Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ƒиалектика в философии √ераклита 2 страница




ѕознав причину страданий и путь избавлени€ от них, Ѕудда решил возвестить свое открытие люд€м. Ѕог смерти Ч демон зла ћара вс€чески пыталс€ воспреп€тствовать этому. Ќо Ѕудда победил ћару, пришел в Ѕенарес и там произнес свою первую проповедь, в которой кратко сформулировал основные положени€ новой религии. ќдин за другим следуют обращени€ тех, кто слушает его проповеди. ќни присоедин€ютс€ к странствующей с ним группе монахов. 40 лет, окруженный учениками, ходит он по городам и деревн€м долины √анга, твор€ чудеса и проповеду€ свое учение. —мерть настигла его в восьмидес€тилетнем возрасте и совпала, так же как рождение и прозрение, с, днем майского полнолуни€ (поэтому дл€ буддистов это "трижды св€той" день).

–азличные направлени€ и школы буддизма по-разному датируют годы земной жизни Ўакь€муни. ¬ большинстве случаев считаетс€, что он жил в VIIЧVI лли в VIЧV вв. до н. э. Ќедавно буддисты р€да восточных стран условились прин€ть датой смерти Ўакь€муни день майского полнолуни€ 544 г. до н. э. и весьма широко отметили в 1956 г. 2500 лет существовани€ буддизма.

¬ероучение буддизма

¬ажнейшим положением вероучени€ буддизма €вл€етс€ иде€ тождества между бытием и страданием. Ѕуддизм не стал опровергать развитое брахманизмом учение о переселении душ, т. е. веру в то, что после смерти любое живое существо снова возрождаетс€ в виде нового живого существа (человека, животного, божества, духа и т. д.). ќднако буддизм внес в учение брахманизма существенные изменени€,≈сли брахманы утверждали, что путем различных дл€ каждого сослови€ ("варны") обр€дов, жертв и заклинаний можно достичь "хороших перерождений", т. е. стать раджей, брахманом, богатым купцом, царем и т. д., то буддизм объ€вил вс€кое перевоплощение, все виды быти€ неизбежным несчастьем и злом. ѕоэтому высшей целью буддиста должно быть полное прекращение перерождений и достижение нирваны, т. е. небыти€.

ƒл€ большинства людей достичь нирваны сразу, в данном перерождении, невозможно. —леду€ по пути спасени€, указанному Ѕуддой, живое существо обьино должно снова и снова перевоплощатьс€. Ќо это будет путь восхождени€ к "высшей мудрости", достигнув которой существо может выйти из "круговорота быти€", завершить цепь своих перерождений. Ќаиболее существенным в учении Ѕудды его последователи считают то, что он познал причину и сущность быти€ Ч страдани€, раскрыл их люд€м, так же как и тот путь, который ведет к прекращению страданий, к спасению, к небытию.

Ѕуддисты признают возвещенные Ѕуддой "четыре благородные истины". ѕерва€ из них утверждает, что вс€кое существование есть страдание. ¬тора€, что причина страдани€ заложена в самом человеке: это его жажда жизни, наслаждений, власти, богатства, это прив€занность к жизни в любой ее форме. “реть€ истина объ€вл€ет, что прекратить страдани€ возможно: дл€ этого необходимо освободитьс€ от жажды жизни, достичь состо€ни€, при котором вс€кое сильное чувство отсутствует, вс€кое желание подавлено. Ќаконец, "четверта€ благородна€ истина" заключаетс€ в указании так называемого "благородного срединного восьмеричного пути", состо€щего из "праведного воззрени€, праведного стремлени€, праведной речи, праведного поведени€, праведной жизни, праведного учени€, праведного созерцани€, праведного самопогружени€", обычно называемого медитацией (санскритск. Ч "дхьмна", кит. Ч "чань", €пон. - "дзэн").

¬ учении о "четырех благородных истинах" изложена сущность буддизма. ¬се религии противопоставл€ют реальную земную жизнь нематериальной, небесной, той, что €кобы начинаетс€ за гробом. ѕри этом перва€ всегда рисуетс€ мрачными красками, объ€вл€етс€ греховной, мешаю щей со единению с богом, втора€ объ€вл€етс€ целью стремлений человека, наградой за терпеливое перенесение земных мучений. Ѕуддизм в этом отношении не отличаетс€ в принципе от других религий, но он доводит до логического завершени€ критическую оценку того мира, в котором мы живем. ѕоставив знак равенства между бытием и страданием, буддизм рисует особенно мрачную картину мира, в котором не только все обречено на мучени€ и уничтожение, но даже люба€ радость, усилива€ прив€занность живого существа к этому существованию, таит в себе страшную опасность новых бесконечных перерождений, наполненных не менее страшным злом.

„еловек сам создает свою судьбу, форму каждого своего нового перерождени€, учит буддизм. —ила, котора€ определ€ет конкретные черты нового перерождени€, называетс€ кармой.  арма буддизма Ч это сумма всех поступков и помыслов существа во всех его предыдущих перерождени€х. ”чение о карме существовало и в брахманизме. Ѕрахманы тоже учили, что карма Ч закон возмезди€ - движуща€ сила переселени€ душ. —оверша€ или не соверша€ предписанные дл€ данной варны жертвы, почита€ или не почита€ брахманов, наруша€ или не наруша€ многочисленные запреты, человек создает новую форму переселени€ своей души Ч начина€ от самых гнусных и отвратительных животных и конча€ цар€ми и богами.

Ѕуддизм восприн€л "закон возмезди€" (карму), но дал ему новое содержание. ’от€ все в данной жизни человека определено его кармой, он имеет известную свободу выбора в своих поступках, помыслах, словах, действи€х. ¬ этой частичной свободе воли и заложен, по буддизму, путь к спасению. ѕричем дело вовсе не в жертвах, обр€дах и запретах, а в поведении самого человека. »менно его поступки и мысли в данной жизни определ€ют его дальнейшую карму, форму его нового "перевоплощени€", т. е. новые страдани€. Ќо и этого мало. Ѕуддизм, особенно в учении р€да его школ и направлений, за€вил, что сам чувственный мир вообще не существует. ќн лишь наша иллюзи€, результат де€тельности нашего больного, заблудшего сознани€. »менно это сознание - единственное реальное бытие, по буддизму, - подчин€€сь непреложному закону кармы, рисует нам трагическую картину полного страданий чувственного мира. —ознание это состоит из множества мельчайших частичек Ч дхарм, т. е. элементов сознани€, которые, складыва€сь под действием кармы в определенный комплекс, создают индивидуальное сознание данного перерождени€ и, как его функцию, окружающий нас чувственный мир. ѕока дхармы не успокоены, новое возрождение этого индивидуального сознани€ после смерти данного существа неизбежно, колесо быти€ продолжает свое вращение.

‘»Ћќ—ќ‘»я ƒ–≈¬Ќ≈√ќ  »“јя

«арождение философии в  итае исследователи относ€т к VЎ-VI в.в. до н.э. ÷еннейшим источником древнекитайской философии €вл€етс€ Ђ нига ѕеременї (» ÷зин), котора€ может рассматриватьс€ как св€зующее звено между пред философией и собственно философией. ¬ Ђ ниге ѕеременї представлена оригинальна€ система философских построений. ’арактерным €вл€етс€ то, что человек, природа, ¬селенна€ рассматриваютс€ как единое целое, в котором всЄ взаимосв€зано и взаимообусловлено, но вместе с тем и пронизано переменами (отсюда и название Ђ нигиї). Ётот процесс описан с помощью графики и иероглифики. —ама Ђ нигаї породила многочисленные исследовани€ еЄ смысла и содержани€ как на ¬остоке, так и на «ападе, однако однозначного толковани€ многие еЄ положени€ так и не получили. Ёто, однако, не снижает интереса к ней. ћы здесь остановимс€ на самых общих иде€х Ђ нигиї, не претенду€ на их систематическое изложение.

√рафическа€ часть Ђѕеременї состоит из восьми триграмм и шестидес€ти четырЄх гексаграмм. ќни выстраиваютс€ по алгоритму течени€ циклов природно-человеческой жизни. —ам механизм перемен раскрываетс€ через взаимосв€зь двух базовых начал, а именно яЌ (обозначаетс€ сплошной чертой Ђї) и »Ќ№ (обозначаетс€ прерывистой чертой Ђї).

ѕервое - яЌ считаетс€ мужским, подвижным, де€тельным началом; второе - »Ќ№ - женским, инертным, пассивным началом. ѕри их вертикальном расположении между ними помещаетс€ третий - промежуточный элемент - ÷«џ, символ примирени€ и гармонии противоположностей - их дит€. “ак составл€етс€ триграмма:

Х яЌ (отец) верхний уровень

Х ÷«џ (дит€) средний уровень

Х »Ќ№ (мать) нижний уровень

“риграмма выступает в качестве универсальной модели всех форм быти€, а именно:

Х родовой семьи (муж Ц ребЄнок Ц жена)

Х общества (ваны - цари - военные и хоз€йственные организаторы - общинники)

Х природы (Ќебо - ѕоднебесна€ - «емл€)

Х форм родового сознани€ (верхние Ўан -центральные ƒжун - нижние —€) и т.д.

¬сего триграмм восемь. »з них четыре считаютс€ мужскими, другие четыре - женскими. Ќа рисунке 1, ставшем классическим, они располагаютс€ по кругу сообразно част€м света (они указаны в обратном пор€дке).

≈сли расшифровать рисунок, то окажетс€, что перед нами ничто иное, как "генетический механизм" единой системы "¬селенна€ - природа - человек", из которого следует, что всЄ здесь находитс€ в органической св€зи, и при этом осуществл€етс€ универсальный закон, который китайцы называли ƒјќ. ≈му подчин€ютс€ все телесные и духовные системы природы и человека. «акон трактуетс€ как космический эрос, следствием чего €вл€етс€ зарождение в космическом лоне тьмы вещей и человека. Ёто видно на приведЄнном рисунке; как эмбрион во чреве матери он свЄрнут в живой комок: ÷€нь - голова,  унь - живот, „жень - ступни, —юнь - бедра,  ань - уши, Ћи - глаза, √энь - руки, ƒуй - рот.

ѕо этому же принципу описываетс€ возникновение растительного мира, животных и физических стихий. Ќапример, ÷€нь - конь,  унь - корова, „жэнь - дракон, —юнь - курица,  ань - свинь€, Ћи - фазан, √энь - собака, ƒуй - овца.

—ами же стихии располагаютс€ по кругу в таком пор€дке: ÷€нь - небо,  унь - земл€, „жэнь - гром, —юнь - ветер,  ань -вода, Ћи - огонь, √энь - гора, ƒуй Ц водоЄм, ¬ системе триграмм закрепл€ютс€ и кровнородственные отношени€ родовой семьи:  унь -мать, ÷€нь - отец, ƒуй - младша€ дочь, Ћи - средн€€ дочь, √энь - младший сын,  ань - средний сын, „жэнь - старший сын.

≈сли вгл€детьс€ в расположение восьми триграмм, то можно увидеть, что по кругу заметно чередование яЌ и »Ќ№, а в двух точках окружности (ƒуй - Ћи,  ань - √энь) как бы их отталкивание. Ёто наводит на мысль о вращении и качании процесса внутри себ€, о сути самого ƒјќ: "“о »Ќ№, то яЌ - это и называетс€ ƒјќ", - говоритс€ в " ниге ѕеремен". »тог же такого чередовани€ - ÷«џ вид€тс€ как некие генетические центры, как продукты ƒјќ, движущиес€ в ритме естественных циклов —олнца и Ћуны.

ѕомимо восьми триграмм " нига" содержит шестьдес€т четыре гексаграммы, то есть символа, состо€щего из шести элементов -чЄрточек, которые чередуютс€ в том или ином пор€дке (правило чтени€ гексаграммы - снизу вверх).  ажда€ гексаграмма имеет своЄ название и пор€дковый номер, например, є1 - “ворчество, √лавное свершение; благопри€тна€ стойкость. є20 - —озерцание. є35 - ¬осход. є45 - ¬оссоединение. —вершение. є55 - »зобилие. —вершение. є64 - ≈щЄ не конец. —вершение. » т.д.  роме того, при гексаграммах имеютс€ афоризмы. Ќапример: є20 - ”мыв руки, не приноси жертв. є40 - ≈сли есть куда выступить, то уж заранее будет счастье. є49 - ≈сли до последнего дн€ будешь полон правды, то будет изначальное свершение, благопри€тна€ стойкость, раска€ние исчезнет. є62 Ц Ќе следует подниматьс€, следует спускатьс€. » т.д. јфоризмы есть и при отдельных чертах. ѕодробнее об этом можно прочитать в книге ё. . ўуцкого " итайска€ классическа€ " нига ѕеремен" (см. список литературы).

ѕоскольку гексаграммы наделены конкретным смыслом и в " ниге ѕеремен" раскрыт алгоритм их образовани€, то они используютс€ дл€ гадани€, т.е. предсказани€ событий.

ѕо общему мнению ицзинистов - специалистов, изучающих " нигу ѕеремен", основна€ концепци€  ниги - концепци€ изменчивости и неизменности в их непосредственной св€зи. ќдин из величайших поэтов  ита€ —у Ўи (1036-1101 г.г.) высказал это в таких строках: "...ќ, гость мой, разве вы не знаете эти воды и луну? ¬от как они стрем€тс€, но совсем не исчезают; вот как мен€етс€ луна, то полна€, то на ущербе, но и она, в конце концов, не может ни погибнуть, ни меру перейти.  огда изменчивость мы замечаем, то даже целый мир не может длитьс€ и мгновенье: когда мы замечаем неизменность, то нет конца ни нам, ни миру. „ему ещЄ завидовать тогда?"

—ущественной чертой древнекитайской философии €вл€етс€ еЄ традиционное обращение к образу совершенно мудрого человека /мудреца/. —ама иде€ мудреца возникла как следствие разрушени€ кровнородственных св€зей и упадка родового мировоззрени€. Ёта ситуаци€ получила космическое истолкование: древние китайцы считали, что св€зи верха и низа разрушаютс€, центры ÷«џ перестают быть прежними, в итоге в ѕоднебесной возникает хаос.

“еперь идеалами оказываютс€ ценности прошлой жизни, где всЄ было устойчивым и €сным. ÷елью человека становитс€ установление равновеси€ между земным и небесным, то есть человеческой природой и судьбой. ћудрец и есть тот человек, кто знает тайны судьбы, знает закон ƒјќ и стремитс€ восстановить утраченный пор€док, обраща€сь к Ќебу, расшифровыва€ его символы.

¬ древнекитайской философии просматриваютс€ два типа мудрецов: конфуцианский и даосский. «а ними сто€т две концепции человека: политический человек у  онфуци€ и естественный человек у даосов /сторонников и последователей учени€ Ћао-цзы и „жуан-цзы/. ќбе концепции с разных сторон шли к одному, а именно - к "золотой середине", то есть гармонии в ѕоднебесной.

¬ трактате ƒао дэ цзин (VI - V в.в. до н.э.), излагающем идеи даосов, говоритс€, что принцип ƒао требует познать древнее начало, при этом сами люди должны быть простыми и скромными, умер€ть личные желани€ и освобождатьс€ от страстей. ƒревние, которые выдаютс€ за образец, ограничивались тем, что они существуют, и не создавали ничего нового. ќни содействовали жизни тем, что стремились сделать долговечное движение спокойным. ¬ основе такого взгл€да лежит представление о том, что в движении главное покой, устойчивость. ѕоэтому совершенно-мудрый весь день проводит в ходьбе возле телеги с т€желым грузом.

ѕодобно древним индусам даосы рассматривали мир как посев: глубоко в недрах небыти€ возникало ƒуховное —ем€, чтобы затем прорасти в люд€х, дать урожай и после этого вернуть Ќебу и мирозданию умножившуюс€ духовность. —ами же даосы стремились увековечить себ€ как духовно так и во плоти. »х искани€ способствовали не только духовному совершенствованию, но и развитию алхимии, а также медицины, сексологии, геронтологии, боевых искусств - всего того, что так привлекает внимание в наши дни.

„то касаетс€ духовного быти€, то оно св€зывалось с познанием ƒјќ. ќщутить его очень трудно; ведь Ђразноцветье мира ослепл€ет глаз, а разноголосица оглушает ухої, - и то, и другое мешает человеку увидеть "внутренним видением" главное. ѕоэтому, говоритс€ в " ниге ѕути и Ѕлагодати", лишь тот, кто способен созерцать невидимое, слышать неслышимое, ощущать бестелесное, близок к познанию ƒјќ. “олько погрузившись в безмолвие в ходе медитаци€ человек приобщаетс€ к истине. ќб этом можно прочитать в стихотворени€х "¬озвращение к корню" и "¬оплощение пути", помещЄнных в ѕриложении к данной лекции.

—торонники  онфуци€ и его последователи ( онфуций или  ун - цзы, древнекитайский философ, живший в VI - V в.в. до н.э.), были озабочены тем, как обуздать распри в обществе и привести общественную и частную жизнь людей в состо€ние гармонии. ѕодчЄркива€ основополагающее значение древности дл€ гармоничной жизни общества /господства справедливости, отсутстви€ междоусобных войн, бунтов, притеснени€ большинством меньшинства, разбо€ и т.д./. конфуцианцы видели в качестве главного средства достижени€ всего этого ритуал и исправление имЄн.

–итуал даЄтс€ от Ќеба, но в своЄм движении он следует земле. ќн Ц основа устойчивости царства, клана, человека; сам ритуал есть плод долга, а долг - часть душевного совершенства. "Ѕлагодар€ ритуалу Ќебо и «емл€ приход€т в согласие, солнце и луна €рко свет€т, четыре времени года следуют одно за другим, звЄзды и созвезди€ движутс€ (по небесному своду), реки и речки плавно несут свои воды и все вещи процветают; благодар€ ритуалу любовь и ненависть получают правильное направление; радость и гнев - праавильное выражение; благодар€ ритуалу низы послушны, а верхи мудры и изменени€ всех вещей приход€т в пор€док. ќтход же от ритуала приводит к гибели", - говоритс€ в трактате —юнь цзи (IV - Ў в.в. до н.э.).

„то может повредить ритуалу? ¬идимо, помимо прочих причин, стремление людей отойти от привычных пон€тий и попытатьс€ внести в жизнь нечто новое. » это может, считал  онфуций, произойти путЄм исправлени€ имЄн: люди самовольно создают имена, и это вызывает в народе сомнени€, путаницу, приводит к многочисленным спорам и т€жбам. »м€ же признаЄтс€ подход€щим по обоюдному соглашению людей, но таковое у древних китайцев определ€етс€ канонами и традици€ми предков. “о, что называют путаницей в именах, говор€ современным €зыком, есть вскрытие в них противоречий, обнаружение элементов диалектики мышлени€. Ќапример, такое суждение, как "быть оскорблЄнным не значит быть опозоренным", или "убить разбойника не значит убить человека" в трактате —юнь цзи рассматриваютс€ как образцы произвольного употреблени€ слов, внос€щие путаницу в умы людей. «десь просматриваетс€ консервативна€ тенденци€ конфуциананства.

—ущественно и положение о том, что гармони€ ѕоднебесной зависит от соблюдени€ жесткой иерархии внутри общества и семьи: государь должен быть государем, сановник - сановником, отец - отцом, сын - сыном. »х отношени€ регулируютс€ ритуалом, и таким образом поддерживаетс€ пор€док. «десь ритуал предстаЄт кfк способ ограничени€, сдерживани€ антиобщественных порывов, выступает по сути в качестве меры поступка. Ётическим выражением такой меры у  онфуци€ €вл€етс€ справедливость. ќнf совпадает с местом человека среди людей (государь, сын и т.д.), которое даЄтс€ ему изначально. ¬ этом состоит сущность человека, а также обсто€тельства его жизни. —праведливость приобретает значение пути человека, его судьбы, котора€ разворачиваетс€ в процессе жизни. —праведливость-судьба становитс€ синонимом не только человеческого, но и космического быти€, они здесь слиты воедино. Ёто обосновываетс€ категорией ЂƒЁї. ≈сли ƒјќ - космический закон, то ƒЁ Ц его земное воплощение. (ƒЁ народа, ƒЁ человека, ƒЁ лошади и т.д.). ќно даЄтс€ от рождени€ и может быть утрачено, - всЄ зависит от самого человека. ¬едь ƒЁ совмещаетс€ с ритуалом, оно сливаетс€ с пон€тием умеренности, то есть определЄнной меры. „еловеку предписываетс€ избегать крайностей, "идти посередине" быть скромным, уступчивым, соблюдать традицию и пор€док. Ёто же относитс€ и к правителю, следовательно ƒЁ выступает в качестве принципа управлени€ государством.

ƒревневосточна€ философи€ представл€ет собой большую культурную ценность дл€ всего человечества. ≈Є идеи были интегрированы в духовную среду «апада. »звестные литераторы ≈вропы и. –оссии неоднократно обращались к ней исключительно в положительном смысле. ќдна из ветвей ведической философии - ¬еданта оказала вли€ние на французского писател€ –омена –оллана, английского писател€ ќлдоса ’аксли, немецкого писател€ √ермана √ессе; обращение к иде€м буддизма мы встречаем у Ћ. “олстого, ¬л. —оловьева, Ќ. Ѕерд€ева, ѕ. ‘лоренского и др. »звестны и такие де€тели культуры как Ќиколай и  онстантин –ерихи, а также ≈лена –ерих, вдохновл€вшиес€ этими иде€ми и много сделавшие дл€ их распространени€. “аким образом, можно утверждать, что философска€ культура ƒревнего ¬остока не замкнулась в себе и проложила дорогу на «апад и в –оссию.

Ѕыло бы однако упрощением не видеть и другой стороны этого вли€ни€. –усский религиозный писатель ƒ.—. ћережковский, рассматрива€ причины духовного упадка в ≈вропе и –оссии в начале ’’ ст., утверждал, что высока€ духовность здесь вытесн€етс€ духом мещанства (и даже хамства), наукообразное пон€тие - позитивизм; это нека€ философи€, ориентированна€ исключительно на земные ценности, на конкретный ощутимый результат. ќна-то, по его мнению, и пришла к нам с ƒревнего ¬остока; учение Ћао цзы и  онфуци€ - это и есть совершенный позитивизм, религи€ без Ѕога, "религи€ земна€, безнебесна€". Ќикаких тайн, никаких углублений к Ђмирам инымї; всЄ просто, всЄ плоско. Ќесокрушимый здравый смысл, несокрушима€ положительность! Ќебо здесь не начало и конец, а безначальное и бесконечное продолжение земли. «емл€ и небо не "будут едино", как утверждает ’ристианство, а суть едино. ћережковский видел в изгнании Ѕога не обретение человеком духовной свободы, а обретение им своего же рабства и предрекал приход в мир гр€дущего ћещанина /’ама/. ≈го может одолеть лишь √р€дущий ’ристос. «десь, как видно, древнекитайска€ мудрость ожила в форме негативного начала.

≈сть, однако, у ƒревневосточной философии и друга€ сторона.  ак и кажда€ далЄка€ от нас философи€ прошлого, она несЄт неразгаданные идеи, значение которых раскрываетс€ порой неожиданно в св€зи с гораздо более поздними находками человеческой мысли, открыти€ми в науке, поисками смысла быти€. ћы можем указать на поразительное сходство р€да важнейших идей ƒревневосточной философии и новейшей науки, каковой €вл€етс€ синергетика.

Ёто относитс€ к пон€тию хаос, которое у древних индийцев несло потенциальное конструктивное содержание - из него возник космос, т.е. упор€доченное бытие. ’аос и космос, как мы уже отмечали, две субстанции быти€, пребывающие вечно в единстве. —инергетика точно (математически и экспериментально) доказывает эту мысль, утвержда€, что пор€док рождаетс€ из хаоса. Ёто происходит в так называемых нелинейных системах, описываемых нелинейными математическими уравнени€ми. —огласно синергетике такие системы обладают способностью к внутренней самоорганизации. Ќекий внутренний импульс, а не внешнее воздействие - команда, выводит систему на адекватную данной среде структуру, и система занимает устойчивое положение. Ёто очень напоминает известный нам закон ƒјќ, регулирующий, как думали китайцы много лет назад, все про€влени€ быти€. —обыти€, происход€щие в нелинейных средах, вызывают в пам€ти древний символ "»Ќ№-яЌ", который считалс€ гарантом динамического равновеси€ системы мира. ѕодробнее об этом можно прочитать в источниках, указанных в списке литературы.

Ќатурфилософска€ школа

¬ IV - III вв. до н. э. развитие получает космогоническа€ концепци€, св€занна€ с силами €н и инь и п€тью первоначалами, стихи€ми - усин. ќни выступали в "» цзин" и других произведени€х древнекитайской философии как источник движени€ в мире; в силу их взаимодействи€ рождались первоначала: вода (шуй), огонь (хо), дерево (му), земл€ (ту), металл (цзинь), которые в свою очередь €вл€лись основой всех вещей и €влений природы. ќтношени€ между первоначалами характеризовались двум€ особенност€ми: взаимопорождением и взаимопреодолением.

¬заимопорождение имело такую последовательность первоначал: дерево, огонь, земл€, металл, вода; дерево порождает огонь, огонь порождает землю, земл€ порождает металл, металл порождает воду, вода оп€ть порождает дерево и т. д. ѕоследовательность начал с точки зрени€ взаимопреодолени€ была другой: вода, огонь, металл, дерево, земл€; вода преодолевает огонь, огонь - металл и т. д. "”правл€ющие" ими силы €н и инь не всегда €вл€лись духовными началами, напротив, очень часто они выступали как материальные начала под названием €н-ци и инь-ци.

—мен€емости элементов соответствует смена династий в обществе Ч кажда€ династи€ правит под знаком определенного элемента. —пекул€тивный механицизм про€вл€етс€ и в онтологических аспектах манипул€ций с п€тью элементами. ѕространственные, временные и другие характеристики соедин€ютс€ в группы по п€ть, которые соответствуют определенным элементам. “аким образом, весь мир пребывает в гармонии. ≈сли же происходит нарушение в какой-то из этих групп, весь механизм мира оказываетс€ в состо€нии дисгармонии.

 онцепци€ п€ти элементов находит отклик в дальнейшем развитии китайской философии, 6 частности благодар€ ƒун „жуншу.

¬ школе натурфилософов у ÷зоу ян€ (IV в. до н. э.) учение о первоосновах быти€ посредством сочетани€ пон€тий €н, инь и усин было сведено в единую систему и приобрело характер своеобразной космогонической системы. —огласно ÷зоу яню, первоначально мир существует как единое (ци). «атем благодар€ "сущению" ци происходит процесс, при котором светлые и легкие ци (€н-ци)поднимаютс€ вверх и образуют небо а мутные и т€желые ци (инь-ци) опускаютс€ и образуют землю.

¬заимодействие сил €н и инь лежит в основе взаимопорождени€ и взаимопреодолени€ п€ти первоначал, составл€ющих материальную субстанцию земли. ¬ древнекитайской философии "единство противоположных и взаимосв€занных начал инь и €н и строга€ закономерность их взаимочередовани€ и смены составл€ют универсальный закон быти€". ѕроисходит изменение и в содержании самих пон€тий €н - инь.

≈сли ранее были широко распространены взгл€ды о силах €н - инь как символах взаимодействи€ мужского и женского начал в природе, то теперь они все более станов€тс€ выражением крайних противоположностей: света и тьмы, дн€ и ночи, солнца и луны, неба и земли, жары и холода, положительного и отрицательного и т. д.

¬ представлении ÷зоу ян€, взаимостолкновение и взаимопреодоление, возрастание и убывание сил €н и инь и св€занное с этим движение (смена одного цикла взаимопорождени€ и взаимопреодолени€ другим и т. д.) первоначал €вл€лись причиной возникновени€ вещей, закономерностью, определ€ющей "изменени€ и перемены" в мире. –асцвет и гибель €н - инь и п€ти первоначал проходили в смене времен года.

¬ противовес господствовавшим представлени€м о том, что  итаем ограничиваютс€ размеры ѕоднебесной, ÷зоу янь выдвигал утверждение, что  итай представл€ет только одну из дев€ти частей света, населенных различными людьми и животными и омываемых мор€ми; ему, по-видимому, принадлежит географическое описание  ита€, его естественных богатств. “аким образом, ÷зоу янь был видным ученым ƒревнего  ита€. — помощью дуализма двух пол€рных сил и взаимодействи€ первоэлементов древнекитайские философы пытались объ€снить причину движени€ и процесс изменений и превращений в природе.

”чение о космических силах €н и инь и п€ти первоначалах в наивной форме выражало стихийно-материалистическое представление древних китайцев об окружавшем их внешнем мире.  онцепци€ €н и инь выражала, в частности, убеждение в существовании всеобщей взаимосв€зи вещей и €влений в мире. —оздатели этого учени€ пытались дать объ€снение €влени€м природы, исход€ из нее самой.

ѕо€вление подобного учени€ было результатом непосредственной трудовой практики китайцев. —ледует сказать, что представлени€ о силах €н и инь широко использовались в классовых цел€х, в частности рабовладельческа€ знать чжоуского общества считала себ€ пр€мым олицетворением в жизни ѕоднебесной творческого, светлого начала €н, символизирующего небо. Ќаивноматериалистические представлени€ наход€т свое про€вление в знаменитых комментари€х к "» цзин" - "—ицы чжуань", возникших в IV - III вв. до н. э.

¬ "—ицы чжуань", ставшей каноническим толкованием философского смысла гексаграмм и диалектики взаимопревращений, место дао в становлении вещей занимает первоначально тайцзи (буквальный перевод: "великий предел"). Ёто пон€тие впервые по€вилось еще в "» цзин", но там оно не играло сколько-нибудь значительной роли. ¬ "—ицы чжуань" оно приобретает значение первоматерии, творческа€ роль которой заключалась в порождении двух противоречивых, взаимосталкивающихс€ и взаимопроникающих субстанциальных сил - €н и инь.

¬ созерцании общей картины сложного процесса движени€ природы и ее закономерностей авторы "—ицы чжуань" доискивались причин наблюдаемых ими €влений. —вои представлени€ о том, что мир подчинен закону причинности, создатели "—ицы чжуань" выражали таким образом, что объ€сн€ли становление вещей и закономерности €влений усложненными комбинаци€ми св€зей, в основе которых лежали усложненные в свою очередь качественные определени€ взаимосталкивающихс€ €н и инь.

ѕротиворечивые, взаимосталкивающиес€ €н и инь определ€лись уже в своих смешени€х как активно действующие частицы €н и активно воспринимающие частицы инь, как слабо действующие, €н и так же слабо воспринимающие инь. √рафическим зображением этих сил были гексаграммы, составленные из различных по положени€м сплошных и прерванных линий (всего 64).

ќбъ€снение последовательных комбинаций усложненных определений субстанциальных взаимосталкивающихс€ и взаимопроникающих €н и инь, восход€щее от одного единого и изначального, но в своей сущности €вл€ющегос€ двойственным, объ€снение, восход€щее далее от двух к четырем, а затем к комбинации восьми черт, вплоть до вершины зтих комбинаций, представленной 64 гексаграммами, или сочетанием 384 черт, здесь, в "—ицы чжуань", было пронизано €сным философским содержанием.

Ёто философское содержание комментариев к "» цзин" было выражено специфическим образом. Ќа долю древних китайских философов нар€ду с употреблением обычных дл€ ученых любого другого народа графических способов выражени€ пространственных, объемных величин, сюжетов изобразительного искусства и т. п. исторически выпало применение совершенно специфических, а именно иероглифических, средств передачи самых сложных и абстрактных пон€тий, равно как и пон€тий простых и конкретных. Ќесмотр€ на это, они сумели еще в IV - III вв. до н. э. сформулировать р€д важных материалистических положений.

Ёти положени€ свод€тс€:

1.   объ€снению мира как вечного становлени€ вещей

2.   признанию движени€ неотъемлемым свойством объективно существующего реального мира вещей

3.   нахождению источника этого движени€ в пределах самого мира в виде посто€нного взаимостолкновени€ двух противоположных, но взаимосв€занных естественных сил





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-24; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 341 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

ƒаже страх см€гчаетс€ привычкой. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

1622 - | 1436 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.085 с.