Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Пополнение рядов отечественных святых увеличивало доходы монастырей и соборов, укрепляло престиж русской церкви внутри страны и среди других право­славных церквей.




В первой половине 1551 г. в Москве состоялся церковно-земский собор, в ходе которого высшее ду­ховенство во главе с Макарием вынуждено было дать ответы на целый ряд вопросов, поставленных Иваном IV.

Царские вопросы и ответы собора были записаны и оформлены в виде обширного сборника, впоследст­вии получившего название «Стоглав» (т. е. «состоя­щий из 100 глав»). Как и полвека назад, глава феодального государства поставил перед церковным руководством вопрос о законности монастырского землевладения.

Столкновение с царем по вопросу о монастырских вотчинах не сказалось на положении Макария. На­против, царь вскоре выдает на расправу иосифлянам последних нестяжателей. В 1554 г. их предводитель, игумен Троице-Сергиева монастыря Артемий, был сослан в Соловки.

По кончине Макария его место занял «старец» Чудова монастыря Афанасий, в прошлом — царский духовник. В начале 50-х годов он был приближен ко двору. В 1554 г. Афанасий крестил царевича Ивана.

24 февраля 1564 г. высшие церковные иерархи избрали Афанасия митрополитом, а 5 марта состоялось его торжественное возведение на кафедру. Афанасий пытался влиять на выработку политической линии правительства, при­нимал участие в придворной борьбе.

В декабре 1564 г. Иван IV покидает Москву и поселяется в Александровой слободе. Одним из условий своего возвращения в Москву в январе 1565 г. Иван IV поставил отказ церковных иерархов и в первую очередь митрополита от традиционного права заступничества за опальных. Митрополит вынужден был покориться. 16 мая 1566 г. митрополит Афанасий под благо­видным предлогом, «за немощью», оставил кафедру и ушел обратно в Чудов монастырь. После ухода Афанасия Иван IV ока­зался перед необходимостью избрания нового митрополита.

Обычно кандидатов на митрополию выбирали из числа епископов или настоятелей крупнейших москов­ских монастырей. Иван IV нарушил эту традицию. Его избранником стал игумен далекого Соловецкого монастыря Филипп Колычев.

Будущий митрополит родился 15 февраля 1507 г. После казни Еленой Глинской нескольких родственников, поселился в Соловецком монастыре.

Основанный в первой половине XV в. монахами-отшельниками Савватием, Германом и Зосимой, Спасо-Преображенский монастырь располагался на Боль­шом Соловецком острове в Онежской губе Белого моря. На протяжении всей своей многовековой истории мо­настырь отличался «предпринимательской жилкой». Начало этой традиции было положено Филип­пом Колычевым. Став игуменом Соловецкого мона­стыря в 1548 г., он развернул кипучую деятельность, направленную на развитие монастырского хозяйства и улучшение условий жизни иноков.

В вопросах устройства монастырской жизни Фи­липп был близок к поздним нестяжателям.

Своей бурной деятельностью по благоустройству монастыря Филипп привлек к себе внимание Ивана IV. Богатые царские пожертвования пополнили монастырскую казну и позволили развер­нуть на острове большое каменное строительство.

В 1560 г. в Соловецкий монастырь был сослан московский протопоп Сильвестр, духовник Ивана IV, один из виднейших деятелей правительст­ва Избранной рады.

Летом 1566 г. Филипп был вызван в Москву. 25 июля 1566 г., Филипп был возведен на митрополичью ка­федру.

Первое время митрополит с молчаливым осуждением взирал на разгул оприч­нины. Но наконец он не выдержал и заговорил. 22 марта 1568 г. Филипп публично, в Успенском со­боре, пригрозил царю Страшным судом и адскими муками за тот «пожар лютости», которым была охва­чена Россия.

Филипп покинул митрополичий двор и пере­селился в московский Никольский монастырь.

 

Самый сильный приступ ярости вызвало у царя столкновение с Филиппом во время богослужения в соборе Новодевичьего монастыря 28 июля 1568 г. Возмущенный тем, что один из опричников не снял шапку во время чтения Евангелия, митрополит про­изнес гневную речь, требуя отмены опричнины. Иван IV и его опричная свита покинули богослужение.

Авторитет Филиппа среди духовенства, боярства и населения был весьма высок. В повседневной жизни он был безупречен с точки зрения христианской морали. Иван IV осенью 1568 г. направил в Соловец­кий монастырь своего рода «следственную комиссию» В начале ноября 1568 г. в Москве состоялся суд над Филиппом. Митрополит не унизился до оправда­ний и заявил, что готов немедленно сложить с себя сан и покинуть кафедру.

8 ноября 1568 г. опричники во главе с Алексеем Басмановым схватили Филиппа во время богослуже­ния и отвезли в московский Богоявленский монастырь.

Падение Филиппа повлекло за собой новую волну репрессий. Царь расправился со всей родней и близкими опального. Когда царский гнев несколько поостыл, он велел увезти Филиппа из Москвы и поместить в тверском Успенском Отроче монастыре. В конце 1569 г., когда опричное войско во главе с самим царем остановилось в Твери по дороге на Новгород, он приказал Малюте Скура­тову расправиться с бывшим митрополитом. 23 де­кабря 1569 г., выполняя царскую волю, Малюта «возглавием» (то есть подушкой) задушил Филиппа в его келье.

После расправы с Филиппом высшие иерархи по­чувствовали непреодолимый страх перед царем. Грозный, жестоко расправляясь с непокорными иерарха­ми, одновременно давал богатые вклады в крупные монастыри, избегал прямых посягательств на зе­мельные владения церкви. Политика «кнута и пряни­ка», которую проводил царь по отношению к высше­му духовенству, стала приносить свои плоды. Митрополиты: Кирилл (1568—1572 гг.), Антоний (1572—1581 гг.), бывший архиепископ полоцкий, и Дионисий (1581—1586 гг.),— из новгородского Хутынского монастыря, — ничем не проявили себя в отношении опричнины и всего «до­мового обихода» Ивана, покорно исполняя его волю и не протестуя против эксцессов. Пассивен был в массе и митрополичий совет, «Освя­щенный собор», состоявший из высших представите­лей черного духовенства».

Во времена Грозного уже не слышно было о про­светленных молчанием и «умной молитвой» лесных отшельниках— бесстрашных обличителях несправед­ливости и жестокостей мира. Царь превращает монастыри в своего рода тюрьмы, где постригаются опаль­ные бояре.

Подкупленные богатыми «милостынями» монастырские власти были снисходительны даже к самым кровавым царским опричникам. Так, например, в Иосифо-Волоцком монастыре молились «за упокой души» Малюты Скуратова и всей его родни.

В целом же церковь не нашла в себе сил для того, чтобы остановить кровавый произвол Ивана Грозно­го. Изо всех разрядов «церковных людей» лишь го­родские юродивые порой отваживались спорить с царем, упрекать его за жестокости, призывать к по­каянию и милосердию.

 

Первый патриарх

«...Наша же страна, якоже зрити, благодатию божьей во многорасширение приходит... И сего ради хошу... яко да в царствующем граде Москве устроится превысочайший престол пат­риарший».

Из речи царя Федора Ивановича на-церковном соборе. «Известие о начале патриаршества в России»

 

Принятие русским государем царского титула в январе 1547 г. влекло за собой и вопрос о новом, бо­лее высоком титуле главы русской церкви. Для рус­ских людей того времени слово «царь» вызывало воспоминания о византийских императорах, рядом с которыми привыкли видеть первосвященника — кон­стантинопольского патриарха.

С древних времен восточная церковь имела четы­рех патриархов: александрийского, антиохийского, иерусалимского и константинопольского. Алек­сандрийская церковь считала своим основателем Марка, антиохийская — Петра и Павла, иерусалим­ская— Иакова. Константинопольская церковь у исто­ков своих помещала сразу нескольких апостолов — Андрея, Павла, Иоанна и других. Первоначально ру­ководители всех церквей имели сан епископа. Уже в V в. н. э. все главы восточных церквей имели достоинство пат­риархов, то есть наиболее почитаемых, старейших среди епископов.

Печальное состояние восточных церквей в конце XVI в. почти ничем не напоминало об их бога­том историческом прошлом. Рус­ская церковь была единственной крупной ветвью «вселенского православия», которая пользовалась по­ложением господствующей, государственной церкви..

Уже в конце XV в. появилась идея об особой ис­торической роли Москвы как новой религиозной сто­лицы всех православных христиан. Мысль об учреж­дении московской патриархии волновала честолюбие Русских иерархов, сулила надежды на возрождение политического суверенитета церкви.

Мысль об учреждении патриаршества была высказана московскими правителями лишь в 1586 г. Царь Федор Иванович поручил приехавшему в Москву антиохийскому патриарху Иоакиму уз­нать мнение других патриархов и всего православного Востока относительно учреждения патриаршества в России.

Летом 1588 г., в пределы России неожиданно въехал константинопольский патри­арх Иеремия. Он был помещен со всеми возможными удобствами на подворье рязанско­го епископа. Через неделю после прибытия в Москву Иеремия был принят царем Федором Ивановичем, а затем имел долгую беседу с Борисом Годуновым. Иеремия не собирался вести переговоры об учреждении московской патриархии. Православный Восток охот­но не желал появления пятого, российского патриарха.

Московские по­литики стали действовать силой и хитростью: поместили патриарха под «домашний арест». Вско­ре патриарх обмолвился, что он готов уступить желанию русских иметь собственного патриарха в том случае, если этот пост будет пред­ложен ему самому. Годунов приказал своим людям всячески укреплять патриарха в этой мысли. Наконец, поддавшись уговорам, Иеремия во всеуслышание изъявил согласие стать российским патриархом.

Го­дунов и бояре поставили условие: патриарх должен жить не в Москве, а во Владимире-на-Клязьме. Отправляя Иеремию во Владимир, Годунов тем самым спасал своего ставленника московского митрополита Иова.

Иеремия не пожелал переезжать в захолустный Владимир. Отказ Иеремии ускорил развитие событий. Ука­зав патриарху, что он уже признал воз­можность открытия русской патриархии и вопрос заключается лишь в том, кто именно будет патриар­хом, Годунов предложил поставить на кафедру мос­ковского митрополита Иова. Иеремия отклонил мос­ковского кандидата. За его «обработку» взялись приближенные Годунова. В итоге, сломленный духом, Иеремия согласился.

26 января 1589 г. Иеремия возвел митрополита Иова в достоинство патриарха. В следующем 1590 г. он созвал в Константинополе собор православных патриархов, который утвердил создание московской патриархии. Православный Восток окончательно признал московского патриарха, однако отвел ему лишь послед­нее, пятое место среди собратьев.

Немногие знали, как было достигнуто учреждение патриаршества. Официальная версия, уверяла, что восточные патриар­хи, узнав о желании российского царя иметь собствен­ного патриарха, с радостью согласились.

Достигнутое не совсем чистыми средствами уч­реждение патриаршества было тем не менее круп­нейшей политической победой России. Оно символи­зировало международное признание ее исторических заслуг и духовной самостоятельности.

Вслед за митрополитом Иовом, ставшим патриархом, «шаг вперед» по служебной лестнице сделали еще целый ряд иерархов. Сделав высшим иерархам щедрый подарок в виде патриаршьей кафедры, Годунов заручился их поддержкой.

Необходимо сказать о личности и судьбе первого московского патриарха. Свою карьеру он начал в Старице, небольшом городке на Верхней Волге, осно­ванном в XIV в. тверскими князьями. В 1571 г. он был назначен архимандритом московского Симонова мо­настыря. В 1575—1580 гг. Иов возглавлял Новоспасский монастырь. В апреле 1581 г. он был поставлен епископом Коло­менским.

Иов обладал феноме­нальной памятью, имел покладистый нрав. Царю импониро­вало безоговорочное преклонение Иова перед само­державной властью.

И после смерти Ивана Грозного карьера Иова благополучно развивалась. В январе 1586 г. митропо­лит Дионисий назначил его архиепископом Ростов­ским. 11 декабря 1586 г. по воле Бориса Годунова Иов был возведен на московский митрополичий престол. Став патриархом, он верой и правдой служил Годунову.

В 1591 г. Иов установил общерусское празднование памяти главы «иосифлян», санкционировал перенесение из тверского Отроча монастыря на Соловки «мощей» митрополита Филиппа.

Первый патриарх пытался навести по­рядок в среде московского приходского духовенства. Однако московские попы по-прежнему мало заботились о нравственном и религиозном воспитании прихожан.

7 января 1598 г. на 41-м году жизни скончался последний представитель правящей ветви царь Федор Иванович. После завершения сорока­ дневного траура, 17 февраля, в Москве состоялся Земский собор, который по предложению патриарха избрал на царство Бориса Годунова.

В сентябре 1598 г. патриарх в Успенском соборе вен­чал Годунова на царство. Однако именно Иов оказался косвенным виновником несчастий рода Годунова. В 1601 г. патриарх, заметив чудовского монаха Гри­гория, взял его в свою свиту. В начале 1602 г. Григорий бежал из Москвы и перебрался в Польшу. В конце мая 1605 г. войска Лжедмитрия подошли к самой Москве. В это время Борис Годунов уже по­коился в каменной гробнице под сводами Архангель­ского собора московского Кремля. Он умер 13 апре­ля 1605 г.

Молодой царь Федор Борисович не пользовался поддержкой боярства и дворян, растерялся перед лицом надвигавшихся грозных событий. Патриарх пытался поддержать авторитет Федора, од­нако его уже мало кто слушал.

За свою приверженность семье Годуновых Иов ед­ва не поплатился жизнью. По распоряжению Лжедмитрия Иов был отправлен в старицкий Успенский мо­настырь.

После гибели Лжедмитрия и прихода к власти Василия Шуйского в мае 1606 г. Иов получил воз­можность вернуться в Москву. Казалось, ничто не мешает Иову вновь занять патриарший пре­стол. Однако бурные события последних лет сказались на здоровье патриарха: он почти ослеп.

Взвесив все «за» и «против», Иов не захотел вновь становиться патриархом. И все же ему пришлось еще раз посетить Москву. В начале 1607 г. правительство Василия Шуйского решило прибегнуть к своеобразной церковно-политической демонстрации. 20 февраля вместе с самим царем и новым патриархом Гермогеном Иов совершил в Успенском соборе церемонию всенародного «покая­ния». «Простив» москвичей за их «измены» прежним правителям, Иов призвал их повиноваться царю Ва­силию. После этого он был отправлен обратно в Ста­рицу. Там он и скончался 19 июня 1607 г.

В 1652 г. одновременно с перенесением в Москву «мощей» Филиппа Колычева царь Алексей Михайло­вич приказал доставить в столицу и останки патриар­ха Иова. Прах был торжественно помещен в Успенском соборе московского Кремля.

Смутное время», как называют начало XVII в., оказа­лось весьма тревожным и для тех, кто поднимался на высшую ступень русской церковной иерархии. По своему положению второго человека в государстве патриарх не мог оставаться в стороне от придворной борьбы, от событий, потрясших всю страну. Каждый из участников борьбы за трон имел «своего» патри­арха. Показательны уже сами судьбы патриархов того времени. Два из них, Иов и Игнатий, были низ­ложены по политическим мотивам. Третий, «нареченный патриарх» Филарет, провел 9 лет в польском плену. Лишь в 1619 г., после заключения Деулинского мира и обмена пленными, он вернулся в Москву и официально принял патриаршество.

Особой известностью пользовался в начале XVII в. патриарх Гермоген (1606—1612). Ставленник Васи­лия Шуйского, он всеми средствами помогал своему покровителю в борьбе с врагами, будь то отряды Бо­лотникова, шайки «тушинского вора» — второго Лжедмитрия или регулярное войско польского короля Сигизмунда. После падения Василия Шуйского (июль 1610 г.) Гермоген мужественно выступал против поль­ско-литовских интервентов и был замучен ими в фев­рале 1612 г.

Дело Никона

"Священство более есть царствам"

Никон

На всей деятельности Никона лежит глубокий от­печаток его незаурядной личности, сложившейся во­преки самым неблагоприятным, подчас драматиче­ским обстоятельствам. Свою духовную карьеру будущий патриарх начал рядовым приходским священником. Вскоре Никита (имя Никона в миру) отправляется на далекий беломорский Север. Среди соловецких «старцев» того времени особой известностью пользовался Елеазар, приверженец «скитского жития». К нему и явился в 1635 г. поп Никита Минов.

Елеазар имел под началом «апостольское» количество учеников — двенадцать. Одним из них и стал Никита, принявший после пострига монашеское имя Никона. На Анзере Никон прожил около трех лет. Соловецкие ино­ки всячески препятствовали возведению на Анзере каменного собора, притесняли самого Елеазара. В конце концов он был брошен в монастырскую тем­ницу.

Эти события заставили Никона задуматься о будущем. Подобно многим выдающимся деятелям древнерусского монашества, вопреки заветам смирения и послушания он искал са­мостоятельности и власти хотя бы в небольшом кру­гу учеников. Его манила перспектива завести соб­ственное «дело»: стать во главе монашеской общины.

Опыт учителя, Елеазара, убеждал Никона в том, что самый верный путь к достижению этой цели лежит через отшельничество, строгое уеди­нение, быстро приносящее славу «святого», а вместе с ней и почитание мирян, преклонение учеников.

Летом 1639 г. Никон покидает Анзер и перебирается в уединенный монастырь на бере­гу Кожозера. Он начал жизнь отшельника, ревностного по­следователя анзерского подвижника. Спустя два года после прихода на Кожозеро он был избран игуменом лесного монастыря.

В го­ды его управления лесной обителью (1643—1646) ее владения расширились. В 1646 г. Никон покинул Кожозеро и отправился в Москву хлопотать о новых льготах для своей оби­тели. 17-летний царь Алексей Михайлович повелел Никону остаться в Москве и определил его на должность игумена мос­ковского Новоспасского монастыря.

Повышение авторитета церкви, сильно пошатнувшегося в первой половине XVII в., было необходимой частью работы по укреплению феодальной государ­ственности в целом. Оно имело большое значение и для упрочения позиций новой династии.

В 1636 г. девять нижегородских священников об­ратились к тогдашнему патриарху Иоасафу (1634— 1640) с челобитной, в которой указывали на многочис­ленные беспорядки в жизни приходского духовенства и требовали строгих мер воздействия.

Понимая, что одними строгостями попов не вразу­мить, церковное руководство озаботилось подбором наиболее достойных кандидатур на должности блюстителей порядка в церковных окру­гах.

Среди церковных деятелей, обеспокоенных паде­нием авторитета духовенства, особой активностью отличался протопоп Благовещенского собора в мос­ковском Кремле, Стефан Вонифатьев. Он собрал вокруг себя наиболее горячих поборников церковного благочиния из разных горо­дов России.

В 1649 г. из Нижнего Новгорода Стефан Вони­фатьев вызвал известного проповедника 58-летнего Ивана Неронова. Не довольствуясь поучениями, Неронов распорядился расписать Казанский собор, в котором он был в должности протопопа, снаружи нра­воучительными сентенциями, цитатами из «святых отцов».

В 1647 г., к Вонифатьеву явился 27-летний сельский священник из нижегород­ских краев Аввакум Петров. Несколько лет спустя Ванифатьев выхлопотал для него место протопопа в городе Юрьевце Поволжском, на границе костромских и ниже­городских земель. Пострадали и были изгнаны своей паствой и дру­гие «ревнители благочестия».

В то время как простоватые провинциальные «ба­тюшки» рьяно обличали пороки и слабости своих прихожан, в Москве, при дворе, на церковные дела смотрели го­раздо шире. Правительство Алексея Михайловича склонялось к мысли о необходимости пересмотра всех церковных обрядов и приведения их в соответствие с греческой богослужебной практикой. Это было вызвано стремлением упорядочить обрядовую практику русской церкви в условиях роста ре­лигиозного вольномыслия и падения авторитета ду­ховенства.

Вместе с тем сближение с греческой церковью должно было поднять престиж Российского государ­ства на православном Востоке. К середине XVII в. горизонты московской дипломатии сильно расширя­ются.

Напряженная борьба за ликвидацию пережитков феодальной раздробленности в экономике и полити­ческой системе России не позволяла посягнуть на привычные идеоло­гические представления.

Правительство понимало, что отказ от традиции не пройдет безболезненно. Нужен был человек, спо­собный твердой рукой повести дело церковной ре­формы. Одной из самых ярких фигур среди церков­ных иерархов был Новоспасский архимандрит Никон. Со своей стороны Никон стремился укрепить рас­положение царя. Он ищет дружбы со Стефаном Вонифатьевым и его окружением. Новоспасский архимандрит высту­пает активным сторонником обновления церковной жизни, о котором мечтали «ревнители благочестия». Заметив, что царь и его духовник уважительно отзы­ваются о константинопольском патриархе, Никон ста­новится ревностным грекофилом.

19 марта 1649 г. он стал митрополитом Новгородским.

Никон по­требовал, чтобы священники произносили проповеди, запретил пресловутое «многогласие», добивался со­вершения обрядов в соответствии с греческими тра­дициями.

Требовательность ново­го митрополита, его строгие меры по отношению к ленивому и распущенному новгородскому духовен­ству принесли ему немало врагов. Во время восста­ния 1650 г. новгородцы жестоко избили Никона

В то время как Никон сражался со строптивым новгородским духовенством и усмирял мятежный по­сад, в Москве готовились к проведению церковной реформы.

Под давлением царя и «ревнителей благочестия» престарелый патриарх Иосиф (1642—1652) вынуж­ден был приняться за такое сложное и хлопотное де­ло, как искоренение «многогласия». В 1651 г. повсе­местно было введено «единогласное» пение, издан но­вый Служебник, в предисловии к которому давалось обоснование переходу к обязательному «единогласно­му» пению. В 1652 г. царь приказал духовен­ству ввести в церковную службу поминание восточ­ных патриархов.

Смерть патриарха Иосифа заставила царя окон­чательно решить, кому из иерархов доверено будет проведение в жизнь церковной реформы. 25 июля 1652 г. новгородский митрополит Никон был поставлен патриархом «всея Руси».

С первых же дней пребывания у власти Никон повел себя отнюдь не так, как ожидали многие из его прежних единомышленников. Провинциальные «ревнители благочестия» к осени 1652 г. уже почти все были изгнаны из своих уездов. Никон порвал все связи с былыми единомыш­ленниками. Для Стефана Вонифатьева Никон сделал исключение: слишком велико было влияние духовни­ка на царя Алексея.

Прин­ципиальные соображения превратили многих «ревни­телей благочестия» в непримиримых врагов нового патриарха. Патриарх приступил к исправлению русских церковных поряд­ков не по древнерусским, как ожидали «ревнители», а по греческим образцам.

Стремясь помешать Никону, «ревнители» подали царю челобитную, в которой доказывали незакон­ность нововведений. Никон дал ход обвине­ниям и жалобам на них прихожан.

Убедившись в том, что одной лишь своей властью он не сумеет поставить дело реформы на прочное основание, Никон весной 1654 г. созвал в Москве об­щерусский церковный собор. Патриарх в присутствии царя, обращаясь к собору, перечислил многие неточ­ности и отступления от греческих церковных поряд­ков, имевшиеся в практике русской церкви. Собрав­шиеся иерархи утвердили предложенные Никоном изменения в богослужении.

Даже те второстепенные изменения в обрядах, ко­торые утвердил собор, вызвали сильное волнение среди рядового духовенства и прихожан.

Летом 1654 г. Никон занялся исправлением икон. 25 августа 1654 г. мос­ковские посадские люди восстали против Никона и его нововведений. Однако в итоге власти сумели усмирить взбунтовавшийся посад.

Не довольствуясь поддержкой московского собора 1654 г., Никон обратился к константинопольскому патриарху Паисию, который одобрил его деятель­ность. Тогда же Никон при полном одобрении Макария вновь потребовал перехода к «троеперстному» кре­стному знамению, угрожая ослушникам проклятием.

 

Однако постепенно реформаторский пыл Никона угасал. Главным для него становилось его собствен­ное исключительное положение в государстве.

В своих притязаниях на неограниченную власть Никон чувствовал за собой поддержку высшего ду­ховенства, которое было сильно раздражено мерами правительства, направленными на ограничение при­вилегий и доходов церкви. Соглас­но Соборному уложению (1649 г.) перешли в руки государства все город­ские «белые слободы» и дворы монастырей и епис­копских кафедр; было ка­тегорически запрещено приобретение церковью новых земель; для суда над духовенством по гражданским делам создавался особый Монастырский приказ, пол­номочия которого постепенно расширялись.

Никон был недово­лен решениями собора 1649 г. Он считал, что его главная задача состоит в том, чтобы подчинить себе царя и бояр. Свое стремление участвовать в государственных делах Никон обосновывал историческими примерами.

Обстоятельства довольно долго благоприятствова­ли развитию властолюбия Никона. В связи с войной царь Алексей Михайлович отсутствовал в Москве с мая 1654 г. по январь 1655 г., с марта по декабрь 1655 г., с мая 1656 г. по январь 1657 г. В эти перио­ды патриарх оказывался фактическим главой прави­тельства. Однако вернувшись в Москву воином-по­бедителем, возмужавший царь уже не хотел нахо­диться под постоянной опекой патриарха.

Летом 1658 г. стали заметны признаки скорой опалы на патриарха. 10 июля 1658 г. Алексей Михайлович прислал к Никону своего боярина князя Юрия Ромодановского, кото­рый передал патриарху, что ему впредь не следует именоваться титулом «великого государя.

В ответ на царскую опалу патриарх обратил­ся к толпе с краткой речью. «От сего времени я вам больше не патриарх, если же помыслю быть патриар­хом, то буду анафема (т. е. «буду проклят».— Н. Б.)». Вслед за этим Никон пешком ушел из Крем­ля на подворье своего любимого Воскресенского Но­воиерусалимского монастыря, в тот же день уехал в Воскресенский монастырь.

Опаль­ный патриарх лихорадочно ищет средства, чтобы вер­нуть себе расположение царя. В итоге, Никон заявляет, что по-прежнему считает себя патриархом, имеет на себе «благодать» и может творить исцеления.

Этой декларацией Никон практически перекрыл правительству путь к избранию нового патриарха. В кон­це концов он был выслан из столицы по распоряже­нию царя и уехал на богомолье в Крестный мона­стырь на Белом море.

Правительство в феврале 1660 г. созвало церковный собор. Русские иерархи и три греческих епископа постановили лишить Никона патриаршего сана, однако низложение Никона таким составом собора противозаконно. Дело надолго зашло в тупик.

Вернувшись с Севера, Никон вновь поселился в Воскресенском монастыре.

Осенью 1662 г. Никон написал «Возражения» на ответы греческого митрополита Паисия. В своих ответах заезжий иерарх осуждал Никона за властолюбие и требовал его низ­ложения.

В 1663 г. царь отправил грека Мелетия, к восточным патриархам с вопроса­ми относительно наказания иерарха за различные проступки. Желая угодить царю, они дали ответы, на основании которых можно было осудить Нико­на. Царь Алексей Михай­лович по своему обыкновению колебался, просил во­сточных патриархов приехать в Россию для разбора дела Никона.

18 декабря 1664 г. Никон неожиданно явился в Москву, во время службы вошел в Успенский собор и занял патриаршье место. По приказу Алексея Михайловича Никон был выдворен из Моск­вы и вновь помещен в Воскресенский монастырь.

В ноябре 1666 г. в Москве началось соборное слушание обвинений против Никона. Собор постановил лишить Никона патриаршества. 12 декабря 1666 г. над ним был совершен соответ­ствующий обряд. 10 февраля 1667 г. патриархом стал Иоасаф II (1667—1672).

Честолюбие не давало покоя низложенному иерар­ху. В окрестностях монастыря он поставил несколь­ко огромных крестов с надписью: «Никон, божиею милостию патриарх, поставил сей крест Христов, бу­дучи в заточении в Ферапонтове монастыре» [136].

Враги Никона вскоре нащупали верный способ ухудшить его положение. В 1668 г. царю донесли, что Никон имеет сношения с мятежными донскими каза­ками, которые обещают освободить его и вновь возвести на патриарший престол.

29 января 1676 г. царь Алексей Михайлович скончался. Незадолго до смерти он послал к Никону за «разрешительной грамотой» — своего рода ин­дульгенцией, прощением грехов. Никон отказался на­писать царю такую грамоту. 17 августа 1681 г. Никон скончался.

Падение Никона не означало полного поражения церкви в ее борьбе за сохранение экономического мо­гущества и влияния на политические дела. В 1667 г. высшие иерархи добились упраздне­ния ненавистного им Монастырского приказа, изгна­ния светских чиновников из системы церковного суда. Патриаршьи владения вновь стали расширяться.

Весьма знаменательна судьба института патриар­шества в России в последней трети XVII — начале XVIII в. По мере укрепления российского абсолютизма привилегии и амбиции патриархов все чаще стали раздражать самодержца.

В 1700 г. умер патриарх Адриан, после его кон­чины царь Петр не позволил духовенству провести выборы нового главы церкви. Сам Петр в детстве и юности побаивался строгого, по­рой жестокого патриарха Иоакима (1674—1690).

Петр хотел иметь церковь, четко выполняющую свои идеологические функции, но в политическом от­ношении полностью управляемую, подчиненную. Во главе церковной организации в 1721 г. была поставлена «духовная коллегия» — «Свя­тейший Синод», руководил их деятельностью, утверждал указы и распоряжения Синода его свет­ский глава — обер-прокурор.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 311 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Логика может привести Вас от пункта А к пункту Б, а воображение — куда угодно © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2286 - | 2212 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.