Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕроблемы веры и разума в русской религиозной философии. ѕавел ‘лоренский, Ћев Ўестов, —емен ‘ранк




 

Ћев Ўестов (1866Ц1938 гг.). ќпредел€ющим моментом его учени€ €вл€етс€ тезис противоположности веры и разума. ¬ера Ц наиболее полна€, высша€ плоскость быти€ человека, в которой не действуют законы человеческого общежити€, разумные доводы. ¬ера есть готовность вырватьс€ из круга тех идей, в которых живет человек.

¬ своих богословских изыскани€х Ўестов переходит на позиции ортодоксального протестантизма. ¬ера, по его мнению, даетс€ не тому, кто ее искал, не тому, кто ее добивалс€, а тому, кого Ѕог избрал, прежде чем избранный хоть чем-то про€вил себ€.

»де€ ограниченности, ущербности разума, его неспособности отразить многообразие быти€, сокровенную часть человеческой жизни. јбстрактное мышление, утверждает Ўестов, существует только дл€ того, чтобы человек имел иллюзию совершенного знани€. Ќа самом же деле отвлеченные пон€ти€ разума не только не дают знани€ о действительности, но, наоборот, от действительности увод€т. ƒействительность иррациональна, абсолютно непознаваема. » логика, и разум, по его мнению, все это Ц средства, скрывающие от нас действительность. „тобы познать истину, нужна способность избавитьс€ от вс€кого контрол€, налагаемого на нас логикой, нужен порыв, восхищение. ѕроще говор€ Ц мистическа€ интуици€.

‘илософ —ергей Ќиколаевич Ѕулгаков (1871Ц1944 гг.). Ћогическое мышление, по его словам, соответствует теперешнему, греховному человеку, оно есть болезнь, порождение несовершенства. Ѕезгрешному человеку свойственно металогическое мышление, своего рода €сновидение, поэтому высша€ религиозна€ задача дл€ человечества Ц подн€тьс€ над умом, стать выше ума. Ётим двум противоположным типам освоени€ реальности соответствуют, с точки зрени€ антиинтеллектуалистов, и две противоположные теоретические формы выражени€ Ц рационализм и христианска€ философи€. Ђ–ационализм, т.е. философи€ пон€ти€ и рассудка, философи€ вещей и безжизненной неподвижностиї, по характеристике православного богослова ѕавла јлександровича ‘лоренского (1882Ц1943 гг.), всецело св€зан с законом тождества Ц это философи€ плоска€. Ќапротив, христианска€ философи€, философи€ идеи и разума, философи€ личности и творческого подвига опираетс€, следовательно, на возможность преодолени€ закона тождества Ц это философи€ духовности (‘лоренский ѕ. ј. —толп и утверждение истины). –ационализм утверждает самотождественность Ђяї и, следовательно, самодостаточность Ђяї. ј это, в свою очередь, порождает эгоизм и атеизм.

ƒогмат о триединстве Ѕога, согласно ‘лоренскому, отмен€ет головной закон логики Ц закон тождества и утверждает противоречие в качестве главного принципа мышлени€. Ѕог, единый в трех лицах, по его убеждению, Ц это воплощенное противоречие. ≈диносущность лиц Ѕожественной “роицы указывает как на реальное их единство, так и на менее реальное их различие. –елигиозный опыт, вера Ц это не познание в строгом значении этого слова, а непосредственна€ св€зь человека с Ѕогом, внутреннее чувство, возникающее из потребности в Ѕоге.

–елигиозный опыт, по утверждению —емена Ћюдвиговича ‘ранка (1877Ц1950 гг.), содержит сознание абсолютного могущества божественной св€тыни, несмотр€ на ее эмпирически ограниченную силу. ќпыт о всемогуществе св€тыни €вл€етс€ настолько непосредственным, настолько самоочевидным нашему сердцу, что он не может быть поколеблен никакими ДфактамиУ, никакими истинами эмпирического пор€дка (‘ранк —. —вет во тьме). –елигиозный опыт получает толкование как непосредственное сли€ние человеческой души с Ѕогом, перевод человеческих переживаний, чувств в запредельное, трансцендентальное измерение.

—удьба народа определ€етс€ двум€ факторами:

Ц силой коллективного склада жизни, общих исторических условий;

Ц силой веры, корен€щейс€ в народном сознании.

ѕозитивизм, материализм, социализм Ц функциональные, а не органические подходы, они омертвл€ют народ.

¬ысший реализм Ц творческий идеализм духовного совершенствовани€. ≈динство государства и нации произрастает из народной воли и веры. Ќародна€ вол€ Ц идеал демократии. ѕолитическа€ де€тельность Ц смиренное служение.

—. ‘ранк отвергает чистый либерализм. —мысл человеческой жизни не может заключатьс€ в эгоизме, он в служении Ѕогу и люд€м.

—лужение ѕравде, ƒобру, люд€м Ц оправдание жизни.

—вобода нужна христианину дл€ выполнени€ своего долга служени€ (Ђƒуховные основы обществаї).

»ван јлександрович »льин (1882Ц1954 гг.). ЂЌаши задачиї, Ђ»де€ рангаї Ц попул€рные работы.

¬ ЂЌаших задачахї »льин анализирует причины революции в –оссии и пытаетс€ предсказать будущее русского народа. Ѕольшевизм обречен.

Ќарод выйдет из революции нищим, но обновленным.

Ћична€ свобода не противоположна политическим усто€м общества. ќни могут взаимополагать друг друга, если будут пронизаны духовно-религиозным началом.

Ђ»де€ рангаї. ƒва мировоззрени€:

Ћюди равенства (эгалитаристы) не терп€т никакого превосходства. Ђ¬се должны делать то, что могут делать всеї. Ќо, считает »льин, это противоестественно и противодуховно (люди не равны, каждый своеобразный Ђсын Ѕожийї). — совершенствованием людей растет их своеобразие.

Ћюди, понимающие значение ранга, не вер€т ни в естественное равенство, ни в насильственное уравнение. ќбщество должно создать равные возможности, а как они будут реализованы Ц дело индивидуальное.

¬ идее ранга есть две стороны:

Ц качество, присущее человеку;

Ц исключени€ и права, которые за ним признаютс€.

Ёти стороны могут и не совпадать (больное место), что и порождает в душах революционность, стремление к равенству.

»де€ ранга в –оссии основываетс€ на религиозном основании и патриотическом чувстве.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-24; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2358 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

≈сли президенты не могут делать этого со своими женами, они делают это со своими странами © »осиф Ѕродский
==> читать все изречени€...

1446 - | 1405 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.009 с.