Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


История проблемы правоотношения




Проблема правоотношения, бесспорно, является фаворитом в юридической науке, поскольку исследования в этой сфере, с одной стороны, выходят на уровень правопонимания, а с другой – имеют практическое значение. Будучи сложной и многогранной конструкцией, правоотношение неоднократно подвергалось осмыслению учеными-правоведами, которые формировали различные подходы к определению правоотношения.

Впервые термин «правовое отношение» был употреблен выдающимся немецким ученым К. Ф. Савиньи в труде «Система римского права». Под правоотношением он понимал отношения между лицами, закрепленные в нормах права. При этом лица обладают свободой и имеют статус равенства. Характерно, что самое привычное право Савиньи понимает как «совокупность правоотношений и основополагающих правовых институтов»[408].

В настоящее время интерес к проблеме правоотношения не становится меньше. Дело в том, что в прямом смысле слово «отношение» – это поведение людей во внешнем мире. Но оно также указывает на статику, характеризует определенное состояние. С другой стороны, конвенциально принято, что понятие регулирования отношений означает не что иное, как регулирование поведения. Н. В. Варламова по этому поводу пишет: «Категория “общественное отношение”, как правило, соотносится с категориями “деятельность” и “связь” и понимается в качестве объективированной, унаследованной, а также совокупной живой, чувственной деятельности людей, выступающей как сотрудничество многих индивидов, объективной и устойчивой структуры общественных связей, которая формируется в соответствии с видами и предметами человеческой деятельности. При этом следует иметь в виду, что понятие “связь” охватывает также выделяемые некоторыми учеными определяющие характеристики: общественные отношения, зависимости и разграничения, а деятельность субъектов может проявляться не только в активной, но и в пассивной форме, в виде позиций и состояний людей по отношению друг к другу».[409] Употребление термина «отношение» в юриспруденции подразумевает «захват» правовым регулированием двух и более субъектов, которые совершают поведенческие акты в отношении друг друга. То есть этот термин при придании ему правового смысла означает регулирование поведения и результат такого регулирования. Кроме того, всем известна специфика правового языка. Зачастую слова и выражения, которым в обыденной жизни придают один смысл, при попадании в правовое поле изменяют свое значение.

После такого небольшого вступления приступим непосредственно к анализу правоотношения. В настоящее время юридическая наука претерпела (хотя и не до конца) серьезные изменения, связанные с непосредственной «встречей» с научными достижениями западной правовой мысли последних десятилетий. Эти последние произошли по причине глобальных парадигмальных изменений в сфере научной эпистемологии.

Следуя естественной логике эволюции правового дискурса о правоотношении, в развитии правовой мысли о правоотношении в России следует выделить три этапа: 1) теоретико-правовая мысль дореволюционной России, которая развивалась в русле немецкой цивилистической мысли; 2) советская теоретико-правовая мысль; 3) постсоветская, которая развивается и в настоящее время в русле постклассического правоведения.

Рассмотрим взгляды наших известных дореволюционных правоведов.

Н. М. Коркунов представлял правоотношение как фактические отношения, которым правовая норма придала юридический характер. Согласно предписаниям правовых норм, отношение человека к другим людям определяется не тем, что ему предоставляется фактически возможным, а теми возможностями, которые предоставляет ему право: «определяемые юридическими нормами возможные отношения людей, которые слагаются из соответствующих друг другу и обусловливающих друг друга прав и обязанностей»[410]. Сущность и назначение права Коркунов видел в разграничении интересов отдельных людей, и поэтому разграничивающее интересы право 1) определяет меру возможного поведения; 2) а для этого устанавливает права и обязанности. Разграничивая сталкивающиеся интересы, юридическая норма, во-первых, устанавливает пределы, в которых данный интерес может быть осуществлен, во-вторых, устанавливает в отношении к другому соответствующие интересу ограничения, – это обязанность.

Правоотношение у Коркунова – это элемент права, а точнее, одна из его сторон. Поскольку русский правовед рассматривал право в совокупности объективного и субъективного, то в качестве первого у него выступали юридические нормы, а в качестве второго – правоотношения. Правоотношение есть не что иное, как субъективное право. Юридические отношения называются правом в субъективном смысле, потому что право и обязанность составляют принадлежность субъекта. Правоотношения, по мнению Коркунова, предшествуют появлению нормы. Действительно, изначально суд не применял (в силу ее отсутствия) уже существовавшую норму к частным случаям, а для каждого частного случая творил новое право. Только путем постепенного и медленного обобщения частных решений слагались современные правила, представляющие к тому первоначально весьма невысокую степень обобщения, сводимую дробными казуистическими правилами.

Но постепенно возникает процесс, когда общие нормы уже сложились, и они становятся одним из оснований возникновения правоотношений. В силу этого Коркунов предлагает рассматривать возникновение правоотношений как логический силлогизм. В данном случае правовая норма выполняет роль большой посылки, данное фактическое отношение людей – роль малой посылки, а определение соответствующих прав и обязанностей есть заключение. У Коркунова правоотношение – это результат действия определенных процессов, определенное состояние урегулированных конкретных отношений и результат заданности правил для последующих реальных действий. Кроме того, ученый воспринимает правоотношение как модель и пишет, что для юридического исследования представляется весьма важным отделить общую юридическую форму однократных отношений от разнородного фактического содержания. С этой целью юристы конструируют мысленное представление о таких юридических отношениях, которые бы всецело и исключительно определялись бы одними только юридическими нормами. В таком воображаемом отношении все конкретное разнообразие фактической обстановки отпадает. Остается одна общая для всех однородных отношений юридическая форма.

Таким образом, опираясь на положения Коркунова, можно использовать такие характеристики, как результат и модель. Результат – поскольку в правоотношении достигнута определенная степень урегулированности, модель – потому что изначально образец правоотношения представлен в позитивных юридических нормах, отрефлексированных в сознании.

Н. М. Коркунов представлял умеренное крыло социологического направления в праве. Обратимся к сторонникам юридического позитивизма – Г. Ф. Шершеневичу и В. М. Хвостову.

Согласно взглядам Шершеневича, правовые отношения имеют жизненное, бытовое содержание и нормативную форму. Юридическое отношение есть та сторона бытового жизненного отношения между людьми, которая отделена нормами позитивного права. Так же, как и Коркунов, Шершеневич рассматривает правоотношение как определенное состояние отрегулированности со стороны нормы права: «Нормы права устанавливают юридическое отношение тем, что принуждают одно лицо к известному поведению, с которым связан какой-либо интерес для другого или для других»[411].

В таком же ключе рассматривает правоотношение и Хвостов. Объективное право, с его точки зрения, регулирует человеческие отношения, устанавливает условия, при которых наступают правовые последствия, а также постулирует сущность этих последствий. Правоотношение есть явление, слагаемое из трех составляющих: нормы объективного права, жизненного, реального отношения и результата общественных взаимодействий, имеющего особые свойства, которые придают ему специфический характер. «Жизненное отношение, принятое во внимание объективным правом и снабженное юридическими последствиями, называют юридическим отношением»[412].

Таким образом, вырисовывается схема: форма (нормы объективного права), содержание (фактическое жизненное отношение) и результат этого содержания – правовое отношение.

И Шершеневич и Хвостов прекрасно понимали, что не все общественные отношения могут быть урегулированы правом, а потому не могут обрести соответствующие качественные характеристики. Но Шершеневич, стоявший на позициях юридического позитивизма, до последнего предела расширял круг таких отношений и, соответственно, пределы предмета правового регулирования и выделял только три типа отношений, которые не могут быть правовыми в принципе: отношение человека к Богу, к внешнему миру и к самому себе[413].

Хвостов стоит на позициях социальной целесообразности считает, что жизненные отношения лишь в некоторых случаях могут стать правовыми: 1) если они являются достойными внимания, т.е. служат удовлетворению нарушенных и нравственных интересов и 2) нуждаются в этом внимании. Нуждающимися во внимании ученый считал те отношения, которые недостаточно защищены нормами иного разряда и способны подвергаться нарушению со стороны людей. Таким образом, право должно вступать на сцену только в случае отсутствия моральных, религиозных, традиционных регуляторов.

Правовое отношение, по мнению Хвостова, возможно как между субъектами права, так и между лицом и вещью, поскольку лица могут вступать в различные отношения, как между собой, так и в отношения с вещами. И те и другие имеют правовое значение, а потому принимаются во внимание правом и снабжаются юридическими последствиями. Ученый делает оговорку по поводу отличия правоотношения типа «лицо–лицо» и «лицо–вещь» и считает, что отождествлять их нельзя, не соглашаясь с теми авторами, которые не признают отношения «лицо–вещь» и настаивают на включении их в понятие правоотношения. Отношения «лицо–вещь», по его мнению, полностью раскрывают сущность правоотношения. Дело в том, что когда право обращает внимание на отношение человека к вещи, оно не только определяет отношение лица к той самой вещи, определяет степень власти над ней. На этом основании отношение «лицо–вещь» следует отнести к особой категории правоотношений.

Так же, как и Коркунов, Хвостов признает дуалистичность понятия «правоотношение», которая заключается в следующем. С одной стороны, это конкретное юридическое отношение, со всеми его индивидуальными признаками, имеющее место в реальной жизни. С другой стороны, правоотношение – это абстрактная категория, реально не существующая модель, которая определяется типичными чертами, присущими определенной группе отношений. Хвостов замечает, что с конкретными отношениями имеет дело судья, а с абстрактными – законодатель и теоретик.

Не обошел стороной проблему правоотношений еще один видный правовед дореволюционной России – Е. Н. Трубецкой. Он определял правоотношение как регулируемое нормами объективного права отношение между лицами[414]. Развивая далее свою мысль, ученый пишет, что юридическая свобода одного лица непременно заключает притязание, требование, обращенное к другим лицам, чтобы они уважали эту свободу. Поэтому всякое право предполагает известное отношение лица – обладателя права – ко всем другим лицам, которое называется «правоотношение». Правомочие и обязанность суть две стороны и в то же время два элемента юридического отношения.

Для Трубецкого сущность правоотношения заключается в наличии правовой связи лиц, которая выражается во взаимосвязанных и взаимообусловливающих правах и обязанностях. Можно утверждать, что известный правовед перемещает акцент на связь, где звеньями являются правомочия-обязанности. Но как бы ни была точна эта характеристика, все же ограничивать ею правоотношение не стоит. Все же это понятие обладает большим разнообразием смыслов.

Трубецкой не признавал включения в понятие правоотношения отношений «лицо–вещь». Он указывал, что юридические отношения всегда есть отношения, где задействованы только лица-субъекты права, а таких постановлений, которые бы регулировали отношения лиц к вещам, а не лиц между собой, не существует вовсе. Многие юридические отношения возникали по поводу вещей, но, в конце концов, они всегда есть отношения между лицами[415].

Такого же мнения придерживался Ф. В. Тарановский, утверждавший, что «юридическое отношение есть связь, возникающая между двумя лицами, между которыми устанавливаются взаимные обязанность и притязания»[416].

Таким образом, русские дореволюционные концепции о правоотношении имели следующие характеристики.

1. Правоотношение рассматривалось как право в субъективном смысле и являлось частью корпуса права в целом. Если объективное право имело прескриптивный характер, то правоотношение в виде субъективного права оказывалось привязанным к единичным (индивидуальным). Не путать с правоприменением, где норма воплощается в конкретном акте применения права. Субъекты здесь не просто наделены качеством индивидуальности – они конкретно поименованы.

2. В общем и целом правоотношения воспринимались как результат, завершающий этап правового регулирования, при котором достигается определенное состояние связанности, которое, в свою очередь, является основанием последующего регулирования. То есть правоотношение – это своеобразный узловой момент правового регулирования – одновременно конец и начало.

3. Правоотношение, с точки зрения дореволюционных ученых, одновременно обладало качествами понятия и явления. С одной стороны, оно трактовалось как нормативно-мысленная абстракция-модель. Такую модель именовали юридической конструкцией. С другой стороны, правоотношение относилось к сфере эмпирий. В качестве эмпирии оно выступало как реальное отношение, воплощаемое в поведении субъектов.

4. Главной темой дискуссии был спор о том, существует ли правоотношение только между лицами или же отношение лица к вещи тоже можно относить к правоотношениям. Большинство придерживалось последней позиции: право регулирует не только отношение «лицо–лицо», но и «лицо–вещь».

5. Правоотношение рассматривалось как элемент частного права. Наличие их в публичном праве отрицалось.

В советский период, а точнее с 1920-х гг., проблема правоотношения заняла фактически центральное место в теоретико-правовом дискурсе. Т. Н. Радько пишет о том, что еще П. И. Стучка высказал мнение, что право – это регулируемые и охраняемые законом общественные отношения, и выступил с позицией о том, что советское право – это пролетарское право, и тем самым вызвал упреки в недиалектическом подходе. Кроме того, он максимально приблизил право к правоотношению, указав, что право – это регулируемые и охраняемые государством общественные отношения[417].

Е. Б. Пашуканис, будучи сторонником социологического понимания права, особое значение придавал правоотношениям, хотя и не отрицал важности правовых норм. По его мысли, выявление сущности правоотношения означает раскрытие всего содержания права. Правоотношению, таким образом, ученый придавал самодовлеющее значение. Он писал: «Юридическое отношение – это первичная клеточка правовой ткани, и только в ней право совершает свое реальное движение. Право как совокупность норм наряду с этим есть не более, чем безжизненная абстракция»[418].

 

 

Советская правовая наука





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2495 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лаской почти всегда добьешься больше, чем грубой силой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2419 - | 2290 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.