Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ƒуша сама по себе не бессмертна Еона смертна, но может и не умеретьї111.




¬озникает тема Ђсмерти душиї, которою мы займемс€ в особом разделе. —ейчас же скажем, что Ђсмертьї души не означает ее Ђуничтожимостьї. »менно здесь смысл термина Ђбессмертие душиї.

Ђ ак отделение души от тела есть смерть тела, так отделение Ѕога от души есть смерть души. »менно смерть души есть смерть в насто€щем смысле этого словаї 112, Ч

так писал св€титель √ригорий ѕалама, но это вовсе не значило, что он имел в виду уничтожимость души.

»так, душа не вечна, но бессмертна. ” души есть начало быти€, но нет конца. Ѕудучи сотворена Ѕогом, она уже не уничтожима. ѕричем ее бессмертие принадлежит ей не по природе, а по дару “ворца, хот€ одни св€тые отцы, как мы видим, называют ее Ђбессмертной сущностьюї (св€титель јфанасий и св€титель √ригорий Ќисский), а другие называют бессмертие Ђсосто€ниемї (св€титель јфанасий) или Ђсвойствомї (преподобный ћаксим »споведник).

Ѕессмертие имеет, как мы увидим далее, два значени€. ѕервое Ч онтологическое бессмертие, в смысле неуничтожимости. «десь все отцы единодушны. ¬торое Ч бессмертие как духовное состо€ние сопребывани€ с Ѕогом, в отличие от духовной смерти Ч разрыва души с Ѕогом.

¬ажно понимать, что бессмертие души как догматическое учение имеет следствием важнейшие антропологические положени€ о посмертной участи тела, его воскресении, об облике души после телесной смерти и т.д. “ак, кстати, нельз€ говорить о Ђвоскресении душиї или Ђдушї: что не умирает, то и не воскресает.

5.5.2. ƒуша после смерти

ѕосмертна€ участь души Ч дл€ православной антропологии не менее интересна€ тема, чем дл€ обыденного сознани€. ѕоследнее обильно суевери€ми, мифами, легендами и даже анекдотами, составл€ет значительную часть фольклора многих народов. ћногие еретические учени€ сложены о Ђзагробномї мире человеческих душ. ќсобенно богаты этим, естественно, €зыческие религии. Ўироко известны культы усопших. ƒл€ их душ создавались целые Ђхрамыї (пирамиды, пещеры, курганы и т.п.) с едой и питьем, с вещами и украшени€ми, с кон€ми и женами (которых тоже умерщвл€ли).

ѕрежде всего православие утверждает, что после смерти душа не тер€ет своих свойств разумности и духовности:

Ђ»так, душа, посто€нно пребыва€ с тех пор, как по€вилась, и существу€ благодар€ Ѕогу, который сотворил ее такой, всегда мыслит и умозаключает... как сама по себе, так и вместе с телом, и как чрез самое себ€, так и чрез свое естество. Ќе найдетс€ причины, могущей разлучить душу с тем, что принадлежит ей по естеству, а не благодар€ телу, после разрушении сего последнегої 113, Ч

свидетельствует преподобный ћаксим »споведник. Ќам особенно важно отметить, что сохранность, Ђинтеллигибельностьї (как говорит ј. ѕозов) души принадлежит ей Ђпо естествуї. ƒуша не тер€ет своей разумности, но Ђмыслитї. ƒругой вопрос: как она Ђмыслитї? ¬едь мышление разнообразно по своим формам.

 онечно, нельз€ допустить, что душа сохран€етс€ неизменной после разлучени€ с телом. —коль важно вли€ние телесного, сколь велико благоприобретенное от навыков, привычек и воспитани€, столь же значимо и расставание со всем, что имеет значение только в телесном.¬еро€тно, что и зрение, и пам€ть, и мышление станов€тс€ отчасти другими, но остаютс€ в душе Ђпо естествуї. ¬от как это понимал св€титель √ригорий Ќисский:

”мна€ природа души и в стечении элементов усматриваетс€, и по расторжении их не выдел€етс€, но в них пребывает, и, продолжа€сь при их разделении, не прерываетс€ и на части по числу элементов не дробитс€ї114.

Ёта неизменность духовных свойств про€вл€етс€ в том, что душа помнит и знает себ€. »ными словами, после смерти не исчезает самосознание, но мы ничего (пока) определенного сказать не можем о сохранении сознани€ и св€занных с ним самоидентификации, рефлексии, саморепрезентативности и других его свойствах (чисто психологических пон€тий). ƒуша помнит себ€ и то, что с ней было, но иначе, чем в теле и до смерти.

”часть души после разлучени€ с телом св€зана с ее духовно-нравственным состо€нием. √решна€, порочна€ душа не видит Ѕога, лишаетс€ причасти€ —в€того ƒуха, и это называетс€ Ђсмертьюї души:

Ђ ак отделение души от тела есть смерть тела, так отделение Ѕога от души есть смерть души. »менно смерть души есть смерть в насто€щем смысле этого словаї 115.

(—в€титель √ригорий ѕалама)

Ќаоборот, души осв€щенные, очищенные приобщаютс€ к созерцанию Ѕожественной —лавы, приближаютс€ к Ѕогу, к блаженству, к сладости.

Ђ¬с€ка€ душа добра€ и боголюбива€, когда, отрешась сочетанного [с ней] тела, удалитс€ отсюда, тотчас приходит одновременно и в чувствование, и в созерцание ожидающего ее благаї 116.

(—в€титель √ригорий Ѕогослов)

—разу после смерти (телесной) душа уноситс€ в духовный мир, и не сама, но по воле Ѕожией и при помощи ангелов.

ƒуша исходит из тела и приближаетс€ к ангелам; и ангелы, вид€ исход€щую душу непорочной, радуютс€ и, простира€ одежды свои, приемлют ее. “огда ублажают ее ангелы, говор€: ЂЅлаженна ты, душа, ибо в тебе исполнилась вол€ Ѕожи€ї117.

(јвва «осима)

Ђ“огда душа исходит из тела и приветствуют ее ангелыЕї 118

(ќн же)

Ђ огда душа выйдет из тела, шествуют с нею ангелыї 119.

(авва »саи€)

≈сли же душа порочна, тогда завладевают ею демоны. ¬от что говорит преподобный ћакарий ≈гипетский:

¬с€кий раз, когда душа выйдет из человеческого тела, совершаетс€ там велика€ тайна. ≈сли повинна будет в грехах, приход€т сонмы демонов... приемлют душу ту и удерживают в своей части... ќ благой же части должно уразуметь, что дело обстоит так... когда [праведные] исход€т из тела, души их приемлютс€ сонмами ангеловї120.

¬ажно подчеркнуть, что душа не остаетс€ подле тела или где-то р€дом (мысль эта очень свойственна обыденному сознанию и многим суевери€м) но тотчас после смерти удал€етс€ от тела и вообще от земной жизни. ¬от что говорит ќриген:

»исус] узнал, что ќн услышан [ќтцом], ибо в духе ощутил, что возвратилась душа Ћазар€ в тело его, отпущенна€ из страны душ. Ќе должно думать, что душа после исхода находилась при теле и, как пребывающа€ подле, скоро услышала воззвавшего »исуса... ≈сли же кто допустит такое относительно души Ћазар€ и сочтет удаление души от тела нелепостью, поскольку она [-де] помещаетс€ близ тела, пусть скажет, как »исус услышан был ќтцом, когда и тело Ћазарево все еще оставалось мертвым, и душа, хот€ и отлучилась... пребывала, однако, близ тела. „тобы примирить это [противоречие] пришлось бы сказать, что »исус не был услышан [ќтцом], когда ≈му надлежало быть услышанным, ибо душа водвор€лась в теле... ќн же просил, чтобы возвратилась душа и снова вселилась в телої121.

ј также св€титель »оанн «латоуст:

Ђ¬ыход€щие из тела души н е м е д л € т (разр€дка мо€. Ч ј.Ћ.) здесь, но тотчас же отсылаютс€ї 122.

Ќичь€ душа, освобожда€сь от тела, не блуждает здесь долее... ибо [души] и праведных, и детей... и грешников немедленно отход€т прочь. ј из притчи о Ћазаре и богаче €сно... что невозможно исшедшей из тела душе скитатьс€ здесь... [»наче] каким образом душа, отторгнута€ от тела и от вс€кой [с ним] св€зи ушедша€, узнает без провожатого, куда надлежит ей идти? » из иного многого должно быть известно, что ничь€ душа, выйд€ [из тела], здесь не остаетс€ї123.

“аким образом, православие твердо учит, что возле покойника в его доме, около могилы нет души усопшего. ¬се души наход€тс€ там, куда направл€ет их √осподь. “олько ќн один определ€ет душе место ее пребывани€ до —уда, т.е. до ¬торого ѕришестви€.

—в€титель »риней Ћионский говорил:

ƒуши удал€ютс€ в место, определенное им Ѕогом, и наход€тс€ там, ожида€ ¬оскресени€. ѕосле того воспри€вшие тело и полностью, т.е. телесно воскресшие, пойдут в присутствие Ѕожиеї124.

“ак же учил и «латоуст:





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-24; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 287 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћучша€ месть Ц огромный успех. © ‘рэнк —инатра
==> читать все изречени€...

1337 - | 1288 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.013 с.