Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Философский смысл проблемы бытия (онтологии), ее решение в истории западноевропейской философии




 

Бытие – это те процессы, которые существуют реально и независимо от нас. Основные формы бытия:

1. Бытие предметов (вещей), процессов, состояния природы.

Бытие человека включает:

– бытие человека в мире вещей;

– специфичность человеческого бытия.

2. Бытие духовное:

– индивидуализированное;

– объективированное.

3. Бытие социальное:

– бытие индивидуальное;

– бытие общества.

Существует «первая природа» и «вторая природа» – продукт человеческой деятельности.

«Первая природа» существует до человека, хотя некоторые философы утверждают, что природа, весь окружающий мир порождается импульсами человеческого мозга: умирает человек – затухает сознание, умирает природа для данного конкретного человека.

Бытие «второй природы» – цивилизованное бытие, тесно связано со временем и человеческим существованием.А. Вернадский, Н. Бердяев говорили, что из-за засилья технократии (особенно «второй природы») возможна гибель «первой природы». А человек – ее дитя.

Бытие человека рассматривается с точки зрения эволюции природы. Бытие отдельного человека специфично, уникально. Тело человека делает его смертным существом. В бытии человека вечно единство тела и духа. И.И. Мечников уделял этому большое внимание, говоря об этом единстве как об основе спокойной старости и смерти.

Индивидуализированное бытие – сознание человека (неотъемлемо от человека, подвижно). Процессы сознания возникают и умирают вместе с человеком. Также велико бытие бессознательное (технический контроль человека за жизнью своего тела), проявляющееся в интуиции (научной, художественной).

Объективированное бытие (идеи, нормы, ценности) способно сохраняться, совершенствоваться в историческом времени.

Через всю историю философии проходит проблема поиска основания и подлинности жизни природы и человека, его духа и тела.

В V – IV вв. до н.э. греки потеряли веру в традиционных богов, однако, испытав ужас безопорного существования, начали поиск сил, гарантирующих порядок и душевный покой. В этот период Парменид ввел в философию проблему бытия как чего-то устойчивого, неподвижного, вечного, находящегося за миром конечных явлений. Бытие у Парменида – это то, что имеется за миром чувственных вещей, это Мысль-Логос. Оно едино и неизменно, оно – вся возложенная полнота совершенства, в котором на первом месте находятся Истина, Добро, Благо, Свет. Определяя бытие как истинно сущее, Парменид учил, что оно не возникло и неуничтожимо, неподвижно, лишено чувственных качеств, его можно постичь только мыслью.

Бытие есть Логос – космический разум, через который, как необходимость, раскрывается для человека все мироздание. Необходимость Парменид называл Божеством, Правдой, Провидением. «Все по необходимости» означало, что в мире действует раз и навсегда заведенный порядок. За предметно-чувственным миром существует нечто, что выполняет роль гаранта существования этого мира и что сам философ называл Божеством – Логосом – Бытием. Истина бытия открывается без помощи человеческого ума.

Человек призывался к смирению перед высшим могуществом необходимости, перед Истиной-Логосом.

Оппонентами Парменида в Античности были философы-софисты, Сократ, киники. Софисты (Протогор, V – IV вв. до н.э.) смещали акцент философствования с бытия на человека, как место обнаружения бытия. Человек есть мера всех вещей, и он определяет статус существования чего бы то ни было. Он – мера бытия.

Сократ (V в. до н.э.) считал, что учение Парменида возвеличивает притязания философов на статус представителей Божественного бытия и умаляет роль субъективного разума. Между философом и истиной существует дистанция, проходить которую и призван человеческий рассудок. Высшей реальностью является не бытие, а индивидуальное, но общезначимое сознание.

Киники (V – IV вв. до н.э.) призывали людей порвать все нормы и правила общественной жизни, во всех делах и мыслях опираться на самих себя. Полное безразличие к проблемам Добра, Истины, Блага. Киники с вызовом называли себя «гражданами мира». Киник Диоген способ своей жизни построил на формуле: «Без общины, без дома, без отечества». Жил в бочке.

Философ ХХ в.М. Хайдеггер утверждал, что вопрос о бытии и его решение Парменидом определили судьбу западного мира.

Первый путь был ориентирован на практическое предметнодеятельное воздействие на земной мир с целью его перестройки.

Второй путь – путь преобразования не внешнего мира, а своего духовно-нравственного внутреннего опыта. Интересно, что русские мыслители призывали накануне революции 1917 г. интеллигенцию и народ пойти по второму пути борьбы с неподлинностью бытия (Н. Бердяев).

В Средневековье Бог и только он один выступает как подлинное бытие. Различные степени причастности к Богу обусловливают способ существования явлений мира.

Новое время отказалось от схоластики, метафизики, а вместе с ними и от идеи абсолютного бытия.

Термин «метафизика» (дословно – «то, что идет после физики») означал ту часть учения Аристотеля, содержание которой не относилось к познанию природы, выходило за рамки естественнонаучных изысканий. В дальнейшем этим термином обозначали те разделы, которые исследовали первые причины и предельные основания бытия мира вещей и явлений. Методы метафизического познания не включали в себя чувственный опыт и проверки, они ограничивались рассуждениями в пространстве чистой мысли.

Отказ от метафизического представления о бытии привел философию Нового времени к следующим положениям.

Человек, его сознание, потребности, его жизнь стали восприниматься как единственное несомненное и подлинное бытие (Декарт: «Мыслю, следовательно, существую»).

Бытие стало субъективно. Человек как субъект познания предстал центральной фигурой мироздания. Произошел разрыв с Абсолютом. Было утрачено ощущение подлинности существования определенного основания жизни и деятельности людей.

Уверовав в силу своего разума, люди уверовали в свои способности изменить мир (Маркс писал в «Тезисах о Фейербахе», что философы раньше лишь тем или иным способом объясняли мир, тогда как дело заключается в том, чтобы его изменить), онтологический нигилизм привел к материализму.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1086 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лаской почти всегда добьешься больше, чем грубой силой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2418 - | 2285 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.