Передают со слов Абу Хурейры, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Когда кто-либо из вас совершает земной поклон, пусть не садится так, как садится верблюд, а кладет руки раньше коленей». Этот хадис передали Абу Давуд, ат-Тирмизи и ан-Насаи. Он сильнее, чем хадис, переданный Абу Давудом, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджой со слов Ваила ибн Худжра: «Я видел, как Пророк, мир ему и благословение Аллаха, совершая земной поклон, опускался на колени прежде, чем клал наземь руки». Первый хадис усиливается похожим хадисом Ибн ‘Умара, да будет Всевышний Аллах доволен им и его отцом, который Ибн Хузейма назвал достоверным. Аль-Бухари передал его подвешенную прерванную версию.
Комментарий:
Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа передали со слов Ваила ибн Худжра: «Я видел, как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, совершая земной поклон, клал колени раньше рук, а поднимаясь - отрывал руки раньше коленей». Ат-Тирмизи назвал хадис хорошим, но малоизвестным, потому что ему не было известно, чтобы его рассказывал кто-либо, кроме кадия Шурейка. Помимо того, Хаммам передал от имени ‘Асима ибн Кулейба его отосланную версию, не упомянув Ваила ибн Худжра. Аль-Йа‘мари сообщил, что обычно ат-Тирмизи называл хадисы с подобными цепочками рассказчиков достоверными. Однако в данном случае этому помешало несколько обстоятельств. Во-первых, от имени Шурейка названное сообщение не рассказывал никто, кроме Йазида ибн Харуна. Во-вторых, Шурейк был единственным, кто рассказывал его от имени ‘Асима. Первая причина не умаляет достоверности хадиса, потому что Йазид ибн Харун обладал удивительной памятью. Что же касается Шурейка, то его рассказы не считаются достоверными, если они не подтверждаются другими рассказчиками.
Последнее утверждение принадлежит ад-Даракутни, и шейх аль-Албани назвал его справедливым, потому что ученые были единодушны в том, что хадисы Шурейка следует принимать, если только они подтверждаются рассказами других учеников ‘Асима ибн Кулейба. В частности, один из них - Заида ибн Кудама - рассказывал от имени ‘Асима о том, как молился Пророк, мир ему и благословение Аллаха, но не упоминал того, что сказано в хадисе Шурейка. Более того, как сообщил Йазид ибн Харун, Шурейк не рассказывал от имени ‘Асима ибн Кулейба других хадисов. Наконец, большинство ученых относило этого рассказчика к числу тех, кто обладал слабой памятью. См. «Ирва аль-Галиль», т. 2, с. 76.
В силу названных причин данный хадис подвергли критике многие ученые, в том числе ан-Насаи и ад-Даракутни. Следует отметить, что Абу Давуд передал две слабые версии этого же хадиса. Одна из них была рассказана ‘Абд аль-Джаббаром ибн Ваилом со слов его отца, хотя в действительности ‘Абд аль-Джаббар не слышал хадисов от своего отца. Другая же является отосланной, потому что она была рассказана ‘Асимом ибн Кулейбом от его отца, который описывал, как молился Пророк, мир ему и благословение Аллаха. При этом известно, что отец ‘Асима - Кулейб ибн Шихаб - не был сподвижником, потому что не застал в живых Пророка, мир ему и благословение Аллаха. В другом похожем предании, рассказанном со слов Анаса, сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, опускался, возвеличив Аллаха, и клал колени раньше рук. Это сообщение передали аль-Хаким, аль-Бейхаки и ад-Даракутни, однако его единственным рассказчиком был аль-‘Ала ибн Исма‘ил, неизвестный знатокам хадисов. В связи с этим удивительно, что аль-Хаким назвал хадис достоверным согласно требованиям аль-Бухари и Муслима. Это мнение не разделяли многие другие ученые. В частности, Абу Хатим счел его неприемлемым.
Из сообщения Ваила ибн Худжра следует, что при совершении земного поклона разрешается опускать на землю колени раньше кистей рук, а при вставании - отрывать руки от земли раньше коленей. Этого мнения придерживалось большинство богословов. Согласно сообщению аль-Мунзири, так считали ‘Умар ибн аль-Хаттаб, Ибрахим ан-Наха‘и, Муслим ибн Йасар, Суфйан ас-Саури, Ахмад ибн Ханбал, Исхак ибн Рахавейх, Абу Ханифа и др. Имам аль-Мунзири тоже разделял эту точку зрения. Между тем аль-Ауза‘и, Малик, Ибн Хазм и др. считали желательным опускать на землю руки раньше коленей. Согласно одному из сообщений, этого мнения придерживался и Ахмад. Аль-Хазими передал со слов аль-Ауза‘и: «Я застал людей, которые клали на землю руки раньше коленей». Ибн Абу Давуд отметил, что так считали многие ученые, исследовавшие хадисы.
Это мнение опирается на предание Абу Хурейры о том, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Когда кто-либо из вас совершает земной поклон, пусть не садится так, как садится верблюд, а кладет руки раньше коленей». Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи и ан-Насаи. Ат-Тирмизи назвал его малоизвестным, поскольку от имени Абу аз-Зинада его рассказывал только Мухаммад ибн ‘Абдуллах ибн аль-Хасан. Ад-Даракутни же добавил, что от имени Мухаммада ибн ‘Абдуллаха его рассказывал только ‘Абд аль-‘Азиз ибн Мухаммад ад-Дараварди. Наконец, имам аль-Бухари сказал: «Я не знаю, слышал ли Мухаммад ибн ‘Абдуллах (внук Хасан ибн ‘Али ибн Абу Талиба) хадисы от Абу аз-Зинада».
По словам шейха аль-Албани, именно эти три недостатка данного хадиса были отмечены учеными. Первые два не являются существенными, поскольку ад-Дараварди и его учитель заслуживали доверия. Более того, по словам аль-Мунзири, суждение ад-Даракутни относительно ад-Дараварди является неточным, поскольку похожий хадис от имени Мухаммада ибн ‘Абдуллаха пересказывал ‘Абдуллах ибн Нафи‘. Эта версия приводится в сборниках Абу Давуда, ат-Тирмизи и ан-Насаи. Что же касается отсутствия подтверждения того, что Мухаммад ибн ‘Абдуллах слышал хадисы от Абу аз-Зинада, то подобное считал недостатком только имам аль-Бухари, ибо только он относил свидетельство о встрече двух рассказчиков к условиям достоверности предания. Большинство же ученых считало достаточным вероятность того, что они встречались, если нет подозрений в фальсификации хадиса. В данном случае мы можем утверждать, что Мухаммад ибн ‘Абдуллах не был замечен в фальсификации (тадлис) хадисов. Кроме того, он умер в 145 г.х. в возрасте 53 года, тогда как его учитель Абу аз-Зинад умер в 130 г.х. Это означает, что они были современниками, и данное сообщений необходимо признать достоверным. См. «Ирва аль-Галиль», т. 2, с. 78-79.
Хадис Абу Хурейры подтверждается другим сообщением, переданным Ибн Хузеймой со слов Ибн ‘Умара. Ученый назвал хадис достоверным, а аль-Бухари передал его подвешенную версию со слов сподвижника. Ад-Даракутни и аль-Хаким тоже передали хадис о том, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, совершая земной поклон, опускал руки раньше коленей. Последний при этом назвал хадис достоверным согласно требованиям Муслима.
В защиту первой точки зрения ученые приводили несколько контраргументов. Во-первых, они называли хадисы Абу Хурейры и Ибн ‘Умара аннулированными, ссылаясь на следующий рассказ Са‘да ибн Абу Ваккаса: «Мы клали руки раньше коленей, а потом нам было приказано класть колени раньше рук». Его передал Ибн Хузейма в “ас-Сахихе”, но цепочка его рассказчиков слабая. Об этом сообщил аль-Хазими. Ибн Хаджар разъяснил, что это предание пересказывал Ибрахим ибн Исма‘ил ибн Салама ибн Кухейл от имени своего отца, и оба этих рассказчика считаются слабыми. Примечательно, что некоторые ученые (например, Ибн Хазм) полагали, что не хадис Ваила ибн Худжра аннулирует предания Абу Хурейры и Ибн ‘Умара, а наоборот.
Во-вторых, некоторые из них полагали, что в тексте хадиса Абу Хурейры произошла путаница, и один из рассказчиков передал его с противоположным значением. Это суждение высказал имам Ибн аль-Каййим в книге “Зад аль-Ма‘ад”. Дело в том, что Ибн Абу Шейба передал со слов Абу Хурейры, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Когда кто-либо из вас совершает земной поклон, пусть сначала положит колени, а затем руки, а не садится так, как садятся верблюды». Ибн Абу Давуд тоже передал с его слов, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, совершая земной поклон, клал колени раньше рук. Аль-Асрам в “ас-Сунане” передал, что так поступал и Абу Бакр. Однако оба хадиса, на которые сослался Ибн аль-Каййим, были рассказаны ‘Абдуллахом ибн Са‘идом от имени его деда. Йахйа аль-Каттан, Абу Зур‘а и многие другие назвали этого рассказчика слабым. Имам Ахмад считал его хадисы неприемлемыми, а Йахйа ибн Ма‘ин не принимал его во внимание, полагая, что его рассказы вообще не следует записывать. Абу Хатим считал его несильным рассказчиком. Ибн ‘Ади сообщил, что большинство его рассказов - откровенно слабые.
В-третьих, - и этот аргумент тоже выдвинул Ибн аль-Каййим, - начало хадиса Абу Хурейры противоречит его концовке. По мнению ученого, если молящийся кладет на землю руки прежде коленей, то он уже садится так, как садятся верблюды, ведь они вначале опускаются на передние конечности. Однако другие ученые возразили ему тем, что у верблюда нет рук, и поэтому на его передних конечностях тоже находятся колени. Когда верблюд садится на землю, он вначале опускается на них, а затем укладывает на землю туловище.
В-четвертых, по мнению некоторых богословов, хадис Ваила ибн Худжра предпочтительнее преданий Абу Хурейры и Ибн ‘Умара. Это суждение высказал аль-Хаттаби. Однако далеко не все ученые согласились с ним. Так, хафиз Ибн Хаджар считал, что хадис Абу Хурейры предпочтительнее. Это мнение также разделял Ибн Сеййид ан-Нас, опираясь на то, что его рассказчики были правдивыми и не заслужили критики. В любом случае, критики в адрес хадиса Абу Хурейры было не меньше, чем в адрес хадиса Ваила ибн Худжра.
Помимо этого, сторонники мнения большинства отдавали предпочтение хадису Ваила потому, что он подтверждается сообщениями Анаса и Ибн ‘Умара (как мы уже отметили, хадис Абу Хурейры подкрепляется еще более надежными свидетельствами), совпадает с мнением некоторых сподвижников (в частности, ‘Умара ибн аль-Хаттаба и Ибн Мас‘уда), а также с мнением большинства.
Несмотря на все сказанное, существуют обстоятельства, указывающие на то, что хадис Абу Хурейры все-таки является более предпочтительным. Прежде всего, он представляет собой слова Пророка, мир ему и благословение Аллаха, тогда как в хадисе Ваила лишь описывается его действие. Как известно, словам Пророка, мир ему и благословение Аллаха, отдается предпочтение над сообщениями о его действиях, хотя при подобных разногласиях его поступок не противоречит высказыванию с конкретным смыслом. Помимо этого, в хадисе Абу Хурейры разъясняется причиной, по которой следует избегать подобного поступка.
Следует знать, что ученые написали немало пространных комментариев в защиту своей точки зрения по данному вопросу, однако до сих пор не пришли к единому мнению. Ан-Навави писал, что не может отдать предпочтение какому-либо из двух суждений. Аль-Макбали предпринял попытку совместить оба мнения, предложив тем самым новый способ опускания на землю. Однако подобного не говорил никто прежде, и поэтому мы даже не станем разъяснять его точку зрения. Малик и некоторые другие разрешали поступать и так, и так, однако, как уже было отмечено, имам Малик отдавал предпочтение второму суждению, т.е. считал желательным опускать на землю руки раньше коленей. А лучше всего об этом известно Аллаху. См. «Нейл аль-Аутар», т. 2, с. 543-545.