Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Модель мира в философии неопозитивизма




Онтология Коммуникация   Гносеология
Мир   Язык   Знание

 

Для гносеологии позитивистов характерен эмпиризм, основанный на принципах редукционизма (сведения теоретического знания к эмпирическому) и верификации (утверждение, что истинность знания можно доказать путем эмпирической проверки, то есть сведения любого теоретического положения к высказываниям о фактах).

Неопозитивизм, сознательно ограничив круг философских проблем, сконцентрировав все внимание на методологии науки, внес большой вклад в развитие логики, математики, информатики. Лингвистики и других конкретных наук.

 

Экзистенциализм

Экзистенциализм (от existentia - существование) – философия существования – иррационалистическое направление в современной философии. Родиной экзистенциальных идей считается Россия – Федор Достоевский, Лев Шестов, Николай Бердяев. После мировой войны экзистенциализм развивается в Германии – М. Хайдгер, К. Ясперс, М. Бубер; и после Второй Мировой Войны классические формы приобретают в сочинениях французов – Ж.П. Сартр, Г. Марсель. А. Камю.

 

Что отличает философию экзистенциализма?

 

Поворот к человеку.

“Много писали оправданий бога

Но наступает пора писать оправдание человека -

антроподицеею”.

Н. Бердяев

“Главная проблема философии - это проблема

самоубийства”.

А. Камю

“Существование человека - вот первая проблема

философии”

Э. Мунье

Особенность экзистенциального подхода к человеку заключается в том, что изучается не человек вообще (человеческий род), а конкретный единичный живой человек трагичность существования человека в том, что он всегда чем-то поглощался какой-то тотальностью - родом, государством, церковью; в XX веке человек поглощается технической цивилизацией, которая ведет с собой обезличивание связей, мировые формы и катастрофы. Отсюда идея конечности, абсурдности человеческого бытия, его потерянность в этом мире и пессимистическая окраска всей экзистенциальной философии. Например, существом экзистенции называется, рождение, смерть, судьба, любовь, отчаяние, раскаяние, модусами существования: забота, страх, решимость, совесть, вера, ненависть, тоска. Одна из центральных проблем в философии экзистенциализма - проблема жизни и смерти. Угроза смерти, конечности бытия человека заставляют его задуматься о смысле жизни, повернуться от быта, от повседневности к самому бытию, экзистенции.

 

2. Трактовка свободы вытекает из понимания сути человеческого бытия. Свобода это существо экзистенции. Это проявляется в том, что человек сам творит, создает себя. Ж.П. Сартр по этому поводу пишет: “...Человек - существо, которое устремлено к будущему и сознает, что оно проецирует себя в будущее. Человек - это, прежде всего проект, который переживается субъективно, а не мох, не плесень, и не цветная капуста”[110]. У человека существование предшествует сущности; он сначала существует, а потом обретает свою сущность. Но если это так, то человек полностью ответственен за то, что он есть Экзистенциализм, - говорит Сартр, - отдает каждому человеку на владение его бытие и возлагает на него полную ответственность за существование. Человек осужден быть свободным.

 

3. Иррационализм. Иррациональные способы постижения действительности. Существование (экзистенция) - это внутреннее, субъективное бытие человека; оно не поддается рациональному познанию, и единственный способ постигнуть его состоит в том, чтобы его пережить и описать так, как оно открывается в непосредственном переживании внутреннему чувству. Познание как переживание бытия. Отсюда особенности стиля экзистенциалистов: литературно-художественный стиль; роман, эссе, миф. Если неопозитивизм повлиял на развитие науки в XX веке, то экзистенциализм - на искусство (театр, литература), сформулировал оригинальную эстетику экзистенциального искусства, для которого характерен тонкий психологизм. Глубокое проникновение во внутренний мир личности.

 

Индивидуальные задания

 

Характер задания: анализ философского текста. Прочитав предложенный Вам фрагмент текста, ответьте на вопросы:

Какое направление в философии представляет автор?

Какие философские проблемы отражены в тексте?

Как эти проблемы решаются в других философских концепциях?

 

Задание 1.

“На сцене один играет князя, другой советника, третий слугу, солдата, генерала и т.д. но различия эти имеют чисто внешний характер; во внутренней же сущности такого явления у всех скрывается одна и та же сердцевина; бедный актер с его заботой и нуждой. То же самое в жизни. Различия ранга и богатство каждому отводят свою роль, но ей вовсе не соответствует внутренняя разница в счастье и довольстве: и здесь в каждом скрывается тот же бедняк с его нуждой и заботой. Правда, по своему содержанию эти последние у каждого свои, но по форме, то есть по своей истинной сущности, они у всех почти одинаковы, хотя они и различаются в степени, но различие это вовсе не определяется положением и богатством человека, то есть его ролью. Именно: так же все. что для человека существует и случается, непосредственно существует все-таки лишь в его сознании и случается для этого последнего, то наиболее существенное значение имеет природа самого сознания и в большинстве случаев она играет большую роль, чем те образы, которые в нем возникают. Вся роскошь и наслаждения. Отражающиеся в тупом сознании глупца, очень бедны в сравнении с сознанием Сервантеса, когда он писал “Дон-Кихота” в своей печальной тюрьме”.

Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. – М., 1992. – С.263-264.

 

Задание 2.

“Где кончается одиночество, там начинается рынок; а где кончается рынок, там начинается так же шум великих актеров и жужжание ядовитых мух.

В мире лучшие вещи ничего не стоят, раз нет того, кто их впервые представил; этих представителей народ называет великими людьми.

Мало понимает народ великое, то есть творческое. Но он имеет понятие о всех создателях и актерах великих дел.

Мир вертится около изобретателей новых ценностей, невидимо вертится он. Около же актеров кружится народ и слава; в этом заключается “мировое движение”...

Беги, мой друг, в свое уединение, туда, где свежий, здоровый воздух! Не твоя задача быть метелкой для мух.

Так говорил Заратустра”.

Ницше Ф. Собр. Соч. В 2-х т. – М., 1991. – Т.1. – С.41, 43.

 

Задание 3.

Идеал

Тем идеал священен и велик,

Что мы достичь его вершин не в силах,

Но юноша, и дева, и старик

Перестают томиться им... в могилах.

Как радуга сияет идеал...

Мы знаем все, что радуга виднее,

Но идеал так мощно б не блистал,

Когда свои мы поняли стремленья...

Он навсегда, как метеор, угас,

Когда мы б все пришли к его вершине...

И вера в жизнь и свет исчезли б в нас,

И мы все умерли б, тоскуя о святыне.

Ницше Ф. Собр. Соч. В 2-х т. – М., 1991. – Т.1. – С.426.

 

Задание 4.

“Душа человека - своеобразный сплав бога и зверя, арена борьбы двух начал: одно - частичное, ограниченное эгоистическое, а другое - всеобщее, бесконечное и беспристрастное. Конечная жизнь, которая одинакова у человека и у животных, привязана к телу и взирает на мир с позиции “здесь” и “теперь”. Любовь и ненависть, основанные на служении своему “я”, принадлежат конечной жизни. Любовь мужчины и женщины, родителей и детей, пока она не выходит за рамки инстинкта остается животной, она становится бесконечной, когда она преодолевает инстинкт и перестает подчинятся только целям конечного “я”. Ненависть к врагам и любовь к союзникам люди разделяют с другими стадными животными; они считают Вселенную расположенную вокруг одного центра, одного борющегося “я”. Конечная жизнь содержит в себе все, что отделяет нас от других людей и от Вселенной; она порождает мысли и желания, которых не может быть у других, все заблуждения и ошибки, все амбиции, приводящие к вражде”.

Рассел Б. Почему я не христианин. – М., 1987. – С.23-24.

 

Задание 5.

“Не помню, кто-то назвал человека животным, создавшим богов и поклонившимся им. Эта характеристика не лишена известной доли верности и как нельзя более подходит в данном случае. Из простого факта последовательности и сосуществования явлений, полученного путем наблюдения над совокупностью фактов, человек создал судьбу, рок закона, с железной необходимостью правящий в себе прошлое, настоящее и грядущее. Как самоед, вырезав из дерева своими реками идола, делает его богом, приносит ему жертвы и падает перед ним ниц, так же и человек, гипостазируя обычные гипотетическое обобщение, создал из него неумолимого Мойру, в книгах которой написано будущее. Этим мы не хотим сказать, что мы отрицаем причинность и открещиваемся от закона, как черт от ладана: плавать в туманных облаках метафизического детерминализма и абсолютной свободы воли - дело безнадежное... Но мы хотим...”.

Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. – С.515.

 

Задание 6.

“Человек чувствует себя товаром, предназначенным привлекать покупателей на самых благоприятных, дорогих условиях. Человек-товар с надеждой выставляет бирку, пытается выделиться из ассортимента, лежащего на прилавке, он старается быть достойным самого дорогого ценника, но если его не замечают, а других берут, то он может быть обвинен в неполноценности и никчемности. Какими бы высокими не были его человеческие качества... С раннего детства человек узнает, что быть молодым значит пользоваться спросом и что ему тоже придется “выйти” на рынок личностей.

Ничего удивительного, что в этих условиях чувство самоценности человека сильно страдает. Условия для самоуважения - не в его власти. В рыночной ориентации человек теряет тождество с собой, он становится отчужденным от себя”.

Фромм Э. Психоанализ и религия // Сумерки богов. – М., 1989. – С.209-210.

 

Задание 7.

“... Человек - существо, которое устремлено к будущему и сознает, что оно проецирует себя в будущее. Человек - это прежде всего проект, переживается субъективно, а не мох, не плесень и не цветная капуста...

Если существование предшествует сущности то человек ответственен за то, что он есть. Экзистенциализм отдает каждому человеку во владение его бытие и возлагает на него полную ответственность за существование...

Человек - это тревога. Человек ответственный за себя, а значит и за человечество, не может не испытывать тревогу...

Человек осужден быть свободным...

Мы одиноки и нам нет извинений...”

Сартр Ж. П. Экзистенциализм - это гуманизм // Сумерки богов. – М., 1989. – С.323

 

Задание 8.

“Итак, во всех технических прогрессах господствует смысл, который располагает всеми человеческими поступками и поведением, и не человек выдумал или создал этот смысл. Мы не понимаем значения зловещего участия власти атомной техники. Смысл мира техники скрыт от нас. Но давайте же специально обратимся и будем обращены к тому, что этот сокрытый смысл повсюду вас затрагивает в мире техники, тогда мы окажемся внутри области. Которая и прячется от нас, и, прячась, выходит к нам. А то, что показывается и в тоже время уклоняется - разве не это мы называем тайной? Я называю поведение. Благодаря которому мы открываемся для смысла, потаенного в мире техники, открытостью для тайны...”

Если отрешенность от вещей и открытость для тайны пробудятся в нас, то мы выйдем в путь, который ведет нас к новой почве для коренения и стояния. На этой почве творчество может пустить новые корни и принести плоды на века.

Так в другой век и несколько по другому сбываются вновь слова Иогана Петера Гебела:

“Мы растения, которые - хотим ли мы осознать это или нет - должны крепиться в земле, чтобы, поднявшись, цвести в эфире и приносить плоды”.

Хайдгер М. Разговор на проселочной дороге. – М., 1991. – С.110-111.

 

Задание 9.

“Существование человека - не круговорот, просто повторяющийся в поколениях, и не ясное, открывающееся себе существование. человек прорывается через пассивность постоянно вновь возникающих тождественных кругов, и от его активности зависти продолжение движения к незнакомой цели.

Поэтому человек расщеплен в глубине своей сущности. Как бы он не мыслил себя, он противостоит самому себе, он противостоит самому себе и всему остальному. Все вещи он видит в противоречиях.

Каждый раз смысл становится иным. Расщепляется ли он как дух и плоть, как рассудок и чувственность, как душа и тело, как долг и склонность, противопоставляет ли его бытие и его явление, его деятельность и мышление, то, что он делает, и то, что он полагает делать. Решающее в этом - что он все время должен противопоставлять себя себе. Нет человеческого бытия без расщепления. Но он не может на этом остановиться. То, как он себя преодолевает, составляет способ проникновения в себе...”.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1991. – С.387.

 

Задание 10.

“Зрелище - петля, - говорит Гамлет, - чтоб поймать сознанье короля”. Отлично сказано: поймать. Здесь сознание либо стремительно движется, либо замыкается в себе. Его приходится ловить на лету, в тот едва различимый миг, когда оно окидывает самого себя беглым взглядом. Обыкновенный человек не очень-то любит медлить. Напротив, его все торопит. Но, с другой стороны, ничто не занимает его больше, чем он сам, в особенности то, кем он мог бы быть. Отсюда его пристрастие к театру, к зрелищу, где ему предлагается столько судеб, поэзию которых он вбирает в себя, не страдая при этой от заключенной в них горечи. По крайней мере, в таких случаях можно наблюдать бессознательно живущего человека, и то, как он спешит на встречу, невесть какой надежде. Человек абсурда начинается там, где кончается человек. Питающий надежды, где дух. Перестав восхищаться игрой со стороны, хочет сам в нее вступить”.

Камю А. Миф о Сизифе. – М., 1993. – С.517.

 

Задание 11.

“Боги обрекли Сизифа вечно вкатывать на вершину горы огромный камень, откуда он под собственной тяжестью вновь и вновь низвергается обратно к подножию. Боги не без оснований полагали, что нет кары ужаснее, чем нескончаемая работа без пользы и без надежды впереди... можно лишь представить себе предельное напряжение мышц, необходимое, чтобы сдвинуть огромный камень. Покатить его вверх и карабкаться вслед за ним по склону, стократ все, повторяя сызнова; можно представить застывшее в судороге лицо, щеку, прилипшую к камню, плечо, которым подперта глыба. Обмазанную глиной, ногу, поставленную вместо клина, перехватывающие ладони, особенную человеческую уверенность двух рук, испачканных землей. В самом конце долгих усилий, измеряемых пространством без неба над головой и временем без глубины, цель достигнута. И тогда Сизиф видит, как камень за несколько мгновений пролетает расстояние до самого низа, откуда надо снова поднимать его к вершине. Сизиф спускается в долину.

Как раз во время спуска, этой краткой передышки Сизиф меня и занимает. Ведь застывшее от натуги лицо рядом с камнем само по себе уже камень! Я вижу, как этот человек спускается шагом тяжелым, но ровным, навстречу мукам, которым не будет конца. Час, когда можно вздохнуть облегченно и который возобновляется столь же неминуемо, как и само страдание. Есть час просветления ума. В каждое из мгновений после того, как Сизиф покинул вершину и постоянно спускается к обиталищам богов, он возвышается духом над своей судьбой. Он крепче обломка скалы”.

Камю А. Миф о Сизифе. – М., 1993. – С.541-543.


[1] Фейербах Л. Фрагменты и характеристики моей философской биографии Соч., Т. 1. – С. 248.

[2] Трубецкой С.Н. Чему нам надо учиться у материализма // Вопросы по философии 1989. – №5 – С.109.

[3] Гоголь Н.В. Вечера на хуторе близ Диканьки // Собрание сочинений в 8-ми томах – М.: Правда, 1981. – С. 110.

[4] Анимизм (от лат. Anima – дух, душа) одухотворение природы, наделение ее свойствами, присущими человеку.

[5] Фетишизм (от fetiche – идол, талисман) – поклонение материальным предметам, фетишам, которым приписывается сверхъестественные свойства.

[6] Бердяев Н.А. Смысл творчества. – М.: Правда, 1989.- С.269

[7] Там же

[8] Термин «метафизика» в философии употребляется в двух значениях: 1) «метафизика» как синоним «философия». Аристотель все науки делил на две группы: физика – наука о природе; метафизика (над физикой) - наука о человеке; 2) метафизика как противоположный диалектический метод познания.

[9] Соловьев В.С. Исторические дела философии //Вопросы философии - 1988. - №8. – С.125.

[10] Бабушкин В.И. О природе философского знании. - М., Наука, 1978, - С.143-189.

[11] Веды – древнеиндийский памятник литературы, сборник текстов, созданных с середины II-го тысячелетия до н.э. по VI в. до н.э.; в них сформулированы понятия, составляющие основу индийского религиозного и философского мировоззрения; брахман и Атман, Рита, сатья, драхма, карма, мокша, бхава и абхава, майя, авидья.

[12] См.: Соловьев В.С. Исторические дела философии // Вопросы философии. – 1988. – №8. – С.119–125

[13] Здесь и далее цит. По: Рогальская П. Основы буддизма // АУМ. Синтез мистических учений Запада и Востока. – №4. – 1990. – С.286-306.

[14] Источник: АУМ. Синтез мистических учений Запада и Востока. – №4. – 1990. – С.286-306.

[15] Цит. по: Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. – М.: ИПЛ, 1991. – С.23.

[16] Подробнее см.: Маслов А.А. Традиции духовного и физического воспитания Китая. – М.: Молодая гвардия, 1990. – 78 с.

[17] Цит. по Человек. – М.: ИПЛ, 1991. – С.23.

[18] Цит. по Человек. – М.: ИПЛ, 1991. – С.23.

[19] Цит. по Лосев А.Ф.. Страсть к диалектике. – М.: Советский писатель, 1990. – С.57-58.

[20] Платон. Сочинения. – М., 1971. – т.3 – ч.1. – С.539.

[21] Гераклит // Антология мировой философии. – Киев: УМК ВО, 1991. – т.1 – ч.1 – С. 55.

[22] Герцен А.И. Письма об изучении природы // Сочинения в 2-х томах. – М.: Мысль, 1985. – т.1. – С.287.

[23] Телеология – учение об объективной целесообразности.

[24] Источник: Платон. Диалоги. – М.: Мысль, 1986 – 607 с.

[25] Позже, в эпоху Возрождения и Просвещения термин «схоластика» приобрел негативный смысл и стал означать бесплодное и бессодержательное умствование, пустую словесную игру.

[26] Аверроизм – философское учение, восходящее к идеям арабского философа Ибн Рушда (Аверроэс), материалистическая трактовка учения Аристотеля, утверждается вечность материи и движения, бог рассматривается лишь в качестве первопричины сущего. Рассматривая душу как форму материи, аверроисты отрицали бессмертие индивидуальной души, призывая единство и вечность мирового разума.

[27] Здесь Арабская философия понимается как арабоязычная, включающая в себя все страны, бывшие под влиянием Арабского Халифата.

[28] Фома Аквинский Сумма теологии // Антология мировой философии – М.:, 1969. - Т.1 - Ч.2 - С. 841

[29] Цит. по Боргош Ю. Фома Аквинский – М.: Мысль, 1975. – С.73.

[30] Цит. по Боргош Ю. Фома Аквинский. – М.: Мысль, - С.75.

[31] Там же. – С.43.

[32] Бердяев Н.А. Человек и машина (Проблема социологии и метафизики техники) // Вопросы философии. – 1989. – №2. – С.159.

[33] Михаил Пселл. О душе и уме // Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. – М.: ИПЛ, 1991. – С.149.

[34] Библия. Бытие 3; 5

[35] Библия. Второзаконие, 29; 19

[36] Эсхатология – религиозное учение о конечных судьбах мира и человека.

[37] Здесь «Источник» будет употребляться в двух значениях: как исторические, общекультурные причины возникновения отечественной философии и как древние философские тексты, служащие нам первоисточником в изучении философии.

[38] См.: например: Введение в философию – М.: ИПЛ, 1989. – Ч.1. – С. 192-223.

[39] Там же: С. 212.

[40] См.: Костомаров М. Книга буття українського народу // Кирило-Мефодіївське товариство: В 3 т. К., 1990. – Т.1. – С. 162-169.

[41] Россия: Энциклопедический словарь. – Л.: Лениздат, 1991. – С.833. (словарь составлен на основе материалов Энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона – тт. 5, 4, 55).

[42] Лосев А. Ф. Страсть к диалектике. – М.: Советский писатель, 1991. – С.74.

[43] Костомаров М.І. Слов’янська міфологія. – Київ: Либідь, 1994. – С.201.

[44] Илларион, митрополит Киевский. Слово о законе и благодати // Златоструй. – М., 1990. – С.113-114.

[45] Синкретизм – слитность, нерасчлененность, характеризующая первоначальное, неразвитое состояние.

[46] Апокрифы – произведения, написанные на сюжеты Ветхого и Нового заветов, но не вошедшие в канонический текст Библии, признанные официальной церковью “ложными” и запрещенными для чтения.

[47] Кирилл Туровский. Притча о человеческой душе и о теле // Златоструй. – М., 1990. – С.193-194.

[48] Речь философа // Повесть временных лет // Златоструй. – М., 1980. – С.62-63.

[49] Туровский К. Слово о расслабленном // Златоструй. – М., 1980. – С.211.

[50] Туровский К. Притча о человеческой душе и о теле // Златоструй. – М., 1980. – С.199.

[51] Владимир Мономах. Поучение // Златоструй – М., 1980. – С.165.

[52] Пико делла Мирандола. Речь о достоинстве человека // Эстетика Ренессанса: Антология в 2 т. – М:., 1981. – Т.1. – С.249.

[53] Монтень. Опыты. – М.: Правда, 1991. – С.61.

[54] Энгельс Ф. Диалектика природа. Введение // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. – Т.20. – С.346-347.

[55] См.: Там же. – С.346-347.

[56] Леонардо да Винчи. Избранные естественно-научные произведения. – М., 1955. – С.23.

[57] Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.. 2-е изд. – Т.20 – С.347.

[58] Гелиоцентризм (греч. hlvz – солнце) – солнце в центре системе планет.

[59] Кампанелла Т. Город Солнца // Утопический социализм. Хрестоматия. – М.: ИПЛ, 1982. – С.83-84.

[60] Лосев А.Ф. Страсть к диалектике. – М., 1990. – С. 75-76.

[61] Бэкон Ф. Новый Органон// Антология мировой философии. – Киев, 1991. – Т.1. – Ч.2. – С. 9-11.

[62] Декарт Р. Рассуждение о методе // Антология мировой философии. – Киев, 1991. – Т.1. – Ч.2. – С. 78.

[63] Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. – Т.20. – С.349.

[64] Спиноза Б. Избр. произв. в 2-х т. – М., 1957. – Т.1. – С.384.

[65] Гольбах П. Избр. Произв. в 2-х т. – М., 1963. – Т.1. – С.492.

[66] Гольбах П. Система природы // Избр. Произв. – М., 1963. – Т.1. – С.57.

[67] Гольбах П. Система природы // Избр. Произв. – М., 1963. – Т.1. – С..112.

[68] Ламетри Ж.О. Человек-машина // Сочинения. – М., Мысль, 1983. – С.183, 221.

[69] Горький М. – // Полн. собр. соч. – Т.7. – С.364.

[70] См. Біднов В. Школа й освіта на Україні // Українська культура: Лекції за редакцією Дмитра Антоновича. з К.: Либідь, 1993. – С. 50-59.

[71] Українська культура. – К.: Либідь. 1993. – С. 55-56.

[72] Цит. по: Українська культура. – Київ, Либідь, 1993. – С.171.

[73] Сковорода Г. Твори в двох томах. – Київ, 1961. – Т.1. – С.536.

[74] Сковорода Г. Твори в двох томах. – Київ, 1961. – Т.1. – С.16.

[75] Сковорода Г. Разговор пяти путников о истинном щастіи в жизни // Антология мировой философии. – К.: УМК ВО, 1991. – Т.1., ч.2 – С.262.

[76] Цит. по: Українська культура. – Київ: Либідь, 1993. – С.174.

[77] Сковорода Г.С. Наркисс // Твори в 2-х т. – К., 1961. – С.41.

[78] Сковорода Г.С. Разговор пяти путников о истинном щастіи в жизни // Антология мировой философии. – К.: УМК ВО, 1991. – Т.1., ч.2 – С.262.

[79] Трансцендентальное (от лат. Truscendens - перешагивающий, выходящий за пределы) – то, что находится за пределами эмпирического бытия; у Канта – за пределами опыта.

[80] Кант И. Сочинения в 6-ти томах. – М.: 1963-1966. – Т.3. – С.591.

[81] См.: Нарский Н. С. Западно-европейская философия XIX века. – М., Высшая школа, 1976. – С.61.

[82] Антиномия – сочетание обоюдно противоречащих высказываний о предмете, допускающих одинаково убедительное логическое обоснование.

[83] См.: Кант И. Критика чистого разума // Антология мировой философии. – К., 1992. – Т.1. – Ч.3. – С.13.

[84] Кант И. Критика практического разума // Соч. в 6-ти томах. – М., 1963-1966. – Т.4. – Ч.1. – С.279.

[85] Гегель Г.В. Сочинения в 14-ти томах. – М., - Л., 1929-1959. – т.VIII. – С.414.

[86] Гегель Г.В. Сочинения в 14-ти томах. – М., – Л., 1929-1959. – т.VIII. – С.414.

[87] Фейербах Л. Избран. филос. произв. в 2-х т. – М., 1955. – т.1. – С.202.

[88] Там же. – Т.II. – С.713.

* Так обозначены работы, написанные совместно с Ф.Энгельсом.

[89] Отчуждение – превращение деятельности человека и ее результатов в самостоятельную силу, господствующую над человеком и враждебную ему.

[90] Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. – Т.3. – С. 4.

[91] Плеханов Г.В. Избр. филос. произв. в 5-ти т. – М., 1957. – Т. II. – С.332.

[92] Плеханов Г.В. Избр. филос. произв. в 5-ти т. – М., 1957. – Т. II. – С.333.

[93] Плеханов Г.В. Избр. филос. произв. в 5-ти т. – М., 1957. – Т. II. – С.216.

[94] Ленин В.И. Полн. собр. соч. – Т.42. – С.290.

[95] Кирилло-Мефодиевское братство – тайное общество, созданное в 1845 году с целью создания федерации свободных славянских республик; в 1847 году по доносу члены общества были арестованы и высланы, среди них: Н. Костомаров, П. Кулиш, Т. Шевченко.

[96] Костомаров М.І. Закон Божий (Книга буття українського народу). – К.: Либідь, 1991. – С.22.

[97] Потебня А. А. Слово и миф. - М.: Правда, 1989. - С.180-181.

[98] Цит. по кн.: Очерки по истории философской и общественно-политической мысли народов СССР в 2-х томах – М., 1956. – Т.11. – С.602.

[99] Цит. по кн.: Очерки по истории философской и общественно-политической мысли народов СССР в 2-х томах – М., 1956. – Т.11. – С.605.

[100] Франко И. Избр. соч. – Т.1. – С.367.

[101] Франко І. Твори. – Т. 13. – С.324-325.

[102] Франко И. Избр. соч. – М., 1948-1951. – Т.1. – С.145.

[103] Франко І. Зібр. творів: 50 т. – К., 1988. – Т.45. – С.40.

[104] Юркевич П.Д. Из науки о человеческом духе // Философские произведения. – М., Правда, 1990. – С.181.

[105] Цит. по Г. Шад. Философское наследие П.Д. Юркевича // Юркевич П.Д. Философские произведения. – М., 1990. – С.585.

[106] Юркевич П.Д. Философские произведения. – М., 1990. – С.634.

[107] Юркевич П.Д. Философские произведения. – М., 1990. – С.636.

[108] Юркевич П. Д. Философские произведения. – С., 1990. – С.637-638.

[109] Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. – М., 1958. – С.44.

[110] Сартр Ж.П. Экзистенциализм – это гуманизм // Сумерки богов. – М., 1989. – С.323.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 976 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студенческая общага - это место, где меня научили готовить 20 блюд из макарон и 40 из доширака. А майонез - это вообще десерт. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2372 - | 2320 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.