Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Урок 41. Поэзия С. Клычкова, П. Орешина (обзор)




Цели урока: показать общие мотивы и различия в творчестве этих поэтов; дать краткий обзор их поэзии.

Методические приемы: лекция с элементами беседы, анализ стихотворений.

 

Ход урока

I. Реализация домашнего задания

Слушаем доклады учеников о поэмах Н. Клюева и их обсуждение.

 

II. Слово учителя с элементами беседы по творчеству С. Клычкова

Сергей Антонович Клычков (прозвище Лешенков) родом из Тверской губернии. Благодаря поддержке М. И. Чайковского (брата композитора) он окончил реальное училище в Москве, учился на историко-филологическом факультете университета. Большое влияние на Клычкова оказал С. Городецкий с его вниманием к древнеславянской мифологии, фольклорным мотивам. Память будущего поэта хранила множество народных сказок и поверий о «нечистой силе»: леших, русалках, домовых, ведьмах.

Поэзия Сергея Клычкова отличается простотой поэтической формы, сюжета, прозрачностью содержания. Высший идеал красоты для него — природа. Ранняя лирика напоминает произведения календарной обрядовой лирики:

 

За туманной пеленою,

На реке у края,

Он пасет себе ночное,

На рожке играя.

 

Он сидит нога на ногу

Да молсет[12] осоку...

Звезд на небе много-много,

Высоко-высоко.

 

Ай-люли! Ай-люли!

Весь в серебряной пыли,

Месяц пал на ковыли!

Ай-люли! да ай-люли!

 

Задремал в осоке леший —

Старичок преклонный...

А в бору пылают клены

От столетней плеши.

 

А в тумане над лугами

Сбилось стадо в кучу,

И бычок бодает тучу

Красными рогами.

1910

— Как создается настроение этого стихотворения?

Отметим музыкальность, простоту и наивность образов (бычок здесь воспринимается не как иносказание, а как живая, непосредственная картинка), народную лексику. И «нечисть» у Клычкова изображена совсем не страшной: леший — «старичок преклонный». Такой же, как и колдунок из одноименного стихотворения:

 

Борода у него — мелкий дождичек,

В бороде у него — дуга-радуга,

А в руках подожок-подорожничек, —

Собрался старина, видно, надолго...

 

Поэтизация сельской природы, крестьянского труда, народных праздников — наиболее характерная черта поэзии Клычкова. Праздник и труд не противопоставлены, а продолжают друг друга. В сборнике «Кольцо Лады» (1913) два главных образа: дед — собирательный образ труженика, хранителя мудрости и опыта предков, и Лада — образ, пришедший из древнеславянских мифов, девушка-невеста, девушка-мечта, этот образ восходит к древнеславянской богине весны и плодородия. Сюжетные линии, музыкальные темы этих образов переплетаются в книге: «Дедова пахота» — «Лада купается», «Дед отборонил» — «Лада в саду», «Лада в хороводе» — «Дед с покоса».

Лада в поле

Повязалась Лада

Шелковым платком,

Ходит Лада в поле

С липовым лотком.

 

Ходит Лада — сеет,

Вкруг нее синеет.

Взборонена борозда,

Что ни зернышко — звезда!..

 

Ходит Лада в поле

С липовым лотком,

По росе ступает

Мягким лапотком.

 

Ходит Лада — сеет,

Вкруг нее синеет.

Из-под белого платка

Выплывают облака!

 

Лирический герой предстает одиноким мечтателем, иногда принимающим облик странника, инока, пастуха-певца, грезящего «наяву али во сне». Он черпает радость только в общении с природой, она для него друг и утешение. Клычков был далек от политики, от общественной жизни. Более поздняя лирика становится более конкретной, освобождается от условности и сказочности. Только в стихотворении «Предчувствие отражена тревога за судьбу России (1917).

 

Та же Русь без конца и без края,

И над нею дымок голубой —

Что же я не пою, не рыдаю

Над людьми, над собой, над судьбой?

 

И мне мнится: в предутрии пламя

Пред бедою затеплила даль

И сгустила туман над полями

Небывалая в мире печаль.

 

После революции не пожелавший подчиниться «требованиям времени» Сергей Клычков оказался под беспощадным обстрелом критики: «полон старо-деревенского консерватизма и мистицизма», — писали о нем. Поэт был вынужден заняться переводами (переложения эпоса народов СССР). Однако это уже не спасло его. Он был арестован и расстрелян в 1937 году.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1882 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Свобода ничего не стоит, если она не включает в себя свободу ошибаться. © Махатма Ганди
==> читать все изречения...

2369 - | 2119 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.