Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


Ћитургическа€ и полулитургическа€ драма 12 страница




ќна и оказалась самой личной из всех пьес, созданных Ћессингом. ¬ ней автор противопоставил злобному фанатику пастору √Єце не столько р€д аргументов, сколько совсем иной духовный мир. ¬ »ерусалиме жил еврей Ќатан. ¬о врем€ погрома у него погибла вс€ семь€, и он вз€л на воспитание христианскую девочку. ¬ этом поступке современники Ћессинга увидели его самого. ¬ данном произведении душевное богатство, €сный разум, широта взгл€дов противосто€ли злобе, тупости и прочим низменным чувствам.

¬ своей последней пьесе Ћессинг, казалось, отступил от собственных принципов. Ёто произведение возвращает зрител€ к просветительской философской драме. ѕьеса была поставлена в 1801 году в ¬еймаре. ќна имела успех благодар€ своей человечности.

Ћессинг увидел только печатное издание своего произведени€, которое вышло в мае 1779 года. ћеньше чем через год он умер.

√ейне называл Ћессинга Ђнаша гордость и наша любовьї. ѕисатель внес в немецкую драматургию великую освободительную идею, силу и самобытность. ”же в последние 10 лет жизни Ћессинга застой в общественной жизни √ермании сменилс€ движением, былое законопослушание Ц бунтом. ¬ √ермании даже возникло литературное направление, названное ЂЅур€ и натискї.

√Єте

ѕоскольку √ермани€ раньше сильно отставала от остальной ≈вропы в области литературы и искусства, теперь ей следовало пройти этот путь как можно быстрее. „то и происходило с немецким искусством. √ермани€ даже начинала обгон€ть другие страны.

Ћитературное движение ЂЅур€ и натискї уже имело в своей основе некоторые этапы, которые немцы должны были миновать, развива€ искусство. Ўтюрмерство (так называли вышеупом€нутое литературное движение) несло в себе сентиментализм с некоторыми чертами предромантизма. “а разумна€ и строга€ форма, которую Ћессинг искал всю свою жизнь, не устраивала Ђбурных гениевї (так называли себ€ штюрмеры). ќни боролись не за свободную, а за самовольную личность, т. е. за такую, над которой нет никаких законов.

Ўтюрмеры сделали много дл€ развити€ литературы и искусства в √ермании. ќни смогли уничтожить те рамки просветительского рационализма, которые сковывали даже Ћессинга. Ўтюрмеры ввели пон€ти€ общественного фона и национального колорита, которые впоследствии по всей ≈вропе утвердились при помощи романтизма.

Ёти молодые даровани€ пропагандировали живой народный €зык, а также пытались писать немецкие драмы в шекспировском стиле. –анее Ћессинг ставил перед собой точно такую же задачу, штюрмеры посчитали себ€ способными выполнить ее.

—амым известным из Ђбурных гениевї был »оганн ¬ольфганг √Єте (1749Ч1832) (рис. 57). ќн родилс€ во ‘ранкфурте-на-ћайне, в богатой семье. ƒед ¬ольфганга был дамским портным и оставил отцу будущего поэта большой капитал. ќтец √Єте всю свою жизнь жил на проценты от капитала и занималс€ самообразованием и воспитанием сына. ћать »оганна происходила из старинного ученого рода, правда, бюргерского, а не двор€нского. ќна тоже занималась воспитанием сына.

 

–ис. 57. »оганн ¬ольфганг √Єте

ѕосле того как дома ему дали прекрасное образование, √Єте поступил сначала в Ћейпцигский, а затем в —трасбургский университет. ќбуча€сь в —трасбурге, √Єте случайно познакомилс€ с известнейшим теоретиком движени€ ЂЅур€ и натискї »оганном √отфридом √ердером (1744Ч1803). √ердер был страстным поклонником Ўекспира и занималс€ пропагандой его произведений. ќн произвел неизгладимое впечатление на √Єте. Ќемного позднее »оганн ¬ольфганг помог √ердеру получить место в ¬еймаре. ¬ этом городе они прожили по соседству с 1776 года и до самой смерти √ердера. ≈ще в детстве √Єте посто€нно посещал театр, т. к. это входило в число его учебных зан€тий. ѕоэтому нет ничего удивительного в том, что он увлекс€ этим видом искусства. ј в юности »оганн пробовал писать пьесы. ¬ 1773 году в —трасбурге он создал свою первую, получившую широкую известность пьесу под названием Ђ√Єц фон Ѕерлихингенї.

Ёто была сама€ перва€ немецка€ историческа€ драма, в которой рассказано о жизни целого народа. Ёто произведение стало основополагающим при формировании новой литературы.

 онфликт в драме имеет социально-политический характер и не €вл€етс€ семейно-бытовым, как у Ћессинга. ƒействие пьесы разворачиваетс€ в период  ресть€нской войны XVI века. √ероем произведени€ €вл€етс€ историческое лицо, потому что √Єте, в отличие от ¬ольтера и других просветителей, стараетс€ быть исторически верным. »стори€ дл€ него Ц объект серьезного исследовани€, а не просто повод дл€ намеков. ≈сли она и нужна поэту, то только дл€ того, чтобы обрисовать современные проблемы. ќн делает это постольку, поскольку в двух разных эпохах, отделенных друг от друга двум€ столети€ми лет, он находит нечто общее. Ётим он дает пон€ть, что проблемы, поднимаемые им в пьесе, не случайны и не надуманны, а присущи обществу в целом.

√Єц фон Ѕерлихинген принадлежал к сословию, называемому Ђимперское рыцарствої. ¬о врем€  ресть€нской войны и до нее рыцари играли заметную роль в обществе, но обречены были исчезнуть. –ыцари выступали против существующего пор€дка из-за того, что они были представител€ми гибнущего класса. ќсобенно это становилось €сно при виде фон Ѕерлихингена. ” него не было таких личных качеств, при помощи которых он мог бы скрыть трагический конфликт Ђмежду рыцарством, с одной стороны, и императором и кн€зь€ми Ц с другойї.

 ресть€нскую войну √Єте показывает как открытый классовый конфликт между феодалами и кресть€нами. »з действи€ пьесы сразу становитс€ €сно, что симпатии автора на стороне угнетенных, которые восстают против угнетателей. Ќо в этом конфликте кажда€ из сторон отстаивает свою справедливость так, как она ее понимает. Ёто как бы справедливость дл€ себ€, в определенный момент станов€ща€с€ несправедливостью дл€ других.

√Єц спрашивает у кресть€н: Ђ«ачем вы восстали? „тобы возвратить себе права и вольности? „его же вы неистовствуете и опустошаете страну?ї ќн соглашаетс€ стать предводителем восстани€ в том случае, если кресть€не будут вести себ€ как разумные люди, которые знают, чего хот€т. Ќо по идейным соображени€м √Єц расходитс€ с кресть€нами и остаетс€ в одиночестве, потому что за его мечтой о справедливости нет никакой реальной социальной силы.

“ем не менее оптимизм в пьесе √Єте просматриваетс€ довольно отчетливо. ќбраз главного геро€ стал залогом таких счастливых перемен. ѕозднее √Єте рассказывал, что в образе √Єца его привлекла Ђспособность посто€ть за себ€ в дикое анархическое врем€ї. ¬от така€ верность своим идеалам, а также способность человека бескорыстно боротьс€ за правду и стали источником оптимизма поэта.

»деалом √Єте €вл€лась борьба, а не примирение. ѕоэтому борьба √Єца, как считал автор пьесы, должна послужить примером дл€ последующих поколений. ¬от что говорили о √Єце героини пьесы. Ђ√оре веку, отвергнувшему теб€ї, Ц сказала одна. Ђ√оре потомству, если оно теб€ не оценитї, Ц сказала друга€.

ѕосле первого своего произведени€ √Єте написал еще несколько драм. Ќо все эти пьесы заметно уступают самому первому сочинению и по значимости поднимаемых проблем, и по художественным достоинствам. —реди них можно назвать трагедию Ђ лавихої, написанную в 1774 году, сюжет дл€ которой √Єте вз€л в Ђћемуарахї Ѕомарше; трагедию Ђ—теллаї (1776), в основе которой лежит биографи€ ƒжонатана —вифта; драматическую шутку Ђ“оржество чувствительностиї (1777).

—ледующую крупную драматическую пьесу √Єте написал только много лет спуст€. ѕо сюжету это была оп€ть историческа€ драма, повествующа€ о событи€х нидерландской революции XVI века. √лавным героем было историческое лицо Ц граф Ёгмонт. ≈го казнил испанский наместник герцог јльба. ѕьеса ЂЁгмонтї была начата поэтом в 1775 году, но закончил он ее только во врем€ путешестви€ в »талию, в 1786Ч1788 годах.

¬ 1775 году √Єте был приглашен герцогом  арлом јвгустом —аксен-¬еймарским в город ¬еймар. ¬скоре он стал первым министром. ѕосле поездки в »талию он сохранил за собой этот пост чисто формально, поскольку занималс€ только культурными учреждени€ми ¬еймарского герцогства. “ака€ перемена в жизни существенно изменила его взгл€ды.

ѕереезд в ¬еймар был уступкой √Єте-художника миру убожества. Ёто, конечно же, сказалось на его творчестве. ѕервые несколько лет проживани€ в ¬еймаре он почти не писал. “олько приехав в »талию, он смог начать писать. ¬ »талии √Єте завершил ЂЁгмонтаї и начал много других произведений, на которые в ¬еймаре у него не было ни времени, ни сил, ни желани€. ѕьесы, написанные в »талии, разительно отличались не только от Ђ√Єца фон Ѕерлихингенаї, но и от ЂЁгмонтаї.

ƒраматурга по-прежнему привлекают сильные духом и независимые люди, которые могут отстаивать свои убеждени€. √ерой поэта √Єц, хоть и был в согласии с самим собой, вовсе не стремилс€ достичь согласи€ с жизнью. “еперь же идеал гармоничной личности √Єте ищет в гармонии с окружающим миром. ќт геро€ требуетс€ уважение законов, потому что любого рода бунт стал неприемлемым дл€ √Єте. јвтор понимает искушение бунта, но ценит прежде всего тех, кто это искушение переборол. —ам идеал гармоничной личности становитс€ в первую очередь эстетическим.

¬ идейном сознании √Єте вскоре происходит переворот. ¬ св€зи с этим он обращаетс€ к классицизму. ¬ жанрах, присущих некогда греческому и римскому искусству, поэт ищет идеал спокойстви€, красоты и завершенности. ѕериод позднего просветительского классицизма был свойствен не только √ермании, он был €влением общеевропейским.

ѕервой пьесой, которую √Єте написал в стиле просветительского классицизма, стала Ђ»фигени€ в “авридеї. ѕервый вариант поэт создал в 1779 году. Ёта пьеса была поставлена на театральной сцене, причем сам √Єте исполн€л роль ќреста, а его подруга,  орона Ўретер, играла »фигению. «акончил это произведение драматург в »талии в 1786 году.

Ђ»фигени€ в “авридеї √Єте €вл€етс€ заочным спором с одноименной пьесой ≈врипида. √реческий драматург написал о том, что »фигени€ помогла ќресту бежать из “авриды, где всех иностранцев казнили. √Єте придумал другой ход. ” него »фигени€ вступает в полемику с ѕиладом, который уговаривает ќреста бежать. »фигени€ просит ќреста остатьс€, не нарушать законы и отдатьс€ на милость цар€ ‘оанта. ¬ конечном итоге ‘оант, подчин€€сь законам человечности, освобождает ќреста и отмен€ет жестокий закон. Ќе зап€тнанное ложью спасение ќреста должно стать примером того, что только нравственна€ победа может быть полной.

ѕочти такой же конфликт между идеалистом и практиком положен в основу трагедии Ђ“орквато “ассої, созданной в 1790 году. “о, что драматург зан€л двойственную позицию, лишило пьесу насто€щего драматизма. ¬ этой трагедии, как и в Ђ»фигенииї, автор следовал всем законам классицистского единства. Ќо если перва€ пьеса ближе к образцам греческой драмы, то во второй из них видно вли€ние европейского классицизма Ќового времени.

Ётот период творчества √Єте (так называемый период веймарского классицизма) вызвал неодобрение со стороны передовых людей √ермании. √. √ейне писал впоследствии об этом: Ђѕример учител€ увлек последователей, и таким образом в √ермании возник литературный период, некогда мною называемый эстетическим периодом, причем € показал его вредное вли€ние на политическое развитие немецкого народа. Ќимало, однако, не отрицал € при этом самосто€тельной ценности шедевров √ЄтеЕї

¬есьма интересно, что сам √Єте использовал практически ту же систему пон€тий, когда вспоминал в Ђ‘аустеї о своем увлечении античностью. ‘ауст, который символически проживает ту же жизнь, что и его создатель, волшебной силой переноситс€ в ƒревнюю √рецию. “ам прекрасна€ ≈лена рожает ему сына Ёвфориона, который, пыта€сь взлететь, разбиваетс€ насмерть. ≈лена тоже исчезает, и в руках у ‘ауста остаетс€ только ее платье.

Ёту пьесу трудно отнести к какому-либо периоду творчества √Єте. ќна считаетс€ итогом всей его жизни и воплощением центральной темы творчества. –абота€ над трагедией, поэт оставл€л ее и снова к ней возвращалс€, и так продолжалось почти всю его жизнь. »де€ написать такую пьесу возникла у него в пору ЂЅури и натискаї. ќт момента опубликовани€ первого отрывка в 1790 году и до выхода второй части пьесы в 1832 году прошло 42 года. ѕерва€ часть Ђ‘аустаї вышла в свет примерно в середине этого срока.

√ероем трагедии €вл€етс€ реально существовавшее лицо. ¬ период –еформации и  ресть€нской войны по просторам √ермании скиталс€ некто доктор ‘ауст. Ќеизвестно, был ли он ученым, врачом и естествоиспытателем или умелым шарлатаном, но на сознание людей он произвел огромное впечатление. ќб этом докторе было сочинено множество преданий и легенд. Ќаписать о ‘аусте пытались многие драматурги, но осуществить это смог только √Єте.  ак говорил ¬. √. Ѕелинский, У‘ауст есть целое человечество в лице одного человека. ¬ этой пьесе выразилось все философское движение √ермании в конце прошлого и начале насто€щего столети€Ф. »менно это произведение √Єте стало крупнейшим достижением просветительского реализма. ќно св€зало между собой литературу XVIII и XIX веков и осталось крупнейшим пам€тником не только своей эпохи, но и всей поэзии Ќового времени.

ј. —. ѕушкин говорил об этой пьесе: Ђѕьеса Д‘аустУ Ц величайшее создание поэтического духа; она служит представителем новейшей поэзии, точно так как Д»лиадаУ служит пам€тником классической древностиї.

ƒействие трагедии начинаетс€ в кабинете ‘ауста, где он, уставший от ученого пустослови€, занимаетс€ магией. ќн считает, что маги€ поможет ему пон€ть Ђ¬селенной внутреннюю св€зьї. ќн не хочет жизни, котора€ будет наполнена мелкими интересами:

ћы побороть не в силах скуки серой,

Ќам голод сердца большей частью чужд,

» мы считаем праздною химерой

¬се, что превыше повседневных нужд.

∆ивейшие и лучшие мечты

¬ нас гибнут средь житейской суетыЕ

“ак говорит доктор ‘ауст о каждодневной жизни человека. Ќо тем не менее ‘ауст не чувствует себ€ способным пон€ть разумом все мироздание. ќт этого жизнь тер€ет дл€ него вс€кий смысл. ќн готов свести счеты с жизнью, но вдруг слышит пасхальный благовест (звон колоколов). ѕораженный, он отставл€ет в сторону бокал с отравой. «адумавшись над происшедшим, он понимает, что все-таки еще есть надежда и есть смысл жить. ‘ауст решил поискать их в приобщении к простым радост€м быти€. Ќапример, на народном гул€нье он завороженно слушает говор толпы, с радостью ощуща€ себ€ одним из многих. ќн снова хочет изведать и попробовать все, что может дать ему жизнь.

¬ это врем€ к нему приходит ћефистофель. ќн предлагает ‘аусту заново прожить жизнь, и тот соглашаетс€. ƒоговор, который они заключили между собой, содержит одно необычное условие. ћефистофель получит право на душу ‘ауста только в том случае, если он до конца будет удовлетворен каким-либо мгновением этой заново прожитой жизни.

ћефистофель весьма доволен совершенной сделкой, потому что ему кажетс€, что он легко достигнет своей цели, доставл€€ ‘аусту чувственные наслаждени€. ќн помогает доктору познакомитьс€ с √ретхен. Ќо ћефистофель и не предполагал, что духовный мир ‘ауста настолько глубок. ‘ауст по-насто€щему полюбил эту девушку с чистой и благородной душой, котора€ ради любимого человека готова на все. » все же он не может остатьс€ с ней, потому что мир огромен, а он не познал и малой его части. ∆елани€ ‘ауста и √ретхен, все мысли которой сосредоточены на одном человеке, несоизмеримы. ‘ауст покидает ее и тем самым губит.

¬о второй части пьесы показан ‘ауст, занимающийс€ государственной де€тельностью, участвующий в войне и мечтающий о воссоздании античности. ƒоктор по-прежнему ищет смысл жизни во всех ее про€влени€х. » практически вс€кий раз это заставл€ет его испытывать разочарование. » только в самом финале пьесы он наконец понимает, что смысл жизни заключаетс€ в ней самой, в ежедневной борьбе за свободу и жизнь. ‘ауст так и говорит: ЂЋишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день за них вступает в бойї.

” ‘ауста по€вл€етс€ ощущение, что он достигает абсолютной истины, но это далеко не так. ќн лишь слегка приблизилс€ к этому пониманию, потому что абсолютна€ истина недостижима, а мир все так же необъ€тен, как и в начале его пути. » судьба отомстила ‘аусту за это мгновение довольства. ќн превратилс€ в полуослепшего старика, которому кажетс€, что он слышит стук лопат рабочих, превращающих часть побережь€ в пригодный дл€ жизни уголок. ќн думал, что они выполн€ют давно задуманный им план. Ќа самом деле это не так, стук лопат доноситс€ с того места, где призраки роют ему могилу. ¬веденный в заблуждение ‘ауст сказал: Ђќстановись, мгновенье, ты прекрасно!ї “ем самым он дал возможность ћефистофелю выиграть спор. Ќо ћефистофель не был удовлетворен своей победой, потому что ему досталс€ ‘ауст, успевший доказать величие духа.

√Єте не только писал пьесы, но еще был и театральным де€телем. — 1791 по 1817 год он руководил ¬еймарским придворным театром, который внес большой вклад в историю театра √ермании. Ќо, как ни важна была работа поэта в театре, все же она занимала только небольшую часть его жизни.

Ўиллер

¬ эпоху ѕросвещени€ в √ермании, кроме √Єте, был еще один талантливейший драматург. ≈го звали »оганн  ристофор ‘ридрих Ўиллер (1759Ч1805). ≈го предки со стороны обоих родителей были булочниками. ќтец его в детстве прошел обучение у монастырского цирюльника, который научил его основам хирургии. ¬ св€зи с этим отец Ўиллера всю свою юность провел в военных походах в качестве фельдшера.

ѕозднее он перебралс€ в ¬юртембергское герцогство, поступил на военную службу и за свои заслуги получил чин капитана. ѕосле этого он вышел в отставку, зан€лс€ садоводством и был назначен управл€ющим питомником.

ќтец Ўиллера служил герцогу, а это значило, что он приносил в жертву не только свою свободу, но и свободу своей семьи.  огда маленькому ‘ридриху исполнилось 13 лет, его насильно зачислили на юридический факультет только что созданной јкадемии  арла. √ерцог  арл ≈вгений открыл это учебное заведение в пику соседнему “юбингену, в котором имелс€ университет. Ќо герцог знал, что университеты €вл€ютс€ рассадником свободомысли€ и крамолы, поэтому его учебное заведение имело одновременно статут военной академии и университета. ќднако нельз€ было сказать, что в академии был казарменный режим. —корее, это был режим тюремный. “ак же как и в тюрьме, свидани€ с родител€ми разрешались только в присутствии надзирател€.

Ќа юридическом факультете Ўиллер училс€ неважно и заметных успехов не добилс€.  огда в академии был открыт медицинский факультет, он перешел туда. ќкончив его, он получил назначение в полк в качестве лекар€. √оды, проведенные в академии под надзором герцога  арпа ≈вгени€, зародили в душе юноши неисс€каемую ненависть к тирании. Ёта ненависть и стала самым главным стимулом его творчества. ѕьесу Ђ–азбойникиї Ўиллер начал писать еще в академии. Ќаписав часть текста, он по ночам читал его вслух своим товарищам. ’арактеры своих однокашников драматург положил в основу некоторых героев пьесы. ¬ 1781 году Ўиллер тайно перешел границу с соседним герцогством. ¬ городе ћангейм он предложил свою пьесу театру. ¬ €нваре 1782 года состо€лась премьера. Ўиллер торжествовал. ѕублика на просмотре спектакл€ просто неистовствовала: люди кричали, топали ногами, обнимали друг друга. Ќикому не известный в то врем€ Ўиллер досидел до конца спектакл€, а потом вернулс€ обратно в Ўтутгарт.

” ‘ридриха настолько сильна была т€га к театру, что он не усто€л перед искушением и отправилс€ через границу посмотреть второе представление своей пьесы. ќ недозволенном сочинительстве и о самовольной отлучке было доложено герцогу  арлу ≈вгению. Ўиллера тут же посадили на гауптвахту и запретили писать что-либо, кроме медицинских сочинений. ѕришлось драматургу снова тайно перебиратьс€ через границу, чтобы уже до самой смерти Ђстарого »родаї не возвращатьс€ на родину.

¬ ћангейме к Ўиллеру отнеслись с некоторой долей опасени€, т. к., сбежав из академии, он считалс€ дезертиром. ѕоставить две его пьесы (Ђ«аговор ‘иескої и Ђ оварство и любовьї) удалось только тогда, когда стало €сно, что герцог  арл ≈вгений не собираетс€ его преследовать.

ѕремьеры последовали одна за другой. 11 €нвар€ 1784 года была поставлена пьеса Ђ«аговор ‘иескої. ќна прошла со средним успехом. 15 апрел€ того же года публика увидела Ђ оварство и любовьї (в первоначальном варианте это произведение называлось ЂЋуиза ћиллерї). ”спех второй пьесы был просто ошеломл€ющим. Ётот факт очень испугал директора театра, и он предложил Ўиллеру уехать из ћангейма. Ќа этом период ранней драматургии Ўиллера закончилс€.

“ри произведени€ того периода похожи между собой пафосом страстей, юношескими порывами и максимализмом. ќни имели успех у зрителей потому, что в то врем€ такие эмоции в немецкой драматургии были исчерпаны. ¬ конце 70-х годов XVIII века врем€ ЂЅури и натискаї закончилось, и произведени€ подобного типа были не в моде.   счастью дл€ публики, мальчик, воспитанный в стенах казармы, этого не знал.

ƒух ЂЅури и натискаї по-своему сказалс€ в ранних сочинени€х Ўиллера. ¬ пьесе Ђ–азбойникиї он про€вилс€ €рче всего. ¬с€ пьеса просто пронизана таким духом. ¬ Ђ«аговоре ‘иескої отразилс€ недавно обретенный штюрмерами историзм, а не их порывы. ѕером поэта при написании этого произведени€ водил трезвый критический ум. ¬ Ђ оварстве и любвиї у Ўиллера оп€ть накал страстей, но страсти эти разворачиваютс€ в реалистичной, как у Ћессинга, обстановке. ’арактеры персонажей выписаны с таким тонким психологизмом, что тоже способствуют реалистичному изображению обстановки. »менно с этой пьесы Ўиллер начал свой путь к реализму.

—южет пьесы характерен дл€ XVIII века. ¬ ней рассказываетс€ о двух брать€х ћоор. ќдин из них, ‘ранц, €вл€етс€ подлым человеком, жестоким лицемером, пользующимс€ расположением родных и близких. ƒругой брат,  арл, Ц это честный, благородный и пылкий человек, который попал в положение изгнанника. ѕроизведение имело типично предромантическую форму.

 арл был оклеветан своим братом ‘ранцем. »з-за этого отец лишил его наследства и своего расположени€.  арл вынужден был стать разбойником. ¬месте со своей шайкой он держит в страхе всех угнетателей. ” богатых он отнимает нечестно нажитое добро и отдает его бедным. Ўиллер соединил народные легенды о благородном разбойнике со штюрмерским идеалом свободной личности, котора€ не признает никаких законов.

¬ эпоху ѕросвещени€ такого рода конфликты возникали обычно в домашней обстановке, в ней же они мирно завершались. Ўиллер обратилс€ к Ўекспиру. ¬ его пьесе конфликт двух братьев получилс€ очень сложным, как, например, в Ђ ороле Ћиреї Ўекспира. Ќо у немецкого драматурга было более точное социальное мышление. ¬ его произведении злодей ‘ранц ћоор не только корыстолюбивый, малодушный и честолюбивый человек, как Ёдмонд √лостер из Ђ орол€ Ћираї. Ќет, ‘ранц олицетвор€ет собой всех феодалов-угнетателей. ѕочувствовав, что власть полностью в его руках, он говорит: Ђ—коро в моих владени€х картофель и жидкое пиво станут праздничным угощением. » горе тому, кто попадетс€ мне на глаза с пухлыми, рум€ными щеками. Ѕледность нищеты и рабского страха Ц вот цвет моей ливреи. » € заставлю вас надеть эту ливреюї.

≈сли судить ‘ранца ћоора с человеческих позиций, то он жестокий преступник. Ќо, с точки зрени€ феодалов, он всего лишь осуществл€ет свои права властелина. ѕолучаетс€, что нельз€ утвердить человечность, не нарушив законы такого преступного (феодального) общества. ѕафос пьесы Ђ–азбойникиї заключаетс€ в призыве к бунту, к утверждению нового, человечного закона, хот€ бы и с применением физического воздействи€. —овсем не зр€ на титульном листе второго издани€ пьесы Ўиллер написал боевой девиз: ЂЌа тиранов!ї

–еволюционные темы не один раз были использованы драматургом в своих произведени€х. –еволюции была посв€щена пьеса Ђ¬ильгельм “елльї, написанна€ в 1804 году. ƒа и вообще все творчество Ўиллера так или иначе пересекалось с революцией. ¬ Ђ–азбойникахї поэт передал не только размышлени€ о революционных переменах, но и самый дух революции.

Ќо Ўиллер не пошел до конца с  арлом ћоором. јвтор осудил своего геро€ и заставил самого отдатьс€ в руки правосуди€.  арл Ц разбойник (пускай и благородный), поэтому вынужден подчин€тьс€ законам своего ремесла. Ќе только шайка исполн€ет его приказы и следует за ним везде, но и у него есть определенные об€зательства перед этими разбойниками. ј они отнюдь не идеалисты! ќни €вл€ютс€ грабител€ми, насильниками, корыстолюбцами. ” них нет тех идеальных побуждений, которыми руководствуетс€ их атаман. »так, жела€ утвердить справедливость,  арл оказываетс€ вовлеченным в преступлени€ перед людьми.

ѕосле исторической драмы Ђ«аговор ‘иескої Ўиллер создает трагедию Ђ оварство и любовьї. —южет дл€ пьесы он выбрал современный. ƒействие разворачиваетс€ в конкретной обстановке, персонажи вз€ты из социальной среды.

ѕолитическое значение произведени€ трудно переоценить. ‘еодальное угнетение здесь показано очень четко. ¬ысоких постов люди достигают с помощью преступлени€, простых людей хватают на улице и отправл€ют в качестве солдат сражатьс€ на чужой стороне, защища€ чужие интересы. ƒл€ властителей нет никаких законов, деспотизм и тирани€ стали простыми и обыденными вещами, человеческие чувства в расчет не принимаютс€, а жизнь не ценитс€ совсем.

“рагеди€ Ђ оварство и любовьї так же, как пьеса Ћессинга ЂЁмили€ √алоттиї, рассказывает о вмешательстве деспотичного властител€ в судьбу человека, о покушении на права личности. √лавна€ героин€, Ћуиза ћиллер, описана Ўиллером, несомненно, под вли€нием лессинговской Ёмилии √алотти.

Ќо по этому произведению уже видно, какое большое рассто€ние пройдено просветительским реализмом в √ермании только за одно дес€тилетие. ѕерва€ противофеодальна€ трагеди€ Ћессинга была менее реалистичной из всех его произведений. Ђ оварство и любовьї Ц это сама€ реалистическа€ пьеса Ўиллера из всех, написанных им до Ђћарии —тюартї.

√лавна€ героин€ Ўиллера €вл€етс€ личностью более значительной, чем Ёмили€ √алотти Ћессинга. Ћуиза, в отличие от Ёмилии, полюбила сама, без какого-либо совета со стороны родителей, поэтому она защищает свою любовь не только от светского общества, но и от своей семьи. “ем не менее не только Ћуиза, но и все герои трагедии целиком завис€т от общества, потому что это оно их сформировало такими, какие они есть.

—амым реалистичным персонажем €вл€етс€ отец Ћуизы, музыкант ћиллер. ѕросветител€м старшего поколени€ было свойственно изображать мещанина носителем человеческой добродетели. ” ћиллера тоже присутствует така€ черта в характере, но совсем по-мещански. ќн берет от общечеловеческой добродетели не больше, чем позвол€ет ему его весьма небольшой кругозор и сознание своего униженного положени€. Ёто человек, который говорит, чувствует и думает согласно нормам и обыча€м людей своего сослови€. ќн прекрасно понимает свою дочь, восхищен тем, что она способна на большее, нежели он сам. Ќо при этом он не в силах переступить границу социального неравенства.

ƒраматург не осуждает старого человека. Ёто не вина, а беда его, что он так крепко усвоил то, чему его научили обсто€тельства. » тем значительнее становитс€ его протест, потому что когда даже такой приученный к покорности человек, как ћиллер, возмущен поведением общества, то это означает, что оно беспредельно жестоко и бесчеловечно. Ётот герой стал принципиальным достижением Ўиллера. ƒругие просветители чаще всего говорили о внешних формах угнетени€, а ‘ридрих Ўиллер показал человека, внутренне скованного обществом.

¬ этом же заключаетс€ и трагеди€ Ћуизы. ќна от природы €вл€етс€ натурой свободолюбивой и тонко чувствующей. ≈сли героин€ Ћессинга совершила поступок, который был протестом против тирании, то Ћуиза готова была переступить грань, отдел€ющую ее от протеста действенного. ’от€ она и способна на многое, но также родом из сослови€ покорного, не привыкшего к политической самосто€тельности. —тарый музыкант способен в какой-то момент выставить из дома своего угнетател€, президента фон ¬альтера, но пон€ть, что жить он без него не может, пока не в состо€нии. Ћуиза Ц дочь своего отца. ќна отказываетс€ бежать с ‘ердинандом, потому что тем самым Ђбудет поколеблен предустановленный пор€док вещейї.

≈е возлюбленный ‘ердинанд Ц это человек, принадлежащий к сословию, которое привыкло к независимости. ќн относитс€ к поколению, формулирующему идею равенства людей и истинность естественного чувства. ‘ердинанд острее других ощутил социальную преграду, котора€ не дает ему достичь идеала. ѕоэтому он бросает вызов миру коварства и зла. » протест этот был решительным и бесстрашным. Ќо Ўиллер не показывает в пьесе утопическую картину желаемого счасть€, напротив, он рисует реальную обстановку того времени. ” влюбленных совершенно разные взгл€ды на жизнь, на мир, на общество. ¬ какой-то момент поступки Ћуизы начинают удивл€ть ‘ердинанда.  ак выходец из другой социальной среды он не понимает ее.

¬ частности, он не может пон€ть, почему бегство с ним невозможно дл€ девушки. ¬ этом и заключаетс€ суть конфликта между ними, который заканчиваетс€ только после смерти обоих. ‘ердинанд больше не верит Ћуизе, той, на которой сосредоточилс€ весь его мир. ѕоэтому он, прежде чем уйти из этого мира, должен отомстить ему.

” Ўекспира трагеди€ ревности Ђќтеллої благодар€ философскому подтексту превратилась в трагедию обманутого довери€. ” Ўиллера благодар€ социальному подтексту так называема€ домашн€€ трагеди€ стала социальной. » все-таки протест ‘ердинанда €вл€етс€ личным, не имеющим выхода в социальном действии, и поэтому оборачивающимс€ против него же.

¬ глобальном масштабе форма протеста против тирании была уже исчерпана. ќна помогла воспитать человека, который ощущает потребность в свободе, которому есть что защищать от старого стро€. “еперь наступало врем€ самих сражений.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-24; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 326 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—ложнее всего начать действовать, все остальное зависит только от упорства. © јмели€ Ёрхарт
==> читать все изречени€...

1227 - | 1179 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.039 с.