Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ќсновна€ часть. ƒревние слав€не. »стори€ воспитани€ до VIII в




ѕлан

1.¬ведение. ќ Ќародности воспитани€, силе традиций и обычаев.

2. ќсновна€ часть. »стори€ воспитани€ русских детей до XVIII в.

3. ¬ывод. «начение воспитательных процессов, сформировавшихс€ в древнерусском государстве в период исторического развити€ до XVIII в.

Ќоменклатура:

1. ¬ведениеЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕ.ЕЕЕЕЕ 4

2. ќсновна€ часть. ƒ–≈¬Ќ»≈ —Ћј¬яЌ≈. »—“ќ–»я ¬ќ—ѕ»“јЌ»я ƒќ VIII вЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕ... 5

2.0. ¬ќ—ѕ»“јЌ»≈ ƒ≈“≈… » ѕќƒ–ќ—“ ќ¬ ¬ IXЦXVII вв ЕЕЕЕЕЕ... 8

2.1. ‘ќ–ћ»–ќ¬јЌ»≈ √ќ—”ƒј–—“¬≈ЌЌќ… » ÷≈– ќ¬Ќќ… ѕ≈ƒј√ќ√» »ЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕ..9

2.2. —≈ћ≈…Ќќ≈ ¬ќ—ѕ»“јЌ»≈ЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕ..11

2.3. ”„≈ЅЌџ≈ «ј¬≈ƒ≈Ќ»я ƒ–≈¬Ќ≈… –”—»ЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕ..ЕЕ16

¬ывод. «начение воспитательных процессов, сформировавшихс€ в древнерусском государстве в период исторического развити€ до XVIII в...21

—писок литературыЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕ.22

 

¬ведение

»звестный педагог XIX в. ”шинский  .ƒ. в своей педагогической теории одной из главнейших мыслей считал народность воспитани€. —истема воспитани€ детей в каждой стране по его мнению св€зана с услови€ми исторического развити€ народа: Ђ¬оспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных иде€х или заимствованных у другого народаї. ”шинский рекомендовал широко использовать в воспитательной работе народные игры.

≈сли исследовать историю древнерусского государства можно пон€ть насколько народность воспитани€ органично существовала в нем, воспитание складывалось естественным образом, благодар€ следованию традици€м и обыча€м. “радиции, поведение людей было тем мощным воспитательным процессом, который фундаментально формировал многовековой жизненный уклад нашего государства.

ѕерейдем к более подробному исследованию рассматриваемого периода.

ќсновна€ часть. ƒ–≈¬Ќ»≈ —Ћј¬яЌ≈. »—“ќ–»я ¬ќ—ѕ»“јЌ»я ƒќ VIII в

 ак древневосточные слав€не воспитывали своих детей? ƒл€ ответа на этот вопрос надо вы€снить, как они жили в те далекие времена, закончившиес€ в VIII веке. ¬ IX веке с по€влением государства на территории нашей страны изменилс€ не только уклад жизни народа, но и его воспитательна€ система.

Ќароды, засел€вшие территорию будущей –оссии, в первые века нашей эры жили родоплеменной формацией, когда не задумывались над наилучшими методами воспитани€ детей. Ћюди все силы направл€ли на то, чтобы сохранить и продолжить свой род в жестокой схватке с природной стихией, дикими звер€ми и вражескими племенами. ƒети Ц будущие кормильцы и защитники Ц не только должны были овладеть необходимыми навыками и знани€ми, но стать продолжател€ми обычаев и традиций. ƒети должны были стать защитниками рода, гостеприимными, храбрыми, участву€ в хоз€йственных делах рода, военных походах, про€вл€€ заботу о своих родител€х.

ћаленького россича приучали никогда не брать чужого; даже если вещь забыта или потер€на кем-то, ее нельз€ присвоить. Ќельз€ завидовать силе и ловкости других людей, надо самому стремитьс€ быть сильным, ловким и умелым. «нание жизни передавалось молодежи в словах народных песен и сказаний, в пословицах, поговорках, шутках, прибаутках. “ак формировалась и Ђотчеканиваласьї народна€ педагогика. ѕервым педагогом ребенка была мать, она рассказывала, показывала, объ€сн€ла, создавала, как теперь говор€т, обучающие ситуации и вводила малыша в реалии жизни.

Ќемногое известно о жизни древних слав€н, и можно лишь предполагать по археологическим данным и из письменных источников, какими были особенности древнеслав€нской педагогики. »звестно, например, что стара€сь украсить свой скромный быт, люди вырезали из дерева фигурки человека, птиц и зверей. –ебенок не только видел их, но и сам пыталс€ сделать подобное. “ак по€вились первые игрушки и детские зан€ти€. Ћюбимыми музыкальными инструментами были волынка, гудок и дудка, игру на которых осваивали в малом возрасте. “оржественные событи€ и обр€ды проводились при участии детей. ¬месте со взрослыми дети весело пл€сали, взмахива€ руками, верт€сь на одном месте, топа€ ногами и приседа€. »з обр€довых песен Ц кол€дных, пахотных, русальных, военных, Ц передаваемых каждому новому поколению, узнавали историю своего народа, национальные традиции и обычаи. —амыми любимыми развлечени€ми мужчин и мальчиков были те, что давали возможность показать силу и удаль: борьба, кулачные бои, бег наперегонки, сопровождали жизнь любого из них. ƒевочки предпочитали водить хороводы и петь песни.

ƒети активно участвовали в хоз€йственной жизни рода. ќни помогали в ведении домашнего хоз€йства, собирали дл€ пропитани€ грибы и €годы, обучались стрельбе из лука и, став старше, могли охотитьс€ на мелкого звер€ и птицу. — ранних лет девочек учили пр€сть нитку из шерст€ных, льн€ных и конопл€ных шматков, и к семи годам они становились насто€щими пр€хами.

ћальчиков с двенадцати лет направл€ли в военную слободу, где жили воины, готовые в любую минуту к защите племени от вражеских набегов. ѕодростков обучали искусству бо€. ќни тренировались тупыми мечами, чтобы по неумению не поранить друг друга. ќвладение воинскими навыками проходило с огромной трудностью: мечи были еще слишком т€желы дл€ них, а тела мальчиков от таких упражнений покрывались син€ками и п€тнами. »м предсто€ло научитьс€ не только владеть оружием, но и не бо€тьс€ чужого клинка, стрел€ть из лука, метать копь€, ловить арканами животных. ¬ них воспитывали выносливость и терпеливость, заставл€€ в любую погоду, в сл€коть и снег, бегать с заплечными мешками, набитыми песком. „тобы развить силу ног, к ногам прив€зывали камни.

— малых лет ребенок познавал философию €зыческой [язычество Ц религи€, основанна€ на поклонении многим богам] жизни. ѕрирода, по рассказам отцов, имела доброе и злое начало, добрые и злые духи боролись за каждого человека. „тобы их умилостивить, надо приносить жертвы и защищать себ€ оберегами. —имволы добра (солнце, огонь, вода, виды растений) выписывались на одежде, посуде, стенах жилища. ќгонь считалс€ настолько св€щенным, что запрещалось топтать его ногами, плевать в него или бросать нечистоты, иначе тот мог жестоко отомстить.

ƒети, как и взрослые, верили в упырей, вампиров, которые навод€т порчу, от которых можно спастись только заговорами и оберегами. — ранних лет ребенок обращалс€ с молитвой к животному, растению или предмету, считавшемус€ родоначальником племени. ƒавно умерший родоначальник обоготвор€лс€ и представл€лс€ как покровитель рода: ему приносились жертвы, у него просили защиты и помощи. ¬месте со старшими ребенок почитал изображени€ древних богов Ц —варога, ’орса, ћокоши. «нал, что непозволительно затронуть покой божества своего рода, но также и Ѕогов, почитаемых другими племенами.

ƒревние слав€не поклон€лись силам природы, от которых зависела жизнь людского сообщества. ћолились Ѕогам в соответствии со слав€нским календарем. Ќа праздник  ол€ды, Ѕога торжеств и мира, длившийс€ 12 дней, начина€ с 24 декабр€, дети пели под окнами домов песни, участвовали в кол€дных играх и гадани€х. »х родители гасили домашние очаги и трением заново добывали огонь, пекли хлеб и старались по разным приметам угадать, каким будет предсто€щий год. ¬стречу солнца и заклинание природы накануне весенней пахоты отмечали масленицей. ѕл€ской и песней восхвал€ли весной Ѕога весель€, любви и согласи€ Ћадо. ¬ июне праздновалс€ день Ѕога ярилы, властител€ животвор€щих сил природы, нар€жали лентами молодую березу, украшали дома березовыми ветками. ѕеред сбором хлеба, в конце июн€ почиталс€  упала, Ѕог земных плодов. ѕоклон€€сь огню, разводили вечером костры. ћолодежь, украшенна€ венками, пл€сала у огн€ и распевала хвалебные песни. ƒети, как и взрослые, верили, что в лесах и водоемах обитают лешие, вод€ные, которые вмешиваютс€ в людские дела, в домах живут домовые, в реках русалки.

¬ отношени€х родителей к дет€м существовала не только разумна€ любовь но и требовательность. ќбычай почитани€ родителей об€зывал детей заботитьс€ о благополучии отца и матери.

“аким образом, воспитание детей древних слав€н происходило в процессе их труда и де€тельности р€дом с родител€ми. —уществовало четкое разделение в воспитании мальчиков, будущих воинов и защитников рода, и девочек, будущих матерей и хранительниц домашнего очага. —кладывалась народна€ педагогика, принципы которой передавались от поколени€ к поколению и позже легли в основу различных педагогических теорий.

 

2.0. ¬ќ—ѕ»“јЌ»≈ ƒ≈“≈… » ѕќƒ–ќ—“ ќ¬ ¬ IXЦXVII вв

ѕочему мы выдел€ем отрезок IXЦXVII вв.? ƒело в том, что в IX в. на –уси сложилось древнерусское государство, оформились новые общественно-экономические отношени€, сформировались классы раннефеодального общества, на смену €зыческого многобожи€ пришла христианска€ религи€ с единым Ѕогом, определ€ющим всю жизнь человека. ¬ XVII в. эти €влени€ настолько утвердились и развились, что потребовали резких перемен, которые в следующем XVIII в. вновь коренным образом изменили жизненные услови€, а вместе с ними и подходы к воспитанию. Ётот исторический отрезок можно поделить на два периода: IXЦXIII вв., врем€  иевской –уси и ее воспитательно-образовательной де€тельности; XIVЦXVII вв., врем€ развити€ ћосковского государства и московской педагогики.

¬ это врем€ формировались две важные ветви русской педагогики Ц государственна€ и церковна€, которые настолько тесно переплетались, что это деление можно считать чисто условным.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-24; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 393 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћибо вы управл€ете вашим днем, либо день управл€ет вами. © ƒжим –он
==> читать все изречени€...

1422 - | 1225 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.013 с.