в ваших шести чувствахї.

‘илософи€ дзен привлекательна дл€ ѕелевина и своей иррациональностью, необ€зательностью рационального объ€снени€ себ€ и мира: Ђ≈сли ты оказалс€ в темноте и видишь хот€ бы самый слабый луч света, ты должен идти к нему, вместо того чтобы рассуждать, имеет смысл это делать или нет. ћожет, это действительно не имеет смысла. Ќо просто сидеть в темноте не имеет смысла в любом случаеї. ƒумаетс€, это положение философии дзен привлекательно дл€ многих.

 

II. јналитическа€ беседа по повести Ђќмон –аї

ќбратимс€ к ранней повести Ђќмон –аї и посмотрим, как и зачем создаютс€ вымышленные миры ѕелевина.

Ч ¬ чем смысл названи€ повести?

(ѕовесть названа по имени главного геро€ и фонетически относит читател€ к египетскому богу (јмон –а). Ќа самом деле отец-милиционер назвал сына таким странным именем, не име€ в виду мифологический персонаж. ќмон Ч это аббревиатура слов Ђотр€д милиции особого назначени€ї. ƒействительно, ќмону предсто€ло особое назначение Ѕрат ќмона был назван не менее экзотическим именем Ч ќвир (Ђотдел виз и регистрацийї). ‘амили€ братьев ( ривомазовы) пародирует ЂЅратьев  арамазовыхї. Ѕрать€ в детстве болели менингитом, и ќвир умер. Ёта истори€ относит читател€ к школьному анекдоту, в котором утверждаетс€, что из менингита только два выхода: либо помрешь, либо дураком останешьс€. ќмон выжил. —тал ли он дураком? —корее, не таким, как все. ќн мысленно уподобл€ет себ€ египетскому богу –а, умирающему и возрождающемус€, светоносному и бессмертному.)

Ч  ак бы вы определили жанр повести?

(Ђќмон –аї Ч своего рода антифантастика —оветска€ космическа€ программа в повести предстает как сплошна€ фикци€. ѕарадокс в том, что детские, игровые переживани€ геро€ (его ощущени€ от Ђполетаї на самолетике в детском саду) кажутс€ более реальными, чем все претендующее на роль действительности. ¬ изображении этой фиктивной, абсурдной, лживой реальности, имитации бурной де€тельности Ч сатирический, обличительный пафос, многим кажущийс€ даже циничным, пос€гающим Ђна св€тоеї. Ќо, во-первых, не будем забывать, что это, прежде всего, литературное произведение, а во-вторых, данные о первых шагах советской космонавтики, которые открываютс€, публикуютс€ сейчас, кажутс€ порой не менее циничными и чудовищными. Ёто ни в коей мере не отмен€ет мужества, героизма, искреннего стремлени€ к подвигу людей, св€занных с космонавтикой. ѕовесть о другом Ч о фальши системы, фальши, проникающей даже в космос.)

Ч  аким образом существует и поддерживаетс€ ложь, фикци€?

Ч  ак вли€ет на людей участие в жизни насквозь лживой системы?

Ч  ак герой идет к осуществлению своей мечты?

јбсурдный и обманный мир ѕелевин показывает изнутри, глазами Ђвинтикаї системы. √лавный герой с детства мечтает о космосе. ѕолет дл€ него Ч прорыв в другую жизнь, противоположную унылой реальности, повседневности с посто€нно повтор€ющимс€ набором Ђкомплексного обедаї: суп с макаронными Ђзвездочкамиї, курица с рисом и компот. ќт этих макаронных Ђзвездочекї ќмон хочет оторватьс€ к насто€щим звездам. Ќацеленность в космос дл€ геро€ обусловлена не столько стремлением к подвигу, сколько стремлением от земли, причем именно с маленькой буквы. ќмон живет не на планете «емл€, а на самой что ни на есть Ђземлеї, в самом низком смысле этого слова: Ђ...в синем небе над нашими головами среди реденьких и жидких звезд существовали особые сверкающие точки, искусственные, медленно ползущие среди созвездий, созданные тут, на советской земле, среди блевоты, пустых бутылок и вонючего табачного дымаї. —тремление ќмона к звездам, в космос Ч это стремление к свободе.

Ч  аков смысл разоблачени€ Ђполетаї ќмона –а?

(ѕосле того, как ќмон пон€л обман, он сам стал распор€жатьс€ реальностью, сам стал моделировать свой собственный мир. ¬озврат к прошлой, насто€щей, а на деле фиктивной реальности дл€ него невозможен. Ќапоминание об этой бывшей реальности Ч в сумке женщины в метро (все тот же набор продуктов, которым кормили ќмона всю жизнь). ƒействительно, подобно богу –а, избежав смертельной опасности, герой возрождаетс€ дл€ новой, свободной жизни в своем космосе.)

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-23; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1998 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—ложнее всего начать действовать, все остальное зависит только от упорства. © јмели€ Ёрхарт
==> читать все изречени€...

547 - | 468 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.01 с.