Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ќсобенности русской философии




 

‘илософска€ мысль в –оссии зарождаетс€ в XI в. под вли€нием процесса христианизации.  иевский митрополит »лларион создает Ђ—лово о законе и благодатиї, в котором приветствует включенность русской земли в общемировой процесс торжества божественного христианского света. ƒальнейшее развитие русской философии проходило в обосновании особого предназначени€ православной –уси дл€ развити€ мировой цивилизации. ¬о времена правлени€ ¬асили€ III по€вилось учение игумена —пасоЦ ≈лизаровского монастыр€ ‘илофе€ Ђћосква как третий –имї.

–усска€ философи€ на прот€жении XVIЦXIX вв. развивалась в противоборстве двух тенденций. ѕерва€ делала акцент на самобытности русской мысли и св€зывала эту самобытность с неповторимым своеобразием русской духовной жизни. ¬тора€ же тенденци€ стремилась вписать –оссию в процесс развити€ европейской культуры и предложить ей следовать тем же историческим путем.

ѕервую тенденцию представл€ли слав€нофилы, а вторую Ц западники. »дею западников в XIX в. поддерживали ¬.√. Ѕелинский, Ќ.√. „ернышевский, ј.». √ерцен. Ёти авторы находились под вли€нием: „ернышевский Ц ‘ейербаха, Ѕелинский Ц √егел€, √ерцен Ц французских материалистов.

—лав€нофилов представл€ли ».¬.  иреевский, ј.—. ’ом€ков, брать€ јксаковы Ц самобытные русские философы.

ќсобенности русской философии.

–усские философы не занимались процессами познани€ мира. Ёти вопросы сто€ли только по отношению к человеку.

јнтропоцентризм. ѕроблемы доказательства Ѕога сводились к вопросу Ђ«ачем это нужно человеку?ї.

ќбращение к проблемам нравственности.

ќбращение к социальной проблеме Ђ ак сделать человека лучше?ї.

ѕрактическа€ направленность.

ѕроблемы русской философской мысли.

ѕроблема свободы.

–елигиозный космологизм.

ѕроблема гуманизма.

ѕроблема жизни и смерти (»ван »льич у “олстого).

ѕроблема творчества. ѕроблема добра и зла.

ѕроблема власти и революции.

¬ XVIII в. преобладали религиозные и идеалистические взгл€ды на жизнь. ¬ XIX в. Ц теории западничества и слав€нофильства.

 

—лав€нофилы и западники

 

ќригинальным русским философско-идеологическим течением €вл€етс€ слав€нофильство, родоначальниками которого были »ван ¬асильевич  иреевский (1806Ц1856 гг.) и јлексей —тепанович ’ом€ков (1804Ц1860 гг.). —лав€нофилы опирались на Ђсамобытностьї, на православно-русское направление в общественной мысли –оссии. ¬ основе их учени€ лежала иде€ о мессианской роли русского народа, о его религиозной и культурной самобытности и исключительности. »сходный тезис состоит в утверждении решающей роли православи€ дл€ развити€ всей мировой цивилизации. ѕо мнению слав€нофилов, именно православие сформировало Ђте исконно русские начала, тот Друсский духУ, который создал русскую землюї.

 иреевский получил домашнее образование под руководством ¬.ј. ∆уковского. ”же в молодые годы разрабатывает Ђпрограмму истинного патриотического движени€ї.

¬ философии  иреевского можно выделить 4 основных блока идей.

ѕервый блок включает вопросы гносеологии. » здесь  иреевский выступает за единство веры и разума. “олько при сочетании мышлени€, чувства, эстетического созерцани€, совести и бескорыстной воли к истине человек приобретает способность мистической интуиции. ¬ера становитс€ Ђживым, цельным зрением умаї.

”м, не обогащенный верой, беден и односторонен. «ападноевропейское просвещение признает источником знани€ лишь личный опыт и свой рассудок, в результате получаетс€ у одних мыслителей формальна€ рассудочность, рационализм, а у других Ц отвлеченна€ чувственность, позитивизм. » только православна€ вера обеспечивает Ђбезм€тежную внутреннюю целостность духаї.

¬торой блок включает особенности русской культуры. ƒл€ русской духовной культуры характерна цельность быти€ внутреннего и внешнего, посто€нна€ пам€ть об отношении временного к вечному, человеческого к божественному. –усский человек всегда живо чувствует свои недостатки и чем выше восходит по лестнице нравственного развити€, тем более требователен к себе и потому менее бывает доволен собою.

“ретий блок Ц иде€ соборности. ÷ельность общества, сочетающа€с€ с личной самосто€тельностью и индивидуальным своеобразием граждан, возможна только при условии свободного подчинени€ отдельных лиц абсолютным ценност€м и при свободном творчестве их, основанном на любви и уважении церкви, народа, государства.

„етвертый блок Ц отношение церкви и государства. √осударство есть устройство общества, имеющее целью жизнь земную, временную. ÷ерковь есть устройство того же общества, имеющее целью жизнь небесную, вечную.

¬ременное должно служить вечному. √осударство должно проникнутьс€ духом церкви. ≈сли в государстве есть справедливость, нравственность, св€тость законов, соблюдаетс€ достоинство человека, оно служит не временным, а вечным цел€м. “олько в таком государстве возможна свобода личности. Ќаоборот, государство, существующее дл€ мелкой земной цели, не станет уважать свободу.

ѕоэтому свободное и законное развитие личности возможно только в государстве, подчин€ющемс€ религиозной вере.

ј.—. ’ом€ков проводит исследовани€, в которых оценивает роль различных религий в мировой истории. ќн делит все религии на две основные группы: кушитскую и иранскую.  ушитство строитс€ на началах необходимости, на подчинении, превращает людей в исполнителей чуждой им воли. »ранство Ц это религи€ свободы, она обращаетс€ к внутреннему миру человека, требует от него сознательного выбора между добром и злом.

Ќаиболее полно сущность иранства выразило, по мнению ’ом€кова, христианство. Ќо христианство раскололось на три крупных направлени€: католицизм, православие и протестантизм. ѕосле раскола христианства Ђначало свободыї уже не принадлежит всей церкви. ¬ различных направлени€х христианства сочетание свободы и необходимости представлено по-разному.

 атолицизм обвин€етс€ слав€нофилами в отсутствии церковной свободы, поскольку там существует догмат о непогрешимости ѕапы –имского.

ѕротестантизм впадает в другую крайность Ц в абсолютизацию человеческой свободы, индивидуального начала, которое разрушает церковность.

ѕравославие, считает ’ом€ков, гармонически сочетает свободу и необходимость, индивидуальную религиозность с церковной организацией.

ѕроблема сочетани€ свободы и необходимости, индивидуального и церковного начала решаетс€ ключевым пон€тием Ц соборностью. —оборность про€вл€етс€ на основе духовной общности во всех сферах жизнеде€тельности человека: в церкви, в семье, в обществе, в отношени€х между государствами. ќна есть итог взаимодействи€ свободного человеческого начала (Ђсвободной воли человекаї) и Ѕожественного начала (Ђблагодатиї). —оборность основываетс€ на Ђбезусловныхї, не завис€щих от внешних форм выражени€, истинах. Ёти истины Ц не плод рациональных познавательных усилий человека, а плод духовных исканий людей. —тержнем соборного сознани€ €вл€ютс€ ЌикеоЦ цареградские —имволы веры, лежащие в основе вероучени€ –усской православной церкви (12 догматов и 7 таинств). Ќикео-цареградские —имволы веры были прин€ты на первых семи ¬селенских соборах и выработаны соборным сознанием. —оборность может быть усвоена только теми, кто живет в православной Ђцерковной оградеї, т.е. членами православных общин, а дл€ Ђчуждых и непризнанныхї она недоступна. √лавным же признаком жизни в церкви считаетс€ участие в церковных обр€дах, культовых действи€х. ¬ православном культе, по мнению слав€нофилов, воспитываютс€ наиболее важные Ђчувства сердцаї.  ульт не может быть заменен теоретическим, умозрительным изучением веры. ѕравославное богослужение на практике обеспечивает реализацию принципа Ђединства во множественностиї. ѕриобща€сь к Ѕогу через таинства крещени€, причащени€, миропомазани€, исповеди и брака, верующий осознает, что только в церкви он может в полной мере вступить в общение с Ѕогом и получить Ђспасениеї. ќтсюда вытекает стремление к Ђживому общениюї с другими членами православной общины, т€га к единству с ними.  аждый член церкви, наход€сь в ее Ђоградеї, может по-своему переживать и чувствовать религиозные действи€, в силу чего имеет место и Ђмножественностьї.

‘илософи€ признана служить углублению соборного начала. —лав€нофилы рассматривают народ как набор идеальных качеств, выдел€€ в нем неизменную духовную сущность, субстанцией которой выступают православие и общность. ѕредназначение великих личностей Ц быть представител€ми этого народного духа.

ћонархи€ Ц лучша€ форма правлени€ дл€ –оссии. Ќо царь получил свою власть не от Ѕога, а от народа путем избрани€ его на царство (ћихаил –оманов). —амодержец должен действовать в интересах всей земли русской. «ападные государства, по мнению слав€нофилов, €вл€ютс€ искусственными создани€ми. –осси€ сформировалась органически, она не Ђпостроенаї, а Ђвырослаї. Ёто естественное органическое развитие –оссии объ€сн€етс€ тем, что православие породило специфическую социальную организацию Ц сельскую общину и Ђмирї.

—ельска€ община сочетает в себе два начала: хоз€йственное и нравственное. ¬ хоз€йственной области община, или Ђмирї, выступает организатором сельскохоз€йственного труда, решает вопросы вознаграждени€ за работу, заключает сделки с помещиками, несет ответственность за исполнение государственных повинностей.

ƒостоинство сельской общины Ц в нравственных принципах, которые она воспитывает у своих членов: готовность посто€ть за общие интересы, честность, патриотизм. ¬озникновение этих качеств у членов общины происходит не сознательно, а инстинктивно, путем следовани€ древним религиозным обыча€м и традици€м.

ѕризнава€ общину лучшей формой социальной организации жизни, слав€нофилы требовали сделать общинный принцип всеобщим, т. е. перенести его в сферу городской жизни, в промышленность. ќбщинное устройство должно быть также положено в основу государственной жизни и способно заменить собой Ђмерзость административности в –оссииї.

¬ государстве ведущим принципом социальных отношений должно стать Ђсамоотречение каждого в пользу всехї. ¬ единый поток сольютс€ религиозные и социальные устремлени€ людей. ѕроизойдет Ђпросветление народного общинного начала началом общинным, церковнымї.

ѕродолжател€ми идей слав€нофилов стали ‘едор ћихайлович ƒостоевский (1821Ц1881 гг.) и Ћев Ќиколаевич “олстой (1828Ц1910 гг.). ƒостоевский создал свою систему Ђистинной философииї, в которой делил историю человечества на три периода:

Ц патриархальность (естественна€ коллективность);

Ц цивилизаци€ (болезненна€ индивидуализаци€);

Ц христианство как синтез предыдущих.

ќн выступал против социализма как порождени€ капитализма и атеизма. ” –оссии должен быть собственный путь, св€занный, прежде всего, с расширением православного сознани€ на все сферы жизни.  апитализм по своей природе бездуховен. —оциализм Ц путь внешнего устройства человечества. ¬ основе же вс€кой социальности, считал ƒостоевский, должно лежать нравственное самосовершенствование человека, а это возможно только на основе православной веры.

Ћ.Ќ. “олстой создает свою Ђрациональную философиюї, включающую все ценное из православи€. ÷ентральное место в ней занимает нравственность. »менно в сфере нравственности решаютс€ основные отношени€ между личностью и обществом. √осударство, церковь и все официальные организации Ц носители Ђзлаї и Ђнасили€ї. Ћюди должны объедин€тьс€ в рамках внегосударственных форм, на принципах любви к ближним, и тогда новые услови€ христианской жизни образуютс€ сами собой.

«ападники и их продолжатели в XIX в. ¬. Ѕелинский, ј. √ерцен, Ќ. „ернышевский:

Ц критиковали православие (ѕ. „аадаев Ђ‘илософские письмаї);

Ц акцентировали интерес на личностном начале;

Ц критически относились к российской самобытности;

Ц сто€ли на позици€х материализма, атеизма и позитивизма.

Ќиколай √аврилович „ернышевский (1828Ц1889 гг.). ¬рем€ правлени€ Ќикола€ I Ц период реакции. — «апада приход€т новые идеи, которые в –оссии воспринимались как вера в новое общество, в науку, в человека.

„ернышевский раздел€л взгл€ды √егел€, а затем ‘ейербаха. –абота Ђјнтропологический принцип в философииї.

„еловек Ц естественна€ натура, Ђимеюща€ мускулы, нервы, желудокї. ¬с€ его жизнь Ц сложный химический процесс. Ћюбовь, ненависть Ц своеобразные химические реакции.

„ернышевский выступал против теории ƒарвина, так как считал, что в естественной борьбе победили бы дегенераты. Ѕыл противником идеализма.

Ќравственность должна формироватьс€ своими законами, но их еще не вывели. –елиги€ Ц бред.

»зучал ‘урье (утопический коммунизм).

„еловек по природе добр, и в услови€х сельской общины, Ђкресть€нского социализмаї он будет счастлив.  расота в естестве. Ђ„еловек Ц произведение природыї. „ернышевский мечтал о новом человеке Ц труженике. Ќигилизм.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-24; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1857 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—тудент может не знать в двух случа€х: не знал, или забыл. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

2473 - | 2070 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.042 с.