Рассмотрим особенности предмета, объектов, а также методов, используемых при производстве ПТЭ, связанных с природой ее родового объекта.
Пожар является событием прошлого и не может исследоваться непосредственно. В рамках ПТЭ путем исследования доступных источников информации диагностируется, распознается весь механизм пожара от исходной ситуации и до конечного состояния объекта пожара, фиксируемого при осмотре места происшествия. Основные задачи ПТЭ носят
преимущественно диагностический характер, хотя среди входящих в них подзадач определенную часть могут составлять задачи идентификационного характера, уточняющие те или иные обстоятельства и факты.
При диагностировании явлений, событий, действий изучаются как их материальные следы, так и отображения самого механизма взаимодействия объектов в целом и отдельных составляющих элементов. Обязательным этапом методики диагностического исследования является сопоставление изучаемого с подобными, типичными ситуациями, имевшими место в прошлом и подробно изученными. При этом выдвигаются версии, которые представляют собой вероятностные информационно-логические модели события происшествия в целом или отдельных обстоятельств, составляющих его. Версии основываются на обобщенном знании типичных криминальных ситуаций, типовых информационных моделей, характерных совокупностей следов, которые являются проявлениями определенных закономерностей механизма следообразования.
Для дел о пожарах важной особенностью является то, что на образование следов, их сохранность и доступность для последующего обнаружения и исследования накладывают отпечаток процессы, происходящие при развитии и тушении пожара. В итоге многие информативные следы могут быть уничтожены, и невозможность их обнаружения имеющимися средствами не означает, что такие следы не существовали ранее. Этим обстоятельством и объясняется необходимость наиболее полного, всестороннего исследования места пожара и собирания материальных следов происшедшего. Располагая ими, можно провести системный анализ следовой картины для получения полной информационной модели пожара даже в случае, если часть фрагментов такой модели физически отсутствует по объективным или субъективным причинам.
Исследование в целях установления механизма возникновения пожара проводится в первую очередь по тем версиям, которые выдвинуты следователем9[7] по результатам анализа собранных материалов и отражены в вопросах постановления о назначении экспертизы. При тщательной подготовке к назначению ПТЭ материалы, как правило, хорошо проработаны, и на основе их анализа сформулированы обоснованные общие и частные версии о происшедшем событии, по каждой из этих версий в деле имеются конкретные объекты экспертного исследования: вещественные доказательства и документированные данные. Закон предоставляет эксперту право на инициативную постановку дополнительных вопросов и проведение соответствующих исследований в том случае, если им в представленных материалах дела обнаружены следы и признаки, не учтенные следователем на момент назначения ПТЭ.
Если же подробный анализ не выполнен следователем, то в материалах дела оказывается недостаточно данных, необходимых для разрешения поставленных вопросов. Довольно часто в распоряжение эксперта направляются все материалы уголовного дела и ставится только один вопрос – причина пожара. В таком случае следователь фактически перекладывает на эксперта работу по версионной проработке информации по делу, что противоречит уголовно-процессуальному законодательству.
Эксперту должны предоставляться только те материалы дела, которые относятся к области его профессиональной компетенции, к предмету экспертизы, доступ к иным материалам может повлиять на сущность и объективность выводов эксперта, которые он формулирует по результатам проведенного исследования. При этом фактически нарушается требование уголовно-процессуального законодательства о том, что эксперт самостоятельно не вправе собирать никакие материалы. Эксперт не выполняет работу, возложенную уголовно-процессуальным законом на следователя, а действует в пределах своих специальных познаний, решая ряд ситуационных задач, связанных с диагностированием и уточнением обстоятельств отдельных стадий механизма возникновения и развития пожара по сформулированному в постановлении о назначении ПТЭ заданию следователя.
Эксперт в рамках ПТЭ исследует всю совокупность следов в вещной обстановке места происшествия, поскольку отдельные, разнородные, отрывочные данные, полученные им при исследовании того или иного объекта, изъятого с места происшествия, не позволят проследить взаимосвязи этого объекта с другими, составляющими неразрывное, единое целое. Это положение имеет принципиальное значение, поскольку при раздельном изъятии и исследовании экспертом обнаруженных на месте происшествия объектов утрачивается представление о целостности события и поэтому невозможно осуществить экспертную диагностику события.
Достоверность выводов заключений, данных экспертами даже в категорической форме, является не абсолютной (формальной), а относительной (практической). Во-первых, эксперт может исследовать только то, что уже обнаружено и закреплено в материалах дела в установленном порядке. Во-вторых, эксперт исследует не все, а только предоставленные ему материалы дела. Эти положения особенно характерны для ПТЭ, решающей преимущественно диагностические задачи: реконструкция события пожара по его последствиям в виде материальных и идеальных следов, установление динамики события, причинно-следственной связи между отдельными существенными фактами. Устанавливая для конкретного исследуемого
события совокупность характеризующих его признаков, эксперт сопоставляет ее с характеристиками известных типовых объектов, ситуаций и судит о достаточности установленных им в ходе исследования и предоставленных следователем фактических данных для обоснованного и достоверного вывода.
Таким образом, при установлении обстоятельств пожара исследованию подлежит вся материальная обстановка места происшествия. И наиболее правильно проводить экспертизу или, по крайней мере, начинать ее производство непосредственно на месте происшествия. Для достижения результата в исследовании обстоятельств пожара эксперту важно самому увидеть и оценить следы и признаки, необходимые для решения поставленных вопросов, полнее и глубже познать механизмы следообразования, выявить системный характер этих признаков, установить по характеру термических поражений место возникновения пожара, время наступления тех или иных событий (например, выявить и проследить на месте происшествия характерные признаки, по которым устанавливается направление распространения огня и дыма, по уменьшению степени обгорания, обрушения или деформации строительных конструкций и предметов, изменению степени переугливания или цветового оттенка, различию в степени окопчения ограждающих конструкций) и пр.
Все обнаруженные на месте происшествия следы и признаки, на которые дается ссылка в заключении эксперта по результатам проведения ПТЭ, должны быть зафиксированы в протоколе следственного осмотра места происшествия, проведенного с участием или без участия эксперта. В соответствии с духом и буквой уголовно-процессуального законодательства эксперт не вправе самостоятельно собирать доказательства для проведения исследования. Поэтому каждый объект, каждый след и признак, который он исследует и использует в качестве обоснования своих выводов (если только они не являются собственно результатом его исследования), должен быть зафиксирован в деле. Если эксперт обнаружил следы или предметы в отсутствие следователя и понятых, то в дальнейшем могут возникнуть сомнения в их относимости и допустимости, и как бы ни было научно обосновано заключение эксперта, оно теряет свое значение, если доказательства, лежащие в его основе, вызывают сомнение в своей достоверности. Поэтому так называемый экспертный осмотр места происшествия, проведенный без участия следователя и без составления протокола следственного осмотра, может иметь лишь ознакомительный характер, а следы и признаки, обнаруженные при этом, не могут изыматься экспертом самостоятельно и не могут служить основанием для формулируемых им
выводов.
Место происшествия со следами пожара – слишком неопределенный объект. Информация о нем, как о комплексе следов различного рода, важна и необходима, как правило, для увязывания свойств и характеристик отдельных составляющих его элементов. В качестве основных, конкретных объектов исследования рассматриваются вещества и материалы, обнаруженные в зоне очага пожара, изделия, проверяемые на причастность к возникновению горения в очаге пожара, и остатки таких изделий, образцы веществ и материалов для сравнительного исследования.
Экспертному исследованию по делам о пожарах могут подвергаться следующие конкретные объекты.
1) Деформированные и разрушенные строительные конструкции, выполненные из металлов, камня, железобетона. Поврежденное оборудование и транспортные средства. Обгоревшие предметы интерьера и строительные конструкции, выполненные из древесины и пластмасс. Следы копоти. Следы прогара, пробы материала с участков под прогаром, следы теплового воздействия (обгорание, оплавление). Мусор пожарный (зола, пепел, шлак, угли, обгоревшие предметы).
2) Предметы необгоревшие и обгоревшие с сохранившимися следами взлома, рук, перчаток, ног и т. п.(трасологическая экспертиза).
3) Изделия обгоревшие и необгоревшие (включая обгоревшую одежду, обувь на потерпевших, предполагаемые технические средства поджога, электронагревательные и отопительные приборы, установки нагревательные на газообразном или жидком топливе и т. п.).
4) Устройства пожарной (охранно-пожарной) сигнализации, средства пожаротушения составляют самостоятельную группу изделий с учетом их значимости для установления обстоятельств происшедшего пожара (исследуются для установления их технических характеристик, работоспособности, соответствия технических возможностей для защиты определенного участка объекта и др.).
5) Документы, деньги, ценные бумаги(объекты технико-криминалис-тического исследования документов и денег).
6) Предметы и материалы со следами горючих жидкостей (включая емкости из-под горючей жидкости).
7) Вещества взрывчатые и другие химически активные, их следы. Устройства взрывные и зажигательные, их осколки и фрагменты.
8) Следы неисправной работы электрооборудования.
С учетом разнородности объектов и разноплановости экспертных задач по делам о пожарах может выполняться комплекс различных экспертиз как в отношении одного и того же объекта, так и группы объектов. Так, у следователя, лица, производящего дознание, или суда могут возникнуть вопросы, касающиеся состояния электрокабеля, изъятого с места пожара,
о причинах его оплавления (относящиеся к компетенции эксперта-металловеда), и чисто электротехнического характера. Соответствующие экспертизы могут выполняться самостоятельно, независимо друг от друга, и на каждую из них будет оформляться отдельное заключение эксперта. Сходная картина возникает при решении вопросов, была ли включена электрическая лампа к моменту разрушения ее колбы, возможно ли зажигание определенного материала на заданном расстоянии от колбы включенной лампы и т. д.
В рамках ПТЭ может быть проведено и комплексное исследование, например, кабельных изделий для определения момента возникновения короткого замыкания с использованием таких современных инструментальных методов, как рентгеноструктурный, металлографический, растровая электронная микроскопия, газовый анализ металлов. Несмотря на то, что в постановлениях о назначении подобных экспертиз часто фигурирует термин «комплексные», они по сути таковыми не являются, а представляют собой экспертизы одного вида с использованием комплекса методов.
Комплексной же экспертизой является та, при производстве которой решение поставленного вопроса и формулирование вывода требует одновременного совместного участия специалистов в различных областях знания (см. ст. 23 Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»). Предполагается, что каждый из них обладает не только узкой специализацией, но и знаниями в пограничных областях наук, которые использовались при даче заключения.
Выводы по общим вопросам, которых, как правило, немного в комплексной экспертизе, подписываются всеми участвовавшими в производстве данной экспертизы лицами. В ПТЭ – это, главным образом, выводы о местоположении очага и о механизме пожара. Выводы по поставленным вопросам, сделанные экспертом по результатам самостоятельных, без участия специалистов иных областей знания исследований, подписываются им единолично.
Комплексной также является и экспертиза, проведенная одним экспертом, владеющим и применяющим методы и знания из разных наук (при производстве ПТЭ – достаточно часто встречающаяся ситуация с учетом сложности и комплексности системы знаний, составляющих научную и научно-практическую основу данного рода судебной экспертизы). Для комплексности экспертизы не обязательно, чтобы она выполнялась не менее чем двумя специалистами, что обязательно в комиссионной
экспертизе.