Проблема проявления жестокости к людям пожилого возраста во многих странах мира существовала в историческом контексте наряду с жестокостью к женщинам и детям. Например, в греческой мифологии убийство пожилых родителей являлось частью процесса мироздания, процесса естественной смены поколений. В большинстве примитивных обществ традиционно практиковался обычай добровольного умерщвления пожилых людей для сохранения и без того скудных ресурсов для более молодых и выносливых членов племени. В конце XIX — начале XX вв. проблемы старения не привлекали интереса общественности, и лишь с конца 70-х — начала 80-х гг. прошлого века во многих странах Западной Европы и США специалисты начали проявлять интерес к возникновению «новой» формы семейной жестокости — жестокости к пожилым людям. Данный феномен повлек за собой серии публикаций в научных изданиях, принятие новых законов, защищающих права и интересы пожилых людей, создание сети социальных служб, приютов, убежищ для оказания помощи людям пожилого возраста, пострадавшим от семейного насилия.
В России, как и во всем мире, продолжает увеличиваться доля пожилых людей в общем демографическом контексте. Проблемы пожилых людей все больше и больше выдвигаются на первый план и требуют своевременного решения, в том числе и проблема семейного насилия.
В настоящее время существует несколько причин, затрудняющих процесс диагностирования фактов жестокого обращения с пожилыми людьми. Во-первых, люди пожилого возраста бояться причинить своим родственникам дополнительные хлопоты, усугубить свое положение в семье, остаться в одиночестве. Во-вторых, если насилие совершается членом семьи — супругом(ой) или взрослыми детьми — жертва испытывает чувство стыда, унижения, беспомощности, неуверенности в своих чувствах и ощущениях, страх оказаться непонятым. В-третьих, отсутствие информации о деятельности специализированных служб, «горячих» линиях, любой возможности получения помощи извне, заставляет многих пожилых людей, страдающих от насилия, молчать о «чисто семейных» конфликтах. Кроме того, многие жертвы домашнего насилия опасаются потерять часто единственного родственника, осуществляющего уход и присмотр за ними, и избежать перевода в дом престарелых, который часто ассоциируется с приближением скорой смерти. В других случаях люди пожилого возраста пытаются отрицать или преуменьшать насилие на фоне ранее пережитых событий, таких, как война, голод, блокада, личные беды и огорчения и т.д. Еще одной причиной скрытого характера данной социальной проблемы являются религиозные убеждения пожилых людей, по которым страдания на земле смогут облегчить им жизнь в будущем. Такое положение дел еще больше усугубляется, когда пожилые люди страдают хроническими заболеваниями, теряют чувство реальности происходящего, дисориентированы во времени и пространстве, имеют нарушения речи, памяти, интеллекта.
В отличие от других социальных групп — женщин и детей, страдающих от семейного насилия, — люди пожилого возраста более изолированы от окружающих: они редко выходят на улицу, большую часть времени проводят дома, их контакты с внешним миром ограничены общением с членами семьи, другими родственниками и иногда социальными работниками. Социальные работники, осуществляющие уход и присмотр за пожилыми людьми на дому, часто не имеют полной информации по проблеме видов, форм, причин семейного насилия. Отсутствие нормативно-правовой базы и механизмов ее реализации по защите прав и интересов пожилых людей, а также недостаточное финансирование уже созданных специализированных социальных служб, оказывающих помощь и поддержку пожилым людям, пострадавшим от домашнего насилия, затрудняют оказание помощи им.
Как правило, выделяют несколько типов жестокого обращения в семье: физическое, сексуальное, эмоциональное, экономическое насилие и пренебрежение нуждами пожилого человека. Физическое насилие проявляется в форме синяков, ссадин, порезов, ожогов, переломов костей, которые могут располагаться на различных участках тела, следы от веревки на запястьях и щиколотках, говорящие о том, что человек был привязан к стулу или кровати в течение долгого времени. В отличие от физического, сексуальное насилие констатируется в менее 1 % зарегистрированных случаев. Тем не менее наличие венерических заболеваний, повреждений половых органов, проявление страха во время медицинского осмотра или купания позволяют диагностировать данный тип насилия. Психологическое насилие включает обидные слова, комментарии, игнорирование потребностей и просьб пожилого человека, угрозы отдать его в дом престарелых. Оно может проявляться как самостоятельно, так и в совокупности с другими видами насилия. Пренебрежение нуждами пожилого человека включает в себя отсутствие медицинского обслуживания, полноценного питания, подходящей одежды, жилищных условий и многое другое. Экономическое насилие может быть выявлено исходя из следующих индикаторов: необычные движения на банковских счетах (снятие больших сумм денег), подделывание подписи; пропажа драгоценностей, картин, и других вещей и т.д.; неожиданное исчезновение лица, осуществляющего уход и присмотр за пожилым человеком, составление или переписывание завещания в пользу малознакомого человека или попечителя. Часто по ряду причин люди пожилого возраста не имеют возможности проверить свое финансовое состояние и фактически являются заложниками человека, осуществляющего уход за ними.