Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Мировая революция в теории и пропаганде большевиков.




Среди представлений советской элиты на рубеже 20-х годов серьёзный пласт составляли взгляды, связанные с ожиданием мировой революции. Они определяли второй после построения социализма внутри страны аспект идеологии большевиков. В Программе РКП(б) это объясняется тем, что «только пролетарская, коммунистическая революция может вывести человечество из тупика, созданного империализмом и империалистическими войнами. Каковы бы ни были трудности революции и возможные временные неуспехи ее или волны контрреволюции, — окончательная победа пролетариата неизбежна» [91].

Данные представления корнями уходят в фундаментальную мысль основоположников коммунизма, которую Ф. Энгельс выразил следующим образом: «Крупная промышленность уже тем, что она создала мировой рынок, так связала между собой все народы земного шара, в особенности цивилизованные народы, что каждый из них зависит от того, что происходит у другого. Затем крупная промышленность так уравняла общественное развитие во всех цивилизованных странах, что всюду буржуазия и пролетариат стали двумя решающими классами общества и борьба между ними — главной борьбой нашего времени. Поэтому коммунистическая революция будет не только национальной, но произойдет одновременно во всех цивилизованных странах»[92]. Неизбежный характер революции был подчёркнут тезисом из «Манифеста Коммунистической партии»: «история всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов»[93].

Таким образом, идея о мировой революции определила некоторые специфические особенности в структуре и деятельности большей части марксистских движений: во-первых, активное взаимодействие между собой в рамках «Интернационалов»; во-вторых, участие иностранцев в деятельности движений (особенно это заметно после Октябрьского переворота в России); в-третьих, принятие политической, идеологической и иных форм борьбы как единственно возможного варианта деятельности; и, наконец, в-четвёртых, ожидание революций в промышленно развитых странах.

Молодая советская элита была сполна затронута этими особенностями: они была и интернациональна, и закрепила за собой статус первой группы в новом, Коммунистическом Интернационале, добилась власти путём революционной борьбы, и, наконец, захватив власть, стала поддерживать разгорающийся пожар революции в промышленно развитых регионах Европы. Однако здесь есть противоречие, которое трудно не отметить. Большевики восприняли идею о всемирной революции, однако ими была нарушена сама концепция революции, обоснованная Ф. Энгельсом логика глобального революционного процесса. Во-первых, как таковой действительно социалистической революции в России не произошло, а был осуществлён захват власти, то есть переворот, одной партией, причём такое определение событий Октября 1917 г. признавалось самими большевиками[94]. Как писал британский историк Э. Хосбаум: «И все же, за исключением романтиков, видевших прямой путь от коллективизма российской деревни к социалистическому обществу, все наблюдатели были уверены, что русская революция не может быть социалистической. Для подобных преобразований не было условий в крестьянской стране, являвшейся олицетворением бедности, невежества и отсталости, где промышленный пролетариат, назначенный Марксом на роль могильщика капитализма, составлял всего лишь очень малую, хотя и сплоченную часть общества»[95]. Во-вторых, марксистская концепция подразумевала революцию в наиболее развитых в промышленном отношении странах, где существовал бы сформировавшийся и обладающий классовым сознанием многочисленный пролетариат. В России же рабочий класс составлял ничтожную долю в сравнении с общим населением, и здесь сыграла свою роль гениальная в определенном отношении идея В. И. Ленина создать партию как передовой отряд пролетариата в стране без массового пролетариата, что в итоге оказалось относительно верным решением. В-третьих, революционные социальные преобразования советская власть начала в условиях развернувшейся Гражданской войны, что неизбежно деформировало все её начинания, особенно при том, что эти преобразования должны были вестись на почве промышленно развитого, с многочисленным и организованным рабочим классом, а не аграрного, государства. В итоге это привело, на наш взгляд, к потере содержательного начала в угоду внешней форме: с самого начала революция пошла в чрезвычайных условиях и не по марксистскому сценарию, что привело в итоге искажению её целей. В некотором роде здесь произошло тоже самое, что и в случае с «военным коммунизмом», где реальные действия шли в противоречия с декларируемыми целями при том, что и в случае с ним, и в случае с мировой революцией большевики не открещивались от своих целей.

На официальном уровне приверженность распространению «мирового пожара» подтверждала «Декларация об образовании СССР»[96]: «новое союзное государство … послужит верным оплотом против мирового капитализма и новым решительным шагом по пути объединения трудящихся всех стран в Мировую Социалистическую Советскую Республику». С другой стороны большевики, неоднократно доказывавшие свою прагматичность, понимали, что слишком слабы, чтобы противостоять всему миру в одиночку. «Надежду свою мы возлагаем на то, что наша революция развяжет европейскую революцию. Если восставшие народы Европы не раздавят империализм, мы будем раздавлены, — это несомненно. Либо русская революция поднимет вихрь борьбы на Западе, либо капиталисты всех стран задушат нашу»[97], - заявлял Троцкий, выступая 26 октября 1917 года на II Всероссийском съезде Советов.

Однако это было позже, а в первые годы XX века всемирная революция ещё представлялась перспективой отдалённого будущего, поэтому перед марксистскими и социал-демократическими движениями по всему миру стояли более практические задачи, и российские социал-демократы не были здесь исключением. В январе 1917 года Ленин, находясь в Швейцарии, с горечью писал: «Мы, старики, может быть, не доживем до решающих битв этой грядущей револю­ции»[98].

Первая Мировая война и последовавшие за ней революции в Европе изменили ситуацию, чем сполна воспользовались большевики, придя к власти, а их союзники инициировали революции и мятежи на пространствах Европы. Для большевиков и всего коммунистического движения в мире наступает период надежд.

В речах руководителей партии в это время можно услышать надежды на скорый «мировой пожар»: об этом говорил В. И. Ленин: «Победа пролетарской революции во всем мире обеспечена. Грядёт основание международной Советской республики»[99]. Бе́ла Кун (венгерский журналист, революционер, оставшийся в России) писал на страницах «Правды»: «Социалистическая революция с неудержимой силой и быстротой шагает с Востока на Запад. Пролетариат доведет мировую революцию до полного завершения» [100]. А на II Конгрессе Коминтерна, состоявшемся в июле — августе 1920 года, его председатель Зиновьев заявил, что III Конгресс Коминтерна они будут «проводить в Берлине, а затем в Париже, Лондоне…»[101].

Надежды руководства РКП(б) на скорую революцию в этот период подкреплялись следующими факторами:

1. В результате Первой Мировой войны сложись условия, которые предвещали всеобщую революцию: в течение 1918 – 1923 года в Европе произошла череда социалистических революций, на это же упирали представители зарубежных левых организаций, когда просили РКП(б) о помощи.

2. Концепция крушения капиталистической системы была выдвинута основоположниками марксизма[102]; отсутствие революции ставило вопрос об обоснованности всей теории.

3. Группа профессиональных революционеров, организовавшаяся вокруг идей Маркса в России, не могла легко отказаться от одного из важнейших своих постулатов, победе которых отдала свои силы.

4. Веру в расползание революции по миру подкрепляли внутренние иллюзии насчёт быстрого строительства коммунистических отношений, которые были ярко проявлены в положениях Программы РКП(б).

Стоит оговориться, что большевики всё же были большими прагматиками, поэтому, как писал Ленин в одном из докладов к 10 съезду РКП(б): «…Ставка на международную революции не значит — расчет на определенный срок и что темп развития, становящийся все более быстрым, может принести к весне революцию, а может и не принести. И поэтому мы должны уметь так сообразовать свою деятельность с классовыми соотношениями внутри нашей страны и других стран, чтобы мы длительное время были в состоянии диктатуру пролетариата удержать…»[103].

Свои надежды на скорый «мировой пожар» большевики подкрепляли всеми возможными силами и средствами.

Для приближения мировой революции 4 марта 1919 года по инициативе РКП(б) был создан Коммунистический Интернационал; делегаты от коммунистических партий и левых социалистических организаций 30 стран легитимизировали положение партии большевиков как центрального органа всеобщего коммунистического движения; многие представители зарубежных коммунистических движений остались в России защищать революцию. В этот период, не включая пространства, занятого собственно большевистской властью, были инициировано либо поддержано создание целого ряда советских республик, среди которых:

Персидская Советская Социалистическая Республика[104] (Гилянская республика) - 1920 – 1921 гг., остан Гилян; с выводом частей РККА подавлена.

Венгерская Советская Республика – «ядро партии появилось 4 ноября 1918 года в Москве и состояло из венгров — бывших военнопленных и эмигрантов — придерживавшихся коммунистических взглядов. Центральный комитет возглавлял Бела Кун. Просуществовала 4 месяца в 1919 г. и была подавлена[105].

Словацкая Советская Республика[106] – просуществовала с 16 июня до 7 июля 1919 г. После того, как Красная Гвардия Венгерской Советской республики вынуждена была вернуться в Венгрию, «армия Чехословакии заняла территорию Словацкой Советской Республики, и это государство перестало существовать».

Эльзасская Советская Республика – самая западная из всех советских республик, просуществовала с 11 по 22 ноября 1918 года[107].

Бременская Советская Республика – провозглашена рабочими г. Бремена, существовала на территории Германии с 10 января по 4 февраля 1919 года[108];

Баварская Советская Республика - «образовалась 13 апреля 1919 в Баварии в условиях общего революционного подъёма в Германии, развернувшегося под влиянием Великой Октябрьской социалистической революции в России; существовала до 1 мая 1919. Против Советской республики выступили объединённые вооруженные силы центрального германского правительства Эберта—Шейдемана и войска отдельных земель»[109].

Также можно вспомнить Финляндскую Советскую республику, Советский Лимерик, Монгольскую Народную республику и прочие. Практически все из них, за исключением советской Монголии, потерпели крах.

Кроме этого???Коминтерн совместно с разведорганами РККА и ВЧК-ОГПУ организовывалисьвосстания (среди которых можно выделить попытку переворота в Германии в 1923 году, попытку восстания в Эстонии в 1924 году и активное вмешательство в дела Китая на протяжении всех 20-х годов).

На осуществление революций тратились гигантские суммы и ценности, экспроприированные у «контрреволюционных слоёв». Так, «в 1919 году бюджетная комиссия Коминтерна вручила товарищу Забрежневу для французской Компартии 2 бриллианта, каждый по 12,17 карата, 2 бриллианта по 11 каратов, 4 бриллианта по 5,48 карата и 1 бриллиант в 4 карата. Еще одному курьеру, Левину, но уже для Англии, было передано 9 бриллиантов по 39,40 карата и 2 бриллианта по 14,35 карата. Эти фантастические богатства передавались комиссией курьерам, как показывает опись, «заделанными в дно чемодана»[110]. А 28 июля 1919 года Ян Берзин (советский военный и политический деятель, один из создателей и руководитель советской военной разведки) посылает срочное письмо Григорию Зиновьеву: «Переговорив с Владимиром Ильичем, мы пришли к заключению, что пяти миллионов мало, что нужно увеличить отправляемую сумму до 20 миллионов франков (приблизительно 1 миллион ф/с)»[111].

Руководством большевиков также рассматривались проекты военной помощи «угнетённому пролетариату», такие как идеи помощи Венгерской советской республике и похода в Индию. Единственной серьёзной попыткой осуществить поход в Европу на помощь местным коммунистам было наступление на Варшаву во время советско-польской войны. Как писал В. О. Дайнес, «Тухачевский в своих лекциях «Поход за Вислу» (Смоленск, 1923) высказал мнение, что советско-польская война могла стать «связующим звеном между революцией Октябрьской и революцией Западно-Европейской»[112]. Однако и этот план провалился.

Ещё одним инструментом приближения мировой революции для большевиков служила пропагандистская работа. Бухарин в «азбуке коммунизма» отмечал: «Когда разрушается буржуазный строй и начинает на его обломках складываться новое коммунистическое общество, пропаганда идей коммунизма не может остаться уделом одной лишь коммунистической партии и вестись лишь на ее скромные средства… Поэтому не только пролетарская школа, но и весь вообще механизм пролетарского государства должен служить делу коммунистической пропаганды»[113]. Ну раз пропагандой занималось государство, то его масштабы и глубина были соответствующими. Отметим, что пропаганда «мирового пожара» стала отдельным пластом в системе общей «красной» агитмашины, явлением со своими неповторимыми особенностями. Более того, наверно, не стоит отделять пласт собственно продукта пропаганды революции от ярчайших творений искусства на данную тему – они вполне переплетены, чему способствовала общая обстановка рубежа 20-х годов.

Революционная советская пропаганда стала одним из ярких примеров удачного сочетания таланта творцов, революционного воодушевления и целенаправленного партийного заказа. Возьмём, к примеру, агитационные плакаты. Как было замечено, «белая» визуальная пропаганда — абстрактная, малоконтрастная, неубедительная, и вообще какая-то вымученная, причём с явным оттенком безнадёжности; "красная" — яркая, простая, с чётко выделенными цветами, обращённая больше к чувствам, с прочно врезающимися в память образами, устремлённая в "светлое будущее" — от нее веет не безнадёгой и страданием, а железобетонной уверенностью в победе и жертвенностью ради всеобщего счастья. Был выработан абсолютно новаторский язык символов, воплотившийся чуть позже в стиле авангард»[114]. Возвращаясь к воплощению идеи мировой революции, можно заметить, что символический «враг», антипод светлого коммунистического «Нового мира», часто предстаёт не конкретным белым генералом, а обобщён в виде «мирового империализма» - гидры, чудовища, стремящегося пожрать молодую республику и все ростки нового в мире[115]. Так же образен и обобщён образ светлого героя – кузнеца и рабочего, рисованного красными красками в антипод желтому и чёрному изображению зла. Также массово используются предметы, вызывающие вполне определенные ассоциации, таки, как, например, корона[116], естественно как непременный атрибут зла. На плакатах не встретишь чёткого определения национальности и происхождения образа героя и образа зла, что, несомненно, выдаёт ещё марксистскую концепцию о том, что «Рабочие не имеют отечества. У них нельзя отнять то, чего у них нет»[117].

Притязания на весь мир хорошо просматриваются в изображениях на плакатах земного шара[118].

Наконец, образчик жанра визуальной пропаганды, кричащий о стремлении к обхвату всего мира, явлен нам в виде государственных символов СССР: земной шар, на котором серп и молот, у подножия – Солнце с лучами как символ рассвета новой эпохи и, чуть ниже, самый знаменитый призыв к мировой революции: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», продублированный на языках союзных республик. Образ, запечатлённый на гербе, лучше всякого другого плаката говорит о намерениях большевиков, намерениях, которым не суждено было сбыться.

Музыкальная сегмент той части советской пропаганды, что была связана с идеей мировой революции, в основном занят маршами и военными песнями. Здесь стоит вспомнить легендарную композицию «Белая Армия, черный Барон»[119] (музыка: Самуил Покрасс, Слова: П. Григорьев, 1920 г.), где присутствуют такие строки:

«Белая армия, чёрный барон

Снова готовят нам царский трон,

Но от тайги до британских морей

Красная Армия всех сильней.

Мы раздуваем пожар мировой,

Церкви и тюрьмы сравняем с землёй.

Ведь от тайги до британских морей

Красная Армия всех сильней!».

Позднее в песню были добавлены:

«Бедный китаец, несчастный индус

Смотрят с надеждой на наш союз,

Ведь от тайги до британских морей

Красная Армия всех сильней!».

Примером не военной, а «общереволюционной» песни, где затронута тема «мировой революции», может служить песня «На штыки» (слова П. Орешина, музыка И. Шведова, 1918-1919гг.):

«На штыки под набат и пожар!

Мы земной опрокинули шар.

Мы заводов гремящих сыны,

Мы в крови, мы в огне, мы черны.

Плавим землю, как старый чугун,

На кострах всенародных коммун.

Под пятою всесветный банкир,

На штыках коронованный мир...

Мы, народы всех наций и стран,

Бьем победы труда в барабан!

На борьбу мы с заклятым врагом

Всенародно, всемирно идем…»[120].

Поэзия в означенный период также пополнилась произведениями, ценными как для культуры и искусства вообще, так и для красной пропаганды – в частности. Как тут не вспомнить «певца революции» В. В. Маяковского. В качестве примера приведём здесь его стихотворение «III Интернационал» (1920г.), где есть такие строки:

«…Мы идем.

Рабочий мира,

слушай!

Революция идет.

Восток в шагах восстаний.

За Европой

океанами пройдет, как сушей.

Красный флаг

на крыши ньюйоркских зданий.

В новом свете

и в старом

ал

будет

Третий

Интернационал.

Мы идем.

Вставайте, цветнокожие колоний!

Белые рабы империй -

встаньте!

Бой решит -

рабочим властвовать у мира в лоне

или

войнами звереть Антанте»[121].

У Маяковского есть и такие слова: «Крепи у мира на горле пролетариата пальцы!»[122].

Сила образа неотвратимой поступи революции – следствие чрезвычайных надежд на её свершение. В то же время было бы неправильно обойти вниманием обратную сторону этой поступи. А. Блок в тот же период создал не пропагандистскую, но всё же отмеченную влиянием идеи мировой революции знаменитую поэму «12», где присутствуют такие слова:

«Мы на горе всем буржуям

Мировой пожар раздуем,

Мировой пожар в крови -

Господи, благослови!»[123].

Приведённые (Исходя даже такого малого количества) примерыов можно заключить о крепчайшем переплетении в пропаганде и области искусства советской страны, непосредственно связанной с пропагандой, элемента ожидания мировой революции и связанных с ним надежд на жизнь в новом, лучшем, чем старый, мире без зла, олицетворявшего капитализм и эксплуатацию. Конечно, здесь был заказ советской власти; однако он не нёс бы такую смысловую глубину и проникновенность, если бы не был в то же время криком, выражением чувств художников, поэтов и музыкантов, творивших гениальнейшие произведения. А вот это уже было выражением подлинно народных надежд на революцию и её мировой характер, которые оказались более устойчивы, нежели надежды советской элиты, рухнувшие в течение первой половины 20-х годов.

Тем не менее, на основании всего вышесказанного можно сделать определённое заключение о том, советская элита прилагала огромные усилия для воплощения своих целей, что ясно говорит о чрезвычайной для неё важности идеи мировой революции и естественным нежеланием расставаться с ней.

Однако надеждам на мировой коммунистический пожар не суждено было сбыться. За исключением Советской России и Монголии нигде больше советскому правительству не удалось удержаться у власти. Это, в свою очередь, стало вторым катализатором для идеологического кризиса внутри партии и последующего поиска новых ориентиров и идейных установок. Вот о них и будет идти речь в следующей главе.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2035 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Ваше время ограничено, не тратьте его, живя чужой жизнью © Стив Джобс
==> читать все изречения...

2265 - | 2207 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.