В обычном питании наших соотечественников кукуруза играет всего лишь роль гостя. Однако, по-разному приготовленная, она разнообразит наше меню и оказывает необходимую помощь как диетическое питание при некоторых заболеваниях. Питательная ценность кукурузы становится понятна из ее принадлежности к семейству злаков. Что же выделяет ее из семиединства и придает ей особенный акцент?
Она не так сильно, как другие, сформирована и пронизана светом кремния, ее образ намного грубее и неказистее, початки в области листа производят гораздо более тяжеловесное впечатление, чем колосья других злаков. Однако в зернах заложен интенсивный процесс образования сахара, возможно, в связи с их погруженностью в область листьев, где ведь и происходит образование крахмала. Поэтому, как уже упоминалось, из кукурузного зерна можно получить особенно тонкий крахмал (мондамин, майзена) и чистую глюкозу (декстропур).
Поскольку обмен веществ в мышцах основан на использовании сахара и крахмала, то понятно, что индейцы в Андах, которые используют в своем питании преимущественно кукурузу, способны к длительным нагрузкам. При этом добавляется еще один компонент: индейцы охотно сочетают кукурузу с фасолью, а исследования в области питания доказали, что белок кукурузы действительно используется особенно благоприятно благодаря белку фасоли. Это обстоятельство было использовано в Танзании группой немецких исследователей при оказании помощи в развитии страны. Среди детей этой страны было широко распространено заболевание, вызванное недостатком белка, Kwashickor. Это название в переводе означает «предпоследний ребенок» В Африке детей кормят грудью в течение нескольких лет. Если в этот период мать снова ожидает ребенка, то грудное вскармливание приходится прекращать преждевременно. Тогда зачастую и возникает недостаток белка, потому что маленькие дети не переносят обычную пищу, состоящую из грубых расплющенных зерен кукурузы. На этом и сосредоточилась работа по оказанию помощи. Были изготовлены простые мельницы для помола кукурузы, потому что обнаружилось, что дети хороню переваривают тонко размолотую кукурузу. Другой недостаток возникал из-за того, что 80 - урожая фасоли уничтожалось вредителями. Однако при этом не стали заказывать в Европе какой-то из высокотоксичных инсектицидов, а использовали растительное средство пиретрум, которое получили из произрастающего в этой стране вида хризантемы. С помощью размолотой кукурузы и муки из фасоли удалось преодолеть явления дефицита белка. 50
Кукурузу нужно дополнять - еще более, чем остальные злаки - другими продуктами питания. Об этом свидетельствует картина заболевания пеллагрой, которая наблюдается в областях с бедным населением при преимущественном использовании в пищу поленты и других блюд из кукурузы. Наименование пеллагра произошло из итальянского языка и означает «шершавая кожа» (pella = кожа, agra = шершавый). При этом заболевании возникает воспаление кожи, с пигментацией на тех местах, которые подвергаются воздействию солнечного света. Кроме того, при выраженной пеллагре наблюдаются изменения слизистых, нарушения в работе кишечника, неврологическая сыпь и психические изменения. Предполагается, что причиной этого заболевания является недостаток витамина В и белковых веществ, содержание которых в зерне кукурузы недостаточно.
После этой критики относительно питательной ценности кукурузы можно вновь воздать хвалу этому злаку. В последнее время множатся случаи аллергии к белку злаков. Поскольку белок кукурузы не содержит клейковины (глутюна и глиадина), большое значение приобрела в таких случаях диета с использованием кукурузы. Картину заболевания этой формой аллергии характеризуют также спру и целиакия (воспаления кишечника). После кукурузной диеты зачастую происходит быстрое выздоровление, в особенности у детей.
КУКУРУЗА - ЗЛАК ИНДЕЙЦЕВ
Имеет ли тот образ, в котором предстает перед нами кукуруза по сравнению с другими злаками, с его тяжелыми початками, которые созревают под крышей из листьев, обратившись к земле, определенное значение для ее действия в человеке? Может быть, ответ на этот вопрос нам поможет найти индейская сказка.
В одном замке на вершине горы жила-была принцесса. Однажды она увидела, что к подножью горы приближаются посланцы дружественного короля. В руках они несли дары и напрасно пытались взобраться на крутой склон. То и дело они скатывались вниз. Тогда принцесса послала к ним своего канцлера, чтобы принять дары. Тот изумленно посмотрел на чужеземцев и спросил: «Почему вы не можете подняться на гору?» Они ответили: «Мы чувствуем, что слишком тяжелы.» - «Что же вы едите?» - захотел узнать канцлер. «Кукурузу и какао», - был их ответ. «Ах, так, тогда ничего удивительного,» - сказал канцлер, принял дары и быстро поднялся на гору.Эта история, кажется, противоречит тому факту, что индейцы, питаясь преимущественно кукурузой и фасолью, при этом способны к длительным нагрузкам в Андах. Как можно это понять? Что ж, сказка намекает не на земную, а на духовную действительность. Принцесса является символом божества. Те, кто ест кукурузу, стали в духовном отношении слишком тяжелыми, чтобы суметь подняться к ней спиритуально.
Так, в образе кукурузы, с ее тяжелыми початками, мы можем увидеть картину развития человеческой расы, которая избрала ее своим основным продуктом питания. Индейцы очень сильно связаны с Землей и при этом теряют связь с божественным миром, из которого они могли бы черпать импульсы для продолжения своей культуры.
Путь привел индейцев к глубокому трагизму, особенно в Соединенных Штатах Америки. Благороднейший человеческий материал был утрачен, когда у индейцев отняли землю.
На их судьбу указывает письмо одного из вождей американскому президенту, написанное в прошлом веке. Оно должно стоять в начале этой главы, потому что прекраснейшим образом выражает благородную связь этих «кукурузников» с Землей.
«Великий вождь из Вашингтона шлет весть, что он хочет купить нашу землю. Великий вождь посылает нам слова дружбы и доброй воли. Это любезно с его стороны, потому что мы знаем, что наша дружба ему не нужна. Но мы обдумаем его предложение, потому что мы знаем, что если мы не продадим, то, возможно, придет белый человек с ружьем и отберет нашу землю. Как можно покупать или продавать небо - или тепло Земли? Это представление чуждо нам. Если мы не владеем воздухом и сверканием вод - как вы можете купить их у нас?
У белых людей их мертвые забывают страну своего рождения, когда они уходят, чтобы путешествовать под звездами. Наши мертвые не забывают эту чудесную землю, потому что она мать мертвого человека. Благоухающие цветы - наши сестры, косуля, лошадь, большой орел - на ши братья. Скалистые вершины, сочные луга, тепло тела пони и человека - все они относятся к одной семье. Поэтому, если великий вождь из Вашингтона посылает нам весть, что он хочет купить нашу землю, он требует от нас многого...
Однако, если мы продадим вам нашу землю, вы не должны забывать, что воздух драгоценен для нас, что воздух делится своим духом со всей жизнью, которую он сохраняет. Ветер дал нашим отцам первое дыхание и принимает их последнее. И ветер должен дать также нашим детям жизненный дух. И если мы продадим вам нашу землю, то вы должны ценить это как нечто особенное и священное, как место, где и белый человек чувствует, как сладко пахнет луговыми цветами ветер...
Мы обдумаем требование купить нашу землю, и когда мы решимся принять его, то только при одном условии: белый человек должен относиться к зверям земли так же, как к своим братьям. Я дикарь и не понимаю этого по-другому. Я видел тысячи гниющих буйволов, оставленных белым человеком - застреленных из проходящего поезда. Я дикарь и не могу понять, что дымящая железная лошадь может быть важнее, чем буйвол, которого мы убиваем только для того, чтобы не умереть. Что есть человек без животных? Если бы все звери исчезли, то человек умер бы от великого одиночества духа. Что бы ни происходило с животными - то же скоро произойдет и с людьми.
Все вещи связаны друг с другом. Что приключается с Землей, то приключается и с сыновьями Земли. Вы должны учить своих детей, что Земля под их ногами - это пепел наших предков. Чтобы они уважали страну, расскажите им, что Земля заполнена душами наших предков.
Учите ваших детей тому, чему мы учим своих: Земля - это наша мать. Что случается с Землей, то случается с сыновьями Земли. Когда люди плюют на Землю, они плюют на самих себя. Потому что мы знаем это: Земля не принадлежит людям, человек принадлежат Земле. Все связано друг с другом, как кровь, которая объединяет семью. Все связано. Что случается с Землей, то случается с сыновьями Земли. Не человеком создано полотно жизни, он только нить в нем. Что бы вы ни сделали с полотном, то вы сделаете с собой.
Даже белый человек - чей Бог с ним рядом и говорит с ним, как друг с другом - не может избежать общего предназначения. Возможно, мы все-таки братья. Посмотрим. Мы знаем одно, что белый человек, возможно, откроет когда-нибудь: наш Бог - это тот же самый Бог. Вы думаете, возможно, что вы им владеете, так, как вы хотите владеть нашей землей, но вы не можете этого. Он - Бог людей, одинаково для красных и белых. Эта страна дорога ему. И навредить Земле значит презирать ее Создателя.
Белые тоже исчезнут, может быть, быстрее, чем другие племена. Продолжайте отравлять свою постель, и однажды ночью вы задохнетесь от собственных нечистот.
Когда все буйволы будут уничтожены, дикие лошади приручены, тайные уголки леса осквернены запахом многих людей, а созревшие холмы говорящими проводами - где тогда чаща? Исчезла! Где орел? Исчез!...
Господь дал вам власть над зверями, лесами и красным человеком по особенной причине, однако эта причина - загадка для нас. Может быть, мы смогли бы понять ее, если бы мы знали, о чем мечтает белый человек, о каких надеждах рассказывает он своим детям долгими зимними вечерами, и какие образы он запечатлевает в их представлениях, чтобы они страстно ждали утра.
Если мы продадим вам нашу землю, любите ее, как мы любили ее, заботьтесь, как мы заботились, сохраняйте воспоминание о том, какая она есть, когда вы возьмете ее. И всеми своими силами, своим духом, всем сердцем сохраните ее для своих детей и любите ее - как Господь любит всех нас.
Потому что одно мы знаем - наш Бог - это тот же самый Бог. Эта Земля священна для него. Даже белый человек не может избежать всеобщего предназначения. Может быть, мы все-таки братья. Посмотрим.»51
III.
СЕМИЕДИНСТВО ЗЛАКОВ — ПЛАНЕТЫ И ДНИ НЕДЕЛИ
После того как мы рассмотрели сущность семи видов злаков, как бы попробовали семь зерновых блюд и узнали об их воздействии на здорового и больного человека, мы хотим теперь провести некоторые сравнительные и обобщающие исследования.
При этом возникает вопрос: почему злаков именно семь? Случайно ли это? Конечно, нет; как мало случайного в том, что семь красок составляют радугу, семь тонов соединяются в октаве, человек проходит по жизни семилетними периодами, семь дней недели определяют ход времени, а семь планет вращаются в небесах.
Можно ли обнаружить здесь связи? Можем ли мы соединить злаки с другими семиединствами? Мы попробовали это сделать и спустя несколько лет поняли, что здесь можно пережить истинные связи. Для ученого-естествоиспытателя это представляет собой меньший интерес, однако тот, кто ежедневно имеет дело на кухне со злаками и любовно обращается к ним за столом, охотно углубит свое отношение к плодам злаков с помощью подобных рассуждений. При этом нам потребуется только художественное чутье, потому что речь идет о душевном переживании.
Связь с днями недели и с планетами следует рассматривать как единство, потому что дни недели соответствуют планетам. В древние времена, когда благодаря мудрому пониманию духовно организованной Вселенной, с движимым духом ходом времени возник порядок дней недели, планеты были только внешними образами божественных существ. Юпитер, например, был как именем божества, так и названием одной из семи планет. К ним были причислены также Солнце и Луна, потому что люди исходили из картины мира, которая была результатом непосредственного наблюдения. Нептун и Уран рассматривались лишь как гости, позднее присоединившиеся извне к семиединству.
Знания древних мифов о богах сегодня поблекли, поэтому названия отдельных дней для многих стали совершенно непонятными. Связь названий воскресенья и понедельника (Sonntag, Montag) с Солнцем и Луной (Sonne, Mond) еще ясно видна, однако слово Dienstag (вторник), очевидно, мало кому скажет что-нибудь. Во всяком случае, оно ничего общего не имеет с Dienen (служить), оно произошло от немецкого Zischdig, в чем слышится отзвук Ziu, древнего германского бога войны. Более ясно французское название mardi = по-латински Mars. Это бог войны и одновременно планета.
Бледным и ничего не говорящим является название Mittwoch. Подозревают, что какой-то ревнитель христианства хотел вытравить воспоминание о германском боге, в честь которого первоначально был назван этот день. Это был Wotan, чье имя живет еще в английском Wednesday. Французское название mercredi напоминает о греческом боге Меркурии.
Четверг, Donnerstag, по крайней мере, еще напоминает о Donar, боге грома, однако нечто королевское, что было первоначально присуще этому дню, уже исчезло. Француз находится ближе к этому источнику, когда он говорит «jeudi», это значит, день Юпитера.
С названием Freitag (пятница) мало кто может что-нибудь связать. Начинаются ли с этого дня свободные дни в конце недели? Это производило бы современное впечатление, но, к сожалению, неверно, потому что этот день был посвящен германской богине Freya. Француз производит свой «Vendredi» от греческой планетарной богини Венеры.
Для субботы англичанин выбрал лучшее слово, Saturday. Оно происходит от латинского Saturni, то есть день Сатурна.
Можем ли мы сегодня еще соединить с сущностью отдельного божества и планеты какой-то образ или характерное настроение, переживать каждый день недели определенным образом? Или все это только пустая забава? Или же мы, возможно, при такой попытке выйдем на вечные порядки, которые действуют еще и сегодня?
Человек нашей эпохи должен был, с развитием своего сознания, вырасти до определенной свободы и освободиться от установленных космических порядков при формировании своего бытия. Поэтому ему дано в каждый день недели развивать свою индивидуальную деятельность по своей воле. И все-таки ритм дней недели представляет собой действительность, благодаря которой наша жизнь могла бы приобрести цвет и форму. Поэтому попытаемся создать образ для каждого отдельного дня недели. Тогда, как следующий шаг, возникает вопрос: возможно ли упорядоченно разместить и соответствующие виды злаков? Если бы это удалось, то мы одновременно приобрели бы связь с планетами. Это имеет свое значение для нашего душевного переживания, и менее с точки зрения физиологии питания. Для крестьянина во время сева, обработки почвы и уборки урожая существенное значение имеет актуальное расположение планет на небе, а не день недели.
ВОСКРЕСЕНЬЕ принадлежит СОЛНЦУ. Оно является центром в танце семиединства. Воскресенье - праздничный день христианства. Оно хочет призвать человека к тому, чтобы обратиться к своей внутренней, сущностной сердцевине, к своему центру. Каждый будет делать это по-своему: в существенных встречах с другими людьми или с природой, в религиозном порыве, в искусстве или духоведении.
Все злаки являются детьми Солнца, ПШЕНИЦА в особенности. Она распространена по всему миру и воплощает золотую середину. Как никакому другому злаку, ей свойственен солнечно-золотистый цвет. И в человеке ее действие равномерно и гармонично распределяется на все органы, ничего не выделяя. Поэтому мы соотносим с воскресеньем и Солнцем пшеницу.
ПОНЕДЕЛЬНИК со своей звездой, ЛУНОЙ, сообщает совершенно другое настроение. Луне не хватает лучистой силы Солнца, свет только отражается от нее в мягком серебристом сиянии. Солнце дарит жизнь, Луна действует на жизненную силу в смене ритма. Поэтому крестьянин ориентируется на ее ритм при посеве и уборке урожая. Луна действует преимущественно через элемент воды, которая движется в ее фазах. Солнце царит как дневное светило, Луна как регент ночи. Она направляет наши чувства на скрытое, таинственное, невидимое. Ей свойственны пассивность, преданность.
Как мало подходит это к настроению нашего понедельника, дня начала работы. Тут все принимаются за работу, разворачивают активность, трудятся. Это прижилось у нас на Западе. Однако это не соответствует смыслу порядка дней недели. Здесь жажда действий начинается только со вторника, дня Марса. Перед этим свою задачу выполняет обдумывание, отражение представлений, полученных в выходной день, осмысленное планирование. Понедельник хочет сказать: обдумай свои решения, прежде чем приступить к действию, дай себе время!
Это настроение в высокой степени присутствует на Дальнем Востоке. Азиат позволяет себе иметь значительно больше свободного времени, чем вечно подгоняемый жизнью житель Запада.
Злак, который он предпочитает, это рис. Рис, как уже было представлено в предыдущей главе, имеет родство с водным элементом и с созидающими силами живого. Благословение азиатов - это многодетность, они еще сильно живут в групповом сознании семьи. Все это те качества, которые связаны с действием Луны. Поэтому мы наверняка не ошибемся, если соотнесем с Луной, и тем самым с понедельником, рис.
За задумчивым понедельником следует активный ВТОРНИК, день МАРСА. Раньше он был богом войны. С его именем греки отправились завоевывать Трою. Однако с течением времени Марс изменился. Война более не включена в божественный миропорядок - последним солдатом, который еще бился по божественному поручению, была Орлеанская дева. Когда мы, современные люди, посмотрим вверх, на Марс, и попытаемся вжиться в настроение вторника, мы почувствуем, что нас призывают стать активными, мужественно взяться за то, что признано истинным и добрым, со всей решительностью, не забывая, однако, о силах любящего сердца.
Если мы спросим, какой злак одинаково придает импульсы голове и руке, лучше всего обратиться к грекам. Их злаком был ячмень. Они знали: ячмень - это сила мужчины, то есть он поддерживает активность, но это также и пища для философов, так как он активизирует силы головы. Так он позволяет иметь сильные конечности и ясную голову.
То, что во вторник еще не могло быть преобразовано в старых воинственных силах Марса, остается на СРЕДУ, день МЕРКУРИЯ. Ему эта задача подходит, потому что бог Меркурий - это великий преобразователь, а одновременно и целитель, с жезлом Меркурия, крылатый бог, который соединяет небеса и Землю, как посланец Бога.
Подходящий злак для Меркурия нетрудно найти в ПРОСЕ. Зерно проса - самое маленькое и подвижное среди злаков. Как уже упоминалось, невесте на свадьбу сыпали просо в туфли, чтобы сказать: будь подвижной, живой и быстрой. Просо действует на человеческие органы, которые служат для обмена с внешним миром. Это кожа и органы чувств.
ЧЕТВЕРГ был посвящен отцу богов ЮПИТЕРУ. Он полон щедрого, королевского настроения. В домах-интернатах он называется поэтому «маленькое воскресенье». Учителя вальдорфских школ используют его настроение, в котором могут процветать щедрость и мудрость, и всегда проводят свои конференции по четвергам.
А какой злак выберем мы для него? РОЖЬ. Она произвела на нас большое впечатление своим ростом, силой и устойчивостью. Она придает человеку формирующие силы и «хребет». Она помогает ему приобрести полнозвучный голос. Как мы видели, она поддерживает печень, которая с давних времен приписывалась сфере влияния Юпитера.
ПЯТНИЦА посвящена ВЕНЕРЕ. Как хорошо, что за мудростью и величием Юпитера следует красота. Жизнь человека часто так прозаична. Люди так одержимы достижениями и успехами и так мало обращают внимания на прекрасное, на искусство и игру.
Еще одна сфера жизни находится под покровительством Венеры: она является матерью зеленеющего, растущего, вегетации.
Сюда относится ОВЕС. Этот злак наиболее сильно связан с укрепляющими жизненными силами и дольше всех остается зеленым. Правда, на первый взгляд, неистовый германец, потребитель овса с побережья, омываемого Гольфстримом, кажется не совсем подходящим партнером для нежной Венеры. Однако противоположности притягиваются. И, наконец, общение с Венерой совсем неплохо сказалось на грубом парне, в стране овса возникли чудесные произведения искусства, а также ухоженное овощеводство. Так что мы соединим овес с Венерой в пятницу.
Конец недели имеет серьезное настроение благодаря планете САТУРН, которая определяет нашу СУББОТУ. Это мало соответствует нашему образу радостных выходных дней, когда человек хотел бы развеяться. Конечно, хорошо освободиться от повседневности. Но мы должны не спасаться бегством от самих себя, а оглянуться на заканчивающуюся неделю и собрать то, что принесла она из вечных ценностей. При этом не следует останавливаться на подробностях. Мы должны попытаться открыть смысл во всех взаимосвязях. Кроме того, следует дать себе часок отдыха, чтобы, возможно, почитать хорошую книгу.
Для всего этого требуется определенная серьезность. Ее нам может подарить кукуруза, злак Сатурна. Соотнесение кукурузы с этой планетой поддерживается тем, что индейская раса, как говорят, имеет сатурнианские черты. Об этом свидетельствует серьезное, покрытое глубокими морщинами лицо индейца.