Гуманитарное познание ориентировано на индивидуальность, обращено к духовному миру человека, к его личностным ценностям и смыслам жизни.
Гуманитарная парадигма в науке представляет собой познание природы, общества, самого человека с антропологической, человековедческой позиции; она вносит «человеческое измерение» во все сферы общественной жизни. Для нее характерно использование общих принципов при интерпретировании индивидуальных, общественных или исторических событий. Но, в то же время единичное событие не рассматривается как частный случай общей закономерности, а берется в своей самоценности и автономности. Для гуманитарного познания важно постичь единичные факты как таковые.
У истоков современной постановки проблемы специфики гуманитарного познания стоит И. Кант, который продемонстрировал ограниченность естествознания, разграничил сферы применения естествознания и метафизики в таких вопросах, как существование души, Бога. Кризис натуралистического подхода к анализу социальных явлений в конце XIX — начале XX в. был связан с осознанием различий природы и культуры. Недостаточность естественнонаучного познания применительно к социальным и культурным объектам поставила перед исследователями науки задачу определения статуса и специфики гуманитарного познания [7]..
Гуманитарное знание включает в себя ценностное отношение к изучаемой действительности; объект познания оценивается с позиций нравственных, культурных, религиозных, эстетических и т.п.
Современные гуманитарные дисциплины ориентированы на общие критерии научности:
o Интерсубъективность
o Прогрессизм
o Обоснованность
o Критичность
Но, как отмечает В.Н. Сурков [7], эти критерии научности в психологии реализуются лишь в тенденции. При этом автор дает характеристики, традиционно выражающие специфику гуманитарного знания. Среди них в первую очередь человекосоразмерность, ценностная размерность, процессуальность, индивидуализирующая методология, субъектность, осознание особой роли понимания, преобладание качественного аспекта исследований над количественным, языковая чувствительность [7]. В.Н. Сурков сравнивает особенности познания в естественнонаучной и гуманитарной парадигме (табл. 1)
Содержание гуманитарного знания связано с вопросами смысла человеческого существования; оно предполагает переход от факта к смыслу, от вещи к ценности, от объяснения к пониманию. Гуманитарное познание представляет собой ценностно-смысловое освоение человеческого бытия. Прибегать к ценностным оценкам явлений природы бессмысленно, так как вещи и явления природы не добры и не злы.
Гуманитарное знание — это единство истины и ценности, факта и смысла, сущего и должного.
Таблица 1. Особенности познания в естественнонаучной и гуманитарной парадигмах:
Естественнонаучная | Гуманитарная | |
Предмет | ||
Различные формы проявления душевной жизни:поведение, взаимоотношения, общение, продукты деятельности. | Душевная жизнь человека в ее целостности, не сводимая к сумме ее отдельных проявлений. | |
Принципы | ||
Детерминизм | Интенциональность (индетерминизм) | |
Научный подход | ||
Номотетический, объективистский, дедуктивный, структурный. | Идеографический, субъективистский, системный, интуитивный, | |
Цель | ||
Познание объективных законов психического, построение типологий, подведение единичных фактов под общую зависимость | Понимание внутреннего мира отдельного человека в его индивидуальности и ценности, изучение жизненного пути личности | |
Методы | ||
Объективные методы исследования: наблюдение, эксперимент и др. | Субъективистские методы исследования, эмпатия, интуиция, герменевтика и др. | |
Позиция исследователя | ||
Беспристрастная, отстраненная | Эмоциональная, эмпатическая, включенная. | |
Способ построения Знания | ||
Гипотеза, теоретический конструкт. | Беспредпосылочность. | |
Критерий истины | ||
Практика, проверяемость и воспроизводимость результатов. Строгая доказательность и обоснованность полученных результатов с помощью математической статистики. | Опыт исследовтеля, его интуиция, субъективное понимание исследуемых феноменов. | |
Отношение к исследуемому | ||
Субъект-объект. Исследуемый рассматривается как объект, лишенный активности и ценности. | Субъект-субъект. За исследуемым признается активность, ценность. |