Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Раздел12. Художественно-публицистические жанры. Общая характеристика и обзор основных жанров




Жанрообразующие факторы и особенности жанрообразования. Жанрообразующие признаки художественно-публицистической группы. Синтез науки и искусства. Литературы и социологии. Проблема документализма в художественно-публицистических жанрах. Жанры, входящие в художественно-публицистическую группу (классическая и иные концепции). Художественно-публицистические тексты и жанры сегодня.

Художественно-публицистичесие жанры – это жанры, в которых предлагается интерпретирующая информация на основе художественного анализа явлений и характеров. Это изображение жизни, а не рассуждения о ней. В кадре или за кадром всегда присутствует человек.

От публицистики эти жанры взяли политическую нацеленность, остроту, актуальность, логико-рациональную систему исследования, а от художественной литературы – образную систему и стиль. Художественно-публицистический текст – это единое целое, в котором публицистические и образные компоненты взаимно дополняют друг друга.

Общая характеристика художественно-публицистических жанров (Мельник, Тепляшина):

1) Отражают весь спектр социальных отношений.

2)Представляют собой синтез эмоционально-образного и рационально-познавательного отражения действительности, т.е. науки и искусства, литературы и социологии.

3)Имеют свои стилевые особенности, которые обусловлены:

внеязыковыми факторами (актуальность, оперативность, периодичность, ярко выраженное отношение автора к содержанию высказывания),

функциями публицистики (единство информационной и воздействующей функций) – документальность и объективность, с одной стороны, и оценочность, выразительность, эмоциональность и полемичность – с другой.

Стилеобразующий принцип художественно-публицистических жанров – чередование стандартных и экспрессивных единиц языка.

Документальность способствует появлению образов – фактов (совпадение природных данных факта с замыслом художника).

Согласно классической концепции, к художественно-публицистическим жанрам относятся очерк, эссе, фельетон, памфлет.

1. Очерк – художественно-публицистический жанр, в котором путем сочетания логико-рационального и художественно-образного способов отражения действительности решается определенный аспект концепции человека или общественной жизни. Л.Е. Кройчик определяет природу очерка как соединение 3 начал – социологического (научного), публицистического и художественного.

Виды очерка: публицистический, сюжетный, портретный, зарисовка (этюд), путевой.

2. Эссе – публицистический жанр, выявляющий закономерности бытия человека через изображение процесса восприятия мира.

3. Фельетон – художественно-публицистический жанр, в котором комическая сущность отрицательных явлений и ситуаций действительности раскрывается путем инверсионной ассоциативной разработки темы с использованием иносказания. Средства сатирического заострения в фельетоне: гипербола (резкое преувеличение), гротеск (фантастическое преувеличение), пародия (утрированное подражание), литота (резкое преуменьшение). Все они создают сатирическую типизацию -воспроизведение характеров и явлений в обобщенном и в то же время в индивидуализированном виде в соответствии с их внутренней логикой, с определенных мировоззренческих позиций.

4. Памфлет – жанр публицистики, сориентированный на бескомпромиссное обличение чуждых автору взглядов, действий и других факторов, характеризующих атмосферу общественного бытия. В отличие от фельетона, памфлет ставит целью моральное уничтожение политического врага; гораздо ярче проявляется в нем публицистическое начало.

Споры ученых о составе группы художественно-публицистических жанров:

Б.В. Стрельцов: очерк, эссе, фельетон, памфлет.

Л.Е. Кройчик: исследовательско-образные (художественно-публицистические) жанры – очерк, эссе, фельетон, памфлет

В.В. Ворошилов: зарисовка, очерк, фельетон, памфлет.

А.А. Тертычный: очерк, фельетон, памфлет, пародия, сатирический комментарий, житейская история, легенда, эпиграф, эпитафия, анекдот, шутка, игра.

Художественно-публицистические жанры в современности отошли на задний план, уступив место информационным и аналитическим, так как последние обладают большой оперативностью и информация обрела в настоящее время небывалую актуальность.

 

Ворошилов В.В. Теория и практика массовой информации: учебник / В.В. Ворошилов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: КНОРУС, 2014. — 464 с.

Основы журналистской деятельности: учебник для бакалавров / под ред. С. Г. Корконосенко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2014. — 332 с

Колесниченко А.В. Настольная книга журналиста. Учебное пособие./ А.В. Колесниченко – М.: Изд-во Аспект Пресс, 2013. – 324с.

Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. Учебное пособие для вузов / Г. В. Лазутина. —. М.: Аспект Пресс, 2008.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 627 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Логика может привести Вас от пункта А к пункту Б, а воображение — куда угодно © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2227 - | 2156 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.