Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


Ћекци€ 11. —тилистическое богатство лексики современного русского €зыка




 

Ћексика современного русского €зыка располагает огромными возможност€ми дл€ передачи информации в еЄ тончайших смысловых и стилистических оттенках. Ђѕодлинна€ красота €зыка, действующа€ как сила, создаЄтс€ точностью, €сностью, звучностью слов, которые оформл€ют картины, характеры, идеи книгї (ј. √орький).

„еловеку, желающему стать образованным и культурным, необходимо не только знакомство с богатейшим словарЄм русского €зыка, но и научное знание этого словар€. ј именно понимание законов стилистической организации лексики, соотношение в €зыке слов общеупотребительных и ограниченного употреблени€. ≈му необходимо знание основных видов их экспрессивно-стилистической окрашенности и законов сочетани€ стилистически нейтральных и окрашенных слов в различных функциональных стил€х.

ќчевидно, что это не простое обогащение лексикона человека, а качественно новое знание €зыка Ц глубокое функционально-стилистическое постижение €зыка. ¬.√. Ѕелинский писал: Ђ» нет никакого сомнени€, что, когда к инстинктивной способности хорошо говорить или писать присоедин€етс€ теоретическое знание €зыка, сила способности удво€етс€, утро€етс€. √рамматика не даЄт таланта, но даЄт таланту большую силуЕї.

¬ распор€жении изучающих лексику современного русского €зыка огромное количество научных исследований и словарей. ƒл€ изучени€ семантики слов и их стилистических оттенков особенно полезны толковые словари, словари синонимов, антонимов, омонимов, словари народно-поэтической символики, этимологические словари, словари-справочники типа Ђ√рамматическа€ правильность русской речиї (ћ., 1976).

Ћексику и терминологию специальных отраслей знаний обычно усваивают в профессии вместе с соответствующей теорией и практикой.

 роме того, существует множество словарей отраслевой лексики, которыми могут пользоватьс€ не только специалисты, но и любой желающий, если возникнет така€ необходимость, и, конечно, переводчики.

Ќельз€ требовать от человека знани€ терминологии по всем научным направлени€м, но лингвист должен представл€ть место этой лексики в словарном составе €зыка, еЄ роль в формировании научного стил€ и степень использовани€ профессиональных слов в различных функциональных стил€х, включа€ обиходно-разговорную речь.

—тилистическое богатство лексико-семантического уровн€ обусловлено не только колоссальным числом вход€щих в него единиц. Ѕольшой академический словарь (17-ти томный) включает более 250 000 тыс€ч слов.

¬ пределах лексико-семантической области €зыка мы имеем, с одной стороны, единицы, обладающие единственным в своЄм роде значением и столь же конкретно-неповторимым стилистическим оттенком (каждое слово Ц уникальное €вление), с другой стороны Ц отвлечЄнные, охватывающие многие сотни и тыс€чи слов, стилистические категории (окраски), не уступающие по своей абстракции многим морфологическим и синтаксическим категори€м. –ечь идЄт о таких видах стилистической и эмоционально-экспрессивной окрашенности, как Ђкнижноеї, Ђобиходно-разговорноеї, Ђвысокоеї, Ђприподн€тоеї, Ђшутливоеї, Ђшутливо-ироническоеї и других.

ќдного Ђсловарногої знани€ €зыка недостаточно. ѕо-насто€щему знать слово Ц это чувствовать сферу его использовани€, его оттенки, а также возможность или невозможность соединени€ этих оттенков. Ђязык наш достаточно гибок и богат Ц следует глубже всмотретьс€ в негоЕї Ц призывал ј.ћ. √орький.

¬ыбор слова. –абота над стилем произведени€ Ц это, прежде всего, работа над его лексикой, так как слово Ц основа дл€ понимани€ речи. Ќе€сность речи есть неизменный признак не€сности мысли, утверждал Ћ.Ќ. “олстой. Ўут€, писатель заметил: Ђ≈сли бы € был царь, € бы издал закон, что писатель, который употребл€ет слово, значени€ которого он не сможет объ€снить, лишаетс€ права писать и получает 100 ударов розогї.

—тилистический подход к изучению лексики выдвигает в качестве важнейшей проблему выбора слова дл€ наиболее точного выражени€ мысли. ѕравильно выбранное слово Ц это не только достоинство и необходимое условие соблюдени€ стил€. Ёто ещЄ и условие информативной ценности произведени€, действенности его содержани€. Ќеправильный выбор слова искажает смысл высказывани€, порождает лексические и логические ошибки в речи.

¬ыбор слова €вл€етс€ центральной темой при работе над лексикой €зыка. ¬ыбор слова предполагает знание вопросов полисемии, синонимии, антонимии, паронимии, проблему функционально-стилевой дифференциации лексики и экспрессивной окрашенности слова.

ѕри выборе слова важно знать целевое назначение текста, его жанровую принадлежность. Ќадо владеть всем арсеналом лексико-семантических, экспрессивных, стилистических единиц и категорий современного русского литературного €зыка, чтобы сделать выбор слова верно передающего мысль, выражающего нужный смысл и уместного в данном контексте. Ђƒействительна€ жизнь слова совершаетс€ только в речиї Ц утверждал ј.ј. ѕотебн€.

—лово однозначное или многозначное в устном речевом обиходе и в письменных контекстах конкретизируетс€ и уточн€етс€, Ђобраста€ї всевозможными коннотативными осмыслени€ми и эмоционально-экспрессивными оттенками. ¬от пример употреблени€ глагола Ђработатьї у ј.“. “вардовского: “€жела, мокра шинель.

ƒождь работал добрый. (Ђ¬асилий “Єркинї)

я не ошибс€, хоть и годы,

» эта стЄганка на нЄм.

ќн!

» мен€ узнал он с ходу,

 о мне работает плечом. (Ђ«а далью дальї)

¬рыва€сь в даль, работал поезд. (Ђ«а далью дальї)

Ђ—лово Ц одежда всех фактовї Ц говорил ј.ћ. √орький, подчЄркива€ неразрывную св€зь между содержанием и формой художественного произведени€. “очное употребление слова €вл€етс€ требованием не только стил€, но и хорошего вкуса, и, конечно же, Ц требованием смысла. —лова в предложении должны подбиратьс€ с надлежащей смысловой и стилистической сочетаемостью.

Ћексическа€ сочетаемость определ€етс€ семантикой слов, их принадлежностью к тому или иному стилю €зыка, эмоционально-экспрессивной окраской, грамматическими особенност€ми. Ќеобходимо учитывать лексическую сочетаемость слов в речи.

ћожно ли сказать: фиолетовый апельсин, кричать шЄпотом, спать бегом?  онечно, нет! ћы столкнЄмс€ с семантической несочетаемостью. —емантика называет (указывает) смысловую сторону €зыковых единиц. —емантика слова Ђапельсинї указывает на сочный плод с толстой оранжевой кожурой, растущий на цитрусовом вечнозелЄном дереве, следовательно, фиолетовый не сочетаетс€ со словом Ђапельсинї.

„асто слова по смыслу подход€т друг другу, но не соедин€ютс€ в словосочетани€. Ќапример, можно сказать: преклонить колени, склонить голову, но нельз€ Ц склонить колени и преклонить голову. ћожно сказать: одержать победу и потерпеть поражение, но нельз€ Ц одержать поражение и потерпеть победу. ћожно сказать: круглый год (сутки), бархатный сезон, но нельз€ Ц круглый час (недел€, мес€ц); бархатный период, (врем€, мес€ц).

ѕравила соединени€ слов в речи определ€ет и грамматическа€ сочетаемость, от которой зависит возможность соединени€ одних частей речи с другими. √рамматическа€ сочетаемость допускает соединение существительных с прилагательными (глубокое озеро, глубокое молчание), но Ђзапрещаетї сочетание прилагательных с числительными, прит€жательных местоимений с глаголами (большое сто, мо€ тво€ не понимает). Ћексическа€ сочетаемость часто взаимодействует с грамматикой. Ќапример, переходный глагол сочетаетс€ с существительным в винительном падеже без предлога: читаю книгу, кормлю кошку и т.д.

„асто грамматическа€ сочетаемость помогает определить значение слова: увидеть спутник (о космическом корабле), увидеть спутник а (о человеке). ќграниченна€ семантическа€ сочетаемость не вли€ет на переносное значение слов, например, чЄрные мысли, годы лет€т, щЄки гор€т.

  нарушению лексической сочетаемости часто прибегают юмористы: ќна вывела за собой табунчик девушек; яблоко с родинкой; √ени€ признали заживо; “рудно прощать чужие недостатки, но ещЄ труднее прощать чужие достоинства. ќчень выразительны необычные сочетани€ слов в песн€х ¬. ¬ысоцкого: ѕоэты ход€т п€тками по лезвию ножа и режут в кровь свои босые души.

Ќарушение лексической сочетаемости во многих случа€х €вл€етс€ речевой ошибкой. Ќапример, у молодого поэта:

ћожет, и к тебе пришла бессонница.

» лежишь ты, не смыка€ взгл€да синего.

Ќекоторые слова в речи часто употребл€ютс€ неправильно из-за похожих словосочетаний. Ќапример, холодный кип€ток (ср. холодный напиток), повысить кругозор (ср. расширить кругозор), справитьс€ с указани€ми (ср. справитьс€ с заданием), аналогично образованы и другие неправильные словосочетани€: удовлетвор€ть требовани€м, отвечать потребност€м, беседа прочитана, не играет значени€ и не имеет роли и т.д.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-23; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 835 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

„еловек, которым вам суждено стать Ц это только тот человек, которым вы сами решите стать. © –альф ”олдо Ёмерсон
==> читать все изречени€...

521 - | 526 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.015 с.