Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Основные богослужебные тексты.




Священное Писание Ветхого и Нового Завета. За богослужением читаются, в основном, крупные отрывки Св.Писания.

Евангелие читается: 1) на Литургии; 2) на воскресной и праздничной утрени; 3) в особых случаях – на часах и на вечерни.

Деяния и послания апостольские читаются: 1) на Литургии; 2) на вечерне как паремии; 3) в особых случаях – на часах.

Ветхозаветные Отрывки из книг читаются на великой вечерне как паремии, а также поются в виде Библейских песен на великопостных (по современной практике) утренях. Из Ветхого Завета необходимо особо выделить Псалтирь. Псалмы изначально были основой христианского богослужения. В современном богослужении Псалтирь употребляется следующим образом: 1) псалмы поются и читаются целиком – кафизмы, 3 псалма на часах, 103-й псалом в начале вечерни, двупсалмие и шестопсалмие на утрени, 33-й псалом в конце Литургии, псалмы в составе повечерия и др.; 2) из псалмов взяты отдельные стихи – прокимны, припевы (стихи) к стихирам, стихи к величаниям и др.; 3) парафразами псалмов являются некоторые новозаветные песнопения, например, «Сподоби, Господи» и Великое славословие.

Евангельские песнопения. Текст этих песнопений и молитв (полностью или частично) взят из Евангелия, иногда он немного изменен. К этой группе относятся песнопения: «Ныне отпущаеши», «Величит душа Моя Господа…», «Богородице Дево, радуйся», «Отче наш», «Слава в вышних Богу…», Блаженны - «Во Царствии Твоем…». Сюда же можно отнести и «Буди имя Господне благословенно от ныне и до века», взятое из книги Иова.

Гимнографические тексты. Это песнопения, составленные христианскими авторами как прославленными в лике святых так и не прославленными. В основном просвещены Господу, Божией Матери и святым угодникам. Основные из них суть следующие:

тропарь – краткое песнопение, прославляющее данный праздник. Обычно такой тропарь праздника или святому один на всю службу, в отличие, например, от стихир, седальнов и др. Тропарь является самым древним песнопением (4 в.). Тропарь праздника необходимо отличать от тропарей канона или тропарей на Блаженнах (их много). В широком смысле слова тропарь – это гимнографическая единица, строфа, поэтому не нужно удивляться при обнаружении надписи «тропари» над стихирами.

кондак – песнопение, очень схожее с тропарем, но более полно освещающее празднуемое событие. По мнению профессора Киевской Духовной Академии М. Скабаллановича, если тропарь дает картину внешней стороны события, то кондак – внутреннюю и наоборот. В древности кондаки представляли собой обширное песнопение, схожее с акафистом. Первым их творцом считается прп. Роман Сладкопевец (5-6 вв.).

стихира – переводитсякактропарь, поемый со стихом псалма. В древности стихиры по объему были не на много длиннее стихов. Краткость песнопений свидетельствует об их древности. Виды стихир: 1) стихиры на «Господи, воззвах»; 2) стихиры на литии; 3) стихиры на стиховне; 4) стихира «по 50-ом псалме»; 5) стихиры на хвалитех; 6) евангельская стихира. Названия стихир указывают на место нахождения их в службе.

канон – обширное песнопение, составленное по определенным правилам. Канон состоит из песней, а каждая песнь состоит из ирмоса и нескольких тропарей канона. Начало этого жанра относится к 7-8 векам.

седален – песнопение, во время чтения которого полагалось сидеть. На службе различные седальны читаются в нескольких моментах службы.

светилен– песнопение, которое читается или поется в заключение канона. Название происходит оттого, что в светильнах часто говорится о божественном свете и момент службы, когда они по Уставу должны читаться, совпадает с естественным рассветом.

Эксапостиларий -песнопение, которое читается или поется в заключение канона или в ином месте. Название происходит от способа действия, при котором данное произведение исполнялось. Избранного певца высылали на середину храма для исполнения песнопения.

Богородичен – это песнопение в честь Пресвятой Богородицы. По форме это может быть стихира, тропарь, седален, тропарь канона, светилен. Богородичном обычно заканчивается ряд изменяемых песнопений. В Богородичнах среды и пятницы говорится о страданиях Божией Матери при Кресте, поэтому они называются Крестобогородичнами.

БОГОСЛУЖЕБНЫЕ КРУГИ И КНИГИ,

ИМ СООТВЕТСТВУЮЩИЕ.

 

В составе общественного богослужения есть песнопения и молитвословия, которые повторяются каждый день в определенное время суток. С ними перемежаются песнопения, которые поются не каждый день, но меняются в зависимости от дня седмицы (недели) и даты года, повторяемые намного реже. Для удобства изучения все молитвословия и песнопения принято делить на так называемые богослужебные круги. Таких кругов 4 (по другим источникам - 3). В их названиях отражено, с какой цикличностью повторяются молитвословия каждого из кругов. Все они друг с другом тесно взаимосвязаны и вместе образуют достаточно сложную, но логически построенную структуру богослужения.

Суточный ( или дневной ) богослужебный круг – это молитвы (и церковные службы), совершаемые каждодневно.

Седмичный (семь дней) богослужебный круг – это песнопения и молитвословия, изменяемые в зависимости от дня седмицы и гласа.

Годовой богослужебный круг – это песнопения и молитвословия, изменяемые в зависимости от даты года.

Пасхальный цикл -песнопения и молитвословия этого круга задействованы в богослужении только части года – от Недели о мытаре и фарисее до Недели Всех Святых.

СУТОЧНЫЙ (ДНЕВНОЙ) БОГОСЛУЖЕБНЫЙ КРУГ.

 

Это самый маленький круг, и, составляющие его, молитвословия повторяются наиболее часто. Он содержит 9 церковных служб. Суточный богослужебный круг начинается с вечера (конкретно с вечерни). И в Ветхозаветной Церкви день начинался с вечера, так как считалось, что с вечера началось сотворение мира «…и бысть вечер, и бысть утро – день един…». С древности молитвословия определенного времени суток посвящены воспоминанию какого-либо важного священного события. Так, например, на 3-ем часе воспоминается сошествие Святого Духа на апостолов и т.д..

Суточный богослужебный круг отражен в Часослове, а также в Следованной Псалтири и Служебнике.

Церковно-служители(чтецы и певцы) обычно пользуются Часословом. Есть обычный и Великий Часословы. Обычный Часослов содержит неизменяемые песнопения всех суточных служб, кроме Литургии, которые поются и читаются на клиросе. Кроме суточных служб, Часослов содержит дополнительную часть (Часослов & начиная с стр.229). Там содержатся, например, 17-я кафизма, воскресные и дневные тропари, Богородичны к тропарям, последование молебна, тропари некоторым святым, особые молебные прошения и др.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 715 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наглость – это ругаться с преподавателем по поводу четверки, хотя перед экзаменом уверен, что не знаешь даже на два. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2611 - | 2184 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.