Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Диалектика и метафизика как способы философского осмысления мира.




Пожалуй, вторым по важности после основного вопроса философии яв­ляется вопрос о том, находится ли мир в движении и развитии или он пребыва­ет в покое, то есть в неизменном состоянии. Этот вопрос возник уже в древно­сти, вместе с появлением философии. Поэтому сразу же начали формироваться и два основных метода его решения: диалектический и метафизический.

Оба метода прошли большой исторический путь развития, и в разные эпо­хи в разных философских системах им давались прямо противоположные оцен­ки их познавательной значимости.

Под диалектикой (от греч. dialegomai - вести беседу, спор) в настоящее время понимается прежде всего учение о наиболее общих закономерных связях и законах развития природы, общества и познания и, уже во-вторых, исходя из этого - метод творчески познающего мышления. Диалектика считает, что все в мире взаимосвязано, притом, не только внешне, но и внутренне, сущностно, все находится в вечном движении (изменении) и развитии. Развитие же понимается как качественное изменение, имеющее прогрессивную направленность, то есть как преобразование, превращение одних вещей, явлений в другие, как уничто­жение или отмирание всего старого, отжившего и утверждение на его месте но­вого, более совершенного. Считается также (и это очень важно), что источник развития находится внутри самой вещи, явления. Дело в том, что с точки зре­ния диалектики все в мире - любая вещь или явление - имеет в себе две проти­воположные стороны, две тенденции изменений. Стороны обусловливают и в то же время отрицают друг друга. То есть каждая из сторон является условием существования другой стороны, а вместе с этим и целого и в то же время тен­денции, стремления сторон прямо противоположны, полярны. Такое отношение сторон называется диалектическим противоречием. Это противоречие ведет к борьбе сторон, в ходе которой происходит развитие вещи, явления в целом, то есть их качественное изменение, переход в другую вещь, явление. При этом важно, что развитие предстает как саморазвитие вещи, явления и, таким обра­зом, отпадает нужда во внешней причине, в конечном итоге в Боге. Разумеется, борьбу сторон не следует понимать лишь как физическое противоборство (хотя в качестве момента развития оно может присутствовать в живой природе и об­ществе). Диалектически понимаемая борьба - это сложный процесс взаимодей­ствия сторон, в котором каждая из них, стараясь совершенствоваться и этим влиять на другую, приводит к качественному изменению вещи в целом.

Простейший пример диалектического развития: превращение посаженного в почву семени в растение, где борьба двух тенденций - быть или не быть - за­канчивается при соответствующих благоприятных условиях победой жизни, но при этом зерно переходит в новое качественное образование - растение. Диа­лектика ярко видна в развитии всего живого через взаимодействие мужского и женского начал.

Термин «метафизика» - раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, мира и бытия как такового. По мнению сто­ронников метафизического подхода к анализу действительности, все вещи и явления связаны друг с другом только внешне. Никакого внутреннего деления на противоречивые стороны в вещах и явлениях нет и, значит, в них нет не только борьбы, но и движения, а тем более развития как качественного измене­ния. Развитие признается метафизиками лишь как количественное изменение, то есть как простое увеличение или уменьшение готовых, неизменных качеств вещи. К примеру, семя растения это не что иное, как просто растение в миниа­тюре и в процессе его роста оно качественно не меняется. Основным состоянием вещи метафизики считают покой, понимаемый как отсутствие движения (в противоположность этому диалектика понимает покой лишь как момент движения, в котором сохраняется качество и состояние вещи, явления). Из состояния покоя вещь может вывести, по мнению метафизиков, лишь какая-либо внешняя сила, а в конечном счете Бог.

Диалектика и метафизика, исторически развиваясь, принимали различные формы - в зависимости от общего уровня познания в том или ином историче­ском периоде, а также от особенностей задач научного познания и социальных условий для познавательной деятельности в определенную эпоху.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1291 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наглость – это ругаться с преподавателем по поводу четверки, хотя перед экзаменом уверен, что не знаешь даже на два. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2672 - | 2238 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.