Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Матрица линейного оператора, строение матрицы.




Покажем, что образы базисных векторов должны быть расположены в столбцах матрицы, что именно при таком строении матрицы умножение её на вектор-столбец будет задано корректно, то есть оно будет действительно отображать базисные векторы в их образы.

Пусть в нашем примере базисные векторы (1,0) и (0,1) переходят в (1,3) и (2,4). Построим матрицу, где это - столбцы, и умножим её на (1,0) и (0,1) поочерёдно:

Умножим на : ,

на : .

Обнаружили, что базисные векторы при умножении на квадратную матрицу отобажаются именно в такие векторы, координаты которых записаны в 1 и 2 столбце матрицы!

Строение матрицы оператора: столбцы есть образы базисных векторов при данном отображении, то есть столбец номер матрицы оператора содержит вектор .

Итак, если задан какой-либо закон, по которому отображаются векторы, то чтобы задать матрицу оператора, надо найти, куда отображаются базисные векторы. Для примера, найдём матрицу оператора поворота на 90 градусов.

, . Запишем в 1-й и 2-й столбец эти образы: .

Действие оператора на любой вектор задаётся матрицей так:

- любой вектор поворачивается на 90 градусов.

Поворот на произвольный угол:

 

Расстояния r1 и r2 здесь равны и . Красным показаны образы базисных векторов. Получаем матрицу .

При как раз и получится . А вот при матрица будет иметь вид , и действительно, умножение на такую матрицу переводит любой вектор в , а при повороте на каждый вектор как раз и должен повернуться и стать противоположным исходному.

 

Как построить матрицу по общему виду функции, например

Отобразим базис: , .

Запишем в столбцы: .

Образ произвольного вектора как раз и получается таким, как требуется в изначальной формуле:

 

Оператор проекции на ось Ох.

Базисный вектор (1,0) остаётся на своём месте, а (0,1) отображается в (0,0). Проекции на ось х соответствует матрица .

 

* Свойство: L(0)=0. Действительно, пусть 0 вектор задан в виде . Тогда: .

Получается, что только растяжение и поворот и их комбинации есть линейные отображения, а параллельный перенос (сдвиг) не входит в это понятие, ведь он не сохраняет 0-вектор на своём месте. Среди отображений 1-мерного пространства получается, что линейным отображением является лишь y=kx, но не y=kx+b.

k(x+y)= k(x) + k(y), но для y=kx+b сумму так раскрыть уже нельзя, потому что k(x+y) +b = k(x) + k(y) +b, а не (k(x) +b) + (k(y) +b).

 

Тождественный оператор I.

Линейный оператор, который отображает каждый вектор в исходный, называется тождественным. I(x)=x. Ему соответствует матрица Е.

 

Композиция операторов. Если последовательно действуют два линейных оператора: то итоговое отображение называется композицией двух операторов. Соответственно, с помозью матриц это задаётся так: , что равно , так что композиции операторов соответствует произведение матриц.

 

Обратный оператор. Если для линейного оператора L существует линейный оператор, который каждый вектор отображает обратно в x, то L называется обратимым, а этот второй оператор - обратным для L.

.

Примеры: поворот на угол - обратимый, проекция - необратимый линейный оператор.

При последовательном действии двух этих операторов получается тождественный:

Обратному оператору соответствует обратная матрица.

Лемма. Линейный оператор является обратимым .

 

Собственные векторы.

Определение. Если для ненулевого вектора выполняется , то называется собственным числом, а вектор называется собственным вектором, соответствующим этому собственному числу.

Замечания.

* Геометрически это означает, что при действии отображения вектор остаётся на той же самой прямой.

* Для нулевого вектора рассматривать это понятие нет смысла, ведь для любого числа .

Не для каждого оператора существуют собственные векторы.

Примеры. При повороте плоскости на произвольный угол, ни один вектор не остаётся на той же самой прямой. Однако в случае поворота на 0 и 180 градусов, все векторы остаются на своих прямых, для поворота на 0 градусов (это тождественное оторажение), для поворота на 1800, так как все векторы переходят в противоположные.

Вращение в пространстве: все векторы на оси вращения - собственные, соответствуют .

Если растяжение по оси x с коэффициентом 2, а по оси y с коэффициентом 3, то векторы, не лежащие на осях, немного поворачиваются, не являются собственными.

 

Теорема 1. Линейная комбинация собственных векторов, соответствующих одному и тому же числу , тоже является собственным вектором, соответствующим тому же .

Доказательство. Дано , . Тогда = .

Итак, для линейной комбинации, действие оператора тоже равносильно умножению на , что и требовалось доказать.

* Важные следствия: Если какой-то вектор на прямой является собственным, то и любой другой вектор на этой же прямой является собственным, так как он кратен первом у вектору, то есть является его линейной комбинацией.

Если растяжение в плоскости на один и тот же коэффициент по двум осям, то и все векторы плоскости - собственные векторы.

 

Теорема 2. Любые два собственных вектора, соответствующих различным собственным числам, образуют линейно-независимую систему.

Доказательство. Дано , . Допустим, что они были бы линейно-зависимы, то есть предположим .

Можно сначала отобразить линейным оператором, а потом представить в виде , а можно наоборот, сначала выразить через , а потом применить отображение:

тогда , то есть . Но вектор ненулевой, коэффициент тоже. Тогда , то есть , а это противоречит условию теоремы. Итак, предположение ложно, векторы не могут быть линейно-зависимы. Что и требовалось доказать.

 

Вывод: Вся прямая состоит из собственных векторов, соответствующих одному и тому же , там не может быть векторов, соответствующих другим числам, а также векторов, не являющихся собственными.

 

Теорема 3. О собственных векторах обратного оператора.

Если является собственным вектором линейного оператора , соответствующим , то он также является собственным и для обратного оператора , и соответствует числу .

Доказательство. Если , то по определению обратного оператора . Но тогда вынесем константу:

а значит, .

 

Введём такие понятия:

Характеристическая матрица .

Характеристическое уравнение: (вычислить определитель хар. матрицы и приравнять к 0).

 

Теорема 4. Число является собственным для линейного оператора, заданного матрицей , тогда и только тогда, когда .

Доказательство. Покажем для матрицы 2 порядка. Запишем подробно выражение :

, тогда

Это кажется похоже не неодородную, но на самом деле это однородная система, так как справа не константы, а выражения с теми же переменными, что и слева, то есть их можно перенести все в одну сторону, и справа останутся 0, вот что получилось:

Если основная матрица такой системы невырождена, то решение только тривиальное (так как ранг равен числу переменных, и нет свободных переменных), а если вырождена, то нетривиальные решения есть.

Итак, решение существует , это и есть , так как это определитель матрицы .

Что и требовалось доказать.

 

* Рассмотрим случай . Прямая, состоящая из собственных векторов, соответствующих , называется ядром оператора. .

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1848 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Свобода ничего не стоит, если она не включает в себя свободу ошибаться. © Махатма Ганди
==> читать все изречения...

2338 - | 2092 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.