Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Романтизм как ведущее художественное направление в литературе 1800 - 1820-х гг.




 

«Романтизм, – как домовой: многие верят ему; есть убеждение, что он существует, но где его приметы, как обозначить его, как наткнуть на него палец?» – писал П.А. Вяземский В.А. Жуковскому 23 декабря 1824 г., т.е. в самый разгар нового литературного движения. Литературная критика того времени, литературные журналы, частная переписка писателей - все полны споров об идейном и художественном содержании этого понятия. Романтизм вторгся в русскую литературу в 1806 г. с появлением элегии Жуковского «Вечер»; опубликованная же в 1809 г. баллада Жуковского «Людмила» окончательно утвердила новое направление в русской литературе начала XIX в. В данном случае русской литературе не пришлось догонять западноевропейскую: переводы и оригиналы новинок мировой романтической литературы (Г. Бюргера и Т. Грея, Ш. Нодье и В. Ирвинга; позже – Дж. Байрона, В. Скотта, Э.Т.А. Гофмана и др.) шло параллельно формированию романтической поэзии и прозы в русской литературе. В 1820-ых гг. русская литература практически догнала западноевропейскую, а с 1825 г. опыт зарубежного романтизма стал уже критически осмысливаться русскими писателями. Эволюция отношения Пушкина к творчеству Байрона очень показательна.

Романтизм вырос на почве сентиментального направления. Романтики провозгласили безусловной ценностью внутренний мир личности и в этом отношении они выступают прямыми наследниками сентименталистов.

Однако романтическая концепция человеческого характера, в отличие от сентиментализма, предельно субъективна. Романтизм, по словам И.С. Тургенева, – это «апофеоза личности», защита ее прав, утверждение абсолютной свободы человеческой индивидуальности. Личность у романтиков стоит в центре мироздания и, как правило, находится в неразрешимом конфликте с окружающим ее миром (не только социальным миром, но и миром космоса - с мирозданием в целом). Разлад между идеалом и действительностью принимает в романтизме особую остроту и напряженность. Отсюда характерное для романтических произведений двоемирие: пошлое, обыденное здесь - и чудесное, непостижимое там. При этом в творчестве одних романтиков может возобладать мысль о господстве каких-то непостижимых, загадочных сил, вынуждающих личность смириться перед судьбой; у других - лирический герой готов бросить вызов этим силам, померяться с ними - даже ценой собственной гибели (Байрон, Лермонтов). Лирический герой в произведениях романтического направления всегда выступает alter ego («вторым Я») автора, его двойником. Основному положению эстетики классицизма - «подражание природе» - романтики противопоставили творческую активность художника с его правом на преображение реального мира. Художник творит свой собственный мир, более прекрасный и истинный, а потому и более реальный, нежели окружающая его внешняя объективная реальность. Именно искусство, художественное творчество, с точки зрения романтиков, способно понять подлинную сущность и глубокий, таинственный смысл мироздания. Романтики защищали творческую свободу художника и отвергали рационалистическую эстетику классицизма с его установкой на нормативность. Оценивая повседневную жизнь современной цивилизации как бездуховную и прозаическую, романтики стремились ко всему необычайному. Они обращались к фантастике, народным преданиям, минувшим историческим эпохам. Романтики не только открыли неповторимое своеобразие, исключительность человеческой индивидуальности, но и неповторимое своеобразие национального мира разных народов, своеобразие разных исторических эпох. Они впервые в истории литературы выдвинули требования историзма и народности искусства (народность и историзм понимались в начале как верное воссоздание колорита места и времени).

Своеобразие романтизма в России связано как с общественно-идеологической атмосферой русской жизни 1-ой половины XIX в., так и с особенностями развития литературы как художественного явления.

Русский романтизм в начале своего формирования более связан с предшествующими ему стилистическими традициями литературы Просвещения, сентиментализма и даже классицизма (в творчестве декабристов). Хронологические рамки романтизма можно приблизительно ограничить 1806-1845 гг. Существенной гранью в истории русского романтизма является 1825 г. Романтизму 1820-х гг., возникшему в условиях роста национального сознания после Отечественной войны 1812 г. и формирования дворянской революционности, в целом чужды ирония и пессимистические мотивы «байронического» характера - со стороны декабристов подобные настроения подвергались суровой критике. Кризис дворянской революционности создал почву для появления в России романтизма, типологически близкого к романтизму Байрона. С этим течением связано творчество Пушкина периода «южных поэм», а позднее - поэзия А. Полежаева, позднего Е. Баратынского, Лермонтова. В целом же внутри русского романтизма можно выделить несколько течений: созерцательно-психологическое (Жуковский, Батюшков); гражданское (декабристы, отчасти ранний Пушкин); «байроническое»; наконец, философское (творчество кружка поэтов-»любомудров» 1830-х годов (Д.В. Веневитинов, С.П. Шевырев, А.С. Хомяков), поэзия позднего Баратынского, Тютчева.

Романтизм 1820-х годов вызвал к жизни расцвет поэтических жанров. Особое значение для становления романтической поэтики приобрели лирические жанры элегии и баллады; позднее - жанр лирической и лиро-эпических поэм, восходящих к «восточным» поэмам Байрона. Поэма сыграла значительную роль в становлении романтической прозы (повести, исторического романа). В русле романтического движения решался вопрос о создании большой эпической формы - оригинального русского романа. Особое значение здесь имела тенденция к циклизации романтических повестей и рассказов (т.е. объединение внешне самостоятельных произведений в единое целое). Этой тенденции обязаны своим появлением «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя и «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 698 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент всегда отчаянный романтик! Хоть может сдать на двойку романтизм. © Эдуард А. Асадов
==> читать все изречения...

2481 - | 2215 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.