Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Природа как среда обитания человека. Этапы взаимодействия. Экологические ценности современной цивилизации




Человек всегда зависел от природы и характер этой зависимости исторически менялся.

На первом этапе, включающем в себя первобытность, античность и средневековье, человек всецело зависел от природы. Эта зависимость была выражена в обожествлении природы сначала в мифологии, затем в религии. Поскольку же источники сырья совпадали с местами переработки и потребления, негативного воздействия человека на природу не отмечалось, то сложилось стойкое убеждение, что на этом этапе человек находился в гармонии с природой.

На втором этапе, вызванным развитием капиталистического производства, а также бурным ростом научного знания, человек чувствует себя освобожденным от природной зависимости. Человек научился вырывать тайны из природы и сводить их к небольшой сумме формул, использовать силы и свойства природы себе во благо. Но, благодаря постоянно расширяющейся инфраструктуре и достижениям научно-технического прогресса, человек превратился в мощную геологическую силу, что способствовало возрастанию негативного воздействия на природу.

На третьем этапе (ХХ век) взаимодействие человека с природой уже носит общепланетарный характер. Человек, помимо того, что начинает ощущать острую зависимость от природных ресурсов, он также начинает испытывать и последствия своего потребительского отношения к природе, своего рода месть природы, вылившуюся в ситуацию катастрофичности существования человека как биологического вида. В конечном итоге, это привело человека к осознанию необходимости переоценки своего отношения к природе, что выразилось в целом ряде концепций, принципов и категорий, на первом месте среди которых идея коэволюции (согласования стратегии деятельности человека со стратегией природы).

Термин «экология» впервые предложен Э. Геккелем. Первоначально он означал науку об отношениях рас­тительных и животных организмов между собой и окружающей средой. С 70-х годов XX века это понятие приобретает социальный аспект. С этого времени экологию нередко определяют следующим образом: - как системное понимание окружающей среды; - как науку о социальных механизмах взаимодействия общес­тва с окружающей средой; - как учение об охране окружающей среды; - как прямое и побочное влияние производственной деятель­ности на состояние и свойства окружающей среды.

Экологию можно опре­делить как науку, изучающую закономерности взаимодействия человека, общества с окружающей средой, а также практические проблемы её охраны.

 

Сознание

Проблема сознания на протяжении всей истории философии всегда играла ключевую роль. Основной философский вопрос об отношении сознания как бытия идеального к материальному условно разделил философов на идеалистов и материалистов. Традиционно считается, что заслуга целостной постановки проблемы идеального принадлежит Платону. Он первым определил идеальное как особую сущность, не совпадающую и противоположную чувственному, материальному миру вещей. Подходы:

Метафизический:

· субстанциональный (Сознание интерпретируется как сверхчеловеческая, трансцендентальная идеальная сущность. Человеческое сознание – это лишь частица, продукт или инобытие мирового разума),

· функциональный (Формируется на фоне достижений физиологии и медицины. Сознание интерпретируется в качестве особой функции мозга. Отличие сознания от других функций мозга здесь усматривается в том, что благодаря сознанию человек способен приобретать знания о себе и природе.),

· экзистанционально- феноменологический (С одной стороны, утверждается принципиальная несводимость сознания человека ни к предметному миру, ни к социуму. С другой стороны, сознание рассматривается как способ бытия).

· Диалектико- материалистический (Сознание – высшая функция мозга, свойственная только людям и связанная с речью, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности. Рассматривает сознание как сложный, внутренне противоречивый феномен единства материального и идеального, объективного и субъективного, биологического и социального. Четыре аспекта интерпретации сознания: Исторический аспект утверждает, что сознание - продукт общественно-исторического развития, вне общества оно не возникает и не может существовать. Онтологический аспект утверждает, что сознание – это функция высокоорганизованного мозга.

· Гносеологический аспект утверждает, что сознание – субъективный образ объективной реальности.

· Праксиологический аспект утверждает, что формирование и развитие сознания предполагает включенность человека в социальную практику.)

Генезис сознания.

Отражение, являясь всеобщим свойством материи, есть ключ к решению проблемы происхождения сознания и раскрытия его сущности и содержания, форм проявления и функций. Отражение – это свойство материальных предметов, заключающееся в их способности воспроизводить в процессе взаимодействия внешние особенности и внутреннее строение других предметов, сохранять в себе эти отпечатки. Это отраженное многообразие структур и свойств взаимодействующих явлений получило название информации. Информационное отражение явилось определяющим этапом эволюции материального мира, обусловившим в условиях необходимости приспособления живых организмов к постоянно изменяющейся внешней среде формирование тончайшего нервного аппарата - мозга. Мозг – это орган сознания, а сознание – функция мозга.

Природные факторы - Изменение радиационного фона земли, изменение климата планеты и изменение рельефа земли - биологические факторы.

Социокультурные факторы - речь, общение, труд.

Появлению сознания человека уже предшествовала: 1) сложная рассудочная деятельность животных, связанная с функционированием ЦНС и головным мозгом; 2) зачатки орудийной деятельности; 3) стадная форма обитания животных; 4) звуковая сигнализация для передачи информации.

Обратите внимание на роль коллективного труда: 1) коллективный труд предполагал сотрудничество людей, а также разделение трудовых действий между его участниками, что делает необходимым осмысление связи своих действий с действиями других членов коллектива. 2) коллективный труд требовал и определенных форм регуляции деятельности, вследствие чего в психике возникают представления о нормах, начинает формироваться воля. 3) возникает потребность в передаче информации о предметах и действиях с ними последующим поколениям, что реализовалось, в конечном итоге, на основе развития языка.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 351 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наука — это организованные знания, мудрость — это организованная жизнь. © Иммануил Кант
==> читать все изречения...

2308 - | 2101 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.