Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Политическая централизация была необходимым условием государственного строительства, укрепления военного могу­щества страны.




Митрополиты Феодосий (1462—1464) и Филипп (1464—1473), следуя заветам первого автокефального «святителя» Ионы, стремились восстановить те нор­мы отношений между церковью и великокняжеской властью, которые существовали во времена митропо­лита Алексея. Иван III ловко устранил с кафедры идеалиста Феодосия, затеявшего «чистку» церковных рядов. Филипп резко осуждал контакты Ивана III с католическим миром. По некоторым све­дениям, митрополит отказался венчать государя с его второй женой Софьей Палеолог.

Филипп пытался самостоятельно выстроить новый Успенский собор в Московском Кремле. После внезапной кончины Филиппа весной 1473 г. его место занял бывший архимандрит Симонова мо­настыря Геронтий, который оказался самым «крепким орешком».

Ведя необъявленную войну с великим князем, Геронтий опирался на поддержку и сочувствие боль­шей части высшего духовенства, понимавшего, что речь идет не менее, чем о полной ликвидации поли­тического суверенитета митрополичьей кафедры.

В борьбе со строптивым митрополитом Иван III использовал самые различные средства: выдвигал и поддерживал неофициальных церковных лидеров, грубо вмешивался в область церковной юрисдикции и отменял решения митрополита.

После кончины Геронтия Иван III долго медлил с избранием митрополита. 26 сентября 1490 г. симонов­ский архимандрит Зосима Брадатый стал новым митрополитом.

Источники рисуют Зосиму человеком крайне низ­кой нравственности. В дей­ствительности он был политической марионеткой в руках великого кня­зя Ивана III. 17 мая 1494 г. Зосима оставил митрополию «не своею волею, но непомернаго пития держашесь».

Более чем через год на митрополичью кафедру был возве­ден троицкий игумен Симон, ставший послушным орудием в руках великого князя, сумевший без особых потрясений пробыть на мит­рополии 16 лет — до самой своей кончины 30 апреля 1511 г.

Минули безвозвратно времена, когда «великие светильники» Сергий Радонежский и Кирилл Белозерский с высоты своего духовного превосходства поуча­ли князей и бояр.

В эпоху Ивана III возникает многолюдный «го­сударев двор», складывается по-византийски пышный' придворный церемониал.

Приближенные ко двору «старцы» уже не могли сохранять в чистоте иноческий идеал. Знаменитый е свое время боровский игумен Пафнутий (1444—1477) перед смертью отказался принять посланца великого князя.

Ближайшим учеником Пафнутия Боровского был Иосиф Санин, основатель и игумен Успенского мо­настыря близ Волоколамска (1479—1515). В глубине души он лелеял мечту об обществе, где судьбами народа и отдельных людей распо­ряжаются священники.

Жестокий и властолюбивый монах, отправляю­щий людей на костер, — таким остался Иосиф в па­мяти современников. Иван III и его преемник, великий князь Васи­лий III (1505—1533) держались по отношению к нему весьма настороженно.

Иосиф резко выступал против попыток Ивана III отобрать у монастырей принадлежавшие им земли. На церковном соборе 1503 г. «иосифляне» выступили сплочен­ными рядами.

В последние годы правления Ивана III Иосиф сблизился с группи­ровкой, центром которой была Софья Палеолог и ее старший сын Василий.

Противники Софьи, родичи Ивана III по его пеpвому браку с тверской княжной Марией Борисовной, были известны своим покровительством всякого рода вольнодумцам и еретикам. «Душой» этого придвор­ного кружка стала вдова Ивана Молодого (старшего сына Ивана III от первого брака) Елена Стефанов­на. В феврале 1498 г. Иван III торжественно венчал на царство старшего сына Василия.

В 1509 г. Иосиф обратился к Василию III с просьбой защитить его монастырь. Иосиф грубо на­рушил иерархическую дисциплину, обратившись к Василию «через голову» своего непосредственного начальника — новгородского архиепископа Серапиона. Серапион отлучил Иосифа от церкви, но за это сам был вскоре смещен с кафедры по приказу Василия III.

Иосиф решает несколь­ко изменить свою позицию. Он отказывается от ут­верждения о превосходстве духовной власти над светской и развивает идею о божественном происхож­дении самодержавной власти. «Смена вех» не помогла Иосифу возвратить ут­раченное влияние при дворе. Российский инквизитор умер в опале 9 сентября 1515 г.

Разработанное Иосифом учение стало теоретической осно­вой сотрудничества между высшими церковными иерархами и московскими государями.

Среди русского монашества конца XV — начала XVI в. не только Иосиф Волоцкий и его единомыш­ленники старались ввести церковный корабль в «бухту благополучия». Свой «путь спасения» предложил белозерский монах Нил (умер в 1508 г.), основатель первого в России монашеского скита. Он предстает своего рода антиподом Иосифу Волоцкому.

Нил Сорский и его соратни­ки стремились личным примером утвердить евангель­ские принципы доброты, бессребреничества и чело­веколюбия. Нил во многом походил на Сергия Радонежского.

Уже в конце XIV — первой четверти XV в. Троицкий монастырь, а вслед за ним другие «пустынные» киновии превращаются в крупных землевладельцев. В результате монастыри оказываются втянутыми в путы «мирских» отношений и конфликтов.

Выход из создавшегося положения Нил Сорский видел в переводе монашеской жизни в русло «скит­ского жития». Только немногочисленные, по 2—3 человека, сообщества иноков могут жить в обстановке братской любви и подвижничества. «Устав» Нила Сорского категориче­ски запрещал принимать крупные вклады и пожерт­вования, использовать труд зависимых от монастыря людей. Утопия Нила Сор-ского не изменила основного направления развития мо­настырской жизни на Руси.

Второе поколение нестяжателей оказалось более практичным и политически активным, чем первое. Ярким его представителем стал Вассиан Патрикеев.

Он питал отвращение к инквизиторским притязаниям Иосифа. Великий князь Василий Иванович долгое время увлекался проповедью нестяжателей, восхищался чи­стотой их религиозно-нравственного идеала. Летом 1511 г. на митрополичий престол был возведен убежденный нестяжатель Варлаам.

Варлаам сместил ряд еписко­пов-иосифлян, заменив их «своими», близкими к не­стяжателям иерархами. Однако нестяжа­телей погубила несговорчивость. 17 декаб­ря 1521 г. Варлаам вынужден был сложить с себя митрополи­чий белый клобук.

В феврале 1522 г. митрополитом по воле великого князя стал игумен Иосифо-Волоцкого монастыря Да­ниил. Он быстро удалил из рядов высшего духовен­ства всех проникших туда нестяжателей. Так закон­чился краткий период расцвета нестяжательства, этого оригинального, смелого по тем временам тече­ния русской общественной мысли.

В 1525 г. перед церковным судом предстал Максим Грек. Его обвиняли в различного рода преступлениях. Однако подлинной причиной расправы были нестяжательские взгляды Максима. Несколько лет спустя Вассиан Патрикеев был судим по обвинению в превратном толковании церковных канонов.

Митрополит Даниил позабо­тился об историческом обосновании иосифлянских взглядов. Он организо­вал составление нового летописного свода, в котором иосифлянские идеи были подкреплены историческими примерами.

Доказательством законности, непри­косновенности церковного землевладения послужили сборники ханских ярлыков русским митрополитам. Одним из проявлений иосифлянских взглядов стала забота о прославлении Пафнутия Боров­ского, учителя Иосифа Волоцкого. 2 февраля 1539 г. митрополит Даниил был низложен. Несколь­кими штрихами нарисован портрет типичного иерар­ха-иосифлянина: властного, алчного и жестокого.

5 февраля 1539 г. несколько епис­копов во главе с новгородским владыкой Макарием избрали трех кан­дидатов на митрополию: чудовского архимандрита Иону, троицкого игумена Иоасафа и игумена нов­городского Спасо-Хутынского монастыря Феодосия. Затем бросили жребий. 9 февраля 1539 г. На митрополичью кафедру был возве­ден игумен Троице-Сергиева монастыря Иоасаф Скрипицын, прозванный Умным.

В марте 1542 г. он был арестован Шуйским и сослан в свой Троице-Сергиев монастырь. К мнению Иоасафа Умного прислушивались и много лет спустя. Он требует переложить расходы по выкупу плен­ных с податных людей на церковь.

Вскоре после свержения Иоасафа хозяином «до­ма пречистой Богородицы» стал новгородский архие­пископ Макарий.

В начале 60-х годов, когда Иван IV начинает ра­скручивать чудовищный маховик массовых репрессий и казней, митрополит пытается успокоить царя, при­мирить его с боярством. В 1561 г. он примиряет Ивана IV с его двою­родным дядей князем Василием Михайловичем Глин­ским, ручается за его политическую благонадеж­ность; в 1562 г. спасает князя Вельского.

31 декабря 1563 г. Макарий скончался. В своей деятельности он тонко сочетал защиту интересов церкви с крупными услу­гами боярскому правительству и самому Ивану IV. Именно Макарий подготовил и провел церемонию «венчания на царство», состоявшуюся 16 января 1547 г.

Одновременно Макарий заботился об укреплении могущества и повышении престижа церкви. В 1547 и 1549 гг. под его руководством состоялись церковные соборы, на которых были рассмотрены вопросы кано­низации (причисления к «лику святых»). Под руководством Макария была проделана ог­ромная работа по ревизии местных пантеонов свя­тых, отбору кандидатов в общерусский канонизационный список, унификации старых и написанию новых житий.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 263 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лучшая месть – огромный успех. © Фрэнк Синатра
==> читать все изречения...

2257 - | 2143 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.