Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


‘ормирование государственной и церковной педагогики




—формировавшеес€ древнерусское государство нуждалось в защитниках своих интересов, подчин€вшихс€ государственной власти, полностью принимавших заведенный в обществе пор€док. ƒл€ этого требовалось создать определенную практику воспитани€. “ак, р€дом с народной по€вилась государственна€ педагогика, носителем которой €вл€лись государственные де€тели.   1099 г. относитс€ написанное кн€зем ¬ладимиром ћономахом Ђѕоучение своим дет€мї, называемое еще ƒуховна€, в котором, нар€ду со сведени€ми о господствовавших тогда нравах, про€вились и педагогические воззрени€, присущие русскому обществу конца XI Ц начала XII в. Ђѕоучениеї было предназначено дл€ взрослого читател€, представител€ господствующего класса, беспокоившегос€ о поддержании своего высокого общественного положени€, но высказанные в нем идеи требовали претворени€ прежде всего в отношении младшего поколени€, которое общество считало необходимым воспитывать. Ёто произведение заполнено христианскими нравоучени€ми из —в€щенного писани€: Ђ—трах божий и любовь к человечеству есть основание добродетелиї, автор призывал к благоде€ни€м: ЂЌе забывайте бедных: кормите ихї, Ђ„тите старых людей как отцов, любите юных как братьевї, Ђѕриветствуйте вс€кого человека, когда идете мимої, ЂЌе имейте гордости [ѕод словом Ђгордостьї тогда понималась горделивость, заносчивость] ни в уме, ни в сердцеї. “ри порока объ€вл€лись губительными дл€ человека Ц ложь, пь€нство, любострастие. —ледовало учитьс€ читать, владеть иностранными €зыками, битьс€ в сражении, выживать в услови€х военного похода, что требовалось дл€ хорошей службы государству. “ак, в Ђѕоученииї заложены требовани€ государственной педагогики, тесно переплетаемые с положени€ми педагогики народной.

Ќар€ду с развитием государственной педагогики происходило развитие и педагогики церковной. ÷ерковь полностью вз€ла на себ€ руководство воспитанием молодого поколени€ и занималась этим в течение дес€ти веков. ¬ различных произведени€х ведущих ее де€телей можно найти высказывани€ о дет€х и подростках, призывы к развитию их духовности. √лавна€ цель воспитани€ виделась в привлечении каждого к Ѕогу и христианской религии, несущей в себе нравственные идеалы добра и любви. Ђ¬ ком любовь, Ц писал один из отцов церкви, автор многих церковных произведений ≈фрем —ирин (IV в.), Ц тот никем никогда не гнушаетс€... ни перед кем не превозноситс€... ни на кого сам не наговаривает и от наговаривающих отвращает слух... тот не ходит лестим, не смотрит ненавистным оком, не радуетс€ падению других, не чернит падшего, но соболезнует о нем и принимает в нем участиеї. ÷ерковна€ педагогика ставила перед обществом задачи воспитани€ добродетельного, совестливого, богоугодного человека. ƒл€ этого она призывала к чтению св€тых книг, которые, по словам ≈. —ирина, Ђнаставл€ют на истинуї.

–ебенок, по распространенному тогда в обществе мнению, по€вл€лс€ на свет в процессе Ђнечистого делаї, каковым считались роды, да и комната, в которой они происходили, также считалась греховной. “ри дн€ в родовую комнату не входили, затем, тщательно промыв, совершали в ней очистительную молитву. ћатери новорожденного не разрешалось в течение сорока дней входить в церковь. Ќоворожденного же следовало сразу окрестить, чтобы очистить его от первородного греха и прин€ть в лоно христианской церкви.

ћать, отравивша€ в себе зародыш нежеланного малыша, наказывалась ограничением пищи и свободы и об€зывалась Ђсидеть на хлебе и водеї под присмотром монастыр€ сроком от трех до п€ти лет. ѕод присмотром св€щеннослужителей дети соблюдали церковные посты, требовани€ которых несколько см€гчались, чтобы отсутствие пищи не сказывалось отрицательно на детском росте и развитии. Ќе менее важным дл€ церкви считалс€ вопрос полового воспитани€ молодежи, и она убеждала молодых людей воздерживатьс€ от блуда, призыва€ к единобрачию.

÷ерковна€ педагогика была направлена на защиту интересов государства, которое, в свою очередь, предоставл€ло церкви огромные привилегии и наилучшие услови€ его существовани€. ќтсюда в церковном воспитании практиковалось с детских лет внушение уважени€ к государственной власти. ƒети под руководством св€щенников и родителей неустанно молились и привыкали быть послушными тем, кто значительно превосходит их по родовитости и богатству.

—≈ћ≈…Ќќ≈ ¬ќ—ѕ»“јЌ»≈

¬ семейном воспитании переплетались негативные и позитивные €влени€. ƒети воспитывались в неукоснительном послушании родител€м, особенно отцу. –уководством к воспитанию служил известнейший пам€тник средневековой русской литературы, составленный в середине XVI в. и получивший название Ђƒомостройї. ≈го автором называют —ильвестра сподвижника молодого цар€ »вана IV. Ђƒомостройї гласил: Ђ...любите отца своего и мать свою слушайтесь их, и повинуйтесь им, старость их чтите, немощьї. “акое отношение объ€сн€лось превосходством родителей, давших ребенку жизнь.

ѕочтение к родител€м, составл€вшее основу семейных отношений, нередко нарушалось. ƒети чувствовали себ€ рабами с деспотичными родител€ми и переносили такое же отношение на своих сверстников из прислуги, с младенчества усваива€ грубость, невежество и жестокость. —тав старше, начинали пререкатьс€ с родител€ми. ¬ семейном воспитании делалась установка на воспитание души: Ђ—ледует оберегать душевную чистоту при отсутствии телесных страстей, име€ походку кроткую, голос тихий, пищу и питье не острые; при старших Ц молчание, к равным себе и младшим Ц искреннюю любовь; нечестивых людей избегать, поменьше говорить да побольше смекать, не дерзить словами, не засиживатьс€ в беседах, не бесчинствовать смехом.

»з всех средств первое место занимало наказание, как рекомендовал Ђƒомостройї: Ђ...пройдись по ребрам его, пока он растетї; Ђ...не жалей, младенца пор€: если прутом посечешь его, не умрет, но здоровее будет, ибо ты, казн€ его тело, душу его избавл€ешь от смерти. ≈сли дочь у теб€ Ц и на нее направь свою строгостьї. Ќа телесных наказани€х была построена вс€ средневекова€ педагогика, ставивша€ своей целью уничтожить в ребенке не только своеволие и упр€мство, но и самосто€тельность мышлени€ и действи€. — ранних лет человек чувствовал себ€ несвободным, преследуемым и принуждаемым. Ѕыла широко распространена иде€ неотвратимости наказани€ за любой проступок или осуждаемый недостаток. —тарший обладал властью и об€зывалс€ в воспитании использовать розги, хомут, плетку, жезл, палку и т.п. ќсобенно т€желым оказывалось положение внебрачных детей, которых никто не защищал: ни государство, ни общество.

ѕомимо телесных наказаний в воспитательном арсенале родителей были также поучени€ и наставлени€, посто€нные запреты и строгость, например, не рекомендовалось с ребенком играть, сме€тьс€ и даже улыбатьс€ ему. ѕризыв избегать весель€ и смеха во врем€ игр с детьми отражал средневековые представлени€ о смехе как греховном действии, порочащем душу человеческую. ќгромную роль в воспитании играл тогда и личный родительский пример. Ќедаром —ильвестр, наставл€€ сына, посто€нно ссылалс€ на то, как сам он поступал: не грешил против церкви, помогал обездоленным, кормил голодных, освобождал людей из рабства, обучал грамоте и ремеслу.

ќдна из родительских функций Ц подготовка детей к взрослой жизни Ц заключалась в посто€нном привлечении их к работе по дому. ¬ соответствии с возрастом и потребност€ми семьи их учили Ђрукоделиюї, т.е. умению все делать своими руками. –укоделом на –уси нередко называли ремесленника. ѕо Ђƒомостроюї рекомендовалось отцу заниматьс€ воспитанием и обучением сыновей, матери Ц дочерей. ¬ семь€х про€вл€ли большую заинтересованность в сыновь€х Ц работниках, продолжател€х рода, хранител€х семейного богатства. ћальчиков из знатных бо€рских семей в соответствии с родовыми привилеги€ми готовили к государевой службе. Ќо и с помощью дочери, можно было решить семейные проблемы, удачно выдав ее замуж. ƒл€ этого следовало воспитывать дочь сообразно требовани€м общества, сохранив ее целомудрие и девственность, собрав приличное приданое к свадебному торжеству: Ђ“ак дочь растет, страху Ѕожьему и знани€м учитс€, а приданое ей все прибываетї.

÷арские дети жили в окружении многочисленного штата мамок и н€нек. ¬ первый год жизни ребенку дл€ воспитани€ выдел€лась женщина двор€нского происхождени€, жена дворцового служител€. — п€тилетнего возраста к царевичу приставл€ли бо€рина Ц главного воспитател€ и учител€, которому в помощники давали окольничего или думного человека. „итать он училс€, как все дети, по букварю, изучал „асослов, ѕсалтырь. — семи лет его учили письму, с дев€ти Ц церковному пению. “ак воспитывалс€ будущий царь јлексей ћихайлович, окруженный игрушками, книгами, музыкальными инструментами и военным оружием. ѕо обычаю, до 15-летнего возраста царевича никто, кроме бо€р, ближних людей и приставленных к нему слуг видеть не мог. ¬ 15 лет его Ђобъ€вл€ли народуї и тогда он открыто выходил вместе с отцом в церковь, участвовал в потехах, в ћоскву из разных уголков страны приезжали подданные, чтобы посмотреть на него.

÷аревны любого возраста, как и маленькие царевичи, были укрыты от посторонних глаз. ќни редко выходили из своих покоев, обща€сь только с прислуживавшими им женщинами и девушками знатных бо€рских родов, ни один представитель мужского пола, кроме самого цар€, не мог их видеть. ƒа и он редко загл€дывал к ним и никогда не садилс€ с ними за обеденный стол. »з царского дворца царевны выходили только в церковь или выезжали с царицей в монастыри.  огда они шли по улице, с обеих сторон от них несли суконные полотна. ¬ храм в их присутствии допускались только бо€ре и ближние люди, но и при этом царевны сто€ли в специально завешенном тафтою притворе. ¬о врем€ выездов их везли в закрытых колымагах или каптанах [ аптан Ц крыта€ зимн€€ повозка, похожа€ на избушку, поставленную на сани]. “ак членов царской семьи оберегали от сглаза.

ќтносительной свободой пользовались царские дочери только в детстве, но повзрослев, готовились к однообразной и одинокой жизни во дворце или в монастыре. ¬ыйти замуж они не могли, так как дл€ них не было на –уси равнозначной пары, а брак с иноземцем считалс€ невозможным в силу различи€ религий. ÷аревны пребывали в посто€нных молитвах, вслед за царицей прос€ у √оспода защиты царскому дому, помощи царю в его государственной заботе, здоровь€ всем членам царской семьи.

“олько во времена јлексе€ ћихайловича их положение несколько изменилось. ÷арь, остро чувствовавший потребности общества в глубоких переменах, предоставил своим дочер€м некоторую свободу. ќсобенно выдел€лась царевна —офь€, с детства ненавидевша€ теремные пор€дки и нравы. —тав старше, она самовольно покидала женскую часть дворца, присутствовала на комедийных представлени€х и даже царских обедах, разговаривала с чужеземными послами, не обнаружива€ при этом стыда и смущени€, свойственного теремным затворницам, и поража€ самосто€тельностью своих взгл€дов и суждений.

ќбучались царевны тому, что считалось необходимым дл€ их жизни: минимум знаний, позвол€вший составить послание, прочитать и пон€ть книгу религиозного содержани€, иметь представление о ведении домашнего быта. ќни учились шитью и вышиванию шелками, золотом и серебром, нанизыванию жемчуга и драгоценных камней на одежду или церковную утварь. ќни видели, как их мать Ц царица Ц сама шила и вышивала, создава€ детали царского оде€ни€, ожерель€ к кафтанам, сорочки, платки, белье.

¬ пор€дке исключени€ царевна —офь€ училась вместе с брать€ми. ќна была любознательной, способной, ей хотелось узнать как можно больше. Ѕиблиотека царевны —офьи включала в себ€ лучшие произведени€ того времени: книги ≈пифани€ —лавинецкого, —имеона ѕолоцкого. ќна читала книги по географии, по истории своего и других народов, о современности и древности.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-24; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 479 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ѕутерброд по-студенчески - кусок черного хлеба, а на него кусок белого. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

1638 - | 1597 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.011 с.