Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


√осударство средневековой японии.




¬ III в. в японии началс€ процесс разложени€ пер≠вобытнообщинного стро€ со всеми присущими этому процессу €влени€ми. –абские формы эксплуатации, способствовавшие укреплению социально-экономических и политических позиций родовой знати, не получили, однако, широкого распространени€. √еографи≠ческие услови€ японии, ее островное положение, горис≠тость местности сковывали их развитие. «десь нельз€ было при примитивных оруди€х труда создать крупные лати≠фундии (поскольку поливное рисоводство требовало ин≠тенсивного труда кресть€нина на небольшом участке зем≠ли), а также добыть за счет военных походов достаточное количество рабов.

Ќе последнюю роль играло и особое вли€ние высоко≠развитой китайской цивилизации, с ее традиционной соци≠ально-экономической структурой и государственной систе≠мой, а также религи€ми: буддизмом и конфуцианством, которое было особенно сильным на ранних стади€х разви≠ти€ €понского общества и государства. √овор€ о сильном религиозном вли€нии  ита€, следует отметить, что из двух китайских религий (конфуцианства и буддизма) вли€ние конфуцианства было поверхностным. ќно не пустило глу≠боких корней в японии по сравнению с легко усво€емым буддизмом, так как здесь ко времени его проникновени€ не сформировалось достаточно образованного сло€ рели≠гиозных идеологов, способных внедрить его философские догматы в массы.

— IV в. в японии формируютс€ племенные союзы, а в V в. вождь племенного союза ямато объедин€ет под своим верховенством уже большую часть территории страны.

Ќа усиление процессов социального расслоени€ в VI в. и формирование государственного аппарата в японии боль≠шое вли€ние оказала длительна€ борьба отдельных кланов за верховенство в племенном союзе и победа одного из них во главе с —Єтоку-тайси, в правление которого по€вл€ет≠с€ первый законодательный документ, перва€ деклараци€ царей ямато Ч  онституци€ —Єтоку, или «акон из 17 ста≠тей (604 год), определивший принципы государственного управлени€.

Ѕудучи не столько политико-правовыми положени€≠ми, сколько религиозной и этической основой таких поло≠жений, «акон из 17 статей ратует за согласие, гармонию, служение общему, а не личному всех €понцев. ѕри этом пр€мо закрепл€етс€ их неравенство, особо выдел€етс€ правитель, далее вельможи и простой народ. ѕравитель рассматриваетс€ в качестве единого суверена, вельможи Ч его чиновников, а народ Ч подчин€ющейс€ им массы лю≠дей (ст. 15).

ќсновой пор€дка провозглашаетс€ "всеобщий закон" (ст. 4, 5), а государь Ч его выразителем, который имеет право в качестве такового требовать от своих чиновников беспрекословного подчинени€. "≈сли высшие приказыва≠ют, Ч гласит ст. 3, Ч то низшие должны подчин€тьс€". ¬ «аконе осуждаетс€ кланова€ междуусобица, частное вла≠дение землей, провозглашаетс€ государственна€ собствен≠ность на землю и государственные подати земледельцев.

ћеждуусобна€ борьба помешала созданию в это врем€ эффективно действующей центральной власти, котора€ утверждаетс€ лишь после очередной клановой победы Ч переворота “айка (645 год).

67. —Єгунат - классическа€ военна€ диктатура в средневековой японии.

¬ XII в. растет экономическа€ мощь и политическое вли€ние местных кланов губернаторов, наместников и пр., которые фактически станов€тс€ неограниченными прави≠тел€ми-вотчинниками в своих владени€х. ¬ услови€х не≠прекращающейс€ клановой борьбы различных групп гос≠подствующего класса: придворных кругов, сильнейших кланов, духовенства, в XII в. в японии устанавливаетс€ нова€ форма правлени€ Ч сЄгунат, своеобразна€ форма феодальной военной диктатуры, при которой власть как в центре., так и в определенной мере на местах сосредоточи≠валась в руках сЄгуна Ч "великого полководца".

”становление первого сЄгуната ћинамото (1192Ч1333 гг.), опирающегос€ на новый военно-бюрократический аппарат (бакуфу), и знаменовало начало второго периода разви≠ти€ феодального государства в японии, периода его воен≠но-политического объединени€ (¬торой сЄгунат јсигага (1338Ч1573 гг.), третий - “окугава (1603Ч1867 гг.)).

ќно было вызвано стремленйем ћинамото преодолеть раздробленность, подавить распри, укрепить феодальное государство в своих соб≠ственных интересах и в интересах всего феодального класса.

’арактерной чертой сЄгуната было сохранение импе≠ратора как номинального главы государства, обладающего некоторыми представительными функци€ми. »мператору отводились все причитающиес€ ему по рангу почести, но ни он, ни его двор не играли сколько-нибудь существен≠ной роли в политической жизни страны. »мператорский двор превращаетс€ с этого времени в центр феодальной оппози≠ции, что и становилось одной из многих причин новых вспы≠шек междуусобной борьбы.

ќтражением безуспешности попыток первого сЄгуна укрепить центральную власть стало в конце XII Ч начале XIII в. установление особой разновидности сЄгуната Ч сиккэната, приведшего к созданию еще одного "этажа" над двум€ другими формально существующими "этажами" по≠литической власти в феодальной японии. ¬озникновение сиккэната (сиккэнЧправитель) в 1199 году было св€зано с установлением буддийского регентства при малолетнем сЄ-гуне. ¬последствии этот пост стал также наследственным. ‘ормально император и сЄгун занимали свое место в по≠литической структуре, но значительна€ власть перешла к сиккэну., —иккэнат, продлившийс€ до падени€ первого  а-макурского сЄгуната (г,  амакур в это врем€ был местом пребывани€ бакуфу, правительства сЄгуната), не изме≠нил существенно характера военно-феодальной диктату≠ры, котора€ просуществовала в японии до второй поло≠вины XIX в., когда в ходе буржуазной революции была восстановлена власть €понского императора.

Ќеизменным звеном правительственного механизма сЄгуната были органы, осуществл€ющие жесткий контроль над де€тельностью императорского двора. — 1221 года баку≠фу стал направл€ть в императорскую резиденцию в  иото уполномоченного сЄгуна (тпэнба€), имеющего право изда≠вать от имени сЄгуна указы, выполнение которых обеспе≠чивалось особой военной силой Ч самурайским войском, находившимс€ в его распор€жении. Ѕолее того, впослед≠ствии сЄгун присвоил право утверждать нового императо≠ра, определ€ть пор€док престолонаследи€, назначать ре≠гентов и других высших придворных советников.

ѕрав€щей военно-феодальной верхушке, однако, не сразу удалось создать посто€нную политико-администра≠тивную систему сЄгуната, укрепить наследственный прин≠цип передачи власти сЄгуна, сосредоточить в его руках, а не в руках его регентов или заместителей фактическую власть.   тому же в период второго сЄгуната власть бакуфу была значительно ослаблена. Ётому способствовало то, что €понскому сЄгуну пришлось признать свою вассальную за≠висимость от  ита€, к которому и перешло право утверж≠дать €понских императоров. ¬ стране в это врем€ было около 20 крупных и значительное число средних и мелких даймЄ, которые правили фактически в своих владени€х самосто€тельно.

„ерты абсолютистского правлени€ сЄгунат приобрета≠ет лишь в XVIIЧXVIII вв., когда происходит ужесточение методов правлени€, создаетс€ его разветвленный полицей≠ский аппарат. »э€су, правитель третьего токугавского сЄ≠гуната, военным путем объединил страну.  онфисковав вла≠дени€ многих феодалов и буддийских монастырей, он стал крупнейшим землевладельцем.

”крепление позиций третьего сЄгуната привело к пол≠ному устранению какого бы то ни было политического вли≠€ни€ императора. ¬ токугавском сЄгунате была введена но≠ва€ должность сЄсида€ Ч наместника сЄгуна в императорс≠кой столице. Ќа основе закона 1615 года даже религиозные функции императорского двора были поставлены под конт≠роль сЄгуна, который вмешивалс€ в назначение на все выс≠шие придворные должности.

ќднако централизаци€ японии и в это врем€ носила относительный характер. ‘еодальные кн€жества как ад≠министративно-политические единицы не были ликвиди≠рованы. ћестные кн€зь€ сохран€ли право управлени€, суда на своих территори€х. Ќо у сЄгуна была власть отн€ть все или часть владений даймЄ со всеми его полномочи€ми. Ќе≠изменно оставались под контролем бакуфу торговл€ и ре≠месло в крупных городах, как и горнорудные предпри€≠ти€.

ќдним из средств укреплени€ власти сЄгуна в это вре≠м€ была система заложничества, окончательно закреплен≠на€ законом в 1635 году. —огласно закону все даймЄ долж≠ны были попеременно проживать в доме сЄгуна, а возвра≠ща€сь в свои владени€, оставл€ть в Ёдо (столице сЄгуната) свои семьи. —истема заложничества распростран€лась и на сыновей императора.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-24; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 980 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќасто€ща€ ответственность бывает только личной. © ‘азиль »скандер
==> читать все изречени€...

1497 - | 1331 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.013 с.