Абсолют (лат. absolutus – безусловный, неограниченный) – понятие для обозначения вечного самодостаточного субъекта.
Абстракция (лат. abstractio) – отвлечение.
Агностицизм (гр. agnostos – недоступный познанию) – учение, отрицающее познаваемость мира.
Адекватность (лат. adaequatus – приравненный) – соответствие, эквивалентность.
Аксиология (гр. axia – ценность и logos – учение, понятие, слово) – философское исследование природы ценностей.
Альтруизм (лат. alter – другой) – нравственный принцип бескорыстного служения людям.
Анимизм (лат. anima – душа) – верование в духов и душу.
Антиномия (анти и гр. nomos – закон; буквально – противоречие в законе) – противоречие.
Антропология – наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека.
Аскетизм (гр. asketes – упражняющийся в чем-либо; отшельник, монах) – образ жизни, связанный с воздержанностью в удовлетворении потребностей.
Виртуальная реальность – искусственная компьютерная среда, в которой можно общаться как в подлинной действительности.
Витализм (лат. vitalis – жизненный) – учение в биологии, объясняющее жизнедеятельность действием особых нематериальных факторов, «жизненной силы».
Генезис (гр. genesis) – происхождение.
Гносеология (гр. gnosis – познание и логия) – теория познания.
Гуманизм (лат. humanus – человеческий, человечный) – уважение достоинства и прав человека, его ценности как личности.
Демиург (гр. demiurgos – мастер, ремесленник, творец) – творец, одно из определений божества.
Детерминизм (лат. determine – определяю) – учение о всеобщей, закономерной связи.
Диалектика (гр. dialektike – искусство вести беседу, спор) – система взглядов на мир в его развитии и взаимосвязи. Наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.
Догматизм – мышление, оперирующее неизменными понятиями.
Евгеника (гр. eugenes – хорошего рода) – теория психологической и физиологической неравноценности людей.
Интуиция (позднелат. intuition – созерцание) – способность непосредственного постижения истины.
Катарсис (гр. katharsis – очищение) – эстетическое воздействие искусства на человека.
Категорический императив – нравственный закон в этике (И. Кант).
Креационизм (лат. creatio – создание, сотворение) – учение о сотворении мира.
Культура (лат. cultura – земледелие, воспитание, почитание) – способ организации и развития человеческой деятельности, представленной в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и ценностей и отношении к природе, самому себе и другим людям.
Либидо (лат. libido – влечение, желание, страсть, стремление) – сексуальное влечение (З. Фрейд).
Личность – социальная сущность человека.
Материя (лат. materia – вещество) – объективная реальность, существующая вне и независимо от человеческого сознания. Философская категория для обозначения объективной реальности, которая отражается нашими ощущениями и существует независимо от них (объективно).
Мистика (гр. mistikos – таинственный) – вера в сверхъестественные силы.
Ноосфера (гр. noos – разум и sphaira – шар) – сфера взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития.
Онтология (гр. on, ontos – сущее, logos – учение) – учение о бытии.
Пантеизм (гр. pan – всё и theos – бог) – учение, сближающее понятия «Бог» и «Природа».
Позитивизм (лат. positivus – положительный) – направление философии, в котором источником истинного знания являются конкретные науки, отрицающие познавательную ценность философии.
Прагматизм – течение в философии, ставящее знание в зависимость от его практического последствия.
Рефлексия – наблюдение за состоянием своего сознания.
Сенсуализм (лат. sensus – восприятие, чувство, ощущение) – учение, признающее ощущение единственным источником познания.
Скептицизм (гр. skepsis – рассматривание) – сомнение в возможности познания объективного мира.
Сознание – свойство высокоорганизованной материи (головного мозга), итог биологического развития и продукт всемирной истории (материализм).
Софистика (гр. sofisma – мудрость, хитрость, уловка) – сознательное применение в споре неправильных доводов, уловок.
Сублимация (лат. sublimo – возвышаю) (З. Фрейд) – переключение энергии с низменных, сексуальных ценностей на социально приемлемые.
Схоластика (гр. scholastikos – школьный, ученый) – средневековая школа философии, которая стремилась рационально обосновать христианское вероучение.
Телеология (гр. telos – конец, цель и logos – учение) – учение о присутствии в мире Божественной целесообразности.
Теология (гр. theologia, от theos – бог и logos – слово, учение) – учение о Боге, богословие.
Феномен – явление, данное нам в опыте, постигаемое при помощи чувств.
Человек (медицинское понятие) – саморегулирующаяся биологическая система, совокупность нужд и потребностей, удовлетворение которых обеспечивает ее рост и развитие.
Человек (материализм) – биосоциальное существо, жизнедеятельность которого представляет собой основанный на материальном производстве, осуществляющийся в системе общественных отношений процесс сознательного, целенаправленного, преобразующего воздействия на мир и на самого человека для обеспечения его существования и развития.
Эгалитаризм (франц. egalite – равенство) – всеобщее равенство.
Экзистенция (лат. exsistentia – существование) – способ бытия человеческой личности.
Эклектика (гр. eklektikos – выбирающий) – смешение различных философских взглядов.
Эмпиризм (гр. empeiria – опыт) – направление в гносеологии, признающее чувственный опыт единственным источником знаний.
Эсхатология (гр. eschatos – последний, logos – учение) – религиозное учение о конце света.
ЛИТЕРАТУРА
Анишкин В.Г., Шманева Л.В. Великие мыслители: история и основные направления философии в кратком изложении / В.Г. Анишкин, Л.В. Шманева. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 337 с.
Балашев В.Е. Занимательная философия / В.Е. Балашев. – М.: Издательскотороговая корпорация «Дашков и Ко», 2008. – 172 с.
Волконогова О.Д. Основы философии / О.Д. Волконогова, М.Н. Сидорова. – М.: Форум, Инфра-М, 2008. – 480 с.
Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений. / А.А Горелов. – М.: Академия, 2009. – 256 с.
Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. / В.Д. Губин. – М.: Форум, Ннфра-М, 2009. – 288 с.
Дмитриев В.В., Дымченко Л.Д. Основы философии: учебно– методическое пособие для студентов медицинских училищ и колледжей / В.В. Дмитриев, Л.Д. Дымченко. – М.: Изд-во ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава», 2008. – 286 с. Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для студентов средних специальных учебных заведений. / В.А. Канке. – М.: Университетская книга; Логос, 2009. – 286 с.
Краткий философский словарь / под ред. А.П. Алексеева. – М.: РГ-Пресс, 2010. – 496 с.
Нижников С.А. Философия: курс лекций / С.А. Нижников. – М.: Экзамен, 2007. – 396 с.
Скирбек Г. История философии: учебное пособие / пер. с англ. В.И. Кузнецова. – М.: Гуманитарно-издательский центр «Владос», 2008. – 799 с.
Стрельник О.Н. Философия: конспект лекций. / О.Н. Стрельник. – М.: Высшее образование, 2009. – 335 с.
Хрусталев Ю.М. Основы философии / Ю.М. Хрусталев. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 304 с.