Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ћесто жестикул€ции и мимики в речевом поведении учител€




∆ест и мимика естественны, необходимы в устном общении людей, они во многом создают то своеобразие звучащей речи, которое отличает ее от речи письменной. ¬едущую роль невербальные средства общени€ приобретают при контакте учител€ с классом. ¬едь детска€ аудитори€ очень тонко чувствует соответствие или несоответствие содержани€ речи и сопровождающих ее телодвижений.

ѕоэтому цель речевого поведени€ учител€ можно определить следующим образом: демонстрировать доброжелательность, спокойствие и дружелюбие не только на словесном уровне (т.е. содержанием речи), но и на уровне выражени€ лица, манеры жестикул€ции.

”словимс€ называть жестами такие несущие информацию движени€, которые человек в процессе речи делает руками и головой.

„ем свободней чувствует себ€ говор€щий, чем эмоциональнее его речь, тем более часты и отчетливы его жесты. ∆ест чаще всего по€вл€етс€ в такие моменты речи, когда говор€щий эмоционально выдел€ет слово или оборот.

∆ест либо сопровождает слово, дополн€€ или подчеркива€ его смысл, либо замещает какой-то элемент высказывани€. ќн служит выразителем недоумени€, утверждени€, вопроса, намека, огорчени€, радости, насмешки и других человеческих чувств.

Ќо не всегда жест соединен со словом, выступает в тесном взаимодействии с ним. ƒаже в тех случа€х, когда жест замен€ет целое выражение (слово), он ориентирован на определенный смысл, на сообщение чего-то такого, что актуально дл€ собеседника.

Ётим речевые жесты отличаютс€ от жестов действи€: прот€нул руку к лежащему на столе €блоку; вскинул локоть, защища€сь от удара, - в этих и подобных им жестах не содержитс€ никакого сообщени€, то есть они не выражают ни смысла, ни эмоций, которые могли бы быть переданы словесно.

ƒл€ наиболее распространенных, типичных речевых жестов в €зыке существуют устойчивые обозначени€:

–ј«¬≈Ћ –” јћ» в знак удивлени€;

ѕќ∆јЋ ѕЋ≈„јћ» ("не знаю")

ѕќ ј„јЋ √ќЋќ¬ќ… (знак отрицани€)

¬џ“ј–јў»Ћ √Ћј«ј (от изумлени€) и т. д.

∆ест, уместный в одной ситуации общени€, не используетс€ в других: по своей непринужденности жест контрастирует с атмосферой большей или меньшей официальности, котора€ характеризует ситуацию "учитель - класс".

∆ест "чесани€ в затылке" как символ недоумени€, поиска решени€, загадки и т.п., допустимый в общении друзей, воспринимаетс€ как признак невоспитанности или чудачества в поведении преподавател€.

¬се жесты в речевом общении играют разную роль. ќдни служат дл€ изображени€ предмета, с помощью других говор€щие указывают на предмет, без третьих не обойтись при выражении чувств, четвертые представл€ют собой устойчивые обозначени€ ритуальных или вообще этикетных действий.

»«ќЅ–ј«»“≈Ћ№Ќџ≈ ∆≈—“џ передают представление о форме, размерах, местоположении предмета:

- ћалюсенький такой пузырек, - жест указательным и большим пальцами на уровне лица: рассто€ние между ними обозначает высоту пузырька.

¬от такой арбузище купил вчера, килограммов на 10! Ц при этом говор€щий как бы обнимает руками нечто круглое и большое.

“ам течение! ¬от так все крутитс€! Ц круговое движение кистью, согнутой в локте руки (обычно в горизонтальной плоскости.

»зобразительные жесты не только служат дл€ сообщени€ о форме предмета, его движени€ и т.д., но и могут передавать отношени€ между людьми, взаимные чувства, интеллектуальные действи€:

ќни вот так друг с другом (во вражде), - произнос€ эту фразу, говор€щий удар€ет друг об друга плотно сжатые кулаки.

»сследователи современной русской разговорной речи выдел€ют следующие типы жестов, сочетающихс€ с абстрактными значени€ми:

жест предельности или категоричности: сабельна€ отмашка кистью руки в сочетании со словами Ќ» “ќ, Ќ» ќ√ƒј, Ќ»„“ќ, Ќ≈ и др.:

Ќ≈Ѕ”ƒ” я Ё“ќ√ќ ƒ≈Ћј“№! Ц жест приходитс€ как раз на "отрицательную" часть высказывани€, она выдел€етс€ логическим ударением;

∆ест объединени€: плавное горизонтальное движение рукой от себ€:

¬—≈ћ-¬—≈ћ „»“ј“≈Ћяћ –ј«ƒј… Ё“ќ“ Ћ»—“ќ ;

∆ест отчуждени€, непри€ти€ чего-либо: рука резко движетс€ от груди в сторону:

Ќ≈ Ќ”∆Ќќ ћЌ≈ Ћ≈ ј–—“¬ј!

∆ест неопределенности: возвратно-вращательное движение кистью руки с разведенными пальцами:

“ј ,  ќ≈-“ќ Ќј÷ј–јѕјЋЕ

Ёто Ц более или менее общеприн€тые изобразительные жесты. Ќо в процессе речи могут возникать такие движени€ рук, которые обусловлены только данным высказыванием, св€заны с конкретной ситуацией. “акие жесты либо уточн€ют сказанное, либо подкрепл€ют созданный словесными средствами образ.

” ј«ј“≈Ћ№Ќџ≈ ∆≈—“џ Ц указывают на предмет и тем самым часто замен€ют собой им€ предмета, описание его свойств, положени€ в пространстве и т.п.

”казательные жесты широко используютс€ в устной речи. ќбычно они сопровождаютс€ местоимени€ми и указательными словами ¬ќ“, Ё“ќ“, “ќ“, “”ƒј и др.

”казательные жесты делают и головой. Ќапример, однократное движение головой снизу вверх (вариант: снизу вверх в сторону) и возврат в обычное положение означает указание на то, что находитс€ р€дом с говор€щими, у них на виду: - ¬от это стол придетс€ убрать.

Ёћќ÷»ќЌјЋ№Ќџ≈ ∆≈—“џ очень разнообразны. ѕри удивлении развод€т руками; в случае предвкушени€ чего-либо при€тного Ц потирают ладон€ми друг о дружку. »зумление или сомнение выражают подн€тием плеч. ѕри обращении к собеседнику с настойчивым вопросом часто подчеркивают настойчивость вопроса жестом: ладонь полусогнутой в локте руки обращена вверх и к собеседнику (на уровне груди).

ќсобую и очень важную роль в системе средств общени€ играют жесты, выражающие согласие и несогласие, и жесты, прин€тые в качестве символов при приветствии, прощании, обращении и других коммуникативных актах, обусловленных этикетом.

∆ест чаще всего накладываетс€ на слово, подчеркива€, усилива€ смысл, передаваемый им, или же замещает слово, выступает вместо него и в его функции. Ќо и в том, и в другом случае жест Ц дополнительное, а не основное средство общени€.

ѕон€ть человека, который говорит не жестикулиру€, можно, хот€ при этом надо будет преодолевать некоторое ощущение неестественности, которое возникает в его речи. “ем не менее жест Ц важный компонент речевого акта: он сообщает речи динамизм, усилива€ главное и отсека€ само собой разумеющеес€, придает ей естественность с точки зрени€ прин€тых в данном обществе традиций человеческого общени€.

≈сли учитель как оратор заинтересован в успехе своей речи, то и его мимика не может быть невыразительной. ”ченики всегда по лицу могут догадатьс€, насколько учитель сам заинтересован в своем выступлении. » если у него будет "тупой взгл€д" и "каменное лицо", такое равнодушие к происход€щему об€зательно "заразит" класс.

ћимика должна быть в тесной взаимосв€зи с жестами, а значит, "живой", измен€ющейс€ в процессе речи, во взаимодействии с аудиторией. Ћишь если учитель владеет своей речью, сопровождает ее уместными жестами и мимикой лица, если он "владеет своим телом", ему гарантирована речева€ и психологическа€ победа над слушател€ми, успех за работу над собой, признание за нелегкий труд.

Ѕј—Ќ»

 

ѕример внутреннего монолога исполнител€ стихотворного или прозаического произведени€, по стилю и структуре максимально приближенный к внутренней речи.

».ј. рылов Ђ¬орона и лисицаї.

“ут есть две линии. ѕерва€ Ц рассказ: вы сообщаете, что Ђвороне где-то бог послал кусочек сыруї.

¬тора€ лини€ Ц вы изображаете лису, даете тон лисы. ѕервое, с чего надо начать, - это учитьс€ рассказывать. »так, вы вз€ли басню Ђ¬орона и лисицаї.

 огда вы начали говорить: Ђ”ж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна; но только все не впрокЕї Ц у вас должно быть в плане следующее: и вот на эту тему € сейчас расскажу анекдот.

Ђ¬ороне где-то бог послал кусочек сыру. Ќа ель ¬орона взгромозд€сьЕї Ц вот вы начали рассказывать, и это ваша перва€ задача.

¬тора€ - изображать лису. Ёта задача Ц уже более актерска€. —начала найдем насто€щее внутреннее содержание лисы.

ѕредставьте себе, что вам надо обморочить кого-то до такой степени, чтобы он забылс€, Ђразинул ротї и выронил то, что вам нужно.

»ли вы говорите с пожилой дамой, от которой что-то зависит, с которой вы хотите что-то сорвать.  ак бы вы себ€ вели?

 

».ј. рылов Ђ от и поварї.

» здесь надо искать самочувствие рассказчика какого-то анекдота. Ёто вам даст настроение заведомо забавное: Ђя вас сейчас позабавлю рассказом. Ќе знаю, будете сме€тьс€ или нет, но вот такое происшествие, послушайтеЕї.

–ассказыва€, вы должны подчеркнуть: Ђ акой-то повар, грамотей (запоминайте, что он был грамотеем!)Е с поварни побежал своей в кабакЕї.

» потом, когда начнете изображать повара, не забывайте, что он пришел из кабака, стало быть, веро€тно, хрипит.

 роме того, надо найти ответ на вопрос: как поварЦграмотей читает нравоучениеЕ коту.

¬ы у€сн€ете дл€ себ€, что такое грамотей, что такое немного подвыпил, что это такое Ц читать нравоучение.

ƒошли до слов: Ђј ¬аська слушает да естї, - тут непременно нужен какой-то полутон. ќт непрерывного полноготона рассказа перейти на полутон.

ћожно в этой фразе Ђј ¬аська слушает да естї сыграть рассказчика, который сам от этой фразы хохочет. “олько рассказчик и повар об€зательно должны быть разные по тону Ц этого не упускайте.

 

ћ.ё.Ћермонтов ЂЌа смерть поэтаї.

«ажить всей страшной скорбью поэта Ћермонтова от смерти поэта ѕушкина Ц это очень больша€ задача. ¬ы не сможете быть Ћермонтовым Ц дать лермонтовский голос и лермонтовский темперамент.

¬ам надо найти в себе, ощутить, как бы вы заговорили, если бы вас сильно захватило аналогичное чувство, но более близкое вам.

ƒопустим, у вас есть друг Ц как бы вы отозвались, если бы его затравили и убили?

¬от что важно почувствовать дл€ того, чтобы развить внутреннюю технику речи, отразить внутренние переживани€.

 

».—.“ургенев Ђ¬оробейї.

≈сть какие-то фразы в этом произведении, которые дают основной тон, аромат этой вещи, направление темперамента.

ќсновной тон Ц какой он? ƒраматический, героический, любовный? “ам есть сопоставление: громадна€ собака и воробышек, который про€вл€ет такую огромную силуЕ и потом вдруг фраза: Ђя почувствовал благоговениеї.

ћне нужно найти мое отношение к этому, от этого получитс€ мой основной тон. ¬се дело здесь в том, что такой маленький воробей про€вл€ет огромное самообладание и храбрость. ¬от откуда, из какого отношени€ у мен€ будет верный тон.

«десь должно быть какое-то большое добродушие, удивление, что ли, перед фактом, который кажетс€ таким забавным (такой маленький, взъерошенный, размером меньше цыпленка, а лезет на собаку).

“ут есть элемент забавности, и этот элемент забавности входит в ваше отношение. ≈сли с этим сжитьс€, получитс€ самый насто€щий основной тон.

 

ћ.Ўолохов Ђѕодн€та€ целинаї (отрывок).

(ќтрывок, когда остервенелые деревенские бабы бросились на ƒавыдова).

≈сли бы вы были свидетелем этой картины, как бы вы рассказывали? ¬ы приходите в класс с художественным чтением, то есть должны дать то, чего дети не смогли бы сами получить от чтени€, лежа дома на диване, что им не пришло бы в голову.

ј вы можете это дать, сможете, если привнесете в рассказ свою артистическую, крепкую, глубокую индивидуальность, насыщенную отличными выразительными красками Ц чисто дикционными, декламационными, Ђсловесным рисованиемї!

–ассказ пойдет как будто от лица свидетел€, представл€ющего собой эпическую фигуру, всепонимающую,всесведующую, на все посмотревшую глазами эпохи и идеи

Ёто живой и полноценный рассказ участника событий, увидевшего в живых характерных столкновени€х и большую мысль, и большой юмор, и большую трогательность. ¬от со всем этим пришел сюда свидетель происшестви€ и рассказывает нам об этом событии.

¬ы должны рассказать так, как будто вы там были, вы до такой степени должны Ђвжитьс€ї в эту картину, чтобы у слушателей даже было впечатление, что вы все это действительно видели.

—ледует помнить, что Ђинтонаци€ и паузы сами по себе, помимо слов, обладают силой эмоционального воздействи€ на слушателейї (—таниславский  .—. –абота актера над ролью // —обр. соч.: ¬ 8 т. Ц “. 4. Ц с.286).

—пособность умело пользоватьс€ паузами, логическими и психологическими, - показатель выразительности звучани€ слова учител€, свидетельство наполненности его жизненной воздействующей силой.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-24; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 676 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

¬ы никогда не пересечете океан, если не наберетесь мужества потер€ть берег из виду. © ’ристофор  олумб
==> читать все изречени€...

1949 - | 1794 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.024 с.