Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ƒругие семантические компоненты темного' текста




Ќе привод€ дополнительных развернутых примеров, число которых может быть велико, отметим наличие в "темных" текстах р€да других символов акцентуированного сознани€. √јƒџ ƒостаточно регул€рно в "темных" текстах встречаютс€ мыши (√офман "ўелкунчик и ћышиный  ороль"; —тейнбек "ќ люд€х и мышах"), гусеницы ( эрролл "јлиса..."), змеи, муравьи. ѕохож на паука  рошка ÷ахес (√офман). ≈сть тараканы и в "–оковых €йцах", и в "Ѕелой гвардии" Ѕулгакова, ќсобую роль играет таракан, как известно, у „уковского в стихотворении "“араканище": ¬друг из подворотни

—трашный великан. –ыжий и усатый “а-ра-кан!

“аракан. “аракан. “араканище!

ќт него и звери задрожали, в обморок упали, и быки и носороги дрожат, и каракатица п€титс€, и грозитс€ он съесть детушек.

ћожно, конечно, свести образ насекомого, в которого превращаетс€ √регор «амза ( афка "ѕревращение"), к таракану (≈листратов 1996, 33-37), но факт остаетс€ фактом Ч это насекомое.

Ќаиболее частотны крысы (—.ЋагерлЄф "„удесное..."). “ак, эпидеми€

чумы (мрак чумы) в ќранге началась с того, что "доктор Ѕернар –из, выйд€ из квартиры, споткнулс€ (sic! Ч ¬.Ѕ.) на лестничной площадке о дохлую крысу" ( амю "„ума").

¬ кульминационной сцене главному герою романа ƒж.ќруэлла "1984" ”итсону —миту угрожают тем, что на его лицо оденут маску и приблиз€т к нему клетку с крысами: "√нусный затхлый запах зверей ударил в нос. –вотна€ спазма подступила к горлу, и он почти потер€л сознание. ¬се исчезло в черноте. „ерна€ паника накатила на него. ќн был слеп, беспомощен, ничего не соображал". ”¬≈„№≈

Ќередко в "темных" текстах описываетс€ герой, обладающий каким-либо физическим недостатком, из которых наиболее часто встречаетс€ хромота. (  примеру, хромает јдыгеи из "Ѕуранного полустанка" јйтматова или напарник главного геро€ в к/ф "Midnight kowboy"). —войственна "темным" текстам умственна€ отсталость персонажей (—тейнбек "ќ люд€х и мышах",  изи "ѕолет над гнездом кукушки", ‘олкнер "Ўум и €рость", к/ф "Rain Man", "Forest Gump").

ƒЌќ ќЅў≈—“¬ј

ƒостаточно часто описываетс€ так называемое 'дно общества': трущобы, пивнушки, проститутки, бандиты и пр. ѕри этом описание злоде€ний превалирует над описанием борьбы с ними.

¬ этом легко прослеживаютс€ коррел€ции с "неупор€доченностью жизни" ( арлов 1990, 142) как личностной особенностью или с брод€жничеством (там же, 295; —араджишвили, √еладзе 1977, 172-173), встречающимс€ при эпилепсии.

‘»«»ќЋќ√»я

¬ целом дл€ "темных" текстов характерен интерес к физиологии. ѕриведем достаточно


показательный пример из финала повести "—орок первый" Ѕ.Ћавренева:

"ѕоручик упал головой в воду (sic! Ч ¬.Ѕ.). ¬ масл€нистом стекле расходились красные струйки из раздробленного черепа. ћарютка шагнула вперед, нагнулась. — воплем рванула гимнастерку на груди, выронив винтовку.

¬ воде на розовой нити нерва колыхалс€ выбитый из орбиты глаз. —иний, как море, шарик смотрел на нее недоуменно-жалостно ".

ј вот пример более м€гкого обращени€ к физиологической стороне жизни в сцене тушени€ пожара в Ћилипутам свифтовским √улливером:

"Ќакануне вечером € выпил много превосходнейшего вина, которое отличаетс€ сильным мочегонным действием. ѕо счастливой случайности € еще ни разу не облегчалс€ от выпитого. ћежду тем пожар от пламени и усиленной работы по его тушению подействовали на мен€ и быстро обратили вино в мочу. я выпустил ее в таком изобилии и так метко, что в какие-нибудь три минуты огонь был совершенно потушен.

¬ "темных" текстах удел€етс€ особое внимание сексуальной жизни человека. “ак, ходит по публичным домам неизменно сохран€ющий юность и красоту ƒориан √рей (”айлд "ѕортрет..."). Ѕунтующий против пор€дков в больнице ћакмерфи, люб€щий карты,

1 ¬ темных текстах также присутствует большое количество сложных слов, которые
пишутс€ через дефис.

2 Ёта сюжетна€ пини€ целиком выпущена из детского пересказа на русском €зыке этого
произведени€, по причине чего становитс€ не €сна причина испорченных взаимоотношений
√улливера с императрицей лилипутов. јналогичным образом выпущен рассказ о
бесцеремонности великанш-фрейлин, которые раздевались донага при √улливере. Ќаличие
таких текстуальных расхождений во "взрослом" и "детском" вариантах произведений может
составить тему особого исследовани€.

сигареты и вино, приводит в клинику девушку и спит с ней, а сам роман начинаетс€ со следующих фраз: "ќни там. „ерные в белых костюмах, встали раньше мен€, справили половую нужду в коридоре и подотрут, пока € их не накрыл ".

( изи "ѕолет...").

Ќе останавлива€сь на этой проблеме в целом, укажем на возможность "возбужденности сексуального чувства" в св€зи с эпилептическим припадком ( линическа€ 1967, 441; см. также —араджишвили, √еладзе 1977, 158).

“–”ѕ

¬ "темном" тексте может играть большую роль семантический компонент 'труп' и тесно св€занный с ним 'смерть'. »ногда эквивалентом смерти может выступать 'сон' как временна€ смерть. ¬ этой св€зи интересно отметить, что один из переводов повести Ћ. эрролла звучит как "—он€ в царстве дива", а в "темном" к/ф " ошмар на улице ¬€зов" самые страшные событи€ происход€т во сне.  ак известно, философи€ экзистенциализма (на наш взгл€д, это психологическа€ философи€) св€зана в первую очередь именно со страхом смерти. “ексты большинства экзистенциалистов мы относим к "темным". ѕоказательны в этом отношении даже названи€ романов этих писателей-философов Ч у ј. амю Ч "ѕосторонний", у ∆.ѕ.—артра Ч "ƒь€вол и господь бог" и "“ошнота".

¬ целом анализ показал, что частотность слов, относимых к описанным выше лексико-семантическим группам в "темных" текстах значительно превышает частотность этих слов в текстах других типов. Ѕолее того, очень велика веро€тность того, что если встречаетс€ слово одной из перечисленных здесь групп ('тоска', 'запах' и т.п.), то встрет€тс€ и слова другой группы.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-24; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 468 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—тремитесь не к успеху, а к ценност€м, которые он дает © јльберт Ёйнштейн
==> читать все изречени€...

1856 - | 1778 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.008 с.