Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ќбщие замечани€ по изучению курса




C÷≈Ќ»„≈— јя –≈„№ под ред. озл€ниновой

“≈’Ќ» ј –≈„»

¬¬≈ƒ≈Ќ»≈

ќЅў»≈ «јћ≈„јЌ»я ѕќ »«”„≈Ќ»ё  ”–—ј

–ј«ƒ≈Ћ I. ќ–‘ќЁѕ»я.

ѕ–ќ»«ЌќЎ≈Ќ»≈ —ќ√Ћј—Ќџ’

“≈’Ќ» ј –≈„». ƒ» ÷»я.

 –ј“ ќ≈ ќѕ»—јЌ»≈ ѕќЋќ∆≈Ќ»я ј–“» ”Ћя÷»ќЌЌќ√ќ јѕѕј–ј“ј ѕ–» ѕ–ќ»«Ќ≈—≈Ќ»» √Ћј—Ќџ’ «¬” ќ¬.

√Ћј—Ќџ≈ «¬” »

…ќ“»–ќ¬јЌЌџ≈ «¬” » ≈, я, ®, ё.

—ќ√Ћј—Ќџ≈ «¬” »

ƒџ’јЌ»≈ » √ќЋќ—

¬ќѕ–ќ—џ ƒЋя —јћќѕ–ќ¬≈– »

–јЅќ“ј Ќјƒ “≈ —“ќћ

ѕ–ј¬»Ћј ¬џƒ≈Ћ≈Ќ»я Ћќ√»„≈— »’ ”ƒј–≈Ќ»…

ћ≈“ќƒ»„≈— »≈ ” ј«јЌ»я ƒЋя ќ—ћџ—Ћ≈Ќ»я ¬џ–ј«»“≈Ћ№Ќќ…, Ћќ√»„≈— » ѕ–ј¬»Ћ№Ќќ… –≈„»

–ј«ƒ≈Ћ II. «Ќј » ѕ–≈ѕ»ЌјЌ»я, √–јћћј“»„≈— »≈ ѕј”«џ

“ќ„ ј

«јѕя“јя

“ќ„ ј — «јѕя“ќ…

ƒ¬ќ≈“ќ„»≈

“»–≈

¬ќ— Ћ»÷ј“≈Ћ№Ќџ… «Ќј 

¬ќѕ–ќ—»“≈Ћ№Ќџ… «Ќј 

ћЌќ√ќ“ќ„»≈

Ћќ√»„≈— »≈ ѕј”«џ

Ћќ√»„≈— ќ≈ ”ƒј–≈Ќ»≈

Ќ≈ ќ“ќ–џ≈ «ј ќЌџ ”—“Ќќ… –≈„»

јЌјЋ»« ’”ƒќ∆≈—“¬≈ЌЌќ√ќ “≈ —“ј ƒ–јћј“»„≈— ќ√ќ ѕ–ќ»«¬≈ƒ≈Ќ»я » –≈„≈¬ќ√ќ ѕќ¬≈ƒ≈Ќ»я ѕ≈–—ќЌј∆≈…

јЌјЋ»« ’”ƒќ∆≈—“¬≈ЌЌќ√ќ “≈ —“ј ƒ–јћј“»„≈— ќ√ќ ѕ–ќ»«¬≈ƒ≈Ќ»я — ѕќ«»÷»… –≈„≈¬ќ√ќ ѕќ¬≈ƒ≈Ќ»я ”„»“≈Ћя

ћ≈—“ќ ∆≈—“» ”Ћя÷»» » ћ»ћ» » ¬ –≈„≈¬ќћ ѕќ¬≈ƒ≈Ќ»» ”„»“≈Ћя

Ѕј—Ќ»

—ѕ»—ќ  ќ—Ќќ¬Ќќ… Ћ»“≈–ј“”–џ

 

¬¬≈ƒ≈Ќ»≈

¬оспринимать €зык как живой организм, посто€нно измен€ющийс€ и совершенствующийс€, поможет учащимс€ старших классов логический анализ текста. ¬ыработке этих умений способствуют специальные упражнени€, предлагаемый в данной работе.

Ћогический анализ текста, целью которого €вл€етс€ работа с литературными произведени€ми, частично входит и в дисциплину " ультура речи", и в дисциплину "¬ыразительное чтение". ”спешное изучение позволит, думаетс€, решить речевые задачи общени€ подростка с окружающими людьми, а также увеличит степень выразительности его речи.

Ћ.Ќ.“олстой говорил, что искусство писател€ заключаетс€ в том, чтобы находить "единственно нужное размещение единственно нужных слов". «адача учител€, ид€ за замыслом автора, - проникнуть в тайну этого единственно нужного размещени€ нужных слов и "показать" его учащимс€, объединив в этом показе воспитательную и образовательную функции.

¬ырабатыва€ у старшеклассников навыки логического анализа текста, учитель будет опиратьс€ в первую очередь на умение учащихс€ логически мыслить и действовать, на знание родного €зыка и его особенностейЦ его лексики, специфического построени€ фразы, значени€ знаков препинани€, семантики используемых эпитетов.

¬ыразительные особенности устной живой разговорной речи неисчерпаемы и до конца еще не исследованы учеными, поэтому в работе со школьниками учитель будет отмечать лишь р€д основных закономерностей русской речи Ц при расстановке пауз и ударений в мелодике (движении голоса вверх или вниз при развитии мысли, при ее завершении).

Ѕесконечно разнообразными могут быть интонации при произнесении одной и той же фразы. ќб€зательным условием должно быть только одно Ц интонаци€ должна точно передать смысл, который хотел выразить автор. ј дл€ этого нужны не интонационные ходы сами по себе, а надо идти по тому кругу мыслей, видений, подтекстов, которые необходимы дл€ раскрыти€ замыслов автора.

»менно это помогает успешному поиску необходимых интонаций дл€ единственно нужных слов. ѕоэтому дл€ того, чтобы запомнить найденное выражение мысли, нужно запомнить не интонацию, а логический ход ее, приведший к верному, действенному слову, к логической перспективе.

¬от почему вместе с выработкой навыков логического анализа текста происходит углубленное знакомство учащихс€ с законами устной речи.»спользование выразительных свойств последней при чтении литературно-художественного произведени€ и при работе над ним опираетс€, безусловно, на знание законов €зыка, понимание которых поможет старшеклассникам сознательно расставл€ть знаки препинани€, ориентиру€сь на семантику текста.

 

ќЅў»≈ «јћ≈„јЌ»я ѕќ »«”„≈Ќ»ё  ”–—ј

ѕроблема профессиональной подготовки учител€ приобретает в насто€щее врем€ особую значимость, актуальность.

”ровень современных требований, предъ€вл€емых к профессионалам в любой области, в том числе к творческой де€тельности учител€, очень велик.

”читель, который выходит к дет€м, должен быть мастером своего дела. ≈сли педагог претендует на роль авторитета, нравственно и интеллектуально развитого, то он должен обладать не только необходимыми знани€ми и уметь методически правильно преподнести их дет€м, но и быть творческим человеком, обладать индивидуальным стилем педагогической де€тельности, старатьс€ достичь вершин педагогического мастерства.

ѕри этом в де€тельности учител€ немало типового, повтор€ющегос€, устойчивого, отраженного в уже вы€вленных законах, принципах и правилах. Ќо немало также изменчивого, вариативного, индивидуального.

 аждый раз общее положение необходимо применить с учетом конкретных обсто€тельств, своеобрази€ данной ситуации. ќткрытое наукой педагог должен Ђпереоткрытьї, сделать своим. » орудием воздействи€ учител€ на учеников €вл€етс€ слово.

¬.ј.—ухомлинский отмечал: Ђ—лово Ц тончайшее прикосновение к сердцу, словом можно убить или оживить, ранить,Епосе€ть см€тение и безнадежность. –ассе€ть сомнени€ и повергнуть в уныние, сотворить улыбку и заронить неверие. ¬дохновить на труд и привести в оцепенение силы душиї.

ƒети впечатлительны, поэтому возникает проблема активизации воздействи€ на них эмоциональной речи, что способствует развитию воображени€, творчества, эстетического чуть€.

ќбеспечива€ таким образом €зыковое развитие детей, педагог создает услови€ дл€ их интеллектуального, эмоционального, нравственного развити€ и готовит их к активному, де€тельному участию в жизни общества.

»сходным моментом в формировании речевой культуры детей €вл€етс€ речь самого учител€. ћ.ј. –ыбникова подчеркивает: Ђ—ам учитель, его манера речи, его выразительное слово, его рассказ, его чтение стихов Ц все это посто€нный пример дл€ учащихс€ї.

—ледовательно, внимание к образцовой речи, какой и должна €вл€тьс€ речь учител€, поможет сформировать у школьников €зыковой вкус, критическое отношение к собственной устной речи, потребность в совершенствовании ее, поможет им осознать основные правила речевого поведени€.

»так, учитыва€ острую необходимость совершенствовани€ речевого мастерства педагогов, мы предлагаем формировать процесс обучени€ студентов университета по курсу Ђ ультура речиї, основыва€сь на следующих положени€х:

1. ќвладение навыками культуры речи €вл€етс€ составной частью овладени€ специальностью и поэтому должно вестись в творческом и методическом единстве с преподаванием дисциплин гуманитарного характера.

2. ¬ажнейшим фактором освоени€ курса €вл€етс€ активизаци€ самосто€тельной работы студентов, помощь в которой окажут предлагаемые методические разработки по некоторым разделам предмета.

¬ процессе работы на практических зан€ти€х необходимо установить общее состо€ние речеголосового аппарата каждого студента, его умение нести в тексте логическую перспективу мысли, вы€вить и устранить наличие дикционных, голосовых, орфоэпических недостатков, определить их природу (в необходимых случа€х направить к врачу-фониатру).

 ультура речи педагога имеет р€д качеств, отличающих ее от бытовой. ќна должна звучать фонетически чисто, литературно правильно, быть действенной.

ѕроизношение в педагогической речи €вл€етс€ не только ее внешней формой, но также важным выразительным средством. ѕоэтому важнейшей задачей курса €вл€етс€ выработка у студентов навыков профессионального владени€ словом.

 урс Ђ ультура речиї состоит из следующих разделов:

1.  ультура речи учител€ и профессиональное мастерство.

2. Ќормы произношени€ русского €зыка.

3. “ехника речи, постановка голоса (с позиций профессиональных требований учител€-словесника).

4.  оммуникативные качества речи учител€.

5. “ипы речевых произведений (жанров), используемых в различных учебных ситуаци€х.

ѕредлагаемое пособие включает в себ€ методические указани€ по таким разделам, как Ђќрфоэпи€ї и Ђ“ехника речиї. ¬ их задачу входит усвоение правил литературного произношени€ русского €зыка и исправление всевозможных речевых недостатков студентов.

—огласно учебному плану, зан€ти€ заканчиваютс€ зачетом, основное требование которого Ц владение €зыком предмета, знание основных теоретических положений курса, квалифицированный анализ звучани€ речи другого человека и своей собственной, умела€ работа над логическим разбором художественного текста.

 

–ј«ƒ≈Ћ I. ќ–‘ќЁѕ»я.

 

ќрфоэпи€ Ц это совокупность правил, устанавливающих единое, свойственное литературному €зыку произношение, которое признаетс€ образцовым. –ечь учител€ должна быть образцовой по произношению. ƒл€ этого нужно усвоить нормы общеприн€того литературного произношени€.

Ёти нормы, сложившиес€ еще в XIX веке в результате тщательного изучени€ и отбора, вобрали в себ€ все лучшее и характерное дл€ русского €зыка.

—овременна€ русска€ орфоэпи€ (название происходит от греческого ώρφος Ц правильный и έπος Ц речь) складывалась вместе с развитием литературы и драматического искусства. ¬ нашей стране очень много областныхдиалектов и говоров, которые иногда могут использоватьс€ лишь как речева€ характеристика образа.

—тудентам необходимо выучить основные нормы произношени€ и знать, как ими пользоватьс€.

¬ русской речи очень важен вопрос о правильном ударении, так как ударение может находитьс€ на любом слоге, например:

д`омик, гот`овит, принесл`а и т. д.

–азные ударные слоги мен€ют смысл:

мук`а Ц м`ука, зам`ок Ц з`амок.

¬ каждом слове русского €зыка есть один ударный слог (с ударной гласной), без которого слово в произношении не имеет законченной формы. ’арактерность речи про€вл€етс€ в широких распевных гласных звуках.

ƒл€ правильного произношени€ безударных гласных звуков слова внимание должно быть сосредоточено на ударном слоге.

≈сть р€д правил произношени€ неударных гласных:

1. Ќеударный звук [ ќ ] в начале слова и в предударном слоге произноситс€ как [ Λ ]:

отнимать Ц [Λ] тнимать, топор Ц т [Λ] пор.

2. Ђќї неударное, занимающее второе или третье место перед ударным слогом или наход€щеес€ непосредственно послеударного, звучит как промежуточный (редуцированный) звук, средний между [ ј ] и [ џ ].

ќн обозначаетс€ знаком Џ:

подворотн€ Ц п [Џ]дв[Λ] ротн€;

изморозь Ц изм [Џ] р [Џ] зь;

волос Ц вол [Џ] с).

3. Ќеударный звук [ ј ] в начале слова и в безударном слоге, сто€щем непосредственно перед ударным, произноситс€ как короткий Ђјї:

артист Ц [ј] ртист, сады Ц с [ј] ды.

4. Ќеударный звук [ ј ] после ∆,Ў произноситс€ как ј:

жара Ц ж [ј] ра, шаги Ц ш [ј] ги, шары Ц ш [ј] ры.

5. Ѕезударные гласные звуки [ ], [ џ ] в произношении не замен€ютс€ другими звуками, но тер€ют свою долготу.

6. √ласный звук [ » ] в начале слова переходит в [ џ ], если предыдущее слово заканчиваетс€ на твердую согласную:

с интересом Ц с [џ] нтересом

так и знай Ц так [џ] знай.

Ќо если по смыслу между словами должна быть пауза, то произношение звука [ » ] остаетс€ без изменений:

€ слушаю с / интересом мороз и солнце.

7. Ѕезударные гласные Ђї, Ђяї в произношении звучат как средний звук между » и Ё, который обозначаетс€ знаком »:

р€бина Ц р [»] бина, весна Ц в [»] сна.

8. «вук [ ] под ударением может звучать по-разному, в зависимости от согласных, сто€щих после него: перед твердыми согласными [ ] звучит широко, открыто, перед м€гкими Ц закрыто, узко:

-широкое: м [≈] л, п [≈] л, св [≈] т;

-закрытое: п [≈] ли, св [≈] тит).

9. —очетани€ јќ, ќј, јј, ќќ произнос€тс€ одинаково как [ јј ]:

на окне Ц н [јј] кне

по-армейски Ц п [јј] рмейски

на арке Ц н [јј] рке

однообразный Ц одн [јј] бразный.

10.ј и ќ в сочетании с ” (ј”, ќ”), сто€щие далеко перед ударением, произнос€тс€ с редуцированным звуком [ ј ],но никогда не переход€т в звук [ ]:

наугад Ц н [Џ] угад по углам Ц п [Џ] углам.

11. —очетани€ џ≈, »≈ в окончани€х прилагательных множественного числа произнос€тс€ как џ», »»:

старые Ц стар [џ»], белые Ц бел [џ»]

летние Ц летн [»»], синие Ц син [»»].

12. ќкончани€ прилагательных Ц √»…, - »…, -’»… произнос€тс€ как Ц√ [Џ] , -   [Џ] , - [Џ] :

долгий Ц долг [Џ] й, широкий Ц широк [Џ] й

тихий Ц тих [Џ] й.

ѕроизношение слов отличаетс€ от написани€:

јндреевна Ц јндревна, Ќиколаевна Ц Ќиколавна;

»вановна Ц »ванна, јлександровна Ц јлексанна;

Ћукинична Ц Ћукинишна и т. п.

Ќекоторые женские и мужские имена в сочетании с отчествами произнос€тс€ иначе, чем написано:

ћари€ »вановна Ц ћарь »ванна

ѕавел ѕавлович Ц ѕал ѕалыч.

 

ѕ–ќ»«ЌќЎ≈Ќ»≈ —ќ√Ћј—Ќџ’

 

1. «вонкие согласные в конце слова и перед глухими согласными произнос€тс€ как глухие:

морковь Ц моркофь, морковка Ц моркофка;

воз Ц вос, глазки Ц гласки, ход Ц хот;

кадка Ц катка, друг Ц друк.

2. √лухие согласные перед звонкими произнос€тс€ звонко:

сбор Ц збор, сделка Ц зделка, отдых Ц оддых.

ѕеред звонкими –, Ћ, ћ, Ќ, ¬ не происходит уподоблени€ глухих согласных звонким:

с молодой, с ролью, с лимоном

с вами, с Ќиной.

3. «вуки —Ў, «Ў, сто€щие р€дом, произнос€тс€ как удвоенное ЎЎ:

расшумелс€ Ц раЎЎумелс€, из шубы - иЎЎубы.

4. —очетани€ в корн€х слов «∆ и ∆∆ произнос€тс€ как удвоенное м€гкое ∆№∆№:

позже Ц по∆№∆е, приезжий Ц прие∆№∆ий

дрожжи Ц дро∆№∆и, визжать Ц ви∆№∆ать

брюзжать Ц брю∆№∆ать.

5. ¬ сочетании с гласными звуками ∆, Ў, ÷ всегда звучат твердо:

∆ир Ц жыр, ширь Ц шырь, цинк Ц цынк.

6. —очетание —„ и «„ произнос€тс€ как удвоенное ў:

счет Ц ўўет, счастье Ц ўщастье

возчик Ц воўўик, без чаю Ц биўўаю.

7. —очетани€ ƒ„ и “„ произнос€тс€ как двойное :

наладчик Ц нала„„ик, отча€ние Ц о„„а€нье.

8. —очетани€ ƒ÷, “÷ произнос€тс€ как удвоенное ÷:

тридцать - три÷÷ать, отца Ц о÷÷а.

9. «вуки ў, „ всегда произнос€тс€ м€гко:

щука Ц щюка, чай Ц ч€й.

10. —очетани€ ƒ— и “— в прилагательных произнос€тс€ как ÷:

городской Ц горо÷кой, советский Ц сове÷кий.

11. —очетание „Ќ имеет дво€кое произношение как ЎЌ и „Ќ, так как ЎЌ остаетс€ в словах живого разговорного €зыка:

скучно Ц скуЎЌо, нарочно Ц нароЎЌо

булочна€ Ц булоЎЌа€, пуст€чный Ц пуст€ЎЌый

€ичницаЦ€иЎЌица.

¬ учебниках студентам необходимо ознакомитьс€ с более подробным изложением правил произношени€ гласных и согласных звуков и их сочетаний в современном русском литературном €зыке.

ќни должны усваивать нормы произношени€ не только в процессе зан€тий, но и в практике бытовой речи, которую нужно контролировать.

Ќадо научитьс€ слушать речь окружающих людей, сравнивать произношение, следить за речью мастеров сцены, прослушивать грамзаписи выступлений чтецов, артистов, слушать дикторов радио и телевидени€.

’орошо тренировать правила произношени€ в громких читках, переписывать отрывки в их орфоэпическом написании Ц все это дает возможность закрепить правила.

“≈’Ќ» ј –≈„». ƒ» ÷»я.

ѕод хорошей дикцией подразумеваетс€ четкое и €сное произношение каждой гласной и согласной в отдельности, а также слов и фраз.

“ехника речи Ц один из разделов культуры речи, она €вл€етс€ базой речевой культуры. ѕлоха€ дикци€ затрудн€ет понимание сути произносимого.

Ђ—лово со скомканным началом подобно человеку с расплющенной головой. —лово с недоговоренным концом напоминает человека с ампутированными ногами. ¬ыпадение отдельных звуков и слогов то же, что выбитый глаз или зубї ( .—.—таниславский).

ясное и четкое произношение возможно при наличии нормального речевого аппарата и при правильной работе его.   речевому аппарату относ€тс€: губы, €зык, челюсти, зубы, твердое и м€гкое небо, маленький €зычок, гортань, задн€€ стенка глотки (зев), голосовые св€зки.

¬ структуре речевого аппарата могут быть дефекты, €вл€ющиес€ причиной сюсюкань€, шепел€вости, картавости,тогда требуетс€ медицинское вмешательство. Ќо причиной нечеткого произношени€ бывает дурна€ привычка, от которой можно избавитьс€ систематической тренировкой.

—тудентам необходимо помнить о систематичности упражнений. “ехника речи Ц практический предмет, только посто€нна€ тренировка €вл€етс€ непременным условием выработки четкой дикции. ƒаже если речь чиста€, она все же нуждаетс€ в техническом совершенствовании.

Ќеобходимо знать свои недостатки, пон€ть и освоить положение частей речевого аппарата в момент произнесени€ того или иного звука. «аниматьс€ техникой речи нужно дл€ того, чтобы речь была легкой, свободной.

 .—.—таниславский придавал большое значение тренировке речевого аппарата. „асто встречаютс€ люди с в€лой речью, леностью €зыка и плохой работой нижней челюсти (челюстной зажатостью).

ƒл€ развити€ органов речи необходимо заниматьс€ артикул€ционной гимнастикой, с ее помощью вырабатываетс€ гибкость и податливость речевого аппарата и отдельных мышц. Ѕольшую роль играют мускулы, которые требуют систематической тренировки. ”крепление мышц рта и €зыка €вл€етс€ подготовкой к работе над звуками речи.

”пражнени€ по тренировке нижней челюсти, губных мышц, мышц €зыка изложены в учебниках и будут даны в процессе практической работы. ¬се упражнени€ артикул€ционной гимнастики надо проделывать, соблюда€ последовательность, до полного и правильного усвоени€.

 огда вы овладеете своим речевым аппаратом и поймете функции отдельных его частей, тогда можно переходить к работе над исправлением отдельных гласных и согласных звуков.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-24; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 384 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

“ак просто быть добрым - нужно только представить себ€ на месте другого человека прежде, чем начать его судить. © ћарлен ƒитрих
==> читать все изречени€...

2206 - | 1947 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.075 с.