Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Источники мусульманского права. Исламское право (фикх) – это божественная система оценок человеческого поведения




Исламское право (фикх) – это божественная система оценок человеческого поведения. Основных оценок фикха, относящихся к деятельности человека, пять: обязательно (ваджиб), желательно (мандуб, сунна), дозволено (мубах), нежелательно (макрух), запрещено (харам). Их установление является правом исключительно Всевышнего Аллаха: «Несомненно, Он творит и повелевает. Благословен Аллах, Господь миров!» (сура «Преграды», аят 54). Таким образом, источниками шариата и, в частности, фикха могут быть только те институты, которые выражают Волю Всевышнего. Основными такими источниками являются следующие четыре: Коран, Сунна, Иджма’ и Кияс.

Коран является Речью Аллаха и не нуждается в других доказательствах своей правообразующей сущности. Положения Корана могут носить как общий характер, регламентируемый разъяснениями и исключениями Сунны и других шариатских доказательств, так и частный, конкретный. Книга Всевышнего Аллаха содержит в себе нормы всех подразделов исламского права.

В аятах содержатся самые различные правовые нормы, начиная от положений ритуального поклонения, заканчивая уголовным правом. Однако целью Корана не является подробная точечная регламентация правовых норм. Как исключение в качестве примера можно привести наследственное право, изложенное Кораном в деталях. В большинстве случаев Книга Аллаха разъясняет только основные положения тех или иных актов, оставляя их подробное разъяснение за Сунной. Коран же – это настольная Книга мусульманина, чтение которой является поклонением Аллаху. Такое чтение поддерживает убеждения мусульманина, его искренность и решимость, целеустремлённость и пассионарность.

Сунна – это всё, что исходит от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), за исключением Корана, из слов, действий и одобрения».

Примеры хадисов, указывающих на правовые нормы: «Передают, что посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Если двое людей заключают торговую сделку, то каждый из них имеет право расторгнуть её до тех пор, пока они не разошлись и находятся вместе. Если один из них предлагает другому условия, и он соглашается на них, после чего они заключают сделку на этих условиях, то сделка считается заключённой. Если они расходятся после заключения сделки и ни один из них не пытается её расторгнуть, то сделка также считается заключённой» (Аль­-Бухари, Муслим); передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Бракосочетание недействительно без опекуна невесты» (Ат­Тирмизи и др.); передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Первым, о чём люди будут спрошены в День воскресения, будет пролитая кровь» (Аль-­Бухари, Муслим).

Сунна подтверждает аяты Корана, разъясняет их, регламентирует правила частных исключений из общих положений Корана, а также устанавливает нормы, не упомянутые в нём.

Правовые нормы шариата выводятся из Корана и Сунны на основе множества правил, связанных с природой арабского языка и логическими инструментами совмещения контекстов текстов первоисточников и их указаний. Эти правила изучаются уникальной шариатской наукой «Усуль аль-­фикх», о которой мы поговорим в одной из следующих статей.

Иджма’ – это единогласное мнение учёных-­муджтахидов, живущих в один период времени, пришедших к согласию в каком­-либо из положений шариата после смерти Пророка (мир ему и благословение Аллаха) (Ас-Суллями, «Усуль аль­фикх», стр. 124).

Иджма’ не устанавливает норм, указаний на которые нет в Коране и Сунне. Она лишь утверждает однозначную правовую трактовку положений этих двух основных источников шариата.

Кияс — это суждение по аналогии положениями, относительно которых такие тексты есть.

Доказательством правомерности использования кияса являются Коран, Сунна и единогласное мнение сподвижников Пророка, которые его практиковали.

Говоря о киясе, учёные выделяют четыре основных пункта (к которым привязывают шариатские условия):

1) асль – положение, с которым проводится аналогия;

2) фар’ – положение, на которое проводится аналогия;

3) хукм – правовая норма первого положения, которая распространяется на второе;

4) ‘илля – общая основа двух положений, связывающая их, являющаяся причиной предписания шариатом данной правовой нормы.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 867 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Человек, которым вам суждено стать – это только тот человек, которым вы сами решите стать. © Ральф Уолдо Эмерсон
==> читать все изречения...

2307 - | 2155 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.