Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


III. „тение и анализ стихотворений. 1. „итаем и анализируем одно из ранних стихотворений Ђ∆ирафї (1907).




1. „итаем и анализируем одно из ранних стихотворений Ђ∆ирафї (1907).

Ч ¬ чем значение обращени€ к экзотике в этом стихотворении?

(ќписание красот и чудес далекой јфрики подробно, многоцветно, зримо. Ёто не выдумка, а воспоминани€ человека, действительно наблюдавшего необыкновенные дл€ глаза, привыкшего к спокойному русскому пейзажу, картины. Ќо сам рассказ об Ђизысканном жирафеї волшебен, лирический герой преображает и без того прекрасную реальность. Ётому преображению помогают красочные эпитеты: Ђграциозна€ стройностьї, Ђволшебный узорї, Ђцветные, парусаї, Ђмраморный гротї, Ђнемыслимые травыї; сравнени€: жираф сравниваетс€ с цветными парусами корабл€, бег его уподобл€етс€ радостному птичьему полету.  артину оживл€ет движение, которое чувствуетс€ и в плавном беге жирафа, и в изменчивом отражении дроб€щейс€ в озере луны. ¬се это сказочное описание дл€ того, чтобы отвлечь возлюбленную от грустных мыслей в пропитанной туманами и дожд€ми –оссии. Ђ¬еселые сказки таинственных странї могли бы спасти от скуки и т€жести обыденности, но лишь усугубл€ют одиночество и отчужденность героев: последние строки стихотворени€ почти повтор€ют окончание первой строфы, но уже почти безнадежно:

 

“ы плачешь? ѕослушай... далеко, на озере „ад

»зысканный бродит жираф.

 

2. —лово учител€:

–омантические мечты получили развитие в сборнике Ђ∆емчугаї. јкцент сделан на трудном поиске ценностей, та€щихс€ вдали от человеческих глаз. Ќазвание сборника отсылает к строчкам о недостижимой стране грез, Ђ уда не стучала людска€ нога, / √де в солнечных рощах живут великаны, / » свет€т в прозрачной воде жемчугаї)

 

3. „итаем и анализируем стихотворение из цикла Ђ апитаныї (1909).

Ч  аков смысл названи€ цикла?

(—тихотворение имеет €ркую романтическую окраску, отличаетс€ сочностью цветописи: Ђзеленые зыби жемчужные скалыї, Ђзолото с кружевї, розоватых брабантских манжетї; выраженной инструментовкой на шип€щие и свист€щие Ђжї, Ђзї, Ђчї, Ђсї, Ђшї в сочетании с сонорными Ђрї, Ђмї и звонкими губными Ђбї, что передает музыку разгул€вшейс€ морской стихии и придает энергию и мужественность стиху.)

Ч  аковы образы стихотворени€?

(ќбразы стихотворени€ неконкретны, обобщенны. –ечь идет не о каких-то реальных люд€х, а о героическом типе отважных мечтателей, упр€мых и сильных, не бо€щихс€ испытаний. ќбобщенность достигаетс€, во-первых, описанием Ђразбросанногої по миру места действи€:

 

Ќа пол€рных мор€х и на южных

ѕо изгибам зеленых зыбей,

ћеж базальтовых скал и жемчужных

Ўелест€т паруса кораблей.)

 

Ч  акова специфика сюжета стихотворени€?

(ƒействие происходит вне реального времени и пространства, и в то же врем€ описание изобилует выразительными реалистическими детал€ми, подробност€ми, вплоть до клочьев пены на ботфортах и позолоты на кружевах манжет. Ёти детали нос€т декоративный, театральный характер (разорванна€ карта, трость, пистолет).

Ч  аковы средства обобщени€ в стихотворении?

(ќбобщенность вырисовываетс€ просто из синтаксической конструкции, требующей единственного числа в придаточном предложении с союзным словом Ђктої:

 

Ѕыстрокрылых ведут капитаны,

ќткрыватели новых земель,

ƒл€ кого не страшны ураганы,

 то изведал мальстремы и мельЕ

 

ƒалее в трех строфах действует этот эффект, позвол€ющий увидеть обобщенный образ геро€. ћужественный характер, решительность, дерзость, уверенность Ч идеал самого поэта, увлекавшегос€ сильными геро€ми  иплинга. ѕоэтому он прославл€ет отважных людей, из которых

 

Ќи один пред грозой не трепещет,

Ќи один не свернет паруса.)

 

4. —лово учител€:

ѕосле сборника Ђ∆емчугаї с 1912 по 1921 гг. вышло еще шесть книг лирики √умилева.  ажда€ Ч глубокое описание утонченных сфер духовной жизни, творчества. ѕредсмертна€ книга Ђќгненный столпї Ч вершина поэзии √умилева Ч насыщена этими мотивами.

 

5. „тение и анализ стихотворени€ ЂЎестое чувствої.

Ч ѕочему это стихотворение стало символом творческого поиска всего —еребр€ного века?

(—тихотворение можно считать программным, в нем в сжатой, выразительной, энергичной форме отразились настроени€ современников √умилева, надежды на прорыв человека в неизведанное. Ћирическое Ђмыї объедин€ет людей в этих надеждах. ѕривычные ценности Ч Ђвлюбленное виної, Ђдобрый хлебї, женщина Ч прекрасны. Ќо есть то, что нельз€ Ђни съесть, ни выпить, ни поцеловатьї, что нельз€ удержать и ощутить до конца: Ђрозова€ зар€ над холодеющими небесамиї, Ђбессмертные стихиї. ƒл€ этого нужен какой-то другой орган, какое-то Ђшестое чувствої. » если не природа, то искусство призвано дать изнемогающей плоти человека, его духу возможность, пусть пройд€ через муки, почувствовать запредельное:

 

“ак век за веком Ч скоро ли, √осподь? Ч

ѕод скальпелем природы и искусства

 ричит наш дух, изнемогает плоть,

–ожда€ орган дл€ шестого чувства.)

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-23; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 821 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќе будет большим злом, если студент впадет в заблуждение; если же ошибаютс€ великие умы, мир дорого оплачивает их ошибки. © Ќикола “есла
==> читать все изречени€...

757 - | 593 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.008 с.