Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕерсонажи темного текста простой герой




*j

 ак правило, положительный герой "темного" текста Ч это ѕ–ќ—“ќ» человек, который хорошо знает свое дело, а еще лучше делает свое дело. ќн нормальный, естественный человек, с простыми желани€ми и устремлени€ми. ќн звезд с неба не хватает, "академии не кончал", но при этом он не глупый', когда надо, он может пон€ть, а самое главное Ч сделать. Ётот простой человек работает, как правило, своими руками в большей степени, чем головой, он зан€т ежедневным физическим трудом, что подчеркивает его простоту и естественность, его негероизм.

„исто герой "темного" текста бывает маленького роста (или ниже других персонажей). Ёто своего рода "психологический комплекс" главного геро€, который хочет все врем€ вырасти, стать большим и взрослым. ѕри этом он страшно не любит, когда с ним обращаютс€ как с маленьким, не про€вл€ют к нему должного уважени€, не считаютс€ с его человеческим достоинством.


¬от как, например, характеризуетс€ героин€ повести Ѕ.Ћавренева "—орок первый" ћари€ Ѕасова Ч ћарютка:

" ругла€ рыбачь€ сирота ћарютка, из рыбачьего поселка... — семилетнего возраста двенадцать годов просидела верхом на скамье, вспарыва€ серебр€но-скользкие сельд€ные брюха. ј когда объ€вили набор добровольцев в  расную гвардию, встала и пошла записыватьс€ в красные гвардейцы. —перва выгнали, после, вид€ неотступно ход€щей каждый день, погоготали и прин€ли красногвардейкой.

ћарютка Ч тоненька€ тростиночка прибрежна€.... √лавное в жизни ћарюткиной Ч мечтание. ќчень мечтать склонна и еще любит выводить косо клон€щимис€ в падучей (sic! Ч ¬.Ѕ.) буквами стихи.

Ќесла стихи в редакцию... (¬ редакции стихи читали Ч ¬. Ѕ.) и рот (секретар€ Ч ¬. Ѕ.) расползалс€ от несдерживаемого гогота, и сотрудники (тоже Ч ¬. Ѕ.)... катались по подоконникам.

—тихи ћарютке не удавались, но из винтовки в цель садила с замечательной меткостью."

 ак известно, благодар€ своему умению стрел€ть она и убила своего возлюбленного Ч гвардии поручика √оворуху-ќтрока.

¬ сказке дл€ детей –. иплинга "—лоненок" рассказываетс€ о маленьком слоненке, который был необычайно любознателен и приставал ко всем с вопросами. ¬ частности, его интересовал вопрос о том, что ед€т на обед крокодилы. ¬место ответа на этот вопрос, он посто€нно получает колотушки. ѕопав с помощью птицы  олоколе в то место, где живут крокодилы, слоненок не узнает крокодила, цветом и формой похожего на бревно, и задает ему свой обычный вопрос. » здесь вместо ответа (коммуникативный провал, также частый в "темных" текстах) крокодил хватает слоненка за нос и пытаетс€ втащить его в воду. —лоненок отча€нно упираетс€. ќбрет€ таким образом хобот, слоненок расправл€етс€ со своими обидчиками:

"» так разошелс€ этот сердитый слоненок, что отколотил всех до одного своих милых родных. ќн выдернул из хвоста у долгов€зой тетки —траусихи чуть не все ее перь€, он ухватил длинноногого д€дю ∆ирафа за заднюю ногу и поволок его по колючим терновым кустам; он

разбудил громким криком свою толстую тетку Ѕегемотиху, когда она спала после обеда, и стал пускать ей пр€мо в ухо пузыри, но никому не позвол€л обижать птичку  оло-коло ".

“ем самым, простой герой, испытавший унижени€, готов мстить тем, кто его унижал. ќтметим в этой св€зи, что именно по такой модели построено множество сценариев попул€рных кинобоевиков.

, 1ћ Ћ(ƒостаточно часто целью такой борьбы €вл€етс€ стремление

_.Ђл...ї Х 1н ч уничтожить врага. ’арактерно, что модель борьбы реализуетс€ тут иначе, чем в "активных" текстах, более жестко: 'боротьс€ против сильного надо с помощью обмана, хитрости и жестокости'.

¬ качестве примера приведем эпизод из романа ¬.ƒудинцева "Ѕелые одежды", когда один из персонажей (академик —ветозар јлексеевич ѕосошников) советует главному герою (‘едору »вановичу ƒежкину), как боротьс€ с врагом Ч академиком  ась€ном:

" ась€н... ночью нападает.  акую дилемму он ставит'.' —давай научные позиции.  апитулируй на милость сатаны. »ли Ч бери в руки его же оружие и падай, как будто убит, притворись. » когда рогатый, приученный к нашей искренности, подойдет, чтоб пописать на теб€, пнуть ногой, восторжествовать Ч поражай его в пах. » если есть возможность повторить выпад Ч повтори".

≈сли в "активных" текстах борьба идет за истину высшего, так сказать, пор€дка, то "в темных" текстах борьба св€зана преимущественно с экзистенциальной истиной, сущностно физиологической.


ќѕј—Ќџ… ”ћЌ» 

ѕростой герой не любит, когда над ним смеютс€, когда ему в лицо ухмыл€ютс€.  то же этот человек, который смеетс€ и тем самым издеваетс€ над ним?  то этот отрицательный герой? ѕротивник простого и маленького геро€ большого роста, иногда даже великан, верзила, громила. Ќо самое опасное состоит в том, что он наблюдает за простым героем, что-то знает такое, чего не знает простой герой, что-то хочет пон€ть, но не дл€ того, чтобы принести пользу, а дл€ того, чтобы причинить зло человечеству и главному герою в том числе.

ќппозици€ 'простой'- 'чужой и опасный враг' играет в "простых" текстах существенную роль. ¬ них очень подробно, даже с некоторым смакованием, рассказываетс€, как 'враг' замышл€ет недоброе дело, как он готовитс€ к нему и как нападает на положительного геро€. —кладываетс€ впечатление, что автор не разоблачает зло, а смакует его, любуетс€ им, хот€ и описывает отрицательного геро€ как 'жестокого'. —ам же положительный герой тоже нередко прибегает (по логике автора, вынужден прибегнуть) к жестокости. ¬есь мир враждебен герою "темного" текста, и он отвечает враждебностью.

¬от, например, что утверждает один из персонажей рассказа –.Ѕредбери "«десь могут водитьс€ тигры". Ётот научно-фантастический рассказ начинаетс€ со слов главного геро€:

Ч Ќадо бить планету ее оружием, Ч сказал „аттертон. Ч —тупите на нее, распорите ей брюхо, отравите животных. «апрудите реки, стерилизуйте воздух, протараньте ее, поработайте как следует киркой, заберите руды и пошлите ко всем черт€м, как только получите все, что хотели получить. Ќе то планета жестоко отомстит вам. ѕланетам довер€ть нельз€. ¬се они разные, но все враждебны нам и готовы причинить вред, особенно така€ отдаленна€, как эта, Ч в миллиарде километров от всего на свете. ѕоэтому нападайте первыми, сдирайте с нее шкуру, выгребайте минералы и удирайте живее, пока эта ока€нна€ планета не взорвалась вам пр€мо в лицо. ¬от как надо обращатьс€ с ними."

“ем самым отрицательный персонаж, (в данном случае это планета) вызывает аналогичное злобное отношение у положительного персонажа. ќднако при этом, по логике автора, положительный персонаж не превращаетс€ в отрицательный.

ќтрицательный герой "темного" текста Ч 'умник', который замышл€ет злое дело, его ум злой, недобрый, коварный. ≈го ум порой приносит ему самому же несчастье: этот "умник" (именно в кавычках) нередко погибает от своего изобретени€ первым.

ќчень часто в "темных" текстах угроза исходит от "мань€ков, совершивших страшное научное открытие, гроз€щее уничтожением планеты, полным истреблением людей" (ѕарнов 1978). ¬ научной фантастике большое распространение получила тема "mad scientist" Чтема сумасшедшего ученого. ћожно назвать немало произведений на эту тему, где фигурирует

ученый, осуществивший или намеревающийс€ провести антигуманный эксперимент.

 ак считаетс€, первым произведением на эту тему был роман ћ.Ўелли "‘ранкенштейн, или современный ѕрометей". ¬ нем идет речь о высоком человеке-роботе, созданным ученым из трупа и вышедшим из-под его контрол€ (он убегает от своего создател€ и делаетс€ врагом и убийцей людей).

  "темным" следует отнести и текст о необыкновенном и гибельном эксперименте √риффина Ч геро€ произведени€ √.”эллса "„еловек-невидимка". √риффин ищет средство, которое делало бы невидимой органическую ткань. ќн проводит эксперимент на самом себе и делаетс€ невидимым, но увы! он не может вновь стать видимым Ч и это обсто€тельство озлобл€ет его и делает "злым гением". ќн крушит все вокруг и становитс€ убийцей.

ѕохож на „еловека-невидимку и инженер ѕетр ѕетрович √арин, создавший смертоносное оружие (ј.“олстой "√иперболоид инженера √арина). √арин тоже зол на весь мир,


он грозитс€ его уничтожить или стать диктатором «емного шара. » лишь всеобщее восстание предотвращает гибель «емли.

»так, отрицательный герой "темного" текста Ч человек, который замышл€ет злое дело, его ум злой, коварный. Ёто именно умник, профессор, названный так со злой усмешкой. ќтрицательному персонажу в "темном" ("простом") тексте как бы приписываетс€ предикат 'сложный', который имеет следующее значение: очень умный, заумный, много знающий, наблюдающий, злой. «нани€ этого врага Ч это вредные знани€, позвол€ющие ему делать его дела-делишки.

ѕриведем пример, иллюстрирующий такой тип взаимоотношений.

“оварищи ученые, доценты с кандидатами!

«амучились вы с иксами, запутались в нул€х.

—идите разлагаете молекулы на атомы.

«абыв, что разлагаетс€ картофель на пол€х.

“оварищи ученые, кончайте поножовщину.

Ѕросайте ваши опыты, гидрит и ангидрит:

—адитес€ в полуторки, вал€йте к нам к “амбовщину.

ј гамма-излучение денек повременит....

“оварищи ученые, не сумлевайтесь. милые:

 оль что у вас не ладитс€. Ч ну там, не тот эффект.

ћы мигом к вам за€вимс€ с лопатами и вилами.

ƒенечек покумекаем Ч и выправим дефект!

(¬л.¬ысоцкий "“оварищи ученые").

»роническое отношение к отрицательному герою про€вл€етс€ в обзывании его умником, профессором (¬.“ельпугов "ѕарашютисты"), беззлобным подшучиванием. Ќо гораздо чаще встречаетс€ злобное отношение.

Ёто св€зано с тем, что положительному герою "темного" текста непон€тны эти идеи, он ненавидит их и ненавидит того, кто их выражает. Ёта своего рода психологическа€ несовместимость вызывает борьбу "темного" геро€ со "сложным", а смысл этой борьбы состоит в том, чтобы доказать, что умные теории вредны.

¬от как эта мысль звучит у  онан ƒоила: "ќх, сколько зла на свете, и хуже всего, когда злые дела совершает умный человек!..", Ч говорит писатель устами Ўерлока ’олмса в рассказе "ѕестра€ лента". »ли, описыва€ своего главного врага Ч высокого (sic! Ч ¬. Ѕ.) и тощего профессора (sic! Ч ¬. Ѕ.) ћориарти, он дает ему убийственную характеристику (рассказ называетс€ "ѕоследнее дело ’олмса").

"” него наследственна€ склонность к жестокости. » его необыкновенный ум не только не

умер€ет, на даже усиливает эту склонность и делает ее еще более опасной... ќн организатор половины всех злоде€нии и почти всех нераскрытых преступлении в нашем городе. Ёто гений, философ, это человек, умеющий мыслить абстрактно. (¬спомним об умении ’олмса обращать внимание именно на мелочи Ч ¬.Ѕ.). ” него первоклассный ум. ќн сидит неподвижно, словно паук в центре своей паутины, но у этой паутины тыс€чи нитей, и он улавливает вибрацию каждой из них. —ам он действует редко. ќн только составл€ет план. ѕрофессор хитро замаскирован и великолепно защищен". “ак описываетс€ опасный враг знаменитого сыщика Ч скромный учитель математики.

≈сли отрицательный герой Ч это враг, солдат вражеской армии, представитель банды, нарушитель границы, то отношение к нему очень злобное. “акого рода отрицательные персонажи описываютс€ как люди, которые много знают и в силу этого убеждены в своей победе. ѕоэтому задача положительного геро€ состоит не только н борьбе с ними, но и в


раскрытии нечеловеческих замыслов врагов, которые оказываютс€ извергами, изуверами. ¬ этом случае борьба может идти не на жизнь, а на смерть.

ѕриведем пример такой "злобной" характеристики из газетного очерка об одном из организаторов фашистских концлагерей: "»зощренный убийца с университетским образованием, доктор общественно-политических наук, христианского вероисповедани€" (“арасенко "Ќабатный зов" 1985). ќбратим здесь внимание лишь на эмоциональный тон характеристики, на €зыковые средства ее выражени€, котора€ несет большой зар€д €звительности и злости.

ѕри всей парадоксальности нижеследующего утверждени€ приходитс€ сказать, что образ 'умного и опасного' в рамках эпилептоидного мироощущени€ близок образу дь€вола, сатаны, черта. ¬ любом случае в "темных" текстах речь нередко идет о грехе человека (примерами могут служить брошюры против —ѕ»ƒј) и о его искуплении (¬.ѕ.Ѕлетти "Ёкзорцист"; ƒ.«альтцер "«намение' и другой инфернальной тематике ( . астанеда "ƒверь в иные миры")".

’арактерно, что "неожиданное наступление припадков,... вызывающих впечатление какого-то постороннего, чужого дл€ личности воздействи€ в прежние времена, Ч пишет ƒ.≈.ћелехов, Ч давало основание расценивать эти приступы (эпилепсии Ч ¬.Ѕ.) как результат вмешательства злой силы, одержимости бесами" (ћелехов 1992, 74).

Ќередко де€тельность злого умника св€зана с порошком: у ƒостоевского в "ƒвойнике" врач-немец дает какой-то порошок насто€щему √ол€дкину, после чего у того по€вл€етс€ двойник; ”рфин ƒжюс у ј.¬олкова также пользуетс€ порошком, чтобы оживить дерев€нных солдат-зомби.

ќсобым типом отрицательного геро€ €вл€етс€ герой-красавец. ќн красив, но развратен, за его красотой и непорочной внешностью скрываетс€ така€ бездна зла, которую только можно представить.

“аков герой упоминавшегос€ выше "«намени€" («альтцер), который €вл€етс€ дь€волом в образе ребенка. “аков герой ќ.”айлда ƒориан √рей ("ѕортрет ƒориана √ре€"). ќн очень красив, самовлюблен. Ћорд √енри заражает ƒориана €дом цинизма и развращает его книгой, где красивыми словами и сложными фразами оправдываетс€ разврат. ѕродав душу дь€волу, ƒориан √рей обретает вечную молодость и красоту. ќн становитс€ причиной смерти чистой —ибиллы ¬эйн, убивает своего друга Ѕэзила ’оллуорда, но это не отражаетс€ на его физическом облике Ч следы порока остаютс€ только на его портрете. Ќо он все-таки наказан. ƒориан √рей встречает в деревне простую невежественную девушку, обладающую всем тем, что он утратил, и решает покончить со своим прошлым Ч он пронзает ножом свой роковой портрет Ч но убивает себ€. “ак реализуетс€ иде€ того, что "развратник должен быть наказан".

ѕ–ќћ≈∆”“ќ„Ќџ…' ѕ≈–—ќЌј∆

¬ "темных" текстах может присутствовать, кроме положительного и отрицательного героев, и "промежуточный" герой, которого мы назвали так, поскольку он занимает несколько неопределенное положение между ними. ќн выполн€ет, как минимум, две функции.

1 ¬ кинематографическом варианте Ч "ќмен".

2 ќ том, что содержание зрительных галлюцинаций при эпилепсии может быть
"мистическим (борьба добра и зла, ангелов и дь€волов и т.д.)" см. справочник 1985, 110.

“ак, промежуточный герой может быть проводником идей зла, может быть марионеткой, которой манипулирует злой гений, и таким образом также нести зло.

ѕримерами таких персонажей €вл€ютс€ спутники главного геро€ упоминавшейс€ мистической повести «альтцера "«намение" Ч гувернантка, помогающа€ ребенку столкнуть свою мать с балкона, офицер военной школы, сообщающий мальчику-дь€волу об ќткровении, где говоритс€ о его дь€вольском предназначении.

¬ других случа€х "промежуточный" персонаж может быть пассивным и не выдел€тьс€ как личность. Ќередко таких персонажей много, и они организованы в стаю, свору, толпу. ќни


страшны не сами по себе, а тем, что они нелюди, нечеловеки или даже недочеловеки, которые потер€ли человеческий облик, которые забыли все св€тое, не помн€т своего прошлого, потер€ли вс€кое уважение к другим люд€м.

ѕоэтому они противосто€т положительному герою "темного" текста не пр€мо, а, €вл€€ собой пример того, каким не должен быть человек, но каким он может стать, если попадет под вли€ние умного и злого или не будет боротьс€ за свои права.

¬от кака€ характеристика даетс€ Ѕандер-Ћогам, ќбезь€ньему народу, похищающему ћаугли:

"ќни жили на вершинах деревьев, а так как звери редко смотр€т вверх, то обезь€нам и Ќароду ƒжунглей не приходилось встречатьс€. Ќо, когда обезь€нам попадались в руки больной волк или раненый тигр, или медведь, они мучили слабых и забавы ради бросали в зверей палками и орехами, наде€сь, что их замет€т. ќни поднимали вой, выкрикива€ бессмысленные песни, звали Ќарод ƒжунглей к себе на деревь€ дратьс€, заводили из-за пуст€ков ссоры между собой и бросали мертвых обезь€н где попало!, напоказ всему Ќароду ƒжунглей. ќни посто€нно собирались завести и своего вожака, и свои законы и обычаи, но так и не завели, потому что пам€ть у них была коротка€, не дальше вчерашнего дн€. ¬ конце концов они помирились на том, что придумали поговорку:

"¬се джунгли будут думать завтра так, как обезь€ны думают сегодн€", и очень этим утешались".

(–. иплинг "ћаугли").

1 Ћозунг "Ќе быть »ванами, не помн€щими родство!", помимо прочего, отражает страх
потери пам€ти в св€зи с возможной амнезией.

2 ќ возможном ощущении "трупного запаха" при эпилептических припадках см  арлов
1990,118,

—хожими характеристиками наделены и ћорлоки из повести √.”эллса "ћашина времени". ¬ этом фантастическом романе ѕутешественник во ¬ремени попадает в 802701 год и €вл€етс€ свидетелем того, как мир разделилс€ на ¬ерхний ћир и мир людей, которые жили под землей (о пон€ти€х 'верх' Ч 'низ' см. ниже). ќписание этого "второго рода людей", ведущих подземный образ жизни, которых автор называет ћорлоками, очень похоже на описание Ѕандер-Ћогов.

√ерой произведени€ падает в колодец' и лежит, весь дрожа. "¬оздух был наполнен гулом и жужжанием машины, накачивавшей в глубину воздух. ≈го привело в себ€ м€гкое прикосновение чьей-то руки, ощупывавшей его лицо". ќн вскакивает и видит ћорлоков, "которые проводили свою жизнь в темноте, и потому глаза их были ненормально велики". «атем герой видит "небольшой стол из белого металла, на котором лежали куски свежего м€са. ќказалось, что ћорлоки не были вегетарианцами". ѕозднее герой догадываетс€, что это человеческое м€со.

"¬се кругом было очень не€сно: т€желый запах, большие смутные контуры,
~ отвратительные фигуры, притаившиес€ в тени и ожидающие темноты,

/^“^3 чтобы снова напасть на мен€!... мен€ поразил какой-то особенно

непри€тный запах. ћне казалось, что вокруг себ€ € слышал дыхание целой толпы этих ужасных маленьких существ они приблизились снова, издава€ странные звуки, похожие на тихий смех. ћорлоки жужжали и шелестели в тоннеле, словно листь€ от ветра.

¬ одно мгновение мен€ схватило несколько рук. ћорлоки пытались оттащить мен€ назад. я зажег новую спичку и помахал ею пр€мо перед их ослепшими лицами. ¬ы едва ли можете себе представить, как омерзительно, нечеловечески они выгл€дели, эти бледные, как бы обрубленные лица, с большими лишенными век красновато-серыми глазами!  ак они дико смотрели на мен€ в своем слепом замешательстве!'


ќ компоненте 'падение' см ниже.

ѕохожи на ћорлоков и Ѕандер-Ћогов и бараны с ƒурацкого острова из повести Ќ.Ќосова "Ќезнайка на Ћуне". ÷елыми дн€ми ката€сь на качел€х и карусел€х', они из "обычных" коротышек медленно, но верно превращаютс€ в баранов.

Ѕлизки к ним и пролы, в которых ”инстон Ч герой романа ƒ.ќруэлла "1984" писал: "“€желый физический труд, заботы о доме и дет€х, мелкие свары с сосед€ми, кино, футбол, пиво и, главное Ч азартные игры Ч вот и все, что вмещаетс€ в их кругозор. ”правл€ть ими несложно.

¬ фантастическом рассказе —.√ансовского "ƒень гнева""

тоже есть некие существа (отарки), ставшие мутантами в результате научного эксперимента, которые загнаны в особые резервации и поедают своих мертвых сородичей, не знают своей истории, имеют короткую пам€ть, желают нав€зать свои мысли другим, но при этом владеют устным счетом.

ќчевидно, что и иеху (ƒ.—вифт "ѕутешестви€ √улливера") Ч эти "гр€зные, эгоистические, с животными инстинктами человекообразные существа" (ƒетска€ 1985, 146) Ч в противопоставлении жител€м идеальной страны гуингнмов Ч попадают в эту же группу. Ћюбопытно, что животные (обезь€ны) противопоставл€ютс€ одичавшим люд€м как более умные в антиутопии "ѕланета обезь€н" ѕ.Ѕул€.

¬ повести „.јйтматова "Ѕуранный полустанок: » дольше века длитс€ день..." также есть существа, которые выполн€ют функцию противопоставлени€ человеку. Ёто манкурты, не помн€щие своего прошлого, превращенные жуаньжуанами в чучело прежнего человека.

ќчевидно, такую же роль выполн€ет ѕолиграф ѕолиграфонич Ўариков Ч результат эксперимента профессора (sic! Ч ¬. Ѕ.) ѕреображенского (ћ.Ѕулгаков "—обачье сердце").

»ными словами, приведенные здесь характеристики оказываютс€ достаточно типичными дл€ построени€ многих, на первый взгл€д разных, художественных текстов4.

1 ќб ощущени€х, схожих с теми, которые возникают при этом, см ниже

2 Ётот достаточно известный в свое врем€ любител€м фантастики рассказ
экранизирован российскими кинематографистами. ¬ 1992 г издан сборник научно-
фантостических произведений под этим же названием.

3 —чет €вл€етс€ эквивалентом абстрактного мышлени€ в "темном тексте".

4 ¬ современном кинематографе этот архетип психического плана (недочеловеки)
реплизуетс€ в теме зомби Ч оживленных мертвецов ("Dead Policemen", "Robocop").
 ак пишет ¬ я.ѕропп, "аналоги€ здесь слишком велика, чтобы быть случайной"
[ѕропп 1986,267)

ƒ¬ќ…Ќ» 

¬ "темных" текстах у главного геро€ нередко имеетс€ двойник. Ќе рассматрива€ проблему "двойника" в ее полном объеме (alter ego, романтический двойник и т.д.), отметим только те ее стороны, которые €вно просматриваютс€ в "темных" текстах. «десь двойник выполн€ет две функции:

1. ¬о-первых, двойник €вл€етс€ помощником положительного персонажа или даже выступает с ним в одной роли.

“аковы —ашка и  олька из повести ј.ѕриставкина "Ќочевала тучка золота€". Ѕрать€-близнецы очень похожи друг на друга, чем посто€нно сбивают с толку окружающих. “акую же функцию выполн€ет и двойник изобретател€ √арина (ј.“олстой "√иперболоид инженера √арина"), спасающий его от разъ€ренной толпы, желающей смерти опасного дл€ человечества инженера. ƒл€ того, чтобы не быть убитым, делает себе восковую фигуру Ўерлок ’олмс,


имеющий помощника доктора ¬атсона ( онан ƒоил "ѕриключени€..."). ¬ рамках эпилептоидного мироощущени€ такого рода раздвоение может быть индикатором недостаточной способности личности генерировать идеи, а быть лишь способным на осуществление чужих.

2. ¬о-вторых, двойник может быть антагонистом положительного персонажа.

»менно такую функцию выполн€ет √ол€дкин-младший в повести ƒостоевского "ƒвойник", где он по€вл€етс€ дл€ того, чтобы зан€ть место персонажа, по€вившегос€ первым. ѕортретное изображение ƒориана √ре€, будучи наделенным его душой, стареет, отража€ все злоде€ни€, совершенные "оригиналом" (”айлд "ѕортрет ƒориана √ре€"). ≈стественным финалом становитс€ убийство ƒорианом √реем своего почти живого двойника, что приводит к его собственной смерти. ћистер ’айд из романа.—тивенсона ("—транна€ истори€ доктора ƒжекила и мистера ’айда"), по€вл€€сь на свет в результате эксперимента, приведшего к раздвоению личности, становитс€ убийцей своего создател€ Чдоктора; есть двойник и у геро€ Ё.√офмана ("Ёликсир сатаны").

Ќаличие мотива двойника в сказках (напр., "Ѕелоснежка и јло-цветик" бр. √римм) а также двух братьев Ч умного и глупого Ч и раздвоение "на серьезного культурного геро€ и его демонически-комический нарративный вариант" (ћелетинский 1994, 37-38) вполне укладываетс€ в нашу концепцию.

¬ рамках эпилептоидного мироощущени€ разделение личности на "положительную" и "отрицательную" части может быть про€влением двойственного отношени€ к себе, имеющему как бы две ипостаси Ч до припадка (спокойный, нормальный) и во врем€ наступлени€ припадка (возбудимый, гневливый)'. "“акие сочетани€, Ч отмечает ƒ.≈.ћелехов, Ч одновременно про€вл€ющихс€ или смен€ющих друг друга противоположных пол€рных признаков производ€т т€желое впечатление двойственности, двойниковости, противоречивости" (ћелехов 1992, 74).

ѕодчеркнем, что названные функции положительных, отрицательных и "промежуточных" персонажей и двойников существуют исключительно как включенные во всю образную систему "темных" текстов.

≈ще раз отметим, что проблема двойника в литературе не исчерпываетс€ теми характеристиками, которыми он наделен в "темных" текстах. –ассмотрение же этого вопроса в культурологическом плане €вл€етс€ самосто€тельной проблемой.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-24; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 743 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

„то разум человека может постигнуть и во что он может поверить, того он способен достичь © Ќаполеон ’илл
==> читать все изречени€...

1451 - | 1342 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.048 с.