Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Государство средневековой Японии.




В III в. в Японии начался процесс разложения пер­вобытнообщинного строя со всеми присущими этому процессу явлениями. Рабские формы эксплуатации, способствовавшие укреплению социально-экономических и политических позиций родовой знати, не получили, однако, широкого распространения. Географи­ческие условия Японии, ее островное положение, горис­тость местности сковывали их развитие. Здесь нельзя было при примитивных орудиях труда создать крупные лати­фундии (поскольку поливное рисоводство требовало ин­тенсивного труда крестьянина на небольшом участке зем­ли), а также добыть за счет военных походов достаточное количество рабов.

Не последнюю роль играло и особое влияние высоко­развитой китайской цивилизации, с ее традиционной соци­ально-экономической структурой и государственной систе­мой, а также религиями: буддизмом и конфуцианством, которое было особенно сильным на ранних стадиях разви­тия японского общества и государства. Говоря о сильном религиозном влиянии Китая, следует отметить, что из двух китайских религий (конфуцианства и буддизма) влияние конфуцианства было поверхностным. Оно не пустило глу­боких корней в Японии по сравнению с легко усвояемым буддизмом, так как здесь ко времени его проникновения не сформировалось достаточно образованного слоя рели­гиозных идеологов, способных внедрить его философские догматы в массы.

С IV в. в Японии формируются племенные союзы, а в V в. вождь племенного союза Ямато объединяет под своим верховенством уже большую часть территории страны.

На усиление процессов социального расслоения в VI в. и формирование государственного аппарата в Японии боль­шое влияние оказала длительная борьба отдельных кланов за верховенство в племенном союзе и победа одного из них во главе с Сётоку-тайси, в правление которого появляет­ся первый законодательный документ, первая декларация царей Ямато — Конституция Сётоку, или Закон из 17 ста­тей (604 год), определивший принципы государственного управления.

Будучи не столько политико-правовыми положения­ми, сколько религиозной и этической основой таких поло­жений, Закон из 17 статей ратует за согласие, гармонию, служение общему, а не личному всех японцев. При этом прямо закрепляется их неравенство, особо выделяется правитель, далее вельможи и простой народ. Правитель рассматривается в качестве единого суверена, вельможи — его чиновников, а народ — подчиняющейся им массы лю­дей (ст. 15).

Основой порядка провозглашается "всеобщий закон" (ст. 4, 5), а государь — его выразителем, который имеет право в качестве такового требовать от своих чиновников беспрекословного подчинения. "Если высшие приказыва­ют, — гласит ст. 3, — то низшие должны подчиняться". В Законе осуждается клановая междуусобица, частное вла­дение землей, провозглашается государственная собствен­ность на землю и государственные подати земледельцев.

Междуусобная борьба помешала созданию в это время эффективно действующей центральной власти, которая утверждается лишь после очередной клановой победы — переворота Тайка (645 год).

67. Сёгунат - классическая военная диктатура в средневековой Японии.

В XII в. растет экономическая мощь и политическое влияние местных кланов губернаторов, наместников и пр., которые фактически становятся неограниченными прави­телями-вотчинниками в своих владениях. В условиях не­прекращающейся клановой борьбы различных групп гос­подствующего класса: придворных кругов, сильнейших кланов, духовенства, в XII в. в Японии устанавливается новая форма правления — сёгунат, своеобразная форма феодальной военной диктатуры, при которой власть как в центре., так и в определенной мере на местах сосредоточи­валась в руках сёгуна — "великого полководца".

Установление первого сёгуната Минамото (1192—1333 гг.), опирающегося на новый военно-бюрократический аппарат (бакуфу), и знаменовало начало второго периода разви­тия феодального государства в Японии, периода его воен­но-политического объединения (Второй сёгунат Асигага (1338—1573 гг.), третий - Токугава (1603—1867 гг.)).

Оно было вызвано стремленйем Минамото преодолеть раздробленность, подавить распри, укрепить феодальное государство в своих соб­ственных интересах и в интересах всего феодального класса.

Характерной чертой сёгуната было сохранение импе­ратора как номинального главы государства, обладающего некоторыми представительными функциями. Императору отводились все причитающиеся ему по рангу почести, но ни он, ни его двор не играли сколько-нибудь существен­ной роли в политической жизни страны. Императорский двор превращается с этого времени в центр феодальной оппози­ции, что и становилось одной из многих причин новых вспы­шек междуусобной борьбы.

Отражением безуспешности попыток первого сёгуна укрепить центральную власть стало в конце XII — начале XIII в. установление особой разновидности сёгуната — сиккэната, приведшего к созданию еще одного "этажа" над двумя другими формально существующими "этажами" по­литической власти в феодальной Японии. Возникновение сиккэната (сиккэн—правитель) в 1199 году было связано с установлением буддийского регентства при малолетнем сё-гуне. Впоследствии этот пост стал также наследственным. Формально император и сёгун занимали свое место в по­литической структуре, но значительная власть перешла к сиккэну., Сиккэнат, продлившийся до падения первого Ка-макурского сёгуната (г, Камакур в это время был местом пребывания бакуфу, правительства сёгуната), не изме­нил существенно характера военно-феодальной диктату­ры, которая просуществовала в Японии до второй поло­вины XIX в., когда в ходе буржуазной революции была восстановлена власть японского императора.

Неизменным звеном правительственного механизма сёгуната были органы, осуществляющие жесткий контроль над деятельностью императорского двора. С 1221 года баку­фу стал направлять в императорскую резиденцию в Киото уполномоченного сёгуна (тпэнбая), имеющего право изда­вать от имени сёгуна указы, выполнение которых обеспе­чивалось особой военной силой — самурайским войском, находившимся в его распоряжении. Более того, впослед­ствии сёгун присвоил право утверждать нового императо­ра, определять порядок престолонаследия, назначать ре­гентов и других высших придворных советников.

Правящей военно-феодальной верхушке, однако, не сразу удалось создать постоянную политико-администра­тивную систему сёгуната, укрепить наследственный прин­цип передачи власти сёгуна, сосредоточить в его руках, а не в руках его регентов или заместителей фактическую власть. К тому же в период второго сёгуната власть бакуфу была значительно ослаблена. Этому способствовало то, что японскому сёгуну пришлось признать свою вассальную за­висимость от Китая, к которому и перешло право утверж­дать японских императоров. В стране в это время было около 20 крупных и значительное число средних и мелких даймё, которые правили фактически в своих владениях самостоятельно.

Черты абсолютистского правления сёгунат приобрета­ет лишь в XVII—XVIII вв., когда происходит ужесточение методов правления, создается его разветвленный полицей­ский аппарат. Иэясу, правитель третьего токугавского сё­гуната, военным путем объединил страну. Конфисковав вла­дения многих феодалов и буддийских монастырей, он стал крупнейшим землевладельцем.

Укрепление позиций третьего сёгуната привело к пол­ному устранению какого бы то ни было политического вли­яния императора. В токугавском сёгунате была введена но­вая должность сёсидая — наместника сёгуна в императорс­кой столице. На основе закона 1615 года даже религиозные функции императорского двора были поставлены под конт­роль сёгуна, который вмешивался в назначение на все выс­шие придворные должности.

Однако централизация Японии и в это время носила относительный характер. Феодальные княжества как ад­министративно-политические единицы не были ликвиди­рованы. Местные князья сохраняли право управления, суда на своих территориях. Но у сёгуна была власть отнять все или часть владений даймё со всеми его полномочиями. Не­изменно оставались под контролем бакуфу торговля и ре­месло в крупных городах, как и горнорудные предприя­тия.

Одним из средств укрепления власти сёгуна в это вре­мя была система заложничества, окончательно закреплен­ная законом в 1635 году. Согласно закону все даймё долж­ны были попеременно проживать в доме сёгуна, а возвра­щаясь в свои владения, оставлять в Эдо (столице сёгуната) свои семьи. Система заложничества распространялась и на сыновей императора.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1036 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинайте делать все, что вы можете сделать – и даже то, о чем можете хотя бы мечтать. В смелости гений, сила и магия. © Иоганн Вольфганг Гете
==> читать все изречения...

2286 - | 2070 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.