Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Право и социально-экономический строй общества.




Любое государство, наряду с решением сугубо классовых задач, выполняет и общечеловеческую миссию, без которой не может существовать ни одно общество. К выполнению общих дел относится прежде всего осуществление разнообразных коллективных потребностей общества: организация здравоохранения, образования, социального обеспечения, средств транспорта и связи, строительство ирригационных сооружений, борьба с эпидемиями, преступностью, меры по предотвращению войны и обеспечению мира и т.п.

Общечеловеческое предназначение государства в более широком смысле состоит в том, чтобы быть инструментом социального компро­мисса, смягчения и преодоления противоречий, поиска согласия и со­трудничества различных слоев населения и общественных сил; обеспе­чения общесоциальной направленности в содержании всех осущест­вляемых им функций.

Сочетая в себе, таким образом, и классовое, и общечеловеческое, государство выступает одновременно и как организация политической власти общества, и как его единственный официальный представитель. Согласно этому оно призвано обеспечить выполнение и общих дел, вытекающих из природы всякого общества, и специфических классо­вых задач.

Только учитывая общечеловеческое и классовое в государстве, можно достигнуть научной объективности в его изучении, рассматри­вать его таким, каково оно есть в действительности.

Поэтому нельзя согласиться с теми, кто стремится к иной односто­ронности, предлагая полностью отказаться от классового подхода, ог­раничившись лишь общечеловеческим.

Следует иметь в виду, что соотношение между общечеловеческим и классовым в государстве в разные эпохи не одинаково, это не застыв­шее состояние, а динамично отражающее реалии социально-экономи­ческого и политико-государственного развития, достигнутый уровень прогресса и демократии.

Соответственно в определенных условиях, например, в рабовла­дельческих и феодальных государствах, в буржуазных государствах периода промышленного капитализма, в некоторых буржуазных госу­дарствах эпохи монополистического капитала, особенно с тоталитар­ным режимом, а также в государствах диктатуры пролетариата, в характеристике сущности и социального назначения государства на пер­вый план выступает классовое господство, насилие, подавление.

При первобытно-общинном строе исторически первой формой догосударственной организации общества была родовая община, а право, регулирующее отношение в данном обществе выступало в форме обычаев. Обычаи имели характер нерасчлененных «мононорм», были одновременно и нормами организации общественной жизни, и нормами первобытной морали, и ритуальными и обрядовыми правилами. Мононормы изначально были продиктованы "естествен­но-природной" основой присваивающего общества, в кото­ром и человек является частью природы. В них права и обя­занности как бы сливались воедино. Правда, особое место занимало такое средство обеспечения обычаев, как табу (запрет). Возникнув на самой заре истории человеческого общества, табу сыграло огромную роль в упорядочении половых отношений, строго запрещало брак с кровными род­ственниками (инцест). Благодаря табу первобытное общество поддерживало необходимую дисциплину, обеспечивающую добычу и воспроизводство жизненных благ. Табу защищало охотничьи угодья, места гнездования птиц и лежбища зве­рей от чрезмерного уничтожения, обеспечивало условия коллективного существования людей.

Источником и носителем власти (властвующим субъектом) был род, она была направлена на управление общими делами рода, подвластными (объектом власти) являлись все его члены. Здесь субъект и объем власти полностью совпадали, поэтому она была по своей при­роде непосредственно общественной, т.е. не отделенной от общества и не политической. Единственным способом ее ре­ализации было общественное самоуправление. Ни профес­сиональных управленцев, ни особых органов принуждения тогда не существовало. Высшим органом общественной власти в роду было со­брание всех взрослых членов общества — мужчин и жен­щин. Собрание — столь же древнее установление, как и сам род. Оно решало все основные вопросы его жизнедея­тельности. Здесь избирались предводители (старейшины, вожди) на срок или для выполнения определенных дел, раз­решались споры между отдельными лицами т. д.

В догосударственном обществе, как правило, соблюда­лись в силу авторитета и привычки, но когда обычай нуж­дался в подкреплении путем прямого принуждения, обще­ство выступало в роли коллективного носителя силы — обя­зывающей, изгоняющей и даже обрекающей на смерть на­рушителя (преступника).

Согласно суждению К. Маркса власть в государстве принадлежит экономически господствующему классу, а следовательно и право направленно на удовлетворение потребностей и защиту интересов этого класса.

Раскрывая соотношение общесоциальных и классовых начал (сто­рон) государства в современных условиях, трудно не заметить, по об­щему правилу, приоритет общечеловеческих ценностей. Такая гума­нистическая тенденция особенно наглядно проявляется в последние десятилетия в развитых государствах Америки и Европы и в современ­ном Российском государстве.

Государство, представляющее собой преимущественно орудие со­циального компромисса, соответствует уровню развития демократии, характеризующемуся идеологическим плюрализмом, гласностью, многопартийностью, свободными выборами, разделением властей, вер­ховенством закона, охраной прав и свобод личности, наличием высоко­авторитетного и независимого суда и т.д.

Демократическое, цивилизованное государство, пределы власти ко­торого, а также формирование, полномочия, функционирование строго основываются на праве, высшее назначение которого — признание, со­блюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, является правовым. Ныне это наиболее высокая ступень во всей многовековой истории развития государства.

Закрепление в статье 1 Конституции РФ нормы о том, что «Россий­ская Федерация — Россия есть демократическое федеративное право­вое государство с республиканской формой правления» не означает, однако, что правовое государство у нас уже создано, что ныне сущест­вующее государство стало правовым.

 

60. Правонарушение: понятие, признаки, виды.

Правонарушение - это противоправное, общественно опасное, винов­ное деяние, которое причиняет вред личности, интересам "общества и государства.

По степени общественной опасности правонарушения классифицируют­ся на:

преступления - особо общественно опасные деяния, исчерпывающе пре­дусмотренные Уголовным кодексом РФ, влекущие уголовную ответ­ственность и уголовное наказание;

проступки - деяния средней и небольшой общественной опасности, которые совершаются в различных сферах общественной жизни и вле­кут разные последствия.

Если преступления могут быть только уголовными, то проступки (в зави­симости от вида наступающей юридической ответственности) могут быть:

административные, гражданско-правовые, материальные, дисциплинарные.

Состав правонарушения - совокупность элементов, при наличии которых возможны юридическая ответственность и наказание. К данным эле­ментам относятся:

объект правонарушения, субъект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъективная сторона правонарушения.

Объект правонарушения - те общественные отношения, материальные и нематериальные блага, на которые посягает правонарушитель.

Субъект правонарушения - физическое или юридическое лицо (организация), которое совершает противоправное деяние. Необходимыми качества­ми для признания лица субъектом правонарушения являются право­способность и дееспособность (правосубъектность).

Субъект уголовного преступления должен обладать следующими при­знаками:

· быть физическим, лицом (человеком);

· обладать праводееспособностью (в том числе вменяемостью);

· достичь возраста привлечения к уголовной ответственности (16 лет, для некоторых преступлений - 14 лет).

Объективная сторона - внешние признаки правонарушения, к кото­рым относятся:

· само деяние - может выражаться как в качестве действия, так и без­действия;

· противоправность деяния;

· вредные последствия (например: смерть человека, вред здоровью, иму­щественный ущерб);

· наличие причинно-следственных связей (то есть деяние должно не толь­ко предшествовать последствиям, но и быть их непосредственной при­чиной, а вредный результат - следствием деяния).

Субъективная сторона - внутренние признаки правонарушения, харак­теризующие личное отношение правонарушителя к своим деяниям (последствиям).

Субъективную сторону правонарушения составляют:

вина, цели, мотивы.

Вина - отношение лица к совершенному правонарушению – основной элемент субъективной стороны.

Вина может выражаться в виде:

прямого умысла; косвенного умысла; самонадеянности; небрежности.

При прямом умысле лицо:

сознает общественную опасность своих деяний, предвидит наступление вредных последствий; желает их наступления.

При косвенном умысле правонарушитель:

сознает общественную опасность своих деяний, предвидит наступление вредных последствий, не желает наступления вредных последствий, но сознательно их допус­кает или относится безразлично к их наступлению.

При самонадеянности лицо:

сознает общественную опасность своих деяний, предвидит наступление вредных последствий, легкомысленно рассчитывает на их предотвращение.

При небрежном совершении правонарушения лицо:

не сознает либо недостаточно сознает общественную опасность своих деяний, не предвидит вредных последствий, хотя при необходимой предусмот­рительности должно было сознавать общественную опасность деяния и предвидеть вредные последствия.

Основными признаками преступления являются:

противоправность, которая заключается в нарушении предписания пра­вовых норм; совершении деяний, прямо запрещенных правом (деяния, не предусмотренные правовыми нормами либо не нарушающие требо­ваний правовых норм, не могут считаться правонарушением);

общественная опасность, в зависимости от которой правонарушения клас­сифицируются на преступления и проступки (общественно неопасные деяния не являются правонарушениями);

внешняя выраженность - правонарушение должно быть выражено вовне (мысли, чувства, настроения, за которыми не последовали деяния и обусловленные ими вредные последствия, не относятся к числу право­нарушений и не могут влечь юридической ответственности);

вред - правонарушение всегда приносит вред охраняемым правом об­щественным отношениям;

наличие всех элементов состава правонарушения - оно должно быть на­правлено на нарушение определенных общественных отношений, со­вершено праводееспособным лицом, выражаться в действии или без­действии, явившихся причиной наступления вредных последствий при наличии вины правонарушителя - субъективного отношения к совер­шенному правонарушению, выражающейся в виде умысла (прямого, косвенного) либо неосторожности (самонадеянности, небрежности).

Только при наличии всех указанных признаков деяние может считаться правонарушением.

 

61. Правовые и неправовые социальные нормы: понятие, общее и различие.

Социальные нормы - правила поведения людей в обществе, распрост­раняющиеся на всех членов общества и имеющие обязательный харак­тер.

С помощью социальных норм осуществляется регулирование поведения членов общества, без чего его существование невозможно.

Основными видами социальных норм в сфере регулирования обществен­ных отношений являются: нормы права, нормы морали, нормы обычаев, нормы традиций, политические нормы, экономические нормы, нормы общественных организаций, иные социальные нормы.

Социальные нормы можно подразделить на правовые и неправовые.

К правовым можно отнести: нормы права, политические нормы, экономические нормы, нормы общественных организаций.

К неправовым относятся: нормы морали, нормы обычаев, нормы традиций.

Нормы права - установленные государством, формально определенные и подкрепленные возможностью государственного принуждения об­щеобязательные правила поведения людей в обществе.

Нормы морали - правила поведения, установленные самим обществом на основе выработавшихся представлений о добре и зле, чести, досто­инстве, справедливости и несправедливости.

Нормы обычаев - устойчивые правила поведения, которые сохранялись длительное время благодаря их частому повторению и эффективности и вошли в привычку.

Нормы традиций - правила поведения, передаваемые из поколения в поколение в семье, местности, народе и служащие целям поддержа­ния жизнеспособности и самобытности общества.

Политические нормы - правила, регулирующие отношения между по­литическими группами, слоями, классами в процессе осуществления государственной власти.

Экономические нормы - правила, регулирующие общественные отно­шения в сфере материального производства, распределения, обмена и потребления.

Нормы общественных организаций – внутренние правила, регулирующие поведение и взаимоотношение членов общественных организаций.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1885 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Стремитесь не к успеху, а к ценностям, которые он дает © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2153 - | 2108 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.