План лекции:
1. Первые виды одежды в первобытном обществе, их задачи (средства укрытия тела).
2. Первые виды костюма и их основная функция социальной ориентации и адаптации.
3. Появление и роль дополнений к одежде – аксессуары, прически, украшение тела.
Одежда первобытного человека носила чисто условный характер. У некоторых племен ее присутствие на теле означалось краской или татуировкой. По существу это был лишь прообраз «настоящей одежы».
Истоки «настоящей одежды» приходятся на период позднего неолита, когда зарождается родовое общество и возникает потребность в маркировании «своих» и «чужих», где свои определялись по материнской линии. Одновременно с этим возникает потребность создания системных половых табу для отличий мужской и женской одежды. Схема возникновения и развития одежды проходила по восходящей: от простейшей одежды до более сложных ее видов, от не сшивной к сшивной, от глухой к распашной. Самым простым видом не сшивной одежды был набедренник, подвидом которого стали фартуки перевязки, пояса, плащи. Таким образом, формировался первый комплект одежды, включающий набедренную и верхнюю или плечевую одежду.
Первобытных людей обычно представляют косматыми «дикарями», но это едва ли соответствует истине. Даже в погребениях охотников на мамонтов, живших почти 40 тыс.лет назад, археологи находят костяные гребни. А причёски женщин, скульптурные изображения которых найдены на палеолитических стоянках Мальта, Буреть, Виллендорф, выглядят просто роскошно. Их волосы то ниспадают на плечи, то уложены параллельными друг другу горизонтальными рядами. В других случаях они лежат зигзагообразными уступами. Волосы также заплетали в косы, перевязывая ремешками или шнурками. В качестве украшений для причёски применяли разного рода налобные повязки и диадемы (возможно, делали также венки из цветов и трав, но такого рода украшения, конечно, не сохранились). Для закрепления укладки у всех первобытных племён волосы покрывали глиной, маслом или растительным лаком; использовали даже специальные подставки для головы, чтобы во время сна не испортить нечаянно причёску. Такие подголовники из обожжённой глины часто находят при раскопках поселений трипольской культуры (IV—III тысячелетие до н. э.).
На рубеже древнекаменного и среднекаменного периодов произошли изменения в природно-климатических условиях, существенно отразившиеся на животном и растительном мире, следовательно, и на сырье для одежды, на занятиях людей их мировоззрении. Наступила эпоха «северного Оленя», а в месте с ней эпоха плетеной одежды с четко выраженной защитной функцией. Выразителем этого направления развития одежды была культура «мизинских мадонн», которая в своеобразной пластической форме олицетворяла историю «парности», связанную с укреплением института семьи. Одежда «мизинских мадонн» приобрела черты сакральности, проявившиеся преимущественно в украшениях: в подвесках из ракушек, зубов оленей и лисиц, в диадемах, изготовленных из кости мамонта, в бусах, перстнях, браслетах, амулетах.
Эпоха неолита охарактеризовалась переходом от охоты к земледелию и скотоводству, т.е. к воспроизводимому хозяйству. Кардинально изменяется технология изготовления одежды, формируется культура нового типа – земледельческая. Ее сакральная сущность основывалась на культуре земли, и это сказывалась на новых направлениях и новых функциях одежды. Ее трансформация способствовала изобретению ткани и шитья. На первых парах одежда по форме и крою сохраняла традиции палеолита с дальнейшей заменой материалов. Из ткани изготовляют рукава, нагрудники, которые одевали отдельно, и лишь через некоторое время начали сшивать. В одежде человека неолита украшения играли значительную роль. Недаром неолит называют эпохой костяных украшений.
Вопросы для самоконтроля
1. Назовите известные Вам типы исторического костюма.
2. Какие существовали первые виды одежды в первобытном обществе?
3. Охарактеризуйте дополнения к одежде – аксессуары, прически, украшение тела.