Процесс объединения славянских племен стимулировали скандинавские дружины купцов-воинов,которые в IX в. занимались грабежом и торговлей на водных путях всей Европы. На западе их называли викингами или норманнами, а на Руси – варягами. Варяги проложили по земле славян два торговых пути. Сначала они освоили путь из Ладоги по Волге до Каспия, торгуя с персидскими купцами. Второй торговый путь прошел из Ладоги на Днепр, затем в Черное море, в Византию. Этот путь назывался «из варяг в греки». По сведениям из древних летописей в IX в. варяги захватили древнее поселение, известное теперь как Старая Ладога[1], а затем район будущего Новгорода (существование города в это время археологическими данными пока не подтверждается), где на берегу озера Ильмень жили финские племена (чудь, меря, весь) и славянские племена (кривичи и словени). Варягов вскоре выгнали, но, как гласит летопись, племена в районе Ильмени стали враждовать друг с другом и вскоре обратились с просьбой к варяжскому вождю Рюрику взять на себя роль посредника-правителя. Призвание Рюрика датируется 862 г. В 879 г. Рюрик умер, оставив после себя малолетнего сына Игоря. Фактическим правителем стал Олег, родственник Рюрика. В 882 г. Олег пришел в Киев, центр славянского племени полян, и объявил Игоря киевским князем. Эту дату считают датой создания древнерусского государства во главе с варяжской династией. Варяжская дружина была принята в Киеве потому, что помогла полянам освободиться от набегов хазар – разноплеменного объединения кочевников, созданного в прикаспийских степях.
Летописная версия о призвании не раз использовалась для создания так называемой «норманнской теории», некоторые сторонники которой принижали способность самих славян к созданию государства и говорили о решающей роли варяжского (германского) фактора в образовании государства на Руси. Эта идея была популярна в гитлеровской Германии. Серьезные историки такую теорию никогда не разделяли. Дело в том, что процесс создания государства очень длителен и связан с развитием стабильных межплеменныхсвязей, на базе которых и возникает новая надплеменная система управления на определенной территории. Этот процесс на Руси начался задолго до Рюрика и занял еще много лет после его летописного призвания. Однако варяги действительно ускорили процесс создания государства, поскольку они ускорили объединение славянских племен.
В 911 г. Олег совершил поход на Константинополь с большим войском, которое состояло из варяжской дружины и славянского ополчения. Он заключил договор о создании в Византии постоянных колоний для русских купцов, которые получили привилегии (еда, новые паруса).
В 945 г. неупорядоченный сбор дани (полюдье) среди славянских племен привел к убийству киевского князя Игоря древлянами. Его жена Ольга установила места (погосты), сроки и размер дани (уроки), что стало важным шагом в формировании государственности, поскольку превратило дань в форму упорядоченного государственного налога.
Контакты с Византией привели к христианизации части верхушки киевского общества, что нашло отражение в крещении Ольги в 955 г.
В 964 г. князь Святослав, сын Игоря и Ольги, разбил Хазарский каганат. Затем он был нанят византийцами для покорения Болгарии. При возвращении из Болгарии Святослав был убит печенегами (972), новым тюркским народом, который пришел с востока в 915 г. в причерноморские степи, потеснил хазар и разорил все Причерноморье.
В 988 г. Владимир Святославович (980–1015) крестился и крестил дружину. Это событие считается датой крещения Руси, хотя процесс христианизации всех славянских племен растянулся на века. Приняв христианство, Русь приобщилась к культуре Византии. На Русь пришли иконопись, каменное зодчество, славянская письменность (кириллица) и обширная христианская литература, дававшая представление о мировой истории.
Культурный и политический расцвет Киевского государства приходится на период княжения сына Владимира – Ярослава Мудрого (1019–1054). В Киеве был построен 13-главый Софийский собор (1037), украшенный мозаикой, фресками и иконами, а также каменные Золотые ворота. Более строгий пятиглавый Софийский собор был возведен в Новгороде, потом в Полоцке. При Ярославе Мудром был составлен первый свод законов, который назывался «Правда Ярослава». Ярослав разбил печенегов – главную военную угрозу того времени.
Общественный строй. В Киевской Руси шел процесс расслоения общества, появления богатой верхушки и слоя зависимых людей, но преобладало свободное городское и сельское население. Князь не имел собственных крупных земельных владений. Он кормился данью, которая стала формой феодальной ренты – платой за то, что князь охраняет и поддерживает порядок на Русской земле. Дружинники князя также долгое время не имели своих земельных владений. Они «кормились» из доли своего князя. Наличие феодальной ренты позволяет говорить о том, что князья и их дружины были феодальным сословием. Дружинники были связаны с князем личными договорными обязательствами, что также является характерной черной феодальных отношений внутри правящего класса (сеньор и вассал договариваются об условиях службы). В то же время феодализм в Киевской Руси существовал в ранних формах: князь не был полным и безусловным собственником земли своего княжества и не мог отобрать земли свободных общинников. Поэтому он не мог раздавать их своим дружинникам. В XI в. старшие дружинники – бояре – стали постепенно обзаводиться селами, но их владения тонули в море свободных общинных хозяйств.