Лев Шестов (1866–1938 гг.). Определяющим моментом его учения является тезис противоположности веры и разума. Вера – наиболее полная, высшая плоскость бытия человека, в которой не действуют законы человеческого общежития, разумные доводы. Вера есть готовность вырваться из круга тех идей, в которых живет человек.
В своих богословских изысканиях Шестов переходит на позиции ортодоксального протестантизма. Вера, по его мнению, дается не тому, кто ее искал, не тому, кто ее добивался, а тому, кого Бог избрал, прежде чем избранный хоть чем-то проявил себя.
Идея ограниченности, ущербности разума, его неспособности отразить многообразие бытия, сокровенную часть человеческой жизни. Абстрактное мышление, утверждает Шестов, существует только для того, чтобы человек имел иллюзию совершенного знания. На самом же деле отвлеченные понятия разума не только не дают знания о действительности, но, наоборот, от действительности уводят. Действительность иррациональна, абсолютно непознаваема. И логика, и разум, по его мнению, все это – средства, скрывающие от нас действительность. Чтобы познать истину, нужна способность избавиться от всякого контроля, налагаемого на нас логикой, нужен порыв, восхищение. Проще говоря – мистическая интуиция.
Философ Сергей Николаевич Булгаков (1871–1944 гг.). Логическое мышление, по его словам, соответствует теперешнему, греховному человеку, оно есть болезнь, порождение несовершенства. Безгрешному человеку свойственно металогическое мышление, своего рода ясновидение, поэтому высшая религиозная задача для человечества – подняться над умом, стать выше ума. Этим двум противоположным типам освоения реальности соответствуют, с точки зрения антиинтеллектуалистов, и две противоположные теоретические формы выражения – рационализм и христианская философия. «Рационализм, т.е. философия понятия и рассудка, философия вещей и безжизненной неподвижности», по характеристике православного богослова Павла Александровича Флоренского (1882–1943 гг.), всецело связан с законом тождества – это философия плоская. Напротив, христианская философия, философия идеи и разума, философия личности и творческого подвига опирается, следовательно, на возможность преодоления закона тождества – это философия духовности (Флоренский П. А. Столп и утверждение истины). Рационализм утверждает самотождественность «Я» и, следовательно, самодостаточность «Я». А это, в свою очередь, порождает эгоизм и атеизм.
Догмат о триединстве Бога, согласно Флоренскому, отменяет головной закон логики – закон тождества и утверждает противоречие в качестве главного принципа мышления. Бог, единый в трех лицах, по его убеждению, – это воплощенное противоречие. Единосущность лиц Божественной Троицы указывает как на реальное их единство, так и на менее реальное их различие. Религиозный опыт, вера – это не познание в строгом значении этого слова, а непосредственная связь человека с Богом, внутреннее чувство, возникающее из потребности в Боге.
Религиозный опыт, по утверждению Семена Людвиговича Франка (1877–1950 гг.), содержит сознание абсолютного могущества божественной святыни, несмотря на ее эмпирически ограниченную силу. Опыт о всемогуществе святыни является настолько непосредственным, настолько самоочевидным нашему сердцу, что он не может быть поколеблен никакими „фактами“, никакими истинами эмпирического порядка (Франк С. Свет во тьме). Религиозный опыт получает толкование как непосредственное слияние человеческой души с Богом, перевод человеческих переживаний, чувств в запредельное, трансцендентальное измерение.
Судьба народа определяется двумя факторами:
– силой коллективного склада жизни, общих исторических условий;
– силой веры, коренящейся в народном сознании.
Позитивизм, материализм, социализм – функциональные, а не органические подходы, они омертвляют народ.
Высший реализм – творческий идеализм духовного совершенствования. Единство государства и нации произрастает из народной воли и веры. Народная воля – идеал демократии. Политическая деятельность – смиренное служение.
С. Франк отвергает чистый либерализм. Смысл человеческой жизни не может заключаться в эгоизме, он в служении Богу и людям.
Служение Правде, Добру, людям – оправдание жизни.
Свобода нужна христианину для выполнения своего долга служения («Духовные основы общества»).
Иван Александрович Ильин (1882–1954 гг.). «Наши задачи», «Идея ранга» – популярные работы.
В «Наших задачах» Ильин анализирует причины революции в России и пытается предсказать будущее русского народа. Большевизм обречен.
Народ выйдет из революции нищим, но обновленным.
Личная свобода не противоположна политическим устоям общества. Они могут взаимополагать друг друга, если будут пронизаны духовно-религиозным началом.
«Идея ранга». Два мировоззрения:
Люди равенства (эгалитаристы) не терпят никакого превосходства. «Все должны делать то, что могут делать все». Но, считает Ильин, это противоестественно и противодуховно (люди не равны, каждый своеобразный «сын Божий»). С совершенствованием людей растет их своеобразие.
Люди, понимающие значение ранга, не верят ни в естественное равенство, ни в насильственное уравнение. Общество должно создать равные возможности, а как они будут реализованы – дело индивидуальное.
В идее ранга есть две стороны:
– качество, присущее человеку;
– исключения и права, которые за ним признаются.
Эти стороны могут и не совпадать (больное место), что и порождает в душах революционность, стремление к равенству.
Идея ранга в России основывается на религиозном основании и патриотическом чувстве.