Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ќсновные виды и формы игротерапии




1. ≈сли в качестве критери€ выдвинуть теоретический подход, то можно выделить виды:

Ј игротерапию в психоанализе;

Ј игротерапию, центрированную на клиенте,

Ј игротерапию отреагировани€;

Ј игротерапию построени€ отношений,

Ј примитивную игротерапию;

Ј игротерапию в отечественной психологической практике

2. ѕо функци€м взрослого в игре различают

Ј недирективную игротерапию;

Ј директивную игротерапию.

3. ѕо форме организации де€тельности различают:

Ј индивидуальную игротерапию;

Ј групповую игротерапию;

4. ѕо структуре используемого в игротерапии материала:

Ј игротерапию с неструктурированным материалом:

Ј игротерапию со структурированным материалом.

130 »гротерапи€ в психоанализе

»спользование игры в коррекционной практике исторически св€зано с теоретическими традици€ми психоанализа Ќачало игровой терапии было положено в 20-е годы нашего века в работах ћ.  л€йн (1922), ј. ‘рейд (1921), √ √уг-√ельмут (1926).

ќбращение психоанализа к игре ребенка было в определенной степени вынужденным. “ак, ћелани  л€йн считала, что с помощью анализа можно устранить или, по крайней мере, оказать благотворное вли€ние на нарушение психического развити€ ребенка. ѕри этом анализ может оказатьс€ полезным и дл€ развити€ нормального ребенка, а с течением времени станет необходимым дополнением воспитани€.

ќднако попытки пр€мого переноса техник психоанализа на работу с детьми оказались неудачными в силу р€да специфических особенностей детского возраста. √лавна€ проблема в использовании аналитических техник в работе с ребенком состо€ла в невозможности применени€ ключевого дл€ психоанализа метода свободных ассоциаций, позвол€ющего вы€вить бессознательные влечени€, подвергнуть их анализу.

ѕоиски обходных путей дл€ разрешени€ этой проблемы и привели ћ.  л€йн и √. √уг-√ельмут к мысли о возможности использовани€ игры ребенка как удачной замены метода свободных ассоциаций.

¬озможности такого использовани€ игры св€заны с двум€ ее характеристиками:

1. »гра ребенка, по мнению ћ.  л€йн, представл€ет собой символическую де€тельность, в которой наход€т свободное выражение подавленные и ограниченные социальным контролем бессознательные импульсы и влечени€. ¬ рол€х, принимаемых на себ€ ребенком, в игровых действи€х с игрушками кроетс€ определенный символический смысл.

2. »гра €вл€етс€ единственным видом де€тельности, где ребенок оказываетс€ свободным от принуждени€ и давлени€ со стороны враждебной к нему среды. ј значит, перед

ним раскрываютс€ широкие возможности выражени€ бессознательных влечений, чувств и переживаний, которые не могут быть прин€ты и пон€ты в реальных отношени€х ребенка с миром.

ћ.  л€йн считала, что практически любое игровое действие ребенка имеет определенный символический смысл, выражает конфликты и подавленные влечени€ ребенка. Ётот символический смысл должен быть проинтерпретирован терапевтом и доведен до сознани€ ребенка.

¬ 1919 г. ћ.  л€йн стала использовать игровую технику как средство анализа при работе с детьми младше 6 лет. ќна считала, что детска€ игра и основанна€ на ней игрова€ терапи€ позвол€ют непосредственно проникнуть в детское бессознательное. “ермин "игрова€ терапи€" был предложен именно ћелани  л€йн.

»гротерапию одной из первых стала примен€ть јнна ‘рейд в работе с детьми, пережившими бомбежки Ћондона во врем€ второй мировой войны. ≈сли ребенок имел возможность выразить в игре свои переживани€, то он освобождалс€ от страха, и пережитое не развивалось в психологическую травму.

¬ книге "ƒети и война" ј. ‘рейд (1944) €рко описывает различи€ в способе выражени€ реакции на бомбежку Ћондона взрослых и детей: после налета взрослые снова и снова рассказывали о том, какой ужас они пережили. ƒети, пережившие то же самое, почти никогда не говорили об этом. »х реакци€ на пережитое выражалась в игре. ƒети строили домики из кубиков и сбрасывали на них бомбы. ƒома горели, завывали сирены.  ругом были убитые и раненые, и "скора€ помощь" увозила в больницы. “акого рода игры продолжались несколько недель.

ј. ‘рейд обнаружила, что игра €вл€етс€ важным фактором становлени€ эмоционального контакта с ребенком и служит тем средством, которое делает самовыражение ребенка свободным.

¬след за «. ‘рейдом “ермина √уг-√ельмут стала одним из первых терапевтов, утверждающих, что игра €вл€етс€ наиболее ответственным моментом в психоанализе ребенка, и предложивша€ дет€м, с которыми проводилась игротерапи€, игрушки дл€ того, чтобы они могли выразить себ€. ’от€ хронологически ее работа предшествует работам ј. ‘рейд и ћ.  л€йн, она не сформулировала какого-либо определенного подхода и использовала игровые материалы только с детьми старше 6 лет. “ем не менее она привлекла внимание к тому,

как трудно примен€ть методы, используемые в терапии со взрослыми в работе с детьми.

ќсновные цели коррекционного воздействи€ в психоаналитической игротерапии

1. ”становление аналитической св€зи, эмоционально позитивного контакта между ребенком и взрослым, позвол€ющего игротерапевту осуществл€ть функции интерпретаций и трансл€ций ребенку символического значени€ детской игры; принимать участие в игре ребенка и организовывать в игре актуализацию и проигрывание значимых дл€ ребенка конфликтов.

2.  атарсис - форма эмоционального реагировани€, привод€ща€ к преодолению негативных эмоциональных переживаний и освобождению от них.

3. »гра предоставл€ет две возможности дл€ катарсиса, свободное выражение чувств и эмоций ребенка и вербализаци€ чувств.

4. »нсайт представл€ет собой одновременно и результат и механизм игротерапии. ¬ качестве результата инсайт можно определить как достижение ребенком более глубокого понимани€ себ€ и своих отношений со значимыми другими. »нсайт не требует интерпретации, разъ€снени€ со стороны игротерапевта, а достигаетс€ ребенком внезапно. ¬ детском возрасте инсайт часто носит невербальный характер.

5. »сследование (тестирование) реальности. ѕроцесс исследовани€ и апробировани€ ребенком различных форм и способов взаимодействи€ с миром людей, межличностных отношений.

6. ќсоба€ атмосфера личностной безопасности и довери€, цар€ща€ на зан€ти€х, снимает страхи и тревожность детей перед возможными неудачами и санкци€ми. » стимулируют их к исследованию новых способов поведени€ и общени€ как с взрослыми, так и со сверстниками.

7. —ублимаци€ как перевод и отклонение энергии примитивных сексуальных влечений от их пр€мой цели (получени€ сексуального удовольстви€) к социально одобр€емым цел€м, не св€занными с сексуальностью.

8. —ублимаци€ как форма переключени€ сексуальной энергии на социально одобр€емые цели рассматриваетс€ в психоанализе как высша€ форма разрешени€ трудностей развити€ личности в детском возрасте.

“аким образом, игра в психоаналитической практике рассматривалась как символическа€ де€тельность, в которой

132 ребенок, будучи свободен от давлени€ и запретов со стороны социального окружени€ с помощью игрушек, игровых действий с ними и ролей, выражает в особой символической форме бессознательные импульсы и влечени€.

»грова€ терапи€, центрированна€ на клиенте

–азвитие идей терапевтов в этом направлении изучено и расширено  . –оджерсом и ¬. Ёкслайн.

÷ель такой терапии - не мен€ть и не переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать ему возможность быть самим собой. »гровой терапевт не пытаетс€ вырастить ребенка, а каждому создает оптимальные услови€ дл€ роста и развити€. ќн полностью вовлечен в игру ребенка, ему интересно быть с ним, что бы тот ни делал. ќн концентрирует все свое внимание и профессиональное мастерство, слышит, чувствует и понимает любые эмоциональные состо€ни€ ребенка и отражает их, т.е. раскрывает ребенку пон€тно и коротко эти эмоциональные состо€ни€.

¬ основе игровой терапии, центрированной на ребенке, лежит представление о спонтанности психического развити€ ребенка, обладающего внутренними источниками саморазвити€ и потенциальными возможност€ми самосто€тельного разрешени€ проблем личностного роста. ¬месте с тем процесс личностной реализации, саморазвити€ может быть нарушен или ограничен вследствие либо неблагопри€тных средовых условий, либо нарушений взаимодействи€ и общени€ со значимыми другими, и в первую очередь с родител€ми и близкими взрослыми. ќтношени€, св€зь с другим человеком составл€ют необходимое условие личностного развити€.

ќсновна€ задача коррекции состоит в создании или восстановлении значимых отношений между ребенком и взрослым с целью оптимизации личностного роста и развити€. »гра как де€тельность, свободна€ от принуждени€, подчинени€, страха и зависимости ребенка от мира взрослых, представл€ет собой, по мнению сторонников недирективной терапии, единственное место, где ребенок получает возможность свободного беспреп€тственного самовыражени€, исследовани€ и изучени€ собственных чувств и переживаний. »гра позвол€ет ребенку освободитьс€ от эмоциональной напр€женности и фрустраций, изначально предопределенных антагонизмом реальных жизненных отношений между ребенком и взрослым.

ќсновными показани€ми дл€ проведени€ этого вида игротерапии выступают:

Ј нарушение роста "я", отражающеес€ в нарушени€х поведени€ и дисгармоничности "я-концепции";

Ј низка€ степень самоприн€ти€, сомнение и неуверенность в возможност€х собственного личностного роста;

Ј высока€ социальна€ тревожность и враждебность по отношению к окружающему миру;

Ј эмоциональна€ лабильность и неустойчивость.

÷ели игровой терапии, центрированной на клиенте.  огда мы говорим о цел€х игровой терапии, центрированной на ребенке, скорее всего имеютс€ в виду терапевтические цели в широком смысле, а не индивидуализированные перспективные цели дл€ каждого отдельного ребенка.

¬ общем смысле цели игровой терапии, центрированной на ребенке, согласуютс€ с внутренним стремлением ребенка к самоактуализации. Ќеобходимое условие, которое часто выпускаетс€ из вида, состоит в том, чтобы обеспечить ребенку позитивный опыт роста в присутствии взрослого, который его понимает и поддерживает, с тем, чтобы ребенок мог обнаружить в себе внутренние силы.

¬месте с тем целью коррекции не может и не должно быть пр€мое изменение личности ребенка, поскольку постановка подобной цели означала бы отвержение ребенка таким, какой он есть, и противоречило бы исходному постулату "клиент-центрированной терапии" - постулату безусловного прин€ти€ ребенка.

 оррекци€, напротив, должна быть направлена на утверждение уникального "я" ребенка, его самоценности.

÷ели коррекции могут быть конкретизированы в виде следующих задач:

Ј расширение репертуара форм самовыражени€ ребенка;

Ј оптимизаци€ коммуникаций в системе отношений "ребенок - взрослый";

Ј повышение уровн€ социальной компетентности ребенка в его взаимодействии со сверстниками;

Ј развитие способности эмоциональной саморегул€ции и достижение эмоциональной устойчивости за счет осознани€ ребенком (с помощью взрослого) своих эмоций, чувств и переживаний;

Ј оптимизаци€ развити€ "я-концепции";

Ј повышение степени самоприн€ти€ и формирование чувства "я".

134 —“јƒ»» ѕ–ќ÷≈——ј »√–ќ¬ќ… “≈–јѕ»», ÷≈Ќ“–»–ќ¬јЌЌќ… Ќј –≈Ѕ≈Ќ ≈

—тадии процесса игровой терапии возникают как результат взаимодействи€ между игротерапевтом и ребенком, протекающего в безоценочной свободной атмосфере игровой комнаты, созданию которой способствует игротерапевт, демонстрирующий искреннюю заинтересованность и одобрение по отношению к ребенку.

Ёти уникальные живые отношени€, в которых принимаетс€ и ценитс€ особость и индивидуальность ребенка, позвол€ют ему расширить горизонты собственного "я" в соответствии с тем, насколько он чувствует меру прин€ти€ себ€ терапевтом. Ёти переживани€ и расширени€ собственных возможностей часто про€вл€ютс€ в четко обозначающихс€ стади€х изменений, наступающих по мере развити€ терапевтического процесса.

ѕри анализе случаев работы с детьми, страдающими различными нарушени€ми, отмечают, что дети проход€т определенные стадии терапевтического процесса: диффузные негативные чувства, выраженные в разных точках игры ребенка; амбивалентные чувства, обща€ тревожность и враждебность; пр€мые негативные чувства, направленные против родителей, сиблингов, других людей и выражаемые в особых регрессивных формах; амбивалентные чувства (позитивные или негативные) к родител€м, сиблингам и другим люд€м; €сные, четкие, выделенные, обычно реалистические, позитивные и негативные установки (при этом в игре доминируют позитивные установки).

¬ процессе игровой терапии, центрированной на клиенте, де€тельность детей про€вл€етс€ по-разному.

4-й сеансы. –ебенок про€вл€ет любопытство, углубл€етс€ в исследовательскую бессистемную творческую игру, делает простые описательные и информационные замечани€ и выражает одновременно радость и тревогу.

5-8-й сеансы. –ебенок продолжает исследовательскую бессистемную творческую игру, возрастает обща€ агрессивна€ направленность игры, по-прежнему выражаетс€ радость и тревога, очевидны спонтанные реакции.

9-12-й сеансы. ƒол€ исследовательской бессистемной игры уменьшаетс€, постепенно увеличиваетс€ дол€ игры, направленной на установление отношений, творчество и радость доминируют, вербальные взаимодействи€ с терапевтом возрастают, и выдаетс€ больше информации о семье и о себе самом.

13-16-й сеансы. ѕреобладают творческие игры и игры, направленные на установление отношений. ƒол€ агрессивных игр уменьшаетс€. ¬озрастают случаи выражени€ счасть€, волнени€, отвращени€, недоверчивости.

17-20-й сеансы. ѕреобладают разыгрывание сценок и ролева€ игра. јгрессивные высказывани€ продолжаютс€. ”силиваетс€ построение отношений с игротерапевтом. ƒоминирующей эмоцией становитс€ радость. –ебенок продолжает сообщать сведени€ о себе и о семье.

21-24-й сеансы. ѕреобладают игры, направленные на построение отношений, а также драматические и ролевые игры. ¬озрастает число игр с изображением несчастных случаев.

ƒругое крупное исследование процесса игровой терапии провела ”йти (1975). ќна обнаружила следующее.

1-3-й сеансы. ƒети чаще всего провер€ют, как игротерапевт относитс€ к их действи€м, демонстрируют высокий уровень тревожности и осуществл€ют вербальную, невербальную и поисковую игровую де€тельность.

4-6-й сеансы. Ћюбопытство, исследовательска€ активность снижаютс€. ¬ то же врем€ агрессивна€ игра, голосовые эффекты достигают пика.

7-9-й сеансы. јгрессивна€ игра почти исчезает, а творческа€ игра, выражение радости и вербальна€ информаци€ о доме, школе, других сторонах своей жизни достигают кульминации.

10-12-й сеансы. ћаксимального развити€ достигают игры по установлению отношений, и бессюжетна€ игра почти прекращаетс€.

13-15-й сеансы. Ѕессюжетна€ игра и невербальное выражение гнева достигают максимума. “ревожность по сравнению с предыдущими сеансами вырастает. ”чащаютс€ попытки управл€ть игротерапевтом. ”величиваетс€ число вербальных взаимодействий.

Ѕыли также обнаружены различи€ между игрой мальчиков и девочек. ” мальчиков чаще встречались выражени€ гнева, агрессивные высказывани€, агрессивные игры, звуковые эффекты.

” девочек чаще наблюдаютс€ творческие игры, игры, отражающие отношени€ между людьми, а также про€влени€ радости, тревоги, вербальные проверки реакции игротерапевта и вербализаци€ позитивных и негативных размышлений.

Ёти исследовани€ свидетельствуют о том, что в процессе детской игры можно различить четкие модели установлени€ игротерапевтических отношений в игровой комнате. ѕо мере развити€ отношений дети начинают выражать чувства более непосредственно и реалистично, тщательнее сосредоточиваютс€ на них и более точно их определ€ют.

 ритери€ми эффективности игротерапии в рамках клиент-центрированной терапии соответственно выступают:

Ј позитивна€ динамика эмоционального развити€ ребенка, характеризующа€с€ возрастанием степени осознани€ чувств;

Ј гармонизаци€ образа "я", выступающа€ в преобладании позитивных самооценок;

Ј сближение "я"-реального и "я"-идеального;

Ј повышение степени самоприн€ти€ и уверенности в себе и своих возможност€х.

137 »грова€ терапи€ отреагировани€

ƒругое крупное направление в развитии игровой терапии возникло в 30-е годы с по€влением работы ƒ. Ћеви (1938), в которой развивалась иде€ терапии отреагировани€, структурированной игровой терапии дл€ работы с детьми, пережившими какое-либо травмирующее событие.

ƒ. Ћеви основывал свой подход в первую очередь на убеждении в том, что игра предоставл€ет дет€м возможность отреагировани€. ¬ рамках этого подхода игротерапевт воссоздает такую обстановку, чтобы специально отобранные игрушки помогли ребенку восстановить тот опыт, который вызвал у него реакцию тревоги.

–ебенку разрешаетс€ играть свободно, чтобы он познакомилс€ с обстановкой комнаты и с игротерапевтом. «атем игротерапевт использует определенные игровые материалы, чтобы в нужный момент ввести в игру ребенка стрессогенную ситуацию. ¬оссоздание травмирующего событи€ позвол€ет ребенку освободитьс€ от боли и напр€жени€, вызванных этим событием.

»ногда ребенку разрешаетс€ свободный выбор игры. ¬ процессе "отыгрывани€" или разыгрывани€ прежнего опыта ребенок управл€ет игрой и тем самым перемещаетс€ из пассивной роли пострадавшего в активную роль де€тел€. —лед€ за игрой, игротерапевт обозначает словами, проговаривает вслух, отражает выражаемые ребенком вербальные и невербальные чувства.

¬ игровой комнате возможны три формы игровой активности:

1. ќсвобождение агрессивного поведени€: ребенок швыр€ет предметы, взрывает воздушные шары или про€вл€ет формы инфантильного поведени€ (например, сосет соску).

2. ќсвобождение чувств стандартизированных ситуаций: стимулирует чувства ревности к сиблингу, прикладыва€ куклу к груди матери.

3. ќсвобождени€ чувств путем воссоздани€ в игре специфического стрессового опыта из жизни ребенка.

√. ’эмбидж (1955) дал более широкое описание работы ƒ. Ћеви под заголовком "—труктурна€ игрова€ терапи€", где он более решительно вводил событи€. —ледом за установлением терапевтических отношений в сценарий непосредственно вводилась ситуаци€, продуцирующа€ тревогу. ќна проигрывалась, а затем ребенку разрешалось играть свободно, чтобы он мог оправитьс€ от нав€зчивой ситуации.

138 »грова€ терапи€ построени€ отношений

— по€влением исследований ƒ. “афты (1933) и ‘. јллена (1934), названных терапией отношений, возникло следующее значительное направление в игровой терапии. ‘илософским основанием дл€ него стала работа ќ. –анка (1936), который перенес акцент с исследований истории жизни ребенка и его бессознательного на развитие отношений в системе "терапевт- клиент", поставив в центр внимани€ то, что происходит "здесь и теперь" в кабинете терапевта.

¬ игровой терапии отношений основное внимание удел€етс€ лечебной силе эмоциональных отношений между терапевтом и клиентом.

"ћне интересно создать естественные отношени€, в которых у пациента развиваетс€ адекватное самопри€тие - €сное представление о том, что он может сделать и что он чувствует по отношению к миру, в котором продолжает жить, - писал ‘. јллен. -я не боюсь дать пациенту почувствовать, что он интересен мне как личность".

Ќе прилагаетс€ никаких усилий дл€ того, чтобы объ€снить или интерпретировать прошлый опыт. ¬ фокусе внимани€ наход€тс€, прежде всего, сиюминутные чувства и реакции. ‘. јллен и ƒж. “афт особенно подчеркивали необходимость отношени€ к ребенку как к личности, обладающей

внутренней силой и способной конструктивно изменить собственное поведение.

ƒет€м предоставл€етс€ свобода выбора - играть или не играть и возможность управл€ть собственной де€тельностью. √ипотеза состо€ла в том, что дети постепенно приход€т к пониманию того, что они €вл€ютс€ отдельными личност€ми со своими желани€ми и могут существовать в системе отношений с другими людьми, обладающими своими специфическими качествами. ¬ рамках этого подхода ребенку приходитс€ прин€ть на себ€ ответственность за процесс роста, а игротерапевт концентрирует внимание на трудност€х ребенка, а не на своих собственных.

÷ель проводимой в рамках терапии отношений коррекции состоит не в том, чтобы изменить ребенка, а в том, чтобы помочь ему утвердить свое "я", чувство собственной ценности. –ебенок, как и вс€ка€ личность, уникален, самоценен и обладает внутренними источниками саморазвити€.

ќсновной механизм достижений коррекционных целей - установление отношений, св€зей между игротерапевтом и клиентами, с помощью которых игротерапевт

демонстрирует неизменное и полное прин€тие ребенка, его установок и ценностей и выражает посто€нную и искреннюю веру в ребенка и его способности.

ќграничение целей терапии задачами личностного самоопределени€, самоактуализации и свободы реального самовыражени€ определ€ет круг специфических проблем, подлежащих коррекции в рамках данного подхода: нарушение роста "я"; самонеадекватность; сомнение и неуверенность в возможности собственного личностного роста и обусловленные ими тревожность и враждебность ребенка к окружающим.

»гротерапи€ представл€ет уникальный опыт дл€ социального развити€ ребенка, открыва€ ему возможность вступить в значимую личностную св€зь со взрослым. »гра представл€ет собой де€тельность, в которой ребенок может свободно выражать себ€, освободитьс€ от напр€жений и фрустраций повседневной жизни.

139 ѕримитивна€ игрова€ терапи€

ѕо€вление в 60-х годах в —Ўј программ психологической помощи дет€м в начальной школе открыло путь дл€ развити€ еще одного направлени€ - применени€ метода игровой терапии в работе школьного психолога дл€ того, чтобы удовлетворить потребности, возникающие в жизни

любого ребенка, а не только ребенка с дефектом психического развити€.

ќсновна€ цель начальной школы - помочь дет€м в их интеллектуальном, эмоциональном, физическом и социальном развитии, предоставив им соответствующие возможности обучени€. “аким образом, главна€ задача использовани€ игровой терапии с детьми в начальной школе состоит в том, чтобы помочь дет€м подготовитьс€ к тому, чтобы усвоить предлагаемые знани€ наилучшим образом.

ƒетей нельз€ заставить научитьс€ чему-либо. ƒаже наиболее эффективно работающие учител€ не могут научить детей, которые еще не готовы учитьс€. ¬ таком случае игрова€ терапи€ €вл€етс€ дополнением к обучающей среде, опытом, который помогает дет€м наиболее эффективно использовать свои способности к учению.

140 »гротерапи€ в отечественной психологической практике

  использованию игры непосредственно в психокоррекционных цел€х обращались многие отечественные исследователи-практики Ћ. јбрам€н (1986), ј. ¬арга (1989), ». ¬ыгодска€ (1984), ј.«ахаров (1986-1988), ј. —пиваковска€ (1988) и др.

ќсновным принципом игровой коррекции терапии, по мнению ј.—. —пиваковской, €вл€етс€ воздействие на ребенка с учетом специфичности обстановки и контакта. —уть этого принципа заключаетс€ в следующем: чтобы включить в действие механизм перестройки поведени€ робких в общении детей, следует изменить услови€, т.е. вывести их из той среды, в которой у них по€вились нежелательные формы поведени€.

Ћ.ј. јбрам€н, исследу€ способы преодолени€ негативных эмоциональных состо€ний детей средствами игры, подробно раскрывает процесс перевоплощени€ как важного услови€ перестройки эмоциональной личностной сферы. ¬ игре-драматизации ребенок испытывает двойственное переживание: он "лепит образ", преобразу€ самого себ€ и, гл€д€ на это как бы со стороны, радуетс€ изменению в игре, вместе с тем обнаружива€ определенные отношени€ к своему персонажу.

÷ел€м коррекции, по мнению Ѕ.ƒ.  арвасарского и ј.». «ахарова, служит перенос отрицательных эмоций и качеств ребенка на игровой образ. ƒети надел€ют персонажей

собственными отрицательными эмоци€ми, чертами характера, перенос€т на куклу свои недостатки, которые доставл€ют им непри€тности.

«начительный вклад в разработку методов групповой игротерапии неврозов у детей и подростков внес ј.». «ахаров. ќн разработал показани€ и клинико-психологические критерии формировани€ детской психотерапевтической группы, исследовал возможности объединени€ семейной и групповой терапии, а также методику

игровой психотерапии, котора€ €вл€етс€ частью целого комплекса различных воздействий на ребенка-невротика, включающего и семейную психотерапию. »гра рассматриваетс€ им и как самосто€тельный метод, и как составна€ часть, сочетающа€с€ с рациональной и суггестивной психотерапией.

ј.». «ахаров предлагает определенную последовательность коррекционных методик: 1) беседа; 2) спонтанна€ игра; 3) направленна€ игра; 4) внушение.

ѕродолжительность игрового сеанса не более 30 мин. „астота зан€тий при остром периоде невроза - 2-3 раза, при хроническом течении - 1 раз в неделю. ѕродолжительность программы - от нескольких дней до нескольких мес€цев.

¬ организации терапевтического процесса «ахаров выдел€ет диагностическую, терапевтическую и обучающую функции игры. ¬се три св€заны между собой и реализуютс€ как в начальном этапе, в спонтанной игре, так и в направленной игре, котора€ обычно представл€ет собой импровизацию какого-либо сюжета.

1. ƒиагностическа€ функци€ заключаетс€ в уточнении психопатологии, особенностей характера ребенка и взаимоотношений с окружающими. Ќаблюдение за игрой позвол€ет получить дополнительную информацию. ¬ игре ребенок на сенсомоторном уровне демонстрирует то, что он когда-либо испытал. »ногда така€ св€зь совершенно очевидна, но иногда она может быть отдаленной.

ƒети более полно и непосредственно выражают себ€ в спонтанной, инициированной ими самими игре, нежели в словах. ј требовать от ребенка, чтобы он рассказывал о себе, значит - автоматически воздвигать барьер в терапевтических отношени€х, как бы говор€ ребенку: "“ы должен подн€тьс€ на мой уровень общени€ и использовать дл€ этого слова".

2. “ерапевтическа€ функци€ игры состоит в предоставлении ребенку эмоционального и моторного самовыражени€,

отреагировани€ напр€жени€, страхов и фантазий. »гра придает конкретную форму и выражение внутреннему миру, дает возможность организовать свой опыт. ƒл€ ребенка важен процесс игры, а не ее результат. ќн разыгрывает прошлые переживани€, раствор€€ их в новом воспри€тии и в новых формах поведени€. јналогичным образом он пытаетс€ разрешить свои проблемы и внутренние конфликты, проиграть свое затруднение или смущение.

–езультаты обследований показывают, что в процессе игры укрепл€ютс€ и развиваютс€ психические процессы, повышаетс€ фрустрационна€ толерантность и создаютс€ адекватные формы психического реагировани€.

3. ќбучающа€ функци€ игры состоит в перестройке отношений, расширении диапазона общени€ и жизненного кругозора, реадаптации и социализации.

‘ранк подчеркивал, что игра дл€ детей - способ научитьс€ тому, чему их никто не может научить. Ёто способ исследовани€ организаций в реальном мире, пространстве и времени, вещах, животных, структурах и люд€х.

¬ этой св€зи представл€етс€ необходимым подчеркнуть различие между пон€ти€ми: "обучающа€ функци€ игры" и "обучающие (развивающе-направленные) игры". ƒетей не нужно учить играть, не нужно заставл€ть их играть. ƒети играют спонтанно, не преследу€ каких-то определенных целей. » научение, т.е. приобретение разнообразного опыта, происходит постепенно и незаметно в процессе игры. ј когда мы стремимс€ быстрее развить у ребенка ассоциативное и абстрактно-логическое мышление, эрудированность, придумываем специальные техники, методики, называ€ их играми, пыта€сь воздействовать на ребенка с целью его обучени€ и воспитани€, мы, таким образом, блокируем его эмоциональность. ≈го душевное состо€ние, психическое развитие, самооценка и формирование системы взаимоотношений остаютс€ вне сферы внимани€. “акой обучающий подход ничего общего с групповой игротерапией не имеет.

ј.». «ахаров выдел€ет р€д правил, соблюдение которых €вл€етс€ необходимым в игротерапии:

Ј игра примен€етс€ как средство диагностики, коррекции и обучени€;

Ј выбор игровых тем отражает их значимость дл€ психолога и интерес дл€ клиента;

Ј руководство игрой способствует развитию самосто€тельной инициативы детей;

Ј спонтанные и направленные игры - две взаимодополн€ющие фазы единого игрового процесса, в котором главное - возможность импровизации;

Ј соотношение спонтанного и направленного компонентов зависит не столько от возраста детей, сколько от их клинических особенностей;

Ј игра не комментируетс€ взрослым;

Ј направленное воздействие на клиента осуществл€етс€ посредством характеров, воспроизводимых им и психологом персонажей.

ѕроцесс игровой психотерапии, по «ахарову, складываетс€ из четырех взаимно перекрывающихс€ этапов: объединени€ детей в группу, рассказов, игры, обсуждений.

1. ќбъединение детей в группу начинаетс€ совместной и интересной дл€ них де€тельностью в виде экскурсий в музей, предметных игр, рассказах об увлечени€х.

2. –ассказы сочин€ютс€ дома и по очереди рассказываютс€ в группе.

3. »гра проводитс€ на тему, предлагаемую детьми и терапевтом. ¬ играх последовательно воспроизвод€тс€ рассказы, сказки, условные и реальные ситуации. »гры на данном этапе в отличие от этапа объединени€ требуют включени€ психолога и высокой активности играющих.

¬ажно отметить, что по мере движени€ группы вперед, содержание ролевых игр мен€етс€ от терапевтически направленных до обучающих. “ерапевтические игры став€т своей целью устранение аффективных преп€тствий межличностных отношений, а обучающие - достижение более адекватных адаптации и социализации детей.

4. ќбсуждение - заключительный этап игровой психотерапии.

ƒирективна€ и недирективна€ игротерапи€

ƒирективна€ (направленна€) игротерапи€ предполагает выполнение игротерапевтом функций интерпретации л трансл€ции ребенку символического значени€ детской игры, активное участие взрослого в игре ребенка с целью актуализации в символической игровой форме бессознательных подавленных тенденций и их проигрывание в направлена:: социально приемлемых стандартов и норм.

¬ направленной игротерапии взрослый - центральное лицо в игре - берет на себ€ функции организатора игры, интерпретации ее символического значени€. ѕримером директивной терапии можно считать облегчающую психотерапию Ћеви

(1933). ƒл€ такого подхода характерны заранее разработанные планы игры, четкое распределение ролей, вы€снение всех конфликтных ситуаций. –ебенку предлагаетс€ в готовом виде несколько возможных вариантов решени€ проблемы. ¬ результате игры происходит осознание ребенком себ€ и своих конфликтов.

Ќедирективна€ (ненаправленна€) игротерапи€ проводит линию на свободную игру как средство самовыражени€ ребенка, позвол€ющее одновременно успешно решить три важные коррекционные задачи:

1. –асширение репертуара самовыражени€ ребенка.

2. ƒостижение эмоциональной устойчивости и саморегул€ции.

3.  оррекци€ отношений в системе "ребенок - взрослый".

¬ ненаправленной игротерапии на передний план выход€т идеи коррекции личности ребенка путем формировани€ адекватной системы отношений между ребенком и взрослым, ребенком и сверстником, системы конгруэнтной коммуникации.

ѕсихотерапевт не вмешиваетс€ в спонтанную игру детей, не интерпретирует ее, а создает самой игрой атмосферу тепла, безопасности, безусловного прин€ти€ мыслей и чувств клиента. »грова€ терапи€ примен€етс€ дл€ воздействи€ на детей с невротическими расстройствами, эмоционально напр€женных, подавл€ющих свои чувства.

÷ель игры в недирективном подходе - помочь ребенку осознать самого себ€, свои достоинства и недостатки, трудности и успехи. —уществуют следующие принципы такой игротерапии:

Ј непринужденные дружеские отношени€ с ребенком;

Ј игротерапевт принимает ребенка таким, какой он есть;

Ј игротерапевт добиваетс€ того, чтобы ребенок говорил о своих чувствах как можно более открыто и раскованно;

Ј игротерапевт должен в кратчайшее врем€ пон€ть чувства ребенка и попытатьс€ обратить его внимание на себ€ самого;

Ј ребенок - хоз€ин положени€;

Ј нельз€ ни торопить, ни замедл€ть игровой процесс;

Ј терапевт вводит лишь те ограничени€, которые св€зывают то, что происходит во врем€ игры с реальной жизнью;

Ј терапевт - зеркало, в котором ребенок видит самого себ€.

144 ¬ыдел€ют два уровн€ участи€ игротерапевта в коррекционном процессе: пассивный и активный.

ѕассивное участие игротерапевта:

Ј Ѕезусловное прин€тие клиента игротерапевтом.

Ј ”становление довери€ между ними.

Ј —ледование игротерапевтического процесса за ребенком.

Ј Ќеускорение этого процесса.

јктивное участие игротерапевта;

Ј ‘ормирование отношений.

Ј –ефлекси€ собственных ощущений.

Ј ¬несение определенных ограничений и запретов.

ѕоследнее особенно важно, так как эта система ограничений необходима, чтобы обеспечить ребенку максимальную свободу. ¬едь помимо заранее оговоренных запретов он не подвергаетс€ никаким ограничени€м. ѕрежде всего ребенку запрещаетс€ наносить вред другим дет€м и себе.

ќсновные функции психологов в ненаправленной игротерапии

1. ќрганизаци€ эмпатического общени€, в котором терапевт создает атмосферу прин€ти€ ребенка, эмоциональное сопереживание ему и коммуникаци€ этого отношени€ ребенку.

2. ќбеспечение переживани€ ребенком чувства собственного достоинства и самоуважени€.

3. ”становление ограничений в игре. Ѕольшинство сторонников недирективной игротерапии склон€ютс€ к необходимости введени€ определенных ограничений и запретов. ¬ игре необходимо различать два плана: символическое и реальное поведение, по отношению к каждому из которых стратегическа€ лини€ на ограничение должна быть различной.

≈сли в отношении символического поведени€ в игре все запреты должны быть сн€ты, то реальное поведение ребенка лимитируетс€ требовани€ми обеспечени€ безопасности игротерапевта и партнеров по игре законами этики и социальной приемлемости. “ем самым создаютс€ необходимые услови€ как дл€ сохранени€ терапевтической св€зи (установки одобрени€, эмпатии, прин€ти€ ребенка со стороны терапевта), так и развити€ возможности самоконтрол€ и саморегул€ции.

–ебенок в процессе игротерапии приобретает важный опыт аффективной сублимации в социально приемлемых формах по символическим каналам. “аким образом, введение ограничений в игру ребенка составл€ет важное условие достижени€ конечного коррекционного эффекта. ¬ св€зи с этим больша€ роль в игротерапии принадлежит технике формулировани€ запрещений и ограничений в игре.

¬ ненаправленной игротерапии, особенно в ее индивидуальных формах, участие взрослого представл€етс€ целесообразным. «десь игротерапевт принимает на себ€ двойную функцию:

1. "»деального родител€", обеспечивающего ребенку полнокровное переживание чувства его прин€ти€, родительского тепла и восполн€ющего дефицит позитивных детско-родительских отношений.

2. "–авноправного партнера по игре", регрессирующего до уровн€ ребенка и пытающегос€ сн€ть его сопротивление терапии, завоевав доверие ребенка уничтожением традиционной дистанции между ребенком и взрослым.

146 »ндивидуальна€ и группова€ игротерапи€

»гротерапи€ используетс€ как в индивидуальной, так и в групповой форме. √лавным критерием предпочтени€ групповой игротерапии €вл€етс€ наличие у ребенка социальной потребности в общении, формирующейс€ на ранней стадии детского развити€. «аключение о наличии у ребенка социальной потребности, решающим образом определ€ющей успех проведени€ групповой терапии, выноситс€ на основании анализа истории каждого случа€.

¬ случае, когда социальна€ потребность у ребенка отсутствует, встает особа€ задача формировани€ потребности в социальном общении, котора€ может быть оптимально решена в форме индивидуальной игротерапии. ≈сли социальна€ потребность уже сформирована, то наилучшей формой коррекции личностных нарушений общени€ будет группова€ игротерапи€.

≈сли дл€ индивидуальной игротерапии противопоказанием может выступать сверхглубока€ степень умственной отсталости ребенка, то дл€ групповой игротерапии круг противопоказаний расшир€етс€. “аковыми могут быть:

Ј €рко выраженна€ детска€ ревность, выступающа€ в форме конкуренции с сибсами;

Ј €вно выраженное асоциальное поведение, представл€ющее угрозу дл€ безопасности партнеров по группе;

Ј ускоренное сексуальное развитие;

Ј крайн€€ агрессивность;

Ј актуальное стрессовое состо€ние.

¬о всех этих случа€х проведению групповой игротерапии должна предшествовать ее индивидуальна€ форма, обеспечивающа€ сн€тие острой симптоматики и подготовку ребенка к работе в группе.

√руппова€ игротерапи€ - это психологический и социальный процесс, в котором дети естественным образом взаимодействуют друг с другом, приобретают новые знани€ не только о других дет€х, но и о себе. Ётот метод подразумевает игру как терапевтический процесс и €вл€етс€ эффективным средством коррекции функциональных нервно-психических расстройств, психосоматических заболеваний и психопрофилактики.

√руппова€ игротерапи€ призвана: помочь ребенку осознать свое реальное "я", повысить его самооценку и развить потенциальные возможности, отреагировать внутренние конфликты, страхи, агрессивные тенденции, уменьшить беспокойство и чувство вины.

¬ процессе взаимодействи€ дети помогают друг другу вз€ть на себ€ ответственность за построение межличностных отношений, приобрести опыт построени€ отношений с другими людьми во взаимно удовлетвор€ющей манере Ќаблюда€ других детей, ребенок обретает смелость, необходимую дл€ того, чтобы попробовать сделать то, что ему хочетс€.

Ѕольшое значение дл€ успеха работы коррекционной группы имеет также состав группы, представл€ющий собой мощный интегративный или дезинтегративный фактор. ѕодбор кандидатов в группу должен осуществл€тьс€ по принципу дополнени€ и включать детей с разнообразными нарушени€ми, что обеспечивало бы возможность идентификации с альтернативными образцами поведени€.

 аждый ребенок в группе должен получить возможность свободного самовыражени€, без угроз и насмешек, неуспеха и отвержени€. ¬ группе не должно быть более 5 человек, причем в одной группе нежелательно присутствие детей, контактирующих вне игротерапевтической ситуации.

√руппа не должна включать более одного ребенка деликвентного поведени€, уравновешенного, по крайней мере, одним нейтрализатором. –азница в возрасте детей (имеетс€ в виду психологический возраст) в группе не должна превышать 12 мес. √руппа дошкольного и младшего школьного

возраста должна включать детей разных полов (и мальчиков, и девочек).

ƒе€тельность игротерапевта направлена не на группу в целом, а на каждого ее члена в отдельности. ¬ задачи игротерапии не входит коррекци€ группы как социальной единицы.

ѕри наборе группы руководствуютс€ следующим: группа должна состо€ть из детей с разными нарушени€ми; детей следует помещать в такую группу, где они не получат дополнительную психическую травму; члены группы не должны быть знакомы до начала игротерапии; разница в возрасте не должна превышать 1 года. ¬ таких группах могут участвовать дети в возрасте от 5 до 12 лет.

„исленность детей в группе по «ахарову:

в возрасте 4-5 лет - 4 человека;

в возрасте 5-11 лет - 6 человек;

в возрасте 11-14 лет - 8 человек.

¬се цифры достаточно условны и завис€т от особенностей участников группы и объективных условий работы. —ледует отметить, что в психопрофилактических группах численность не должна быть увеличена более чем в 1,5 раза.

 роме того, если группу ведут два игротерапевта (что представл€етс€ наиболее предпочтительным, особенно когда в паре работают мужчина и женщина), число детей так -же может быть увеличено до 1,5 раза.

–абота€ в паре, психологи имеют возможность не только более объективно взгл€нуть на группу и обсудить возникающие по ходу работы особенности, но и опосредованно вли€ть на формирование правильной полоролевой идентичности мальчиков или девочек. Ќаличие мужчины или женщины в группе позвол€ет дет€м проецировать свои ожидани€ и установки относительно мужского и женского стереотипов поведени€, а также отреагировать и отыграть свои страхи и проблемы, св€занные с фигурой матери или отца. Ћюбой ребенок строит свое поведение, "срисовыва€" его со значимого взрослого своего пола. ј поддержку, прин€тие, одобрение ему важнее получить от значимого взрослого противоположного пола.

÷ели групповой терапии следует определ€ть как терапевтические в широком смысле, а не индивидуализированные перспективные цели дл€ каждого ребенка в целом. ¬ противном случае игротерапевт неизбежно незаметно или открыто подталкивает ребенка в направлении цели, св€занной с определенной проблемой, ограничива€, таким образом, возможности ребенка по управлению собственной де€тельностью.

¬ этом смысле цели и задачи могут быть обозначены следующим образом. √руппова€ игротерапи€ призвана помочь ребенку развить более позитивную "я-концепцию"; стать более ответственным в своих действи€х и поступках; стать более самоуправл€емым; в большей степени полагатьс€ на самого себ€ и овладеть чувством контрол€; выработать большую способность к самоприн€тию и самосто€тельному прин€тию решений; развить внутренний источник оценки и обрести веру в самого себ€.

149 »гротерапи€ с различным материалом

¬ игротерапии используютс€ как структурированные, так и неструктрированные игры.

  структурированным играм относ€тс€ игры в семью (людей и животных), агрессивные, с марионетками (кукольный театр), строительные, выражающие конструктивные и деструктивные намерени€.

—труктурированный материал провоцирует выражение агрессии (огнестрельное, холодное оружие), пр€мое выражение желаний (человеческие фигуры), а также коммуникативных действий (игры в телефон, телеграф, поезда, машины). ѕредполагаетс€, что возраст детей от 4 до 12 лет €вл€етс€ оптимальным дл€ применени€ этого метода.

  неструктурированным играм относ€тс€ двигательные игры и упражнени€ (прыганье, лазание), игры с водой, песком, глиной, группа игр, принадлежащих к фонду арт-терапии (рисование пальцами, кистью, пастелью, цветными карандашами).

  неструктурированному материалу относ€тс€ вода, песок, глина, пластилин, с его помощью ребенок может косвенно выражать свои желани€. Ётот материал способствует также развитию сублимации. ¬ частности, зан€ти€ с неструктурированным материалом особенно важны на ранних фазах игротерапии, когда чувства ребенка еще не выделены и не осознаны им. ¬ частности, игры с водой, красками, глиной дают возможность выразить свои чувства в ненаправленной форме и испытать чувство достижени€.

ƒальнейша€ динамика смены игр в процессе игротерапии подводит ребенка к структурированным играм, открывающим пути дл€ выражени€ чувств и переживаний ребенка, в том числе агрессивных, в пр€мой директивной форме социально приемлемыми способами.

¬ игротерапии выделены также показани€ применени€ тех или иных видов игр в зависимости от синдрома. ѕричем

здесь возможности руководства игротерапевтом игрой ребенка, как правило, ограничиваютс€ соответствующим подбором игрушек и введением некоторых ограничений на про€вление активности ребенка.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-24; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 298 | Ќарушение авторских прав


Ћучшие изречени€:

ƒаже страх см€гчаетс€ привычкой. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

1557 - | 1374 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.123 с.