Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


Ётапы творчества ¬ергили€, его значение дл€ литературы последующих веков.




—уперкраткий пересказ: ¬ергилий Ч выдающийс€ поэт «олотого ¬ека римской литературы, автор ЂЁнеидыї (о путешествии выходцев из павшей “рои в »талию, где они пытаютс€ обосноватьс€), книг Ђѕастушьих песенї и Ђќ земледелииї, почиталс€ и современниками, и людьми следующих веков за свои красочные описани€ природы, а также глубокие характеры, краски и подсмыслы ЂЁнеидыї.

¬ергилий родилс€ в јндах в 70 г. до н. э., получил хорошее образование, в 50-ом году он приезжает в –им, где увлекаетс€ философией эпикурейства, а также поэзией неотериков. ¬ 42-39 гг. ¬ергилий пишет ЂЅуколикиї (Ђѕастушьи —тихиї), состо€щие из около дюжины эклогов, в которых в форме беседы отдыхающих пастухов, временами сост€зающихс€ в импровизации песен, которых, однако, суд€ по их суждени€м можно охарактеризовать как тонких философов и поэтов.  стати, в одном из эклогов ¬ергилий рассказывает устами пастуха о том, что с по€влением на свет Ђизбранногої младенца наступит на земеле «олота€ Ёра, что позже ошибочно толковалось как одно из пророчеств €влени€ ’риста.

¬ ЂЅуколикахї про€вл€етс€ любовь ¬ергили€ к простой сельскохоз€йственной жизни, которую поэт описывает красочно и с удовольствием. Ёто мирное направление соответствовало направлению јвгуста, который после гражданской войны старалс€ привести –им в пор€док и спокойствие. ¬ своих произведени€х ¬ергилий вс€чески стараетс€ избегать размышлений о политике, остава€сь Ђпевцом пастбищ, пашен и вождейї (эпитафи€ на могиле ¬ергили€ в Ќеаполе).

—ледующим произведением ¬ергили€ были Ђ√еоргикиї (Ђќ земледелииї), в которых с меньшей подробностью, чем у √есиода, но в общем довольно подробно толковалось об особенност€х земледели€, пчеловодства и проч., по одному аспекту сельской жизни на Ђглавуї. «десь ¬ергилий использует вставной эпизод, описыва€, историю, как у демона земледели€ и скотоводства јристе€ гибнут все его любимые пчЄлы, на которых наслали мор нимфы из-за этого, что Ёвридика, бежавша€ от преследовавшего его јристе€, умирает, а не смогший спасти еЄ из царства мЄртвых ќрфей гибнет на выходе из пещеры от рук вакханок. јристей приносит обильные жертвы нимфам, и пчЄлы возвращаютс€ к нему.

¬ ЂЅ.ї и Ђ√.ї общей идеей €вл€етс€, в том числе, и иде€ привлечени€ ветеранов, получивших по приказу јвгуста земли, обратитьс€ к сельхозтруду и к мирному спокойному образу жизни.

ЂЁнеидаї Ч ключевое произведение ¬ергили€, благодар€ которому, в основном, он осталс€ в веках. ЂЁнеидаї написана в Ђ¬ек јвгустаї, когда больша€ часть литературы писалась в соответствии с Ђлинией партииї, так, как требовал того јвгуст. ј требовал он восславлени€ былых нравов (в противоположность упадку нравов в то врем€), а также своей персоны (ему необходимо было подтвердить через литературу Ђлегитимностьї своего властвовани€). Ќеобходимы были и доказательства величи€ –има (вспоминаем теорию Ђћосква Ч третий –имї, в соответствие с которой прит€гивали за уши факты, чтобы доказать суверенность и древность –усского государства) дл€ создани€ идеологического базиса идеи великого –има. » ¬ергилий излагает в ЂЁнеидеї и так уже предложенную многими авторами до него идею о том, что предками римл€н были тро€нцы, бежавшие из города во врем€ резни. ѕредводителем их, по ЂЁнеидеї, был Ёней, сын богини јфродиты и јнхиза, троюродного, вроде бы, брата ѕриама. ѕосле долгих странствий, героических подвигов, прибыти€ в »талию, воин и попыток заключить брак с вождЄм одного из местных народов, победы (здесь ЂЁнеидаї оканчиваетс€ Ч ¬ергилий не успел дописать еЄ и, не жела€ публиковать неоконченное произведение, велел после своей смерти сжечь ЂЁнеидуї, что, однако, сделано не было Ч ЂЁнеидаї была опубликована друзь€м ¬ергили€ после его смерти)) Ёней основывает деревню, а его потомки, –ем и –омул, сыновь€ ћарса и пра-пра-...внучки Ёне€, позже постав€т вокруг неЄ стены и, таким образом, будет строитьс€ –им. јвгуст же оказываетс€, как приЄмный сын ёли€ ÷езар€, наследником династии, ведущей свой род ещЄ от “рои. “акже, когда Ёней оказываетс€ в подземном мире, отец его, јнхиз (јнхис), показывает Ёнею, рассказав учение о переселении душ, его будущих потомков, великих де€телей –има. —реди них называетс€ и с большим уважением и восхвалением јвгуст.

ѕоэма написана в эпическом стиле, что обосновывает наличие множества описаний, вставных эпизодов, замедлений, отстраненности автора и проч. ќднако во многом подражавший √омеру, ¬ергилий вносит и изменени€ в эпический стиль и повествование. Ѕоги у ¬ергили€ всесильны, никто не может им противитьс€ (у √омера же некоторые герои даже ран€т богов в пылу битвы), а велени€ ёпитера вообще не подвре6гаютс€ обсуждению, они выполн€ютс€ как приказы. јвтор, по сравнению с √омером, с гораздо большей подробностью описывает переживани€ и внутренне состо€ние персонажей (например, очень подробно и €рко описываютс€ мысли и состо€ние ƒидоны, карфагенской царицы, от которой уплывает по велению богов возлюбленный ею Ёней), однако описани€ окружающего мира у ¬ергили€ гораздо более бедное и менее подробное, чем в Ђќдиссееї, к примеру, хот€, в соответствии с эпическим жанром, они встречаютс€ часто.  стати, само строение ЂЁнеидыї схоже с эпосом √омера, правда, наоборот Ч сперва у ¬ергили€ идут странстви€ в поиске Ђдомаї (Ђќдиссе€ї), а затем война и битвы (Ђ»лиадаї).

“акже, как и родство –има с “роей в ЂЁнеидеї обосновываютс€ и другие реалии мира Ч например, непрерывные войны –има с  арфагеном, по ¬ергилию, происход€т потому, что ƒидона, перед тем, как убить себ€ от гор€ и гордости после отплыти€ Ёне€, проклинает Ёне€ и велит, чтобы отныне вечно воевали народ  арфаген и потомки Ёне€.

ѕодробный пересказ ЂЁнеидыї:

Ќачало. Ёней уже уплыл из “рои с друзь€ми, сыном и отцом и находитс€ со своими корабл€ми в море. ёнона (√ера), гнева€сь на него, повелителю ветров, Ёолу, обеща€ отдать одну из нимф, велит выпустить ветра на волю. “е устраивают бурю, которые рушат корабли Ёне€, топ€т их. ѕо€вившийс€ Ќептун успокаивает море. ќставшиес€ корабли подплывают к јфрике, где правит прогнанна€ из ‘иникии братом молода€ вдова-царица ƒидона. ќна принимает гостей радостно, и на пиру у неЄ Ёней рассказывает свою историю. ѕосле дес€ти лет войны греки решаютс€ на хитрость, оставл€€ в своЄм лагере огромную статую кон€ с лучшими воинами внутри, а сами как бы уплывают ни с чем, оставив лагерь. ∆ители “рои дел€тс€ во мнени€х, сжечь ли или оставить пам€тник, Ђдар побеждЄнных данаевї. ќдин жрец, Ћаокоон, говорит, что это ловушка, но из мор€ по€вл€ютс€ два зме€, которые убивают и жреца, и его малых детей. “ро€нцы принимают это за знак, они разбирают часть стены города, втаскивают Ђкон€ї внутрь, хот€ и слышат порой, как зв€кают внутри доспехи врагов, но не обращают внимани€. Ќочью воины греков выход€т из статуи, открывают ворота города, начинают резню. ¬ еЄ ходе убивают сыновей ѕриама и самого старика. ¬ получившейс€ суматохе Ёней, по просьбе жены и сына и знамению богов (огненному шару в небе), бежит их города с семьЄй, таща на закорках старика јнхиса. ѕо дороге жена Ёне€,  реуза, тер€етс€, Ёней отправл€етс€ на еЄ поиски, не находит еЄ и возвращаетс€ к сыну с отцом, но позже  реуза не раз €вл€етс€ мужу в виде духа и даЄт советы.  орабли Ёне€ странствуют по морю 6 лет, на пути проплыва€ и мимо —циллы с ’арибдой, и временами оказыва€сь на берегу, однако каждый раз люд€м Ёне€ приходитс€ уплывать, ведь то на этой земле оказываетс€ жилище циклопов, то гарпии прогон€ют их. Ёней спрашивает совета у разных оракулов, но они отсылают его то в  рит, то в »талию. ¬ пути на —ицилии, умирает старый јнхис. «атем наступает бур€, и Ёней с людьми оказываетс€ в  арфагене, у ƒидоны. ќна влюбл€етс€ в Ёне€, и однажды, на охоте, они вдвоЄм оказываютс€ в пещере, и ƒидона уже ожидает свадьбы. ќднако боги вел€т Ёнею продолжать свои странстви€, ибо путь его ещЄ не окончен. ѕо дороге Ёней останавливаетс€ на —ицилии, он устраивает игры в честь умершего здесь отца, но в это врем€ уставшие жЄны его спутников сжигают часть кораблей, не жела€ дальше странствовать. ќставив не желающих далее плыть, Ёней оправл€етс€ с остальными людьми дальше в путь, и на исходе сил тро€нцы оказываютс€ в »талии. «десь у ¬езуви€ есть вход в царство мЄртвых, куда, со жрицей —ивиллой, сходит с сорванной по еЄ совету в св€щенном лесу золотой ветвью Ёней в јид. «десь он видит призраки чудищ, никем не погребЄнных людей, ’арона, который за золотой ветвь перевозит в царство мЄртвых Ёне€ с —ивиллой, котора€ даЄт лепЄшку со снотворным охраннику ÷ерберу. «десь Ёней видит две дороги: одна в “артар, где мучаютс€ преступники, друга€ к замку ѕлутона (јида), к пол€м, где провод€т врем€ души праведных. «десь он видит и ƒидону, котора€ не слушает его извинений и уходит, и других великих людей прошлого, гребца. своего корабл€, которого смыло в ту бурю. Ќо —ивилла ведЄт его дальше, и у реки Ћеты Ёней встречает отца, который радуетс€ и рассказывает Ёнею о будущем величии –има и о великих его потомках. —ивилла говорит Ёнею, что ждЄт его ещЄ странстви€, нова€ война, женитьба и основание –има.

¬ Ћации, »тали€, тро€не случайно убивают олен€ местного цар€ и из гостей эстанов€тс€ эврагами. ѕротив Ёне€ и его народа встаЄт вождь “урн и другие, Ёней же отправл€етс€ за помощью, которую находит у греческих переселенцев, вождь которых даЄт воинов Ёнею, среди них Ч своего сына ѕалланта. ёнона, мать Ёне€, тем временем просит ¬улкана выковать оружие Ёнею, и тот делает его, на щит нанес€ выдающиес€ событи€ в истории будущего –има Ч братьев –ема и –омула, вскормленных волчицей, похищение сабин€нок и проч. (сравните с щитом јхилла, где были картины всего мира и быта).

“ем временем “урн со своими войсками нападает на тро€н. “е отбиваютс€, среди них Ќис и ≈вриал, близкие друзь€, которые, столкнувшись в ночной вылазке с войсками противника, гибнут.“ут Ёней возвращаетс€ с войсками греческих поселенцев, закипает бой, в гуще которого “урн убивает молодого ѕалланта и снимает его доспехи. ¬ бою гибнет предводительница амазонок  амилла, бивша€с€ на стороне “урна, сражЄнна€ копьЄм под оголЄнную дл€ бо€ грудь. Ќаконец “урн предлагает выйти битьс€ с ним Ёнею, чтобы решилось в поединке, остаютс€ ли тро€не в »талии или уход€т навсегда. Ќо в процессе подготовки к поединку, по совету гадател€, латин€не бросают копьЄ в тро€н, и зав€зываетс€ снова битва. Ќаконец ёпитер делает так, что “урн и Ёней встречаютс€. “€жЄла€ битва продолжаетс€ до тех пор, пока Ёней не пронзает “урнов щит и не ранит того в бердо. “урн молит Ёне€ о жизни, но тот. почти см€гчившись, видит на “урне по€с ѕалланта и безжалостно убивает “урна. “ак кончаетс€ ЂЁнеидаї.

 

ѕосле смерти труды ¬ергили€ вс€чески стали распростран€тьс€ и попул€ризироватьс€ јвгустом и др., он вошЄл даже в школьную программу. «аслуги ¬ергили€ как автора, в том числе, ЂЁнеидыї, Ђ»лиады и ќдиссеи нового времениї, признавали уже его современники, а ƒанте выбирает ¬ергилий своим проводником в царство мертвых в ЂЅожественной  омедииї, ¬ольтер же ставил ¬ергили€ гораздо выше √омера.

Ђ¬оскреша€ї эпос такого типа в –име, ¬ергилий наполнил его множеством деталей (см. выше), которые сделали ЂЁнеидуї бессмертным произведением.  рылатые фразы из ЂЁнеидыї (ЂЅойтесь данайцев, дар€ принос€щихї, Ђ√оре сама испытав, € учусь быть полезной несчастнымї) вырезались на домах –има, а в средние века в произведени€х ¬ергили€ посто€нно искали аллегории и скрытые смыслы. “ворчество ¬ергили€ оказало большое вли€ние на первые эпические поэмы, создававшиес€ на национальных €зыках, и латинскую поэзию средневековь€, на европейский эпос и пастораль эпохи ¬озрождени€. ѕервые оперы и балеты также создавались на сюжеты, почерпнутые из ¬ергили€. ¬ эпоху романтизма ¬ергили€ Ђпротивопоставл€ли Ђнародному певцу √омеруї, его осуждали за ложный пафос, однако с конца 19-го в. интерес к ¬ергилию вновь стал расти, и в насто€щее врем€ его творчеству посв€щено огромное количество статей и монографий.

–имский классицизм в творчестве √ораци€. —уперкраткий пересказ: √ораций, участник кружка ћецената, участвовал в политике восхвалени€ Ђстарого-доброгої јвгуста, сформулировал основные тезисы классицизма в своих поздних Ђѕослани€хї, однако следовал им всю свою творческую жизнь. ≈го стихи отличаютс€ завершенностью, проработанностью, лапидарностью и отменным юмором.

 

 винт √ораций ‘лакк (65-8 гг. до н.э), родилс€ в небольшом италийском городке ¬енузии. —ын вольноотпущенного, он получил превосходное образование в –име. которое завершил в јфинах. —близившись в молодости с Ѕрутом, одним из руководителей заговора против ё. ÷езар€, он вступил в армию республиканцев и даже командовал легионом в сражении при ‘илиппах. ѕосле поражени€ армии республиканцев всЄ имущество √ораци€ была конфисковано, а сам √ораций вступил в коллегию квесторских писцов. ќднако скоро он рассталс€ со службой и всецело посв€тил себ€ литературе, участву€ в кружке ћецената, от которого позже получил за свои произведени€ небольшое имение в горах.

ѕишет √ораций в нескольких стихотворных формах: эподы (€мбические стихотворени€, написанные двустиши€ми), сатиры, оды (лирические стихотворени€) и, наконец, послани€ (письма в стихотворной форме). ¬ каждой из форм √ораций пишет со свойственным ему остроумием, иронией и лапидарностью.

ѕерва€ книга стихов √ораций содержала в себе 17 эподов, стихотворений на различные близкие авторы темы. ¬ первом эподе √ораций восхвал€ет своего благодетел€ ћецената. остальные же посв€щены самым различным темам: в эподе 10 √ораций остроумно пародирует обычные стихи с пожеланием счастливого пути, посыла€ прокл€ти€ и пожелани€ гибели от кораблекрушени€ в дороге ћевию, своему врагу. критиковавшему, в т.ч., ¬еригили€. ¬ другом эподе √ораций описывает, подобно ¬ергилию, благо сельской жизни, однако эпод этот имеет необычную концовку Ч об этих благах лицемерно повествует жадный ростовщик, и таким образом это эпод ни что иное, как пароди€.

¬ ещЄ одном эподе √ораций прославл€ет ќктавиана и его победу при јкциуме.

¬ своих сатирах, которые он старалс€ см€гчить, игра€ тонкостью шуток и мыслей, а не напором и грубостью, как создатель сатир, Ћуцилий, √ораций проповедовал философию умеренности, он говорит, что плохо быть бедным, но и с ростом богатства растЄт в человеке скупость, увеличиваютс€ заботы. ѕоэтому, видимо, и сам √ораций жил в своЄм имении довольно скромно, в соответствии со своей идеей. “акже √ораций, в соответствии с политикой јвгуста, прославл€ет доброе старое врем€, выступал против ст€жательства. мотовства, остроумно осуждал различные пороки. ¬ пропаганде доброго старого времени √орацию сильно помогает такое философское направление, как стоицизм (всЄ в мире творитс€ по абсолютной необходимости, а человек должен поступать нравственности, дабы увеличивать благо, ибо безнравственность есть утрата собственной природы, саморазрушение), над чьими парадоксами, однако, √ораций не стесн€етс€ подшучивать.

—атиры √ораци€ любопытны ещЄ и тем, что выполнены они в форме диалога, правда, одностороннего, и так в сатиры входит диатриба (обсуждение в лЄгком, разговорном тоне какого-либо философского или этического тезиса).

—борники од √ораци€ также начинаютс€ со стихотворений, посв€щЄнных ћеценату, и содержат в себе оды (античность понимала оды не как высокопарный и торжественный жанр, каким оды стали литературе нового времени), написанные самыми различными размерами (сапфическа€, алкеева строфы. јсплепиадов стих и др.), посв€щЄнные самым различным темам Ч дружеские послани€, гимны богам, любовна€ лирика (котора€ у √ораци€ не похожа на подобную у “ибулла, она лишена того субъективизма и откровенности, которой обладает лирика “ибулла) и др. ¬ этих одах автор представл€ет своЄ видение мира, делитс€ опытом, даЄт советы тем, к кому оды обращены и проч.

ѕритом в стиле од √ораций не стремитс€ слепо подражать греческим образцам, он считает необходимым вз€ть из стихов греческих авторов только тему или эпиграф, а затем, как пчЄлке, собравшей сладкий сок с цветка, переработать его.

√ораций так создаЄт в римской поэзии новую лирику с многообразием стиховых форм, и в этом искусстве нет ему равных.

—реди своих од он создаЄт и известную УExegi MonumentumФ, котора€ позже была многажды переведена русскими поэтами (Ђя пам€тник себе воздвигЕї ѕушкина, Ђѕам€тникї ƒержавина, Ђя знак бессмерти€ себе воздвигї Ћомоносова).

 

Ѕлиже к концу жизни √ораций создаЄт свои Ђѕослани€ї (которые в малой части лишь €вл€ютс€ письмами, в основном же это очередной способ дл€ √ораци€ выразить свои мысли), Ђѕисьмо к ѕизонамї из которых можно считать образцами зарождавшейс€ литературной критики, где √ораций пишет о своЄм видении того, как надо писать стихи. ќн считает, что автор должен тщательнейшим образом подходить к сочетаемости элементов стиха, он должен оттачивать свои произведени€ до крайности, и именно из трудов √ораци€ происходит известный афоризм: ЂЌаписанное надлежит лет дев€ть хранить без показуї. ¬ своих Ђѕослани€хї √ораций подробно проходит по тому, какими должны быть произведени€ основных жанров, особенно много внимани€ удел€€ теории драмы.

ѕослани€ √ораци€ не теоретическое исследование, но Ђнормативна€ поэтикаї, содержаща€ р€д правил, соответствовавших требовани€м римского классицизма.

Ёстетика ЂЌаука поэзииї Ч классицистическа€. ѕроизведение должно быть простым, целостным и гармоничным. јсимметри€, отступлени€, описательные экскурсы, манерность Ч все это нарушени€ канона красоты. Ќе называ€ имен и направлений, √ораций одновременно обращает свою полемику и против неотериков, и против возникающего в римской поэзии азиански-декламационного стил€, и против архаизирующих аттикистов. Ќо одной красоты недостаточно, если к ней не присоедин€етс€ эмоциональна€ насыщенность, Ч это то сочетание, которое €вл€етс€ основной художественной задачей римского классицизма. —редство Ч непрестанна€ учеба у классиков √реческой литературы: Ђс греческими образцами не расставайтесь ни днем, ни ночьюї. Ќеобходимым условием €вл€етс€, однако, самосто€тельное усвоение искусства образцов, а не простое подражание; если это условие осуществлено, то оригинальна€ разработка старой темы представл€етс€ √орацию более значительным поэтическим достижением, чем введение в литературу совершенно нового материала. √ораций пишет, что важно следовать нормам €зыка, однако не стоит и напрочь отказыватьс€ от использовани€ заимствованных и новых слов, если они приход€тс€ к месту. √ораций считал также, что поэт должен быть об€зательно превосходно образован, и философски, в том числе.

 

»менно благодар€ приведЄнным в Ђѕослани€хї √ораци€ основных законов, их, нар€ду с Ђѕоэтикойї јристотел€, часто называют манифестом римского классицизма. ƒа и всЄ творчество √ораци€ можно назвать примером следовани€ изложенных в Ђѕослани€хї тезисов, каждое произведение √ораци€ отличаетс€ законченностью, Ђгладкостьюї, следованием постулатам классицизма, в них гармонично сочетаютс€ остроумие шуток и глубокое проникновение в философию, следование канонам и новаторство, улучшение и развитие заимствованного у великих поэтов Ёллады.

» поэтому можно назвать √ораци€ Ђклассиком римского классицизмаї, одним из его отцов, ведь позднейший европейский классицизм строилс€ именно на тезисах √ораци€ и јристотел€.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-24; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2163 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

ƒва самых важных дн€ в твоей жизни: день, когда ты по€вилс€ на свет, и день, когда пон€л, зачем. © ћарк “вен
==> читать все изречени€...

1439 - | 1317 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.017 с.