Вседневная вечерня совершается при закрытых царских вратах, открыта только внутренняя завеса. Священник облачен в епитрахиль, поручи и фелонь.
Если перед вечерней читался 9-й час, то на вечерне после возгласа следует «Приидите, поклонимся…»; если же 9-й час не читался, то – Начало обычное.
Стоя перед царскими вратами, священник дает начальный возглас вседневной вечерни: «Благословен Бог наш, всегда, ныне и присно и во веки веков»,
чтец: «Аминь»,
Начало обычное (если не читался 9-й час),
«Приидите, поклонимся…» (если читался 9-й час),
103-й псалом, предначинательный – читается. В этом псалме повествуется о сотворении мира и блаженном состоянии людей до грехопадения. Это один из древнейших элементов вечерни – в ее составе примерно с 6 века.
X Во время чтения 103-го псалма священник перед царскими вратами с непокрытой головой тайно (про себя) читает светильничные молитвы, которых 7 – по числу дней Творения. В некоторых богослужебных книгах вечерня поэтому называется «светильничное».
Начиная с этого момента (после 103-го псалма) в составе вечерни есть молитвословия и песнопения молитвенно-покаянного характера, содержащие прошения о возвращении того, чего лишились люди после грехопадения.
Великая ектения.
Ектении́
Ектения́ – особая молитва, разделенная на ряд кратких отрывочных прошений, приглашающих к молитве и указывающих предметы её. Эти прошения чередуются с пением еще более кратких молитвенных восклицаний «Господи, помилуй», «Подай, Господи». Прошения произносит диакон, а в случае отсутствия его – священник. «Господи, помилуй», «Подай, Господи», «Тебе, Господи» отвечает хор, в древности весь народ. «Ектения» переводится как составная молитва, а «сугубая ектения» - напряженное, прилежное моление. Современные ектеньи своими корнями уходят в молитвы 1-го века, а в литургических памятниках 3-5 вв. уже есть прошения, очень схожие с современными. Вот некоторые из них: «О мире иже с неба помолимся…», «О епископе помолимся, да Господь наш его долговечна в вере сохранит…», «О пресвитерех помолимся, да Господь не отнимет от них пресвитерства духа и им усердие и благочестие до конца дарует», «О верных мирских помолимся, да Господь даст им веру совершеннее соблюсти», «О всем мире помолимся, да Господь коемуждо промыслит, подая единому коемуждо полезна».
Существует несколько видов ектений:
Великая или мирная ектения. Начинается словами «Миром Господу помолимся…», имеет 12 прошений, после каждого поется «Господи, помилуй» 1 раз, после последнего «Тебе, Господи». Сугубая ектения. Значит усиленная, начинается словами «Рцем вси…», после 1-ых двух прошений поется «Господи, помилуй» 1 раз, после остальных трижды. Если эта ектения начинается словами «Помилуй нас, Боже…», то «Господи, помилуй» сразу трижды.
Просительная ектения или усиленное моление. Начинается словами «Исполним (вечернюю или утреннюю) молитву нашу Господеви», после нескольких первых прошений поется «Господи, помилуй» 1 раз, после остальных «Подай, Господи», после последнего «Тебе, Господи».
Малая ектения. Это сокращенная великая ектения, начинается словами «Паки и паки…», имеет 3 прошения, после первых двух «Господи, помилуй» 1 раз, после последнего «Тебе, Господи».
На вечерне и утрени должно быть по одной великой, сугубой, просительной и одна или несколько малых ектений. На Литургии одна великая, одна сугубая, две просительных, несколько малых, заупокойная и ектения об оглашенных.
По Уставу на вечерне после великой ектеньи должна читаться кафизма Псалтири. В современной практике не читается.
Если была кафизма, то после нее следует малая ектения.
«Господи, воззвах…», «Да исправится…», «Положи, Господи, хранение…» и т.д., это стихи 140, 141, 129 и 116 псалмов. Словами этих псалмов мы слезно взываем к Богу и, уповая на милость Его, просим избавить нас от последствий грехопадения. В составе вечерни с 4 века.
Стихи этих псалмов в Часослове сначала идут подряд без разметки, а под конец имеют следующую разметку: на 10 «Изведи из темницы душу…», на 8 «Из глубины воззвах…», на 6 «Аще беззакония на́зриши…», на 4 «От стражи утренния…». Стихи поются или читаются подряд от начала до той разметки, на сколько стихир положено петь в данный день. Далее стихи Часослова чередуются со стихирами. Количество стихир зависит от торжественности праздника и определяется Уставом.
Во время пения «Господи, воззвах…» и стихов диакон (или священник, если служит один) совершает каждение алтаря и храма.
Есть несколько традиций исполнения «Господи, воззвах» и стихов (до соответствующей разметки):
1) Первый стих «Господи, воззвах к Тебе, услыши мя» поет канонарх, остальные стихи поет хор, припевая к каждому стиху 140-го псалма припев «Услыши мя, Господи», а 141-го «Воззвах к Тебе, спаси мя». Такой образ исполнения предполагает Устав.
2) «Господи, воззвах…Да исправится…» поется на определенный глас, остальные стихи поются подряд без припева.
3) «Господи, воззвах…Да исправится…» поется на определенный глас, остальные стихи прочитываются подряд.
4) «Господи, воззвах…Да исправится…» поется на определенный глас, остальные стихи читаются подряд. Хор с некоторыми паузами негромко поет припев «Услыши мя, Господи» или «Воззвах к Тебе, спаси мя», чтение при этом не прерывается.
5) «Господи, воззвах…Да исправится…» поется на определенный глас, остальные стихи опускаются, т.е. не поются и не читаются. Такой образ исполнения наиболее распространен в современных приходских храмах.
Количество стихир на «Господи, воззвах…»:
1) «на 10» – на воскресном всенощном бдении в течение всего года; Великим постом на вечерне, после которой следует Литургия Преждеосвященных Даров, и в воскресенье вечером, а также еще в некоторых случаях, определенных Уставом;
2) «на 8» – на великой вечерне в средние и великие праздники;
3) «на 6» – на вседневной вечерне;
4) «на 4» – на малой вечерне.
На рассматриваемой нами вседневной вечерне стихи поются подряд до «на 6», исполняется стих «Аще беззакония…» и стихира, затем следующий стих «Имене ради…» и следующая стихира и так далее до конца.
Если стихи «Положи…» опускаются (5-й способ исполнения), то сразу после «Господи, воззвах…Да исправится…» произносится соответствующий стих «на …» (в зависимости от дня и праздника) и чередуются стихи со стихирами, как изложено выше. На вседневной вечерне это «Аще беззакония…». В исполнении «Господи, воззвах…» и стихир участвует канонарх и хор. (Канонарх – это назначенный певец или чтец, который на вечерне и утрени возглашает начало и гласы изменяемых песнопений, произносит часть стиха перед стихирой и др.. В монастырях есть традиция канонаршить стихиры полностью, то есть канонарх произносит одну строчку стихиры, хор поет эту строчку, канонарх произносит следующую строчку, хор её поет и т.д. до конца стихиры). Канонарх возглашает: «Глас…(такой-то) Господи, воззвах к Тебе, услыши мя», хор поет «Господи, воззвах…Да исправится…» на названный глас.! «Господи, воззвах…Да исправится…» всегда поется на глас 1-й стихиры,которая затем последует. Далее, по Уставу, канонарх произносит 1-ю половину стиха, а хор поет 2-ю половину на соответствующий глас и стихиру. Например, канонарх: «Аще беззакония на́зриши, Господи, Господи, кто постоит», хор поет: «Яко у Тебе очищение есть» и стихиру. При невозможности исполнить стих таким образом, его полностью поют или прочитывают.
Как выше уже было сказано, на вседневной вечерне на «Господи, воззвах…» поются 6 стихир. 3 стихиры берутся из Октоиха и 3 из Минеи. Как видно, здесь тоже соблюдена иерархия – сначала песнопения в честь, например, Господа, Ангелов, Апостолов, а затем святому Минеи. Поются первые три стихиры Октоиха на текущий (рядовой) глас этой седмицы, а стихиры Минеи на глас (и подобен), который указан в Минее перед стихирами. Канонарх перед стихирами другого содержания, в данном случае Минеи, возглашает их глас: «Глас…(такой-то, например, осьмый) Яко у Господа милость…». Если глас Минеи совпадает с гласом Октоиха, то канонарх произносит: «Глас той же…» и следующий стих.
После стихир на «Господи, воззвах…» в Минее может быть напечатана особая стихира (в 9-й главе Типикона она названа «самогласна стихира»; это наименование происходит от того, что Слава поется просто на какой-либо глас, тогда как сами стихиры на «Господи, воззвах» почти всегда поются на подобен) – Слава или Славник святому, т.к. поется на, то есть после слов «Слава…». Глас Славы указан в Минее на ряду.
! Гласы всех изменяемых песнопений указаны в богослужебных книгах перед песнопениями в их надписании (названиии).
Слава не входит в счет стихир. Канонарх возглашает: «Слава, глас…(такой-то или той же)», хор поет: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу» на названный глас и далее саму стихиру.
На «И ныне…» поется Богородичен из 2-го приложения Минеи по гласу Славы святому.
Канонарх возглашает: «И ныне, глас той же», хор поет: «И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь» на соответствующий глас и далее Богородичен. Накануне среды и пятницы, то есть во вторник и четверг на вечерне на «И ныне…» поется Крестобогородичен, который напечатан на ряду в Минее. Крестобогородичен, как и Богородичен, поется на глас Славы.
Если Славы святому в Минее нет, то поется Богородичен или Крестобогородичен, напечатанные на ряду в Минее. Канонарх в таком случае возглашает: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне, глас той же», хор поет: «И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь» на соответствующий глас и далее Богородичен.
! На «И ныне…» никогда не поется песнопение святому, а только Господу или Богородице. Как и Слава, Богородичен не входит в счет стихир.
«Свете тихий…» поется неизменяемое песнопение. Это песнь о явившемся на землю и просветившем ее Свете – Господе Иисусе Христе является естественным продолжением пророческих стихов псалмов «Яко у Господа милость, и многое у Него избавление…» и др. В составе вечерни с 6 века. Автором считается свт. Софроний, патриарх Иерусалимский (7 в.), по другим сведениям мч. Афиноген (4 в.) или неизвестный автор 2-3 вв.
Прокимен.
После «Свете тихий» следуют несколько кратких возгласов:
Диак.: «Вонмем»
Свящ.: «Мир всем»
[есть традиция после «Мир всем» петь «И духови твоему»]
Диак.: «Премудрость, вонмем, прокимен глас…»
Прокимен
Прокимен переводится как «предшествующий», так как почти всегда за ним читается Священное Писание. По нынешнему Уставу на вседневной вечерне Св. Писание не читается, а наличие прокимна свидетельствует о древней практике читать Ветхий Завет на каждой вечерне. Текст прокимнов – это, в большинстве своем, стихи из Св. Писания. По содержанию прокимны отражают празднуемое событие – по будням они покаянно-молитвенного характера, в Неделю воскресно-торжественного, в праздники повествуют об этом празднике. Прокимен печатается вместе со стихом. Прокимен, который имеет более одного стиха, называется великим. Прокимен, который поется на вечерне, называется прокимен дня или дневной прокимен и печатается в Часослове. На каждый день седмицы напечатан свой прокимен, который всегда поется на указанный перед ним глас, а не на текущий глас Октоиха.
Образ исполнения прокимнов на вечерне. Диакон произносит прокимен полностью, хор поет прокимен полностью; диакон произносит стих, хор поет прокимен полностью; диакон произносит 1-ю половину прокимна, хор поет 2-ю половину прокимна. На вечерне, а также на праздничной или воскресной утрени, может быть исполнен только один прокимен, в отличие от Литургии, где прокимнов может быть два. Интересно отметить, что по Уставу прокимен на вечерне произносит канонарх, а не диакон (Типикон вообще не предполагает участие диакона в будничной службе, в уставе появление диакона можно видеть только на утрени.)
«Сподоби, Господи…» поется сразу после прокимна, по будням обычно на 8-й тропарный глас. В составе вечерни с 6 века. Это хвалебная молитва о даровании безгрешного вечера, объединяющая в себе стихи из некоторых псалмов и книги пророка Даниила. (Согласно Уставу, «Сподоби, Господи…» на всех видах вечернь читается. В современной практике обычно читается лишь в седмичные дни Великого поста, в остальное время богослужебного года поется.)
Просительная ектения. После заключительного возгласа и «Аминь» священник преподает «Мир всем», благословляя рукой, хор: «И духови твоему», диакон: «Главы наша Господеви приклоним», хор: «Тебе, Господи», священник читает молитву главопреклонения. Это является свидетельством древнего обычая, когда епископ, благословляя, в конце богослужения возлагал руки на преклонивших главы молящихся.
Стихиры на стиховне. Своим названием обязаны тому, что поются со стихами не одного какого-либо псалма, но выбранными из разных псалмов и по содержанию согласующимися со стихирами. На будничной вечерне на стиховне поются 3 стихиры Октоиха. Первая стихира поется без предваряющего ее стиха. Канонарх возглашает глас и произносит первую строчку стихиры (до запятой или разметки), хор поет всю стихиру, включая первую строчку. Остальные две поются со стихами покаянно-молитвенного характера «К Тебе возведох очи мои…» и «Помилуй нас, Господи…». Эти стихи напечатаны на ряду в Октоихе, а также в Часослове. После 3-х стихир поется «Слава, и ныне…» Богородичен или Крестобогородичен Октоиха.
Так же как и на «Господи, воззвах…», святому в Минее на стиховне может быть стихира на «Слава…». В таком случае на «И ныне…» поется Богородичен из 2-го приложения Минеи по гласу Славы святому. Во вторник и четверг вечером поется Крестобогородичен из Минеи на ряду.
«Ныне отпущаеши…» читается или поется, по будням чаще всего на 6-й глас. Как уже говорилось, это молитва св. праведного Симеона Богоприимца и вполне соответствует окончанию вечернего богослужения и вообще трудового дня. (Согласно Уставу, «Сподоби, Господи…» на всех видах вечернь читается. В современной практике обычно читается лишь в седмичные дни Великого поста, в остальное время богослужебного года поется.)
Трисвятое по Отче наш читает чтец.
Тропари. В конце вечерни поется тропарь святому Минеи, «Слава, и ныне…» Богородичен из 4-го приложения Минеи по гласу тропаря святого. Этот тропарь святому читается на часах и поется на Литургии. В случае, если в Минее на ряду не напечатан тропарь святому, поется общий тропарь по чину святого.
Сугубая ектения (со слов «Помилуй нас, Боже…»)
Окончание:
свящ.: «Премудрость»
хор: «Благослови»
свящ.: «Сый благословен…»
хор: «Аминь. Утверди, Боже…»
Поскольку в современной практике к вечерне присоединяется утреня, то после «Утверди, Боже…» священник произносит возглас утрени «Слава Святей…», хор: «Аминь», читается шестопсалмие и т.д.
Если же вечернее богослужение заканчивается вечерней, то после «Утверди, Боже…»:
свящ.: «Пресвятая Богородице, спаси нас»
хор: «Честнейшую Херувим…»
свящ.: «Слава Тебе, Христе Боже наш, слава Тебе»
хор: «Слава, и ныне: Господи, помилуй (трижды). Благослови»
священник произносит полный отпуст,
хор: «[Аминь] Великого Господина…».
ВСЕДНЕВНАЯ (БУДНИЧНАЯ) УТРЕНЯ
По своему строю утреня может быть 2 видов – вседневная или будничная и праздничная.
Вседневная утреня по Уставу должна совершаться утром. В современной практике ее (с 1-ым часом) служат вечером. Утреню присоединяют к вседневной вечерне после «Утверди, Боже…», и начинается она сразу с Шестопсалмия. Такая практика вызвана условиями современной жизни, когда нет возможности придти в храм на богослужение вечером. В монастырях и храмах, ревнующих об исполнении Устава, возвращаются к древней практике, так как содержание и характер песнопений и молитв действительно соответствуют началу дня.
Митрополит Вениамин об этом говорит так: «Еще свежий человек, потому и службы длиннее, и псалмы больше: нужно набраться запаса духовного на целый день. Утром ведь и птички поют, а к вечеру смолкают. И человек хвалит Господа. И с ним хвалит вся тварь: солнце, облака, рыбы, … звери, птицы, цари и простой народ, старые и молодые. А подвижники готовятся на молитву, и на борьбу с врагом. …О той же борьбе, с перемежающимся воплем к Богу и надеждой на Его помощь и славой Ему, говорит и шестопсалмие. …Итак, утреня – служба радостного подвига».
Если литургической темой вечерни является история Ветхого Завета – сотворение мира, грехопадение, чаяние искупления, то утреня – это Новый Завет, явление Мессии.
В случае, когда вседневная утреня служится утром, то начинается несколько иначе, чем, если совершается вечером в соединении с вечерней:
После возгласа священника «Благословен Бог наш…» чтец: «Аминь. Трисвятое по Отче наш. Господи, помилуй 12 раз, Приидите, поклонимся…» (если перед утреней служилась полунощница, то после возгласа следует «Приидите, поклонимся…»). Затем читается двупсалмие – псалмы 19-й и 20-й (в это время священник совершает каждение алтаря и храма), «Слава, и ныне… Трисвятое по Отче наш», читается тропарь «Спаси, Господи, люди Твоя…, Слава… Вознесыйся на Крест…, И ныне… Предстательство страшное…», затем сокращенная сугубая ектения «Помилуй нас, Боже…», возглас «Яко Милостив…», хор: «Аминь. Именем Господним благослови, отче», затем возглас утрени «Слава Святей…»
Порядок совершения вседневной утрени изложен в 9-й главе Типикона, где, так же как и в последовании вечерни, перемежаются указания для службы не постовой (с «Бог Господь») и постовой (с «Аллилуия»). Также этот порядок можно проследить по Часослову и Октоиху.