Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


IХ. Заключительное слово учителя




Можно по-разному относиться к тому, что показал Блок в поэме, к ее героям, их миру. Можно соглашаться или не соглашаться с автором, но нельзя не признать, что поэма «Двенадцать» — великое произведение об одной из наиболее страшных эпох в истории России, ибо революция — это беспощадная схватка Бога и дьявола за душу человеческую. Поэма «Двенадцать» — честнейшая попытка понять свою страну и свой народ. Не осудить или оправдать, а понять. И именно в этом непреходящее значение Блока и его творчества.

 

Новокрестьянские поэты

Урок 40. Новокрестьянские поэты. Поэзия Н. Клюева

Цели урока: дать понятие о новокрестьянской поэзии, показать ее духовные и поэтические истоки; обзорно рассмотреть творчество Н. Клюева.

Оборудование: портрет Н. Клюева; фотография: Клюев и Есенин.

Методические приемы: лекция с элементами беседы.

 

Ход урока

I. Лекция учителя

Поэзия Серебряного века чрезвычайно неоднородна и разнообразна по направлениям, формам, эстетическим устремлениям, по читательскому кругу. Ярким явлением, времени была новокрестьянская поэзия, задавшая песенный настрой поэзии многих последующих десятилетий.

Крестьянская тема в русской литературе имеет глубокие, еще фольклорные традиции. Всплеск интереса к этой теме в свое время вызвал к жизни поэзию Некрасова, талантливые произведения «народных» поэтов Кольцова, Никитина, Сурикова. В центре творчества «крестьянских» поэтов в основном был рассказ о горькой доле народа, тяжком непосильном труде и безрадостном житье.

Новокрестьянские поэты, выходцы из деревни: Николай Клюев (1884—1937), Сергей Есенин (1885—1925), Сергей Клычков (1889—1937), Александр Ширяевец (1887—1924), Петр Орешин (1887—1938) — пришли в поэзию совсем с другими темами, идеями, интонациями, мелодиями. Лейтмотивом их творчества была гордость за многовековую богатую национальную культуру, хранителем которой является крестьянство. Эти поэты пришли в литературу примерно в одно и то же время и быстро услышали друг друга, сдружились. Однако совместных манифестов, деклараций, как у поэтов других направлений, они не выпустили. Сергей Городецкий (акмеист) предпринял попытку создать группу «Краса», в которую должны были войти Есенин, Клюев, Клычков, Ширяевец, писатель Алексей Ремизов и художник Николай Рерих. Группа быстро распалась, но сам факт попытки такого объединения говорит о серьезном и внимательном отношении современников к новокрестьянской поэзии.

Большинство новокрестьянских поэтов после революции оказались на периферии литературы и жизни, со своей поэтизацией неразрывной связи человека с миром живой природы, стали свидетелями ломки традиционных крестьянских устоев. Клюев, Клычков, Орешин были уничтожены как кулацкие поэты и на долгие годы вычеркнуты из истории литературы.

Николай Алексеевич Клюев — самый крупный, влиятельный представитель новокрестьянского течения в русской поэзии. Он гордился своим древним старообрядческим крестьянским родом возводил свои истоки, и кровные, и духовные, и литературные, к «неистовому протопопу» Аввакуму:

 

Когда свяжу свою вязанку

Сосновых слов, медвежьих дум?

«К костру готовьтесь спозаранку», —

Гремел мой прадед Аввакум!

 

Клюев творит художественный образ своих предков и свой собственный, в его поэзии много легендарного, вымышленного. Эта мифологизация создавала приподнятый, героический настрой.

Вошел Клюев в литературу (альманах «Новые поэты», 1904) по-бунтарски:

 

Но не стоном отцов

Моя песнь прозвучит,

А раскатом громов

Над землей пролетит.

 

Поэт сотрудничал с революционными организациями народнической и эсеровской ориентации, распространял прокламации, был арестован за агитационную деятельность и около полугода провел в тюрьме. Революционность Клюева была тесно связана с религиозными представлениями, идеей христианской жертвенности, страдания:

 

Я надену черную рубаху

И вослед за мутным фонарем

По камням двора пройду на плаху

С молчаливо-ласковым лицом.

 

Идея «голгофской» жертвенности становится основной в стихотворении «Ты все келейней и строже...» (1908, 1911).

Героиня стихотворения идет своим тернистым путем сознательно, зная его печальный исход. Вероятно, образ девушки-революционерки имел конкретную биографическую основу.

Большим событием в жизни Клюева стало его знакомство с Блоком. Они состояли в переписке, и Блок неоднократно цитировал письма Клюева в своих статьях. При его содействии стихи Клюева были напечатаны в журналах «Золотое руно», «Новая Земля» и в других изданиях.

Стихотворения первой поэтической книжки «Сосен перезвон» сделали Клюева известным, признанным поэтом. Его поэзию высоко оценили Городецкий, Гумилев, Брюсов. Гумилев в своей рецензии писал: «На смену изжитой культуре, приведшей нас к тоскливому безбожью и бесцельной злобе, идут люди, которые могут сказать про себя: «Мы предутренние тучи, зори росные весны».

Николай Клюев был близок с Сергеем Есениным. Общим был интерес к героическим страницам русской истории, легендарным образам богатырей и подвижников. Их объединяла песенная, фольклорная стихия. Многие свои стихи оба поэта называют песнями. От стилизации «под фольклор» они постепенно переходят к созданию оригинальных произведений, близким фольклорным не только по форме, но и по мысли, образам, идее. Сергею Есенину Клюев посвятил цикл стихотворений:

 

Изба святилище земли,

С запечной тайною и раем;

По духу росной конопли

Мы сокровенное узнаем....

 

В твоих глазах дымок от хат,

Глубинный сон речного ила,

Рязанский маковый закат —

Твои певучие чернила.

 

Изба — питательница слов

Тебя взрастила не напрасно:

Для русских сел и городов

Ты станешь Радуницей красной.

 

Так не забудь запечный рай,

Где хорошо любить и плакать!

Тебе на путь, на вечный май,

Сплетаю стих — матерый лапоть.

 

Здесь и теплое отношение к своему «собрату», и обращение к истокам, к «запечному раю», и оценка собственного творчества: «стих — матерый лапоть». Образ избы как начала, средоточия жизни, источника вдохновения проходит через многие стихотворения Клюева. При всем том Клюев был широко образованным человеком: знал не только древнерусскую книжность, народное искусство, но и европейскую литературу, живопись, музыку, французский и немецкий языки.

После Октябрьской революции оказывается, что Клюев со своим «мужицким раем» чужд новой власти, да и она чужда ему. В поэме «Погорельщина» поэт обращается ко времени Андрея Рублева, но ритмы, фразы современной ему России врываются в произведение, сменяясь видениями лирического героя, образами внеисторического времени. Очевидны переклички поэмы с «Двенадцатью» Блока и «Анной Снегиной» Есенина. С болью поэт пишет о современных ему событиях — об утрате мастеровитости, крестьянских ценностей, о распаде русской деревни:

 

Не стало кружевницы Прони,

С коклюшек ускакали кони,

Лишь златогривый горбунок

За печкой выискал клубок,

Его брыкает в сутеменки...

А в горенке по самогонке

Тальянка гиблая орет —

Хозяев новых обиход.

 

В годы «великого перелома» эта поэма, конечно, не могла быть напечатана. «Я сгорел на своей «Погорельщине», как некогда сгорел мой прадед протопоп Аввакум на костре пустозерском», — писал поэт. Клюев, а затем Клычков, Орешин, другие поэты были арестованы, сосланы, а затем расстреляны. Их поэзия была «реабилитирована» и вернулась к читателю только через многие десятилетия.

Примечание. Стихотворения читает учитель или заранее подготовленные ученики.

 

Домашнее задание

1. Анализ стихотворения Н. Клюева (на выбор).

2. Доклады о поэмах Клюева «Погорельщина» и (или) «Песнь о Великой Матери» (индивидуальные задания).

3. Почитать стихотворения С. Клычкова и П. Орешина.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1154 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Вы никогда не пересечете океан, если не наберетесь мужества потерять берег из виду. © Христофор Колумб
==> читать все изречения...

2338 - | 2143 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.