Основные понятия:
готика, романский стиль, пламенеющая готика, высокий стиль, икона, литургия, клерикализм, каноничность, нормативизм, иконоборчество, иконопочитание, литургия, карнавал, храм, стиль косматеско
Задания к теме 5.
1. Символический характер средневековой культуры и проблема символа в эстетической теории. Клерикальность и каноничность как основные черты средневекового искусства.
2. Средневековые теории гармонии меры и числа. Общее представление о византийской эстетике. Теория эстетического канона.
3. Основные средневековые архитектурные стили: романский стиль, готика, пламенеющая готика. Высокий стиль позднего средневековья.
4. Каноничность, нормативизм, символика света в византийской иконописи. Иконоборчество и иконопочитание.
5. Византийская и древнерусская эстетика. Слово о законе и благодати” Иллариона.
6. Фома Аквинский, эстетические взгляды.
7. Гр. Нисский о высшей ценности абсолютно прекрасного.
Вопросы для самостоятельной работы:
1. Романский и готический стили в архитектуре и убранстве соборов европейского средневековья.
2. Эстетика иконы, храма, литургии. Психология восприятия и техника молитвы.
3. Общий очерк эстетики представителя еврейского эллинизма Филона Александрийского.
4. Эстетическая концепция Климента Александрийского.
5. «Культура зрения» и «культура слуха» в средневековье.
6. Народная культура, карнавалы.
7. Художественный язык Средневековья.
8. Эстетика как важный путь умопостигаемого божества.
9. Разделение понятий “красота” и “прекрасное” у Василия Великого
10. Псевдо-Дионисий Ареопагит.
11. Категория образа как символа. “Слово о законе и благодати” Иллариона.
12. Русское “Предвозрождение”.
13. Сохранение древне-византийских канонов и их изменение.
Основная литература:
1. Бычков В. В. Эстетика: учеб. для гуманит. направлений и специальностей вузов России / В. В. Бычков, 2012, - М.: Кнорус. – 528 с.
Дополнительная литература:
1. Кривцун О.А. Эстетика: Учебник. — М.: Аспект Пресс, 2000, 434с. http://sbiblio.com/biblio/archive/krivcun_estetika/00.aspx
2. Бычков В.В. Эстетический опыт //Культурология: энциклопедия. Т.2. М., 2007. С. 113-114.
3. Борев Ю.Б. Эстетика: /Юрий Борев.- М.: Русь-Олимп: АСТ: Астрель, 2005.-829, [3] с. [электр. версия] http://trans.all-5.ru/lit/index-770.htm
Литература для углубленного изучения:
1. http://krotov.info/lib_sec/02_b/bych/kov_01.htm
2. Аверинцев С.С. Предварительные заметки к изучению средневековой эстетики // Древнерусское искусство: (Зарубежные связи). – М., 1975.
3. Афасижев М.Н. Западные концепции художественного творчества. М., 1990.
4. Борев Ю. Эстетика. М.: Астрель, 2005.
5. Бычков В.В. Aesthetica Patrum. Эстетика отцов церкви. – СПб.-М.,1995.
6. Бычков В.В. Зарождение средневековой эстетики числа и ритма. /Философия искусства в прошлом и настоящем. – М., 1981.
7. Бычков В.В. Малая история византийской эстетики. Киев, 1991
8. Бычков В.В. Эстетика Аврелия Августина. – М., 1984.
9. Бычков В.В. Эстетика поздней античности. – М., 1981.
10. Бычков В.В. Эстетика Филона Александрийского // Вестник Древней истории. 1975. №3.
11. Бычков В.В. Эстетические взгляды Климента Александрийского //ВДИ. 1977. № 3.
12. История эстетической мысли. Становление и развитие эстетки как науки. М.: Искусство, 1990. Т. 5
13. История эстетики. В 5-ти т. – М.: Искусство, 1964-1970.
14. История эстетической мысли. В-6-тт., Т.1-4., М., 1984-1987
15. Кошленко Г.А. Из истории становления эстетических воззрений раннего христианства // ВДИ. 1964. №3.
16. Кошленко Г.А. Развитие христианской эстетической теории в конце III в. н.э // ВДИ. 1970. №3.
17. Кривцун О.А. Эстетика: Учебник. М.: Аспект-Пресс, 2000. С. 45–57.
18. Лосев А.Ф. Эллинистически-римская эстетика I- II вв. н.э. – М.,1979.
19. Овсянников М.Ф. История эстетической мысли. М.: Высшая школа, 1984. http://mexalib.com/view/35100
20. Художественный язык Средневековья. М., 1982.
Тема 6. Эстетические учения эпохи Возрождения
Основные понятия:
антропоцентризм, гуманизм, универсализм, прямая и обратная перспектива, маньеризм, Ренессанс, эпикуреизм, неоплатонизм, божественная пропорция, универсализм
Задания к теме 6.
1. Возрождение как ломка средневековых взглядов на мир и культуру. Проблема исторических границ и периодизации эпохи Возрождения, ее переходный характер. Историко-психологическая характеристика ренессансного человека. Проблема гуманизма.
2. Ранний гуманизм: Франческо Петрарка, Джованни Боккаччо.
3. Эпикуреизм Лоренцо Валлы (1407-1457 гг). Против аскетизма: трактат "О наслаждении" или “Диалог об истинном и ложном благе”.
4. Неоплатонизм Николая Кузанского. Трактат “О красоте”.
5. Единство микро- и макрокосмоса у Н. Кузанского.
6. Платоновская Академия во Флоренции и Марсилио Фичино. Леон Баттиста Альберти и его теория искусства.
7. Лука Пачоли и вопрос о божественной пропорции.
8. Прямая перспектива как живописный прием и становление нового эстетического видения. Значение математики и проективной геометрии.
9. Противоречивость эстетики Ренессанса. Эстетические принципы маньеризма.
Вопросы для самостоятельной работы:
1. Новый тип самосознания деятелей искусства. Истоки рационализма и научности художественных теорий Возрождения.
2. Мировоззренческие новации Возрождения: антропоцентризм, актуализация античных идеалов. Мир как картина. Искусство как свободное творчество.
3. Внутренняя логика ренессансной культуры и причины ее кризиса.
4. Джорджо Вазари “Жизнеописание Микеланджело Буанарроти флорентинца, живописца, скульптора и архитектора”.
5. Джованни Пико делла Мирандола и его трактат “О достоинстве человека”.
6. Универсализм Леонардо. Леонардо да Винчи и приоритет визуального познания. Природа и живопись.
7. Трагическое мировосприятие Микеланджело.
8. Альбрехт Дюрер и проблема пропорций.
9. Возрождение и утверждение принципа гуманизма. Человек как основная тема и проблема искусства
10. Возрождение и новое отношение к природе.
11. Возрождение и автономизация живописи и скульптуры.
Основная литература:
1. Бычков В. В. Эстетика: учеб. для гуманит. направлений и специальностей вузов России / В. В. Бычков, 2012, - М.: Кнорус. – 528 с.
Дополнительная литература:
1. Альберти Л.Б. Десять книг о зодчестве. – М., 1935. Т.2 (6, 10 книги).
2. Баткин Л.М. Итальянское возрождение в поисках индивидуальности. – М., 1987. Ч.1.
3. Баткин Л.М. Категория разнообразия у Л.-Б. Альберти. Проблема ренессансного индивидуализма // Советское искусствознание-81. –М., 1982. Вып. 1.
4. Баткин Л.М. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления. – М., 1989.
5. Борев, Ю.Б. Эстетика: Учебник/Ю.Б. Борев-М,: Высш. шк., 2002. - 511с.
http://files.zipsites.ru/books/yanko/borev-estetika-2002.rar
http://www.zipsites.ru/books/borev_estetika/borev-estetika-2002.bat
http://www.zipsites.ru/books/borev_estetika/borev-estetika-2002.txt
6. Гарен Э. Проблемы итальянского Возрождения. – М.,1986. – С.236-278, 285-327.
7. Джорджо Вазари. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. Т. V. М., 1971. С. 214- 219, 222-226, 300-301.
8. История эстетики. В 5-ти т. – М.: Искусство, 1964-1970. (Библиотека им. Крупской на ул. Советской (мимо всё время ходите):))
9. Кузанский Н. О красоте / Эстетика и жизнь. Вып. 6. – М., 1979.
10. Леонардо да Винчи. Избранное. – М., 1952. О живописи и перспективе. http://www.vinci.ru/art05.html
11. Л. да Винчи. Избранные произведения. Т.1., Т.2 М.: Ладомир, 1995
12. Леонардо да Винчи. Л47 Избранные произведения: в 2 т. / пер. А. А. Губера, В. П. Зубова, В. К. Шилейко, А. М. Эфроса; под ред. А. К. Дживелегова, А. М. Эфроса — М.: Изд-во Студии Артемия Лебедева, 2010.
13. Леонардо да Винчи. Избранные произведения: В 2-х т. – М.-Л.,1935. http://www.vinci.ru/probl_18.html
14. Лосев А.Ф. Исторический смысл эстетики Возрождения // Эстетика и жизнь. – М., 1982. Вып.7.
15. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. – М., 1978. С.276-285, 291-351,381-389.
16. Овсянников М.Ф. История эстетической мысли. М.: Высшая школа, 1984. http://mexalib.com/view/35100
17. Шестаков В.П. Очерки по истории эстетики: от Сократа до Гегеля. М., 1979. http://www.readall.ru/lib_page_readall_106961.html
18. Эстетика Ренессанса: В 2-х т. – М., 1981.