Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Проблема познаваемости мира (гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм).




Позна́ние — совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Познание является основным предметом гносеологии (теории познания).

В зависимости от решения этого вопроса в философии выделяются позиции

познавательного оптимизма (признание возможности постижения истины),

скептицизма (сомнение в достоверности нашего знания о мире) и

агностицизма (отрицание возможности познания действительности).

Гносеологический оптимизм – направление в гносеологии, настаивающее на безграничных возможностях познавательных способностей человека.

Сторонники данного направления настаивают на существовании объективной истины и способности человека достичь ее.

Скептицизм (пирронизм): древнегреческий философ Пиррон считал, что М¹Б, т.е. истина недостижима.

Агностицизм (Д.Юм, Кант): отрицание познаваемости мира; наличие ощущений – единственная истина, доступная человеку; человек не может понять причину ощущений. Ноумены (вещи в себе) – нечто такое, природа чего нам недоступна.

Для классической философии процесс познания — это созерцание, предполагающее относительно пассивную роль субъекта в восприятии абсолютных и неизменных законов объективной действительности, что нашло свое отражение в двух основных интерпретациях:

1. трактовка процесса познания как припоминания, характерная для восходящей к Платону рационально-идеалистической традиции;

2. характеристика познания как отражения, наиболее полно реализовавшаяся в моделях материализма и эмпиризма.

Начиная с немецкого идеализма (И. Кант) философия отходит от созерцательного объективизма в гносеологии и актуализирует активную роль субъекта в познавательном процессе, где мир выступает уже проекцией творчества трансцендентального субъекта (И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг) или продуктом деятельности социально-исторического субъекта (Г. Гегель).

Для современной неклассической философии характерна интерпретация познания как творческой деятельности субъекта и отказ от установки на объективную истину.

 

Предмет и основные понятия теории познания (субъект, объект, познавательная деятельность, знание)

Предмет теории познания составляют всеобщие предпосылки, сущность, формы и пути познания, его возможности, отношение знаний к реальности и условия их истинности. Основные понятия теории познания позволяют системно осмыслить характеристики познавательных действий человека, а также совокупность проблем, исследование которых дает возможность постоянно уточнять и дополнять общее представление о познавательном процессе.

Субъект – человек или социальная группа, которые являются носителями определенных познавательных средств (как естественных, природных, так и искусственных).

Объект – фрагмент реальности, который противостоит субъекту в его познавательной деятельности. В результате гносеологического взаимодействия субъекта и объекта появляется знание. Для получения представления об особенностях познавательной связки «субъект – объект» надо всегда давать ответ на три вопроса: кто познает, что познается, как, какими средствами и методами?

Познавательная деятельность - это творческая активность человека, направленное на адекватное воспроизведение природной, соц. и духовной реальности в форме знаний. Один и тот же объект природной, соц. и духовной реальности может быть связан с человеком различными типами отношений (практическими, познавательными, аксиологическими- ценностными), задающими различные ориентации для проявления его творческой активности. В группу основных понятий теории познания входят понятия «отражение», «информация» и «знание». воспроизводящие главные механизмы познавательных процессов.

Знание- это проверенный общественно-исторической практикой и логикой результат познавательной деятельности, выражающий в знаковой форме объективные свойства и связи объектов природной, социальной и духовной реальности. Знание отличается от информации, хотя последнее в широком смысле слова понимается как совокупность некоторых сведений, т.е. знаний.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1152 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Два самых важных дня в твоей жизни: день, когда ты появился на свет, и день, когда понял, зачем. © Марк Твен
==> читать все изречения...

2282 - | 2105 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.