Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Анализ языка в лингвистической философии второй половины XX-го века




 

Как уже отмечалось, у истоков аналитической философии сформировалось два направления: философия логического анализа и философия лингвистического анализа. Эволюция первого направления была раскрыта в предыдущих разделах главы. Что же касается второго направления, то оно оказалось наиболее ярко представленным в кембриджско-оксфордском движении (совокупности разнообразных школ лингвистической философии), в котором нашли свое продолжение и развитие методы анализа языка, предложенные Муром и «поздним Витгенштейном». Общим для данного движения было обращение к анализу естественного (повседневного) языка, на основе которого предметом исследования становились все лингвистические страты (язык философии, религии, этики, политики, искусства). Представители движения отказываются от сциентистской установки логического позитивизма, проявляют устойчивый интерес к философской проблематике, отчетливо осознавая различия между собственно философским и специально-научным исследованием. Метафизика в данном контексте воспринимается не как нонсенс, а в качестве особого способа видения (противоядия от ментального склероза), который нельзя отождествлять с информативно ориентированным научным знанием. Она способна генерировать научные гипотезы: «то, что начинается как метафизика, может кончаться как наука» (П. Стросон). Метафизические функции обнаруживаются также в морали, религии, политике и психологии.

Кембриджская традиция связана с такими философами как Дж. Уиздом (1904г.р.), М. Лазеровиц, А.Эмброуз, Н. Малколм и др. Для нее характерно признание анализа языка как своеобразной терапии, освобождающей от философско-мировоззренческих неточностей и конфузов понимания. Поэтому не случайны в рамках этой традиции попытки соединения «лингвистической терапии» с методом психоанализа.

Среди представителей оксфордской традиции следует назвать Г. Райла (1900-1976), А.Айера, С. Тулмина, Дж. Остина (1911-1976), П. Стросона (1919г.р.). Опираясь на витгенштейновское понимание значения как результата употребления (использования) языка, Остин разработал теорию речевых актов.Суть ее заключается в том, что наряду с индикативными (констатирующими) высказываниями, которые описывают положение дел, существуют перформативные (исполнительные) высказывания или лингвистические действия. Примером первых могут быть признаны высказывания такого вида: идет снег, на улице мороз, я еду домой и т.п. Ко вторым следует отнести высказывания: объявляю собрание открытым, клянусь, что…, обещаю, что… и т.п.Теория значения, основанная на выявлении объектного референта, применима только в отношении индикативных высказываний, но она не работает в случае прояснения перформативных высказываний, поскольку их значение определяется исходя из контекста употребления, конкретных особенностей коммуникации. В 70-80-ые годы разнонаправленные исследования речевых актов осуществили в своих работах Дж. Серль, М. Даммит, Д. Дэвидсон, которые можно отнести уже к области теоретической лингвистики.

Метафизический потенциал аналитики языка был раскрыт в работах Стросона. Исходя из того, что выражение имеет значение не через указание на объект, а зависит от конвенций (соглашений) и контекста употребления, он делает вывод, согласно которому определить значение – это значит сообщить общие правила употребления выражения. Единство конвенции и контекста обобщается в понятии «концептуальная схема», без которой невозможен ни один коммуникативный акт. Описание концептуальных схем – такова главная задача современной метафизики по Стросону («дескриптивной метафизики»).

Аналитическая философия к началу XXI-го века сохраняет позиции влиятельного философского направления. Совершенствуя процедуры анализа, она в своей эволюции поддерживает приверженность к концептуальной ясности и логической строгости в философском знании. Если логический позитивизм способствовал развитию конкретных логических исследований, то лингвистическая философия оказала существенное влияние на новые разработки в современной лингвистике. Совмещая методы логического и лингвистического анализа, актуальная аналитическая философия на новом уровне исследует традиционные философские проблемы, получает нетривиальные результаты.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

  1. Каковы главные цели и общефилософские установки аналитической философии, по каким основным направлениям она формируется?
  2. Раскройте основные темы философии Б.Рассела.
  3. В чем особенности философской эволюции Л. Витгенштейна? Какие темы определяют ее содержание на первом и втором этапе творчества философа?
  4. Какую модель научного знания предлагают представители «политического позитивизма» Венского кружка?
  5. В чем суть критики К.Поппером образа науки, представленного в логическом позитивизме?
  6. Раскройте суть основных постпозитивистских концепций научного знания.
  7. Какие темы вол 2-й половине ХХ века обсуждаются в лингвистической философии?
  8. Дайте определение ключевых понятий данной темы.
  9. Прочитав в Приложении к пособию текст Л.Витгенштейна, дайте ответы на вопросы к нему.

 

ЛИТЕРАТУРА К ТЕМЕ:

1. Аналитическая философия: становление и развитие. М., 1998.

2. Витгенштейн Л. Философские работы. Ч.1. М., 1994. С. 5-73; 101-130.

3. Грязнов А.Ф. Феномен аналитической философии в западной культуре XX-го столетия // Вопросы философии. 1996, №4.

4. Козлова М. С. Философские искания Л. Витгенштейна //Витгенштейн Л. Философские работы. Ч.1. Вступительная статья.

5. Кун Т. Структура научных революций. М., 1977. Гл. 3, 5, 9, 10.

6. Лакатос И. Фальсификационизм и методология научно-исследовательских программ. М., 1995. Гл. 3.

7. Людвиг Витгенштейн: человек и мыслитель. Пер. с анг. М., 1993.

8. Мур Дж. Опровержение идеализма //Историко-философский ежегодник. М., 1987. С. 247-265.

9. Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. М.,1998. Гл. 1-4.

10. Поппер К. Логика научного исследования. М., 2005. Гл.1.

11. Рассел Б. Философия логического атомизма. Томск, 1999. С.146-167.

12. Фейерабенд П. Против метода. Очерк анархистской теории познания. Введение. Гл. 1-5; 15-18. // Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986.






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 634 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студенческая общага - это место, где меня научили готовить 20 блюд из макарон и 40 из доширака. А майонез - это вообще десерт. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2372 - | 2320 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.