Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


√лава 3 одиночество великого холост€ка: Ќицше и «аратустра




 

Ђ огда «аратустре исполнилось тридцать лет, покинул он свою родину и озеро своей родины и пошел в горы. «десь наслаждалс€ он своим духом и своим одиночеством и в течение дес€ти лет не утомл€лс€ счастьем своим.ї ‘ридрих Ќицше Ђ“ак говорил «аратустраї

 

¬еликим холост€ком есть человек, ставший одиноким ради великой цели. ќн выбирает служение этой цели и предпочитает его суетному общению с женщиной и женщинами. Ќепосредственное общение с женщинами он замен€ет постижением абсолютной женственности, недостижимой в телесности нашего мира.

¬ыше € соединил  анта и Ќицше в бытии великого холост€ка и в переживании кризиса этого быти€. Ќо одиночество Ќицше принципиально отличаетс€ от одиночества  антз.  ант упиваетс€ своим холостым бытием, он погружен в него, не испытыва€ необходимости в соборности и ћузе. Ѕожественна€ мудрость Ч вот та единственна€ женственность, которой он полнокровно обладает и котора€ замен€ет ему бытие с женщиной.  ант наполнен одиночеством-наслаждением, Ќицше мучительно т€готитс€ одиночеством.

Ќицше недостаточно обладани€ мудростью. “акое обладание перестает быть дл€ него ценностью. ќн жаждет присвоени€ быти€, лежащего за пределами знани€ и веры. Ёто бытие, наход€щеес€ дл€ прежних поколений европейских философов в Ѕожественном Ѕытии, Ќицше пытаетс€ найти в самом человеке. ќн пытаетс€ найти его в общности однодумцев и разочаровываетс€ в такой общности.

Ќицше отталкивает обыденность человека. » тогда он поворачивает всп€ть эволюцию человека. ќн смотрит вверх. “ак рождаетс€ —верхчеловек.

≈го рождение знаменует новую эпоху одиночества Ќицше Ч одиночество вдвоем с призраком —верхчеловека. ƒл€ того, чтобы спастись от ужаса этого одиночества, необходим посредник, третье мшр между Ќицше и ¬еликим Ќеизвестным. “аким лицом становитс€ «аратустра.

Ќицше передает «аратустре свое одиночество и свое презрение к женщине и человечеству. «аратустра становитс€ тенью одиночества Ќицше.

ќн становитс€ символом одиночества Ќицше и его мифом.

Ќо одиночество пророка «аратустры передаетс€ Ќицше и усиливает его одиночество. ѕосле этого метафизический образ женского все больше меркнет в его глазах. » вместе с этим тускнеют глаза Ќицше. ≈го ожидает бездна.

«аратустра есть образ, отнимающий у Ќицше способность любить.

Ћюбить что-либо, кроме одиночества...

«аратустра близок Ќицше, он выражает Ќицше, но он нс одно и то же с Ќицше. ¬ нем одиночество Ќицше очищаетс€ до максимальной красоты и трагичности. Ёто эс-тетизированное и озвученное одиночество Ќищие. «аратустра Ч это идеальный великий холост€к, лишенный драматизма обыденного, замутн€ющего чистоту одиночества Ќицше.

» вместе с тем одиночество «аратустры не есть одиночество —верхчеловека. »бо сам «аратустра отнюдь не —верхчеловек. «амкнутый в своем одиночестве, Ќицше отчуждаетс€ не только от человечества, но и от последующей эволюционной ступени человека, ибо така€ эволюционна€ ступень может быть только андрогинной, соедин€€ мужское и женское в новом единстве.

—верхчеловек дл€ Ќицше подобен Ѕогу-отцу. ¬ его образе сливаютс€ бесчисленные пантеоны €зыческих богов и образ ≈диного Ѕога. —верхчеловек раздуваетс€ до удивительной абстрактности быти€, принима€ в себ€ их власть и волю.

«аратустра дл€ Ќицше подобен ’ристу. ќн есть расп€тый непониманием людей ѕред-—верхчеловек, выходец из иного мира, лежащего вне и по ту сторону пространства и времени земной истории.

Ќо така€ подобность слишком слаба, чтобы побороть бесконечное одиночество, рожденное отсутствием Ѕога, наход€щегос€ над пределами эволюции Ђгомо сапиенсї, Ќеоборимое и властное это одиночество увлекает Ќицше в бездну.

» в этой бездне —верхчеловек обращаетс€ в дь€вола, а «аратустра Ч в јнтихриста-

Ќицше гораздо глубже  анта загл€нул в Ѕездну. ќн экзистенциально наполнил доказательство кантовской антиномии о бытии Ѕога.

»з двух дорог кантовской антиномии о бытии Ѕога он выбрал ведущую в бездну одиночества.

» прошел ее до конца.

Ќицше владеет стихией одиночества и наслаждаетс€ ею до тех пор, пока она не становитс€ бездной. Ёто происходит с потерей образа женственности. “ер€€ образ женственности, Ќицше выхолащивает творческое начало и становитс€ абсолютным холост€ком. Ѕытие абсолютного холост€ка приводит его к творческому безумию и эстетическому затишью. Ёто не позвол€ет Ќицше пон€ть, что единственным выходом из сверхчеловеческого одиночества есть Ѕогочеловек.

ѕротивовесом одиночеству Ќицше есть одиночество ¬ладимира —оловьева. ≈го жизнь также протекает вдали от женщин, но с идеей и образом ¬ечной ∆енственности. ¬ечна€ ∆енственность выступает дл€ ¬ладимира —оловьева ипостасью андрогинного Ѕожества: соединение с ней приводит к преодолению одиночества. “рагический аристократизм одинокого переходит в видение Ѕогочеловечества.

ќбраз «аратустры удивительно переплавл€етс€ в образ капитана Ћарсена Ч главного геро€ романа ƒжека Ћондона Ђћорской волкїї Ћарсен соедин€ет черты пророка ницшеанского —верхчеловека с реальными его чертами Ч артистической жестокостью, насмешкой над бессмертием и Ѕогом и безумной волей к подавлению и властвованию. Ќо он платит за такое соединение нечеловеческим одиночеством; его вол€ к власти замыкаетс€ в пределах его корабл€ и, наконец, только тела, ставших тюрьмой его духаЕ

 

√лава 4 —“ј–јя ƒ≈¬ј

 

Ђ—тара€ дева есть именно та женщина, котора€ не встретила мужчину, способного дать ей бытие.ї   ќтто ¬ейнингер

 

 

ќдиночество старой девы вызываетс€ к жизни теми же причинами, что и одиночество абсолютного холост€ка. ¬ бытии старых дев мы найдем те же типы, что и у мужчин-холост€ков. ќднако сознательно пришедших к этому бытию среди женщин всегда будет гораздо меньше. Ѕезусловно, неразделенна€ любовь и прив€занность-жалость к матери превращают девушек в старых дев, безусловно, стара€ дева может стать таковой в результате творческих достижений в области искусства и науки, но женщины, сознательно пришедшие к такой участи, будут скорей исключением, чем правилом, ƒобавим, что в нашем эссе, мы Ч как и при исследовании быти€ холост€ка Ч не рассматриваем типы старых дев, порожденные психофизиологическими и социальными причинами Ч доминантой мужских гормонов в крови, болезнью, недостатком мужского населени€ в регионе и т.д.  ак и в случае с холост€ком, нас будут интересовать экзистенциальные причины одиночества старой девы, пограничные ситауции существовани€, превращающие нормальную женщину из нормальной среды в отрицание женственности, замкнувшеес€ в коконе одиночества.

Ѕольшинство женщин, оценива€ старых дев убеждены, что они стали таковыми, просто засидевшись в девках. Ёто утверждение отражает ощущение принципиального положени€ женщины в мире людей Ч над ней больше, чем над мужчиной, довлеет судьба и предопределение. ∆енщины не выбирают, выбирают их. “очнее женщины выбирают выбравших. ¬озможности такого ви его свобода значительно ограничены. „асто женщина не выбирает, а перебирает мужчин, дарованных ей судьбой, не в силах выбрать лучшее из худшего. ќна перебирает их как струны чуждого инструмента, и под звуки странной мелодии с тоской смотрит за пределы магического круга, определенного ей судьбой. ќт этой мелодии нужно воврем€ отказатьс€. »наче она усыпл€ет способность выбора меньшего зла, меланхоли€ разливаетс€ вокруг, женщина засыпаетЕ и просыпаетс€ старой девой.

 онечно, в этом сне выбирающей женщины возможно зачатие и рождение ребенка. “огда все решаетс€ автоматически Ч брак, семейна€ л€мка, угасание романтических иллюзий... «десь за женщину выбирает природа. ќна освобождает ее от бремени выбора через беременность и роды.

— другой стороны, женщина может быть награждена выходом за пределы магического круга благодар€ по€влению ожидаемого ≈динственного мужчины. “огда она просыпаетс€ї пусть на врем€, к новому бытию романтического. ¬ ее душе вновь оживают девичьи мечты, они замен€ют сонные иллюзии и превращаютс€ в реальность.

 ажда€ женщина ждет этого момента, но у очень немногих жажда любви становитс€ сильнее ужаса перед одиночеством старой девы. ѕосле определенного возраста практически все женщины жертвуют одиночеством выбора перед лицом одиночества-быти€.

¬ол€ к одиночеству у женщины всегда ослаблена. ∆енщина подчинена роду, который предписывает ей выбирать в определенном возрасте и в определенном же возрасте лишитьс€ этого выбора.

¬озможность выбора дл€ женщины глубинно раздражает род. ∆енска€ свобода выбора мужчины, котора€ кажетс€ нам столь естественной, есть результат всего лишь полутора последних столетий. ѕрежние эпохи знали брак по предписанию, когда выбирал только мужчина и родители. —вободный выбор женщины поэтому был всегда трагичен Ч вспомним историю –омео и ƒжульетты.

¬ более древние эпохи Ч эпохи зарождени€ имущественного неравенства и торжества группового брака Ч женщина была абсолютно лишена выбора Ч как коллективна€ собственность мужчин рода. ќна выступала де-торождающей силой, увеличивающей численность-могущество рода, а потому была бессильна в своем выборе. ∆енщина могла выбрать мужчину, соблазн€€ его, но этот выбор был выбором на одну ночь и раствор€лс€ в общеродовой оргиастической стихии. “акой выбор-соблазнение переходит во времена привычной нам моногамной семьи и называетс€ изменой, кара€сь сначала законами, а затем моралью рода.

ясно, что во все эти эпохи бытие старой девы ограничиваетс€ лишь физическим уродством или однозначными психическими отклонени€ми, делающими ее ритуальной девственницей. ¬последствии католическа€ и православна€ культура христианства создают женский монастырь, где одиночество старой девы может реализоватьс€ более полно. Ќо это одиночество есть результат полного запрещени€ выбора в мире мужчин-

»так, жизнь старой девы до середины XIX века весьма сильно регламентируетс€ родом.

¬се это коренитс€ в коллективном бессознательном современного нам общества и поднимаетс€ в каждом из нас, когда мы встречаем старую деву. Ќынешнее общество дало женщине право на одиночество, но при этом сделало ее изгоем, окружа€ водоворотами психологических дискомфортов Ч прежде всего в виде насмешки и саркастической жестокой иронииї

‘еномен холост€ка значительно более древен, чем феномен старой девы Ч в силу изначально большей свободы мужчины в распор€жении своим одиночеством...

Ќа первый взгл€д кажетс€, что в современную эпоху с ее легкостью разводов женщина и в браке сохран€ет возможность выбора. ѕоэтому ей незачем оставатьс€ старой девой, чтобы сохранить право выбора. ќднако это далеко не так. «амужн€€ женщина опутываетс€ привычками и бо€знью потер€ть то малое, что она получила от жизни. ≈сли к этому добавл€етс€ по€вление детей, ситуаци€ с выбором становитс€ почти безнадежной в земной жизни женщины.

ќдиночество старой девы Ч всегда протест против такого положени€ дел. —тара€ дева есть отрицание женственности и протест против заключени€ женственности в клетке семейной жизни с нелюбимым человеком. Ќо такой протест обречен, ибо это протест против мужского вообще. ¬ этом Ч корень трагедии старой девы. ќна стремитс€ освободить женщину от мужчины, а не мир мужчин и женщин. ≈й нет дела до идеального мира мужчин и женщин. » за это земные и несовершенные женщины и мужчины отвечают ей презрением и насмешкой. —тара€ дева пытаетс€ ответить тем же, но ее насмешки смешны окружающим, они не достигают цели.

ќстаетс€ презрение.

» дл€ усилени€ его стара€ дева концентрирует его в злость.

¬есь мир представл€етс€ старой деве потоком эротических обид, направленных против нее. » она отвечает на них иногда неуклюже и потешно, а иногда расчетливо и жестоко. ѕространство и врем€ ее экзистенции замыкаютс€ внутри Ёротической ќбиды, котора€ окружает ее, словно мыльный пузырь, не желающий лопнуть. «а дрожащими стенками этого пузыр€ искажены черты старой девы, искажена вс€ ее жизнь.

—екс отчуждает старую деву от всех остальных женщин. ќн отдел€ет ее и от свободной женщины. ¬ наибольшей степени стара€ дева ненавидит именно свободную женщину, покор€ющую мужчин в рамках одного с нею незамужнего статуса. —ексуальна€ наполненность одиночества свободной женщины пронзает ее. » если эротическа€ обида Ч оболочка старой девы, то сексуальна€ обида Ч ее рана. Ёротическа€ обида может быть- надумана, сексуальна€ обида всегда вещественна и зрима. ¬се вещество сексуальных отношений мира давит на старую деву и переживаетс€ ею как лична€, мирова€ т€жесть. » злость старой девы кажетс€ абсолютнойЕ

¬озможно ли избавление от этой злости? ƒа.

Ќад старой девой всегда витает образ мужчины. Ёто или утер€нный возлюбленный, 4<ли идеал, который так и не воплотилс€ в реальность. Ётот образ Ч сама€ глубока€ травма и корень бессознательного старой девы. Ѕолее того, это корень всей ее жизни. ќн творит и определ€ет ее.

¬ пограничной ситуации этот образ врываетс€ в сознание, и в такой момент происходит выбор: дальнейшее и окончательное озлобление на мир мужчин и женщин или ощущение себ€ частицей этого мира, которой тоже дарована надежда на спасение от пребывани€ без ≈динственного мужчины, Ч пусть даже за чертой земной жизни. Ёто прекрасно выразил ќтто ¬ейнингер:

Ђ—тара€ женщина тем злее, чем больше она стара€ дева. ≈сли мужчина и созданна€ им женщина снова встречаютс€ во зле, то оба должны погибнуть; если же они встречаютс€ в добре, Ч тогда совершаетс€ чудої 3.

ѕоиск ≈динственного мужчины, который даст полноту быти€, дл€ старой девы есть прежде всего поиск надежды в себеї

ћы можем сме€тьс€ и шутить над старой девой. ћы можем жалеть ее. Ќо она Ч признак эротического недуга всего человечества. Ёмансипаци€ старой девы от ее одиночества означает эротическое освобождение человечества Ч исчезновение мира без любви.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-24; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 582 | Ќарушение авторских прав


Ћучшие изречени€:

—ложнее всего начать действовать, все остальное зависит только от упорства. © јмели€ Ёрхарт
==> читать все изречени€...

1194 - | 1147 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.016 с.