Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


”чебные заведени€ ƒревней –уси




¬ ƒревней –уси в основном воспитание и образование детей Ц осуществл€лось семьей и вли€нием окружающей среды. –одители договаривались с Ђмастером грамотыї об обучении детей: чему учить, за сколько времени и за какую плату. Ќо существовали и учебные заведени€. —о времени установлени€ христианства на –уси посто€нно увеличивалась потребность в люд€х, способных переписывать и читать св€щенные книги, распростран€€ в народе основы христианского учени€. ”же в 988 г. при кн€зе ¬ладимире, после крещени€ –уси, в  иеве возникла перва€ школа Ђучени€ книжногої, котора€, как и все последующие, испытывала на себе вли€ние ¬изантии, передавшей –уси христианскую веру. ќсобого размаха такие школы достигли при ярославе ћудром. ”чител€ми чаще всего были русские или греческие монахи. ѕри кн€жеском дворе, церквах —уздал€, ¬ладимира и других городов создавались школы, обучение в которых велось на слав€нском €зыке, родном и пон€тном, в отличие от европейских школ, обучавших детей на незнакомом или малознакомом латинском.

—оздание в 863 г.  ириллом и ћефодием слав€нской азбуки способствовало сохранению самобытности русской древней школы. ќ распространении грамотности не только среди кн€зей и служителей церкви, но и среди простого народа свидетельствуют берест€ные грамоты, обнаруженные во врем€ раскопок. ¬ 1988 г. такие грамоты были обнаружены на территории ћосквы. ¬ грамотах отражены бытовые подробности жизни горожан, особенности обучени€ того времени. ѕомимо письма и чтени€ детей обучали умению на основе изученных текстов составл€ть, переплетать и иллюстрировать свои собственные книги, в содержание которых входили основные принципы христианского учени€. «наком€ с навыками счета, использовали образные примеры, счет на пальцах, а также цифровой алфавит, т.е. написание цифр посредством букв: а Ц 1, б Ц 2, в Ц 3. ¬ 1136 г. было написано сочинение  ирика Ќовгородца Ђ”чение им же ведати человеку числа всех летї, которое обращалось к практическому значению счета в повседневной жизни, использовало математическую логику и символику.

ќбучались не только мальчики, но и девочки, дл€ которых открывались специальные школы, например, в 1086 г. кн€гин€ јнна ¬севолодовна собрала при јндреевском монастыре  иева около 300 воспитанниц дл€ обучени€ их Ђписанию, ремеслам, пению, швению...ї, а в XIII в. в —уздале существовали училища дл€ девочек.

ќ широком распространении грамотности на –уси свидетельствует не только наличие школ Ђкнижного учени€ї, берест€ные грамоты и оруди€ письма, но также и обилие надписей на различных бытовых предметах (горшках, посуде, рукомойниках, оружии), сделанные их изготовител€ми или владельцами. –азвитие образовательной системы было прекращено и школы Ђучени€ книжногої пришли в упадок в XIII в., когда многие русские города оказались разгромленными татаро-монгольскими завоевател€ми.

«акончилось врем€  иевской –уси и ее воспитательно-образовательной де€тельности, которое мы обозначили IXЦXIII вв., и наступало врем€ развити€, вместе с ћосковским государством, московской педагогики XIVЦXVII вв.

ќрдынское нашествие, нанесшее значительный ущерб русской культуре, не сумело надолго остановить образовательные процессы, получившие в XIV в. новое развитие. Ќа смену бересте и пергаменту пришла бумага. ќдин из первых русских документов, написанных на ней, относитс€ к 1351 г. Ёто была грамота о пор€дке управлени€ ћосковским кн€жеством, подписанна€ сыновь€ми »вана  алиты. ÷ерковные школы по-прежнему обучали детей умению читать и писать на основе „асослова и ѕсалтыри. ƒостаточно высоким по тем временам стало монастырское обучение, зачинателем которого €вилс€ основатель “роицкого монастыр€, Ђ»гумен «емли –усскойї —ергий –адонежский (1314Ц1391), выдвинувший задачу нравственно-религиозного воспитани€ и духовного самосовершенствовани€. ќн определил главную цель воспитани€ как достижение духовного совершенства путем напр€женной мыслительной де€тельности, дл€ которой необходимы такие методы как беседы со старцами, чтение и осмысление св€тых книг и наставлений отцов церкви, рукоделие (различные ремесленные работы), пение, молитвы, выполнение заповедей ’риста. ƒл€ соблюдени€ заповедей необходимо не нарушать их ни в поступках, ни в мысл€х.

¬о второй половине XV Ц начале XVI в. грамотность снова стала распространенным €влением. ќбучать ей начинали рано: с п€ти- шестилетнего возраста либо под руководством св€щенников, либо в семье. ƒетей знати учили греческому €зыку, а с середины XVI в. немецкому и польскому, латинскому. ѕри царском дворе служили толмачи, т.е. переводчики, говорившие на разных иностранных €зыках и участвовавшие в дипломатических переговорах. «ажиточные хоз€ева вели письменный учет своего имущества, ремесленники подписывали свои издели€: кружки и братины, кувшины и рукомойники, оружие и доспехи. „елобитные, т.е. просьбы и донесени€, направл€емые к царю и власт€м, нередко писались самими горожанами.

¬ XVI в. к имеющимс€ монастырским и церковным библиотекам добавились частные, принадлежавшие отдельным хоз€евам, например, така€ библиотека была у цар€ »вана √розного, у —ильвестра, собирател€ рукописных книг, автора Ђƒомостро€ї.

Ќа состо€нии образовательного дела отразилось возникновение книгопечатани€. ƒо середины XVI в. книг было мало, писались они трудно и долго, стоили чрезвычайно дорого, к тому же переписчики нередко вносили в тексты собственные ошибки. ¬ 1574 г. »ван ‘едоров издал дл€ обучени€ детей грамоте Ђјзбукуї, основу которой составил буквослагательный метод. “акой способ обучени€ был труден, о чем можно судить даже по народным пословицам: Ђјзбука наука, а реб€там бука (мука)ї, Ђјзбуку учат, во всю избу кричатї. ¬месте с тем этот метод развивал в дет€х долготерпение. ƒругим распространенным учебником была Ђѕсалтырьї, одна из книг ¬етхого завета, состо€ща€ из текстов религиозного содержани€.

¬о второй половине XVI в. в ћоскве дл€ подготовки дь€ков, переводчиков и писцов, организовывались школы, в которых обучали слав€нской грамматике, литературе, риторике, греческому и латинскому €зыкам. ¬ это же врем€ в  иеве, Ћьвове, других городах западных рубежей страны создавались Ђбратские школыї, задача которых состо€ла в защите православного вероисповедани€ от натиска католических настроений.

XVII век Ц врем€ создани€ широкой базы дл€ будущего российского школьного образовани€. ѕо€вились первые школы, в которых детей обучали счету и грамоте в ћоскве ќобучение большинства детей по-прежнему проводилось Ђмастерамиї, т.е. учител€ми из грамотных св€щенников, дь€конов, подь€чих. ќбычно ученики обучались с семи до шестнадцати лет.

¬ 1648 г. при јндреевском монастыре на ¬оробьевых горах было организовано бо€рином и активным государственным де€телем ‘едором ћихайловичем –тищевым училище словесных наук и греческого €зыка.

ƒл€ учебных заведений издавались руководства по арифметике и грамматике. ќ методике преподавани€ говорит, например, обложка изданного в 1634 г. буквар€ ¬асили€ Ѕурцова, на которой изображен учебный класс и учитель, наказывающий розгами нерадивого ученика. Ётот учебник, неоднократно издававшийс€ на московском ѕечатном дворе, стоил одну копейку и был доступен широким сло€м населени€. ¬ конце XVII в. по€вилс€ иллюстрированный букварь монаха  ариона »стомина. ¬ 1682 г. было издано пособие дл€ обучени€ навыкам счета. ¬ рукопис€х распростран€лись пособи€ по обучению математике.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-24; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2060 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќачинать всегда стоит с того, что сеет сомнени€. © Ѕорис —тругацкий
==> читать все изречени€...

1969 - | 1781 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.615 с.