Структуралистский метод Соссюра приобрел черты универсализма в работах французского этнолога, антрополога и культуролога К. Леви-Стросса (р.1908г.). Окончив философское отделение Парижского университета, он в 30-40-ых годах вел полевые исследования жизни племенных народов в тропических джунглях Бразилии и индейских племен в Северной Америке. Вернувшись во Францию, занял должность зам. директора Антропологического музея в Париже (1949-1950), а затем профессора, зав. кафедрой социальной антропологии Коллеж де Франс (с 1959). Основные сочинения: «Структурная антропология» (1958), «Структура мифов» (1970), «Структурная антропология - 2» (1973) и др.
Структурная лингвистика послужила для Леви-Стросса образцом для разработки структурной антропологии. Исследуя брачные обычаи и системы родства в первобытных сообществах, французский антрополог пришел к выводу, что их природа аналогична природе языка. Материалом для анализа в данном случае послужили мифы, ритуалы, обряды как бессознательные, постоянно воспроизводимые структуры. Структурный подход позволил Леви-Строссу установить, что в системах родства у примитивных народов реализуется скрытая для эмпирического наблюдения цель: воспрепятствование замкнутости семейных кланов как условие жизнеспособности племенного сообщества. Причем речь здесь идет о переходе этого сообщества в пространство культурного развития. Обобщение полученных результатов привело создателя структурной антропологии к выводу, что различные стороны жизни социума – обычаев, традиций, норм поведения, искусства, религии, права и т.п. – могут изучаться путем построения типологических структур (порядков связей и соотношений между элементами), в рамках которых устанавливаются закономерности функционирования и трансформации социальных отношений. В этой связи вопрос о человеке и человеческом мыслился как вопрос о функционировании и взаимодействии безличных структур, находящих свое символическое выражение в пространстве культуры. Конечная цель гуманитарных наук, по мнению Леви-Стросса, состоит не в том, чтобы создать человека, а в том, чтобы его растворить. Совпадение же методов лингвистики и социальной науки объясняется тем, что у них один предмет – коммуникация и социальная интеграция. Создание структурной антропологии как своего рода «общей теории отношений» способствовало становлению философского структурализма.
Жак Лакан (1901-1981),опираясь на структурную концепцию языка и идею символического выражения элементарных человеческих отношений, стал родоначальником структурного психоанализа, основные положения которого были представлены в его работах «Функция и поле речи и языка в психоанализе» (1953), «Тексты» (1966) и др.
Свою концепцию психоанализа Лакан определяет как «ортодоксальное» прочтение Фрейда, поскольку в отличие от неофрейдистов в ней предпочтение отдается не проблематике Я, а исследованию бессознательного – собственной области психического. Функционирование психики рассматривается французским психоаналитиком как взаимодействие трех ее уровней: «Реального», «Воображаемого» и «Символического», заменяющих известную фрейдовскую триаду («Оно» – «Я» – «Сверх-Я»). Реальное – это сфера биологической потребности, которая непосредственно не дана, не представима и не дифференцирована. Воображаемое – это область конструирования целостного образа Я (самодостаточного и одновременно иллюзорного и подвижного) как защитной реакции на нарушение единства с внешней средой. Первый синтез Воображаемого связан со «стадией зеркала», когда ребенок в 6 – 18 месяцев начинает узнавать свое отражение. Символическое представляет собой порядок культуры, который, по Лакану, практически совпадает с языком. Этот порядок индивид застает уже готовым, от включения в него зависят конфигурации Воображаемого и импульсы Реального. Только пройдя через символический строй языка, желания или потребности преобразуются в психологические факторы. Язык в данном случае рассматривается не как совокупность содержаний (область означаемого), а представляет собой формальный принцип структурирования, членения и различения элементов речи, «движение означающих», т.е. способов взаимосвязей знаков языка, доминирующих над означаемым (референтом, концептом).
Именно в этой связи становится понятным основополагающий тезис структурного психоанализа: «бессознательное структурируется как язык». Это значит, что суть психического раскрывается не через его объектное содержание или осознаваемые репрезентации субъекта (воспроизводимое единство Я), а через формальные, анонимные структуры языка (знаковых систем вообще), которые запечатлены в культурно-символическом пространстве человеческого существования. Таким образом, Лакан освобождает фрейдовский психоанализ от биологизма, подводя под него лингвистическую основу, а также придает ему философское измерение, связанное со структуралистской методологией.