Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Феномен глобализации и проблема сохранения социально-культурной идентичности.




Появление и активное употребление в научной среде термина «динамика культуры» приходится на вторую половину XX в. Динамику культуры следует отличать от обычных культурных изменений. Последние предполагают любые трансформации в культуре. Для динамических изменений характерны такие черты, как целостность, направленность, наличие упорядоченных тенденций.
Выделяют несколько моделей культурной динамики. Среди них – поступательно-линейная, фазовая, циклическая, поэтапная, волновая, круговая, маятниковая и др. В основу данной типологизации положен признак направленности развития. Внешне каждая из моделей может иметь проявление в виде обогащения, деградации или застоя культуры. Если для обогащения и деградации характерны соответственно дифференциация и упрощение, то застой – это состояние длительной неизменности и повторяемости норм, ценностей, смыслов, знаний.

Динамика культуры имеет свое непосредственное проявление во взаимосвязях между традициями и новациями.

Традиция – это форма фиксации, закрепления и избирательного сохранения определенных элементов социокультурного опыта, которая подразумевает наличие механизма его передачи, обеспечивающего устойчивую преемственность социокультурных процессов. Традиция состоит из трех основных компонентов: объекта социокультурного наследия (в качестве него выступают материальные и духовные ценности), процесса и способов такого наследования. Традиция обеспечивает воспроизводство в «живой», действующей системе апробированных и испытанных временем образцов прошлых систем. Она определяет ход развития настоящего и будущего прошлым. Любая традиция по своей сути противоречива. С одной стороны, она способствует консервации прошлого, является символом застоя, отставания, неизменности. С другой, выступает как необходимое условие созревания в ее лоне ростков нового.

Существуют различные виды традиций. Различают «первичные» и «вторичные» традиции. «Первичные» имеют устойчивое символическое содержание. Их появление в культуре происходит

 

 


 

1. Понятие и исторические типы мировоззрения.

2. Проблемное поле философии и структура философского знания.

3. Древнеиндийская философия.

4. Философская мысль Древнего Китая.

5. Древнегреческая философия, ее периодизация и основные проблемы.

6. Философские концепции Платона и Аристотеля.

7. Соотношение разума и веры в философской традиции средних веков (А.Августин,

Ф.Аквинский). Полемика о природе универсалий.

8. Философские идеи эпохи Ренессанса: гуманизм, антропоцентризм, пантеизм.

9. Проблема самоопределения в философии Нового времени. Становление

механистического мировоззрения.

10. Дилемма эмпиризма и рационализма (Ф.Бэкон, Р.Декарт).

11. Философия Просвещения. Идея «естественных прав» человека и концепция «общественного договора» (Т.Гоббс, Дж.Локк, Ж.-Ж.Руссо).

12. Критическая философия И.Канта.

13. Диалектическая философия Г.Гегеля.

14. Социальная философия марксизма.

15. Становление и основные направления развития неклассической философии.

16. Философия жизни (А.Шопенгауэр, Ф.Ницше).

17. Исторические формы философии позитивизма.

18. Философия постпозитивизма.

19. Философия экзистенциализма, ее предпосылки и основные темы.

20. Религиозная философия в контексте современной европейской культуры.

21. Современная философская герменевтика.

22. Философия постмодернизма.

23. Философия и национальное самосознание. Философская мысль Беларуси.

24. Онтология как философское учение о бытии.

25. Категория материи. Эволюция представлений о материи в философии и науке.

26. Движение как атрибут бытия. Основные формы движения и критерии их

классификации.

27. Диалектика, ее сущность и исторические формы.

28. Принципы и законы диалектики.

29. Философские категории, их мировоззренческое и методологическое значение.

30. Пространственно-временная организация бытия. Основные науно-философские

концепции пространства и времени.

31. Философия природы. Идея коэволюции общества и природы.

32. Учение о человеке в структуре философского знания.

33. Сознание человека как предмет философского анализа. Генезис сознания.

34. Структура сознания. Общественное и индивидуальное сознание.

35. Проблема познаваемости мира (гносеологический оптимизм, скептицизм,

агностицизм).

36. Предмет и основные понятия теории познания (субъект, объект, познавательная

деятельность, знание.

37. Основные формы чувственного и рационального познания. Роль воображения и

интуиции в познавательном процессе.

38. Познание и практика.

39. Понятие истины и ее критерии.

40. Вненаучное и научное знание. Специфика научного познания.

41. Понятие науки и ее основные аспекты (наука как деятельность, социальный

институт и система знаний). Функции науки в современном мире.

42. Методы научного исследования и их классификация.

43. Эмпирический и теоретический уровни научного исследования.

44. Основные формы научного знания (факт, проблема, гипотеза, теория).

45. Научные революции.

46. Этика науки и социальная ответственность ученого.

47. Общество как система. Основные сферы жизнедеятельности общества.

48. Социальная структура общества.

49. Социальные отношения и социальные противоречия. Проблема источников,

движущих сил и субъектов социальной динамики. Эволюция и революция в

общественной динамике.

50. Духовная жизнь общества.

51. Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса.

52. Основные парадигмы философского анализа культуры.

53. Понятие цивилизации. Доиндустриальные, индустриальные, постиндустриальные

цивилизации.

54. Техника и ее роль в истории цивилизации.

55. Философское осмысление глобальных проблем современной цивилизации.

56. Феномен глобализации и проблема сохранения социально-культурной

идентичности.

 

 


29.Философские категории, их мировоззренческое и методологическое значение. Категории – это осн. сред-во выражения фил. знания, отражающее наиболее общие св-ва и отношения реальности и задающие фундам-ные способы её фрагментации и синтеза. Выделяют группу категорий, без исп-ния которых нельзя раскрыть содержание категорий др групп: Отношение – фил. кат-рия, выраж. способ бытия объектов, как взаимообусл-х и взаимосвязанных. Связь выражает отн-ние, при кот-ом наличие, отсутствие одних объектов явл. условием налич, отс, изм-ния других. Взаимосвязь – отн-ние, при кот-ом не только нал, отс или изм. одних объектов явл. условием наличия …других, но и наоборот, изм-ния во 2 группе объектов вызывают из. в 1 группе. Действие – фил. кат., выраж. формы мвязи объектов, при кот. изм-ния одних объектов направлены на изм. др. объектов. Взаимод-ие – фил. кат, выраж. всеобщую форму взаимосвязи объектов, состоящую в их взаимообусловленном изм-нии. Группа фил. кат, образованных на основе принципа структ-ти: Единичное – фил. кат., выраж. свойства и связи, присущие отдельным предметам и остут. у др. предм. Общее – ф.к., выраж св-ва и связи, присущие опред. множ-ву предметов. Особенное – ф.к., обознач. связи и отн-ния, кот отличают отдельные предметы или классы предметов друг от друга. Част ь-ф.к., обознач. предметы, образ. другие, более сложные. Целое – ф.к., обознач, предметв=ывключ в себя в качестве сост. частей другие предметы. Система –ф.к., обознач. совок-ть эл-тов, нах. в устойч. связях друг с другом и образующих опред. целостность. Элемент – ф.к, обозн составную часть системы. Структура – обозн сов-ть устойч связей эл-тов, обеспеч целостность истемы и сохранение её осн. свойств при внешних и внутр. изм-ниях. Содержание – обозн. сов-ть эл-тов, образ. вещь, взаимод-ий эл-тов и рез-тов вз-вий. Форма – обозн. сов-ть относ. устойч отн-ний и связей эл-тов, образ. предмет. Причина и следствие. Причинное отн-ние можно опред. - связь между явл-ми, при кот. 1 явление, называемое причиной, при наличии опред. условий с необходимостью порождает, вызывает к жизни 2 явление, называемое следствием.Причина есть взаим-вие, следствие - результат взаим-вия. Необходимость -это то, что вытекает из самой сущности матер. систем, процессов, событий и что должно произойти (или происходит) в главном так, а не иначе. Случайность же - то, что имеет основание и причину преимущественно не в самом себе, а в другом, что вытекает не из главных связей и отношений, а из побочных, что может быть, а может и не быть, может произойти так, но может произойти и по-другому. Возможность - это такое состояние, когда имеется одна часть детерминирующих факторов, но отсутствует другая их часть, или когда детерминирующие факторы недостаточно зрелы, чтобы возникло новое явление. Развитие - бесконечный проц-с реализации одних возм-тей и возник-ния новых возм-тей. Вероятность - - колич. мера возм-ти. Вероятность хар-ет те пределы, в кот. сущ-ет возможность.


 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 970 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Люди избавились бы от половины своих неприятностей, если бы договорились о значении слов. © Рене Декарт
==> читать все изречения...

2503 - | 2301 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.